«…Нельзя сводить духовный мир маленького
человека к учению.
Если мы будем стремиться к тому, чтобы силы души
ребёнка
были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он
должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с
многогранными интересами, за просами, стремлениями».
В.А.
Сухомлинский
Важное
место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный
механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога
– помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное
направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней
жизни.
Ни
окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной
мере адекватно активизировать процесс социализированности учащихся. Школа же
благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении
ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть
реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение
педагога управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого
обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимо-
действовать с окружающим социумом.
Современные концепции
начального образования исходят из приоритета цели вос
питания и развития личности младшего
школьника на основе формирования качеств
всесторонне развитой личности.
Моя концепция
воспитательной работы «Воспитание социально активной личности в
условиях личностно- ориентированной системы обучения» подра-
зумевает создание
условий для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно,
способствует их творческому самовыражению, культурному росту и
гражданской зрелости.
Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только
физически, психически и т. д., но и социально. Причем
все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только
с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он
«выйдет в боль-
шую жизнь». Качество
этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Основной идеей
организации учебно – воспитательного процесса является идея
целостности.
Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно –
ориентированной системе.
Личностно-
ориентированная система – это гуманистически ориентированное научное
педагогическое создание, которое направляет современный учебно-воспита-
тельный процесс на
развитие, на обновление, что требует нового подхода к его органи
зации, соответствующей
подготовки учителя. Включение педагога в инновационную исследовательскую
деятельность в ходе самообразования, повышение своей педаго-
гической квалификации
даёт ему возможность активизировать свой творческий потен
циал, демонстрировать
на практике высокий уровень владения современными техно-
логиями,
профессионально формировать у учащихся активную жизненную позицию,
организовывать поиск и исследование, использовать наблюдение и диагностику.
Сегодня идеи
гуманизации положены в основу государственной политики в сфе-
ре образования.
Первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса становит-
ся развитие у учащихся
таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не
только комфортно
существовать, но и, преодолевая трудности, создавать качественно новое
социальное пространство. На современном этапе образования начальная школа
переходит к истинно гуманному образованию, обращённому к личности каждого
ребёнка.
Воспитание – это
процесс развития личности ребёнка. Младший школьный воз-
раст – это самый ценный
период, наиболее благоприятный в нравственном становле-
нии личности. Именно в
это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окру-
жающими, осваивает
новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах
поведения, нравственных оценках. В это время происходит естест-
венный всплеск его
творческой активности.
Генеральной целью воспитательного процесса
в условиях личностно – ориентиро-
ванного воспитания является создание системного
подхода к воспитательной деятель-
ности, где прослеживается взаимосвязь компонентов
педагогического процесса, как
на уроках, так и во внеурочное время, что приводит
к целостному развитию личности
учащегося, создание условий для самоактуализации,
самореализации, самоутвержде-
ния личности учащегося, учителя, родителя. Это
способствует их творческому само-
выражению и росту, проявлению неповторимой
индивидуальности, гуманизации де-
ловых и межличностных отношений в коллективе.
Только целостный методологический подход к
конструированию процесса обуче-
ния и процесса воспитания при их взаимопроникновении
может способствовать все-
стороннему личностному развитию, формированию
социально активной жизненной
позиции младшего школьника.
На пороге третьего тысячелетия в мировой и
отечественной педагогической куль-
туре уверенно набирает силу гуманистически
ориентированное научное педагогичес
кое сознание, которое направляет современный
учебно – воспитательный процесс
на обновление. Успешное развитие и модернизация
образования и воспитания как
никогда зависят от творчески работающего
педагога. «В душе каждого ребёнка есть
невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.