Главная / Директору-завучу / Концепция профориентационного образования в школе

Концепция профориентационного образования в школе

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МОУ «БИШКИЛЬСКАЯ СОШ»

ЧЕБАРКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НА 2014-2016 ГОДЫ



  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция профориентационной работы МОУ «Бишкильская СОШ» на 2014-2016 годы определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с обучающимися образовательной организации (далее именуется - Программа). Концепция разработана в целях систематизации и координации профориентационной работы в МОУ «Бишкильская СОШ».

Основой для разработки Концепции являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 27.12.2012) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";

  • Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015

  • годы";

  • Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 30.10.1996 № 1186);

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р);

  • Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной

ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

  • Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д) «Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости»;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783);

  • Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год (Письмо Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51- 157 ин/13-03);

  • Постановление Губернатора Челябинской области от 11.10.2011 № 369 "Об областном Совете по кадровой политике".



  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образование следует понимать как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Однако практика показывает, что при подготовке кадров интересы человека, общества, государства не всегда совпадают. Так в Челябинской области (по данным службы занятости) 40% выпускников государственных и 90% коммерческих ВУЗов имеют специальности гуманитарной направленности, тогда как на 73% заявленных вакансий требуются рабочие и специалисты технических специальностей.

Молодые люди стремятся получать специальности, связанные со сферой экономики, юриспруденции и государственного управления с начала 90-х годов. Выпуск специалистов в области экономики и управления увеличился за последние годы в 7 раз, специалистов гуманитарно-социальных специальностей - в 3,3 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда Челябинской области.

Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники ВУЗов с трудом устраиваются на работу, трудятся не по полученной специальности.

Резкое сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, низовые должности (рабочие профессии) молодежь мало интересуют, а на уровне среднего руководящего состава образовался вакуум.

Сложившаяся ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников. Следовательно, образовательным организациям необходимо открывать такие специальности, которые будут востребованы на рынке труда.

В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их, а не просто повышать свой культурный уровень в процессе обучения.

Результаты мониторинга МОУ «Бишкильская СОШ» показывают определенные изменения в пользу технических специальностей, однако остаются весьма неутешительными:

  • 60 % выпускников 11 класса учатся в ВУЗе, из них 67% по специальностям гуманитарного направления, 33% выбирают технические специальности;

  • 56,4% выпускников (9 и 11 классов) обучаются по программам среднего профессионального образования, и только 31% связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии;


В данной ситуации даже открытие технических специальностей и увеличение плана набора на них не решит в полной мере обозначенную проблему, поскольку открываемые специальности могут оказаться не востребованными.

Проблема может быть разрешена:

  • если система профориентационной работы МОУ «Бишкильская СОШ» будет обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией в условиях территориального проживания;

  • если школа будет ориентирована на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно понимающей ценность образования для своего личностного и профессионального развития, ясно представляющей спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов;

  • если в результате образовательного процесса, построенного сообразно динамике возрастного развития, учащийся будет обладать соответствующими компетентностями, определенным социальным опытом, умениями делать осознанный выбор (на уровне имеющейся информации и опыта) и нести ответственность за него, успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;

  • если выпускник школы будет уметь учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда.

Таким образом, решение обозначенной проблемы требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности - формирование профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют и условия перехода общеобразовательной школы к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Процесс профессионального самоопределения школьников должен начинаться еще до поступления ребенка в 1 класс. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии (специальности) в соответствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности, и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию.

Чтобы профессиональный выбор был сделан правильно, в процессе профессионального самоопределения школьники, осуществляя

«профессиональные пробы», должны также научиться:

  • определять выгоду и издержки профессии (специальности), находить аргументы «за» и «против» нее;

  • видеть перспективы и планировать свою дальнейшую профессиональную карьеру с учетом этих перспектив;

  • выбирать образовательную траекторию с учетом возможности получения определенного уровня образования поэтапно.

В этой связи профессиональное самоопределение следует понимать как процесс полноценного личностного развития учащегося, наличие развитых интересов, способностей, высокого уровня самосознания.

Сущность профориентационной работы должна заключаться в формировании неких универсальных качеств личности, позволяющих ей осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть ответственной за свой выбор, и при этом быть профессионально мобильной.

Профориентацию (в широком смысле слова) следует понимать как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, основанную на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

При организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии» с раннего возраста. При проектировании профориентационной работы следует учитывать, что профессиональное самоопределение играет важную роль не только на этапе вступления человека в трудовую деятельность, но и на этапах его дальнейшего профессионального развития.

Самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс можно рассматривать под разными углами зрения:

  • как серию задач, которые ставит общество перед личностью - социологический подход;

  • как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе - социально-психологический подход;

  • как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность - дифференциально­психологический подход.

Профессиональное самоопределение не только длительный, но и динамичный процесс, имеющий определенную структуру, которая складывается из серии выборов, совершаемых человеком на определенных этапах своей жизни. Своеобразие выборов обуславливается наследственными факторами, влиянием среды, воспитанием, накопленным опытом, т.е. совокупностью социальных и психологических воздействий и испытаний, переживаемых субъектом на этапах своего развития. Создавая условия для профессионального самоопределения (профессионального созревания) личности следует учитывать степень и характер влияния на профессиональный выбор этих факторов.

Эффективности процесса профессионального самоопределения способствует также строгая преемственность всех воспитательных воздействий, проводимых с учетом возрастных особенностей на каждом очередном этапе профессионального самоопределения школьников. Эта преемственность должна обеспечиваться индивидуальными планами личностного развития и профессионального самоопределения и планами профориентационной работы в школе. Функция профориентатора при этом должна заключаться как в оказании помощи школьникам в разработке этих планов, так и в содействии их выполнению.

Настоящая Концепция является документом, регулирующим профориентационную деятельность МОУ «Бишкильская СОШ» и обеспечивающим поддержку молодежи, нуждающейся в профессиональном самоопределении, для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.

Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах детей с учётом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Чебаркульского муниципального района и Челябинской области.

Концепция направлена на создание системы профориентационной работы в МОУ «Бишкильская СОШ», располагающей потенциалом, необходимым для развития у детей и подростков мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни.



  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОУ «БИШКИЛЬСКАЯ СОШ»

В основу профориентационной работы МОУ «Бишкильская СОШ» положены следующие принципы, которыми должны руководствоваться все участники профориентационной работы:

  • Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности-способности.

  • Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии). Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

  • Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

  • Принцип развития. Ориентация учащихся на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

  • Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.

  • Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с 1 по 11 классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.

  • Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами: семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы, в результате чего осуществляется согласование интересов личности, общества и государства при определении личностью своего профессионального пути.

  • Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к

проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

  • Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

  • Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы, с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.

При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности.



  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Целью профориентационной работы МОУ «Бишкильская СОШ» является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях рынка труда.

В рамках стратегии модернизации общего образования основной задачей профориентации является создание в общеобразовательной организации условий для:

  • осознания учащимися своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);

  • осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;

  • определения в самом себе - «что хочу», «что могу», «что буду делать» для подготовки к выбранной профессиональной деятельности;

  • психологической готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху;

  • определения приоритетной модели поведения в ситуациях жизненного и профессионального кризиса.

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:

  • Раннее профессиональное воспитание - формирование позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;

  • Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

  • Профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и предрасположенности личности к тому или иному виду деятельности (профессии).

  • Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.

  • Вовлечение различных социальных институтов в профориентационную работу на всех этапах самоопределения школьников.

  • Социально-трудовая адаптация учащихся.

Основные проблемы, препятствующие полноценной профориентационной работе в Чебаркульском муниципальном районе:

  • Неопределенность целей профессионального самоопределения.

  • Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.

  • Слабая взаимосвязь профориентации со смежными науками и сферами познания.

  • Недостаточное количество часов в школьных учебных планах, отведенных на профориентационную работу.

  • Недостаточная информационная работа с родителями.

  • Недостаточное внимание к профориентационной работе работодателей.

  • Низкая степень включенности различных социальных институтов в профориентационную работу на ранних этапах профессионального созревания личности.



  • ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить:

Первый этап (пропедевтический) - школьники с I по IV классы.

Цель этапа: формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности.

Занятия по разработанной программе проводятся в общеобразовательной школе учителями начальных классов (профпросвещение).

Второй этап (поисково-зондирующий) - школьники с V по VII классы.

Цель этапа: формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

На этом этапе учащиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с предполагаемой сферой профессиональной деятельности) и организовывается психологическое сопровождение их самопознания.

Консультации и занятия проводятся на базе общеобразовательной организации учителями и специалистами различных сфер профессиональной деятельности в соответствии с разработанной программой, учитывающей возрастные особенности учащихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий.

Третий этап (ориентирующий) — школьники с VIII по IX классы.

Цель этапа: определение школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования.

На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся научились соотносить общественные цели со своими идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению.

В результате полученных консультаций и посещенных занятий (на базе школы (при наличии соответствующих условий)) учащийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории (образовательная организация среднего профессионального образования (ОО СПО); образовательная организация высшего образования (ОО ВО)).

Четвертый этап (завершающий) - учащиеся Х-Х1 классов.

Цель этапа: формирование значимых для профессионального

самоопределения компетентностей.

На этом этапе осуществляется коррекция и реализация образовательно­профессиональных планов, в том числе углубленное изучение дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов оценки своих образовательных достижений.

Консультаций и занятия проводят учителя и специалисты различных сфер профессиональной деятельности в соответствии с разработанной программой, которая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, задатков, способностей и возможностей обучающихся.

Круг привлекаемых к профориетационной работе лиц на каждом названном этапе может быть расширен, поскольку отдельные мероприятия, проводимые по плану профориетационной работы, могут быть осуществлены с запланированным качеством только специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

В идеале каждый человек должен проходить все эти этапы профориентации. Однако это не всегда получается. Но чем позже начнется процесс профориентации, тем выше вероятность совершения субъектом ошибки при выборе им будущей профессии.



  • ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

В практике решения профориентационных проблем используются следующие группы методов: информационно-просветительские, диагностические, тренинговые и консультационные.

Информационно - просветительские методы:

  • работа со справочной литературой;

  • работа в информационно-поисковых системах;

  • работа со средствами массовой информации;

  • реклама профессий (агитация);

  • экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности;

  • посещение образовательных организаций в рамках Дня открытых дверей;

  • посещения ярмарок вакансий;

  • посещение специализированных выставок;

  • познавательные и просветительские лекции;

  • профориентационные уроки;

  • показ учебных фильмов и видеофильмов;

  • участие (присутствие) в конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях профориентационной направленности.

Диагностические методы:

  • беседы закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

  • открытые беседы;

  • тестирование (с применением опросников с обозначенными проблемами и тестовых заданий) с целью определения особенностей личности, познавательных интересов, профессиональной мотивации, профессиональных предпочтений, профессиональных способностей;

  • методы наблюдения;

  • использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;

  • психофизиологические обследования.

Тренинговые (активные) методы:

  • тренинги (направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);

  • публичные выступления;

  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

Консультационные методы:

  • Подготовительная профконсультация (должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется в течение всего периода школьного обучения).

  • Завершающая профконсультация - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. Выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогический, медицинский и справочный.

  • Уточняющая профконсультация (нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, на предприятиях и т.п.).



  • ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства, что позволяет считать ее общественной проблемой. Решая проблемы согласования интересов человека, общества, государства, профориентационная работа, с одной стороны, должна в полной мере обеспечивать процесс профессионального созревания личности, с другой стороны, она должна быть ориентирована на обеспечение экономики Чебаркульского муниципального района специалистами различных сфер деятельности. Чтобы обеспечить достижение такого результата, необходимо, чтобы деятельность всех участников профориентационной работы была организована и управляема. Этого можно достичь, если организационная структура системы профориентационной работы обеспечит координацию действий всех участников профориетационной работы:

  • учащегося;

  • его семьи;

  • педагогических работников школы, ответственных за профориентационную работу;

  • педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, заинтересованных в наборе на обучение по профессиям и специальностям, реализуемым в образовательных организациях;

  • работодателей и чиновников, заинтересованных в экономическом развитии Чебаркульского муниципального района;

  • службы занятости, заинтересованной в трудоустройстве незанятого населения.

Предлагается следующая организационно-управленческая структура профориентационной работы в МОУ «Бишкильская СОШ» с учетом Концепции профориентационной работы в Чебаркульском муниципальном районе:

Администрация Чебаркульского муниципального района, Управление образования администрации Чебаркульского муниципального района, служба занятости, работодатели.

Основные функции:

  • организация системы профессионального самоопределения учащихся и воспитанников, их профессиональной и трудовой адаптации;

  • определение основных направлений работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников, с учетом мониторинга образовательных предпочтений школьников и потребностей рынка труда;

  • разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников;

  • выявление и обобщение, распространение передового опыта, издание научно-популярной, справочной и другой литературы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников.

Общеобразовательная организация (МОУ «Бишкильская СОШ»).

Основные функции:

  • профориентационное сопровождение трудового воспитания (кружки, профпросвещение);

  • информационно-справочная и просветительская деятельность, работа с родителями);

  • морально-эмоциональная поддержка, сотрудничество с центрами;

  • участие школьников в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т.п.);

  • проектная деятельность учащихся по созданию проектов личностного и профессионального развития;

  • экскурсионная деятельность по изучению местных ресурсов;

  • использование базы профессиональных образовательных организаций при осуществлении профессиональных проб и проведении уроков технологии и т.п.

Функции образовательной организации должны быть направлены на реализацию единой цели: создание условий для самореализации личности в условиях рынка труда.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Профориентационная работа МОУ «Бишкильская СОШ» должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации.

Эффективность определяется на основе системы целевых показателей, которые позволяют оперативно осуществлять мониторинг хода и результативности решения поставленных задач по ключевым направлениям. Целевые показатели должны соответствовать целям и задачам профориентационной работы в районе и в области. Результатами профориентации являются:

  • повышение статуса рабочих профессий;

  • открытая информационная среда профориентационной работы;

  • обеспечение информированности 100% учащихся и молодежи об региональном и муниципальном рынке труда и перспективах экономического развития области, района;

  • увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;

  • увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы до 100%;

  • увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии до 100%;

  • обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора до 80%;

  • увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов, при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, района в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации до 90%;

  • увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией;

  • увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.

Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям района, региона, общества в целом.













УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Бишкильская

средняя общеобразовательная школа»
__________А.В. Бабанов 
«_ __» _______ 2014 г.



Комплексный план реализации концепции профориентационной работы

МОУ «Бишкильская СОШ»

Управления образования Администрации Чебаркульского муниципального района

на 2014-2016 годы



Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнитель

Нормативно-правовое обеспечение

1

Разработка и утверждение планов профориентационной работы в МОУ «Бишкильсккая СОШ» на 2014-2016 годы

I кв. 2014

администрация

2

Заключение договоров о взаимодействии между МОУ «Бишкильсккая СОШ» и профессиональными образовательными организациями по организации совместной профориентационной деятельности

I - II кв. 2014

директор

Организационно-методические мероприятия

1

Организация встреч обучающихся школы с работниками Центра занятости населения

ежегодно

Заместитель директора по УВР

2

Организация экскурсий на производство с целью ознакомления обучающихся общеобразовательных организаций со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современным оборудованием

ежегодно

Заместитель директора по УВР

3

Разработка и проведение учебных занятий по общеобразовательным предметам, направленных на интеграцию содержания образования с профессиональной деятельностью, в том числе с выходом на производство

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4

Проведение профориентационной акции «Сто дорог — одна твоя»

апрель

2014-2016

Директор, заместители по УВР и ВР

5

Организация встреч родителей с представителями предприятий, профессиональных образовательных организаций, Центра занятости по вопросам профориентации, презентации профессий, востребованных на рынке труда

ежегодно

Заместитель директора по УВР

6

Проведение классных часов и дней профориентации в общеобразовательных организациях

ежегодно

Заместитель директора по ВР

7

Проведение профориентационного анкетирования обучающихся выпускных классов школы

ежегодно

Заместитель директора по УВР

8

Проведение в общеобразовательных организациях Дня выпускника, Дня службы занятости.

ежегодно

Администрация

9

Проведение месячника профориентации по повышению престижа рабочих профессий

ноябрь

2014-2016

Учителя технологии

9.1

Конкурс презентаций для учащихся 8-11 классов по номинациям: «Профессия моей мечты», «Фестиваль профессий»

10

Участие в профориентационных курсах для обучающихся школы «Мой путь к успеху», «В прекрасное далеко я начинаю путь», «Правила выбора профессий», «Мое образование — моя профессия — моя карьера»

ежегодно

Администрация

11

Создание кабинета профориентации в школе (по возможности)

2014

Администрация

12

Участие в работе областных выставок «Образование через всю жизнь», «Индустрия образования»

2014-2015

Администрация

12.1

VII межрегиональная выставка "Образование через всю жизнь. Абитуриент - 2015" (г. Челябинск, Свердловский проспект, 51а, выставочный центр "Мегаполис", куратор выставочного проекта Алена Койфман 8-908-576-29-72, 8(351)755-55-10, 231-37-41)

14-16 октября 2014

Заместитель директора по УВР

Кадровое обеспечение

1

Проведение мониторинга потребности педагогических работников в обучении и повышении квалификации по вопросам профориентационной направленности

2014

Заместитель директора по УВР

2

Участие в совещаниях по проблемам планирования и реализации программ профессиональной ориентации обучающихся школы для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, психологов и социальных работников общеобразовательной организации

ежегодно

Администрация

3

Разработка комплекса мер по совершенствованию методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ежегодно

Администрация

4

Организация курсов повышения квалификации ответственных за профориентационную работу в школе «Планирование профессиональной карьеры»

ежегодно

Администрация

Информационное обеспечение

1

Организация систематических публикаций в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах материалов по профессиональной ориентации

ежегодно

Администрация

2

Приглашение СМИ на проводимые мероприятия профориентационной направленности

ежегодно

Администрация

3

Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по вопросам профессиональной ориентации обучающихся

2016

Администрация

















ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ


Профессиональная ориентация - это система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства и в профессиях.

Мероприятия

Сроки

Ответственные


1

Профессиональное просвещение:




а)ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденция их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах путями получения профессий, особенностямтрудоустройства


в теч.года

Кл.руков-ли


б) совместная работа с Центром занятости населения г. Чебаркуля

Октябрь- Апрель


2

Предварительная профессиональная диагностика

- выявление профессионально значимых свойств

/способностей, склонностей, интересов, ценностных

ориентаций, профессиональных намерений

ноябрь

администрация


а) экскурсии на предприятия: ХПП, железная дорога, Бишкильское лесничество, г.Чебаркуль


В теч. года

Кл. руководители


б) встречи с интересными людьми


В теч. года

Кл. руководители


4 Классные родительские собрания по теме: «Как

помочь выбрать профессию своим детям»

апрель

Кл. руководители


5.Оформление стенда «Куда пойти учиться»

март

администрация


8. Организация занятости старшеклассников в каникулярное время .


лето

Администрация







Концепция профориентационного образования в школе
  • Директору-завучу
Описание:

·                    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Концепция профориентационной работы МОУ «Бишкильская СОШ» на 2014-2016 годы определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с обучающимися образовательной организации (далее именуется - Программа). Концепция разработана в целях систематизации и координации профориентационной работы в МОУ «Бишкильская СОШ».

Основой для разработки Концепции   являются следующие нормативно-правовые документы:

§        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

§        Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

§         Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

§        Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 27.12.2012) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";

§        Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015

§        годы";

§        Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 30.10.1996 № 1186);

§        Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

§        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р);

§        Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении положения о профессиональной

ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

§        Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д) «Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости»;

§        Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783);

§        Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год  (Письмо Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51- 157 ин/13-03);

§       Постановление Губернатора Челябинской области от 11.10.2011 № 369 "Об областном Совете по кадровой политике".

 

Автор Бабанов Андрей Васильевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 28222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓