Главная / Директору-завучу / Концепция по патриотическому воспитанию

Концепция по патриотическому воспитанию



Федеральное агентство по образованию



Рассмотрено: «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании совета Директор ФГОУ СПО

ФГОУ СПО «Кашинский «Кашинский аграрный техникум»

аграрный техникум» ________________Е.С.Львова

Протокол №_______










КОНЦЕПЦИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»

на 2011-2015 годы









Составила: заместитель директора

по воспитательной работе Борисова М.С.









171640 РФ, г.Кашин, Тверской области ,ул.И.Константиновой,1;

Тел/факс: 8(48234)2-15-47; e-mail: katedu@kashin.ru

www.агротехникум.рф


Содержание:


1.Концептуальная часть

1.1 Выбор, обоснование, актуальность проблемы 3

1.2 Основные принципы патриотического воспитания студентов ФГОУ СПО « Кашинский аграрный техникум » 5

2. Основные идеи, цели, задачи концепции 7

3. Основные направления патриотического воспитания 11

4. Реализация концепции патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» 15

5. Практическая реализация концепции «Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011 - 2015 годы» 16

6. Система внутритехникумовского управления по реализации концепции«Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011-2015 годы» 22

7. Реализация концепции патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» 24

7.1 Создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания 24

7.2 Совершенствование деятельности педагогического и студенческого коллективов техникума в области патриотического образования и воспитания студентов 25

7.3 Создание системы мероприятий педагогического и студенческого коллективов по совершенствованию процесса патриотического образования и воспитания студентов 25

7.4. Осуществление деятельности студенческого коллектива с

общественными объединениями и организациями в интересах

патриотического образования и воспитания студентов: 26

8. Ожидаемые результаты 27

9. Перспективы дальнейшего развития 28












1.Концептуальная часть.


1.1. Выбор, обоснование, актуальность проблемы.


Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современного воспитания и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития студент постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, техникуму, народу.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из студента, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Именно поэтому в современного воспитания необходимо усилить внимание к региональному компоненту как одному из методов патриотического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира.

Патриотическое воспитание имеет сложную динамичную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга);

  • операционный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.);

  • волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

  • оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса патриотического поведения).

В настоящий момент возникла насущная необходимость педагогической практики в разработке новых моделей и программ патриотического воспитания, объединяющих познание окружающего мира с воспитанием студентов в целостный процесс формирования цивилизованной, нравственной личности патриота-гражданина.



Рис 1. Компоненты динамичной структуры

патриотического воспитания


hello_html_m34bec8c1.gif


Концепция патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в техникуме; массовую патриотическую работу, организуемую не только техникумом, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.

1.2 Основные принципы патриотического воспитания студентов

ФГОУ СПО « Кашинский аграрный техникум ».



Процесс патриотического воспитания, как и другие виды деятельности, в ФГОУ СПО « Кашинский аграрный техникум » организуется и функционирует на основе исходных положений идей, отражающих закономерные связи и отношения между субъектами и объектами, включенных в данный процесс. Эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитания зависит от умелого использования педагогических технологий в воспитательной работе.

Основными принципами патриотического воспитания в ФГОУ СПО « Кашинский аграрный техникум » являются:

  • единство сознательного и бессознательного, естественного и целенаправленного воспитания - патриотического воспитания в широком и специальном смысле слова. Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни и бытия человека осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма как устойчивой личностной подструктуры являются бессознательные глубинные переживания человеком любви, и привязанности к своей культуре и своему народу, своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды его обитания. Это - патриотическое воспитание в широком смысле слова. Естественно развивающиеся, бессознательные чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом сознательной рефлексии и осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это - патриотическое воспитание в специальном смысле слова как система целенаправленного воздействия;

  • системный характер патриотического воспитания. Системность как принцип патриотического воспитания включает: во-первых, системное понимание структуры патриотизма как высшей духовной подструктуры личности, во-вторых, системный подход в организации воспитательного процесса. Патриотизм не исчерпывается отождествлением себя с одним из компонентов естественной для человека среды его обитания, рассматриваемым как самостоятельный, в отрыве от его духовного смысла, будь то территория, климатические условия, язык или привычный хозяйственно-бытовой уклад. Родина предполагает наличие определенной территории, климата, языка, но взятые сами по себе они еще не составляют Родину. Не определяется патриотизм и формальным гражданством человека. Можно числиться гражданином страны, но не любить ее, не быть ее патриотом. Все указанное - лишь предпосылка для формирования патриотических чувств, но еще не они сами. Патриотизм возникает там и тогда, когда человек усваивает указанные предпосылки, превращая их из внешних условий своего бытия во внутренние, глубинные побудители своего поведения и мировосприятия, в высшие, базовые личностные ценности. Любовь к Родине становится в этом случае одним из смысл о образующих факторов жизнедеятельности человека, побуждает человека к соответствующему поведению. Таким образом, речь идет именно о высшем типе любви - любви духовной, включающей не только смутные ощущения комфорта, связанные с пребыванием в естественной для человека среде, но и осознание, прежде всего, ценностей и достоинств объекта своей любви, ориентирующего человека на их защиту и преумножение. Патриотизм составляет связанную, системно организованную совокупность качеств и психических состояний человека;

  • необходимость сохранения принципа разнообразия. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна, характеризующаяся, в отличие от западных развитых стран, коллективистическим типом культуры. В силу объективно сложившихся особенностей исторического бытия нашей страны возрождение упрощенного "унифицированного" патриотизма обречено, по меньшей мере, на неэффективность со всеми вытекающими от этого отрицательными последствиями как духовно-нравственного, так и социально-политического характера. В этой связи, говоря о патриотизме в современных условиях, иметь ввиду под этим понятием, с одной стороны - любовь и преданность своему многонациональному Отечеству, олицетворяемому в федеративном государстве, которое на общегосударственном уровне отстаивает и защищает национальные интересы (экономические, политические, безопасности) и культурную самобытность всех народов нашей страны как целостного российского суперэтноса; с другой - сохранение культурной самобытности каждого этноса, входящего в состав Российского государства;

  • адресность воздействия в систем патриотического воспитания. Эффективность патриотического воспитания в значительной степени определяется его целевой, адресной направленностью, учитывающей реальное состояние объекта воздействия, его место и позицию в обществе и в соответствии с этим осуществляющей отбор и использование адекватных объекту методов и средств воздействия;

  • необходимость управленческих преобразований, как механизма решения проблемы патриотического воспитания.



2. Основные идеи, цели, задачи концепции

«Патриотического воспитания и образования студентов

ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2007-2010 годы»



Основная идея концепции патриотического воспитания и обучения студентов заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания и обучения студентов, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания.

  2. формирование патриотических чувств и сознания студентов на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли г. Кашина в судьбах России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свой техникум.

  3. воспитание личности гражданина-патриота России, г.Кашина, способного встать на защиту интересов страны, города.

  4. формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программой определена последовательность решения

комплекса поставленных задач.


Патриотическое воспитание как целостная, но, в то же время, весьма сложная социально-психологическая система включает три основных аспекта:

- когнитивный (знания, представления);

- эмотивный (отношение, чувства);

-поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственные действия):

В соответствии с этим определяются три группы основных задач патриотического воспитания:

в области когнитивной - ориентация системы образования и воспитания, средств массовой информации, пропагандистского аппарата государства на формирование у российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России, о самоотверженной борьбе русского народа за сохранение суверенитета и государственной независимости страны, о подвигах наших патриотов-соотечественников, как в прошлом, так и в настоящее время. Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, необходимо включать студента в процесс патриотического воспитания с момента его поступления в техникум, используя для этого доступный, наглядный материал.

Техникум, опираясь на отечественные учебные пособия, классическую литературу и искусство призван формировать у студентов глубокие знания об истории и культуре России, их значительной роли в мировой истории, науке, военном деле, культуре и др.

В связи с этим необходимо проведение тщательной экспертизы учебников на предмет их соответствия задачам патриотического воспитания, использование разнообразных методов воздействия - информирования, убеждения, внушения, применение наиболее эффективных психолого-педагогических воспитательно-образовательных технологий.

Целесообразно пресекать откровенно "антироссийские" программы, унижающие чувства и достоинство народа. Учитывая чрезвычайно высокую популярность телевещания и его огромное влияние на умы и сердца людей, а также принимая в расчет новые тенденции, появившиеся в последние годы в этой области, в техникуме создана специальная телевизионная студия патриотического воспитания «Сту@день» и регулярно выпускается студенческая газета «Техникум - CITI »

в области эмотивной - формирование у студентов патриотические чувства - любовь к Родине, гордость за ее богатейшую, высоко духовную культуру и историческое прошлое, оптимистические настроения относительно перспектив развития России и творческих созидательных возможностей российского народа. Необходимо противодействовать, в равной степени, как идеям национальной исключительности, мессионизма России, особого пути ее развития в отрыве от общецивилизационного движения, так и попыткам сформировать у наших людей чувство виноватости за свое историческое прошлое, за, якобы, имперский характер политики страны; внушать им мысль о, будто бы, культурной отсталости русского народа от "передовых" стран. Всемерно и объективно показывать позитивный вклад России во все времена в мировую историю, науку, культуру и другие сферы жизни мировой цивилизации. Важно восстановить связи духовного развития современного общества с историческим бытием страны. В результате в настоящий период в подавляющей массе граждане страны дезориентированы в духовно-ценностном аспекте: имеет место размытость и неопределенность национального самосознания и национальной самоидентификации; распространены настроения и мнения о "ненормальности", "нецивилизованности" и "некультурности" России, о необходимости, "учиться и жить, и мыслить" у западных стран, внушается идея о связи исторических перспектив развития России с ее вступлением в "цивилизованный мир". Важно помочь людям осознать единство и, одновременно, многообразие исторического прошлого России, преемственность культурных традиций, их безусловную ценность как основания развития современной культурной и общественно-государственной жизни.

Большую роль в духовном возрождении России, в утверждении в общественном сознании идей государственности и патриотизма играют традиционные религиозные конфессии, способствующие развитию в обществе нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей, рассматривающие служение Родине как высший духовный долг и предназначение человека. Современная ситуация с состоянием национального самосознания народа характеризуется глубоким разрывом с многовековой историей страны: около четырех поколений граждан жили в условиях воинствующего атеизма и отрицания духовно-нравственных, в том числе и религиозных ценностей, связанных с тысячелетним бытием и самосознанием своего Отечества. Восстановить церковь в ее исконной функции - как важного воспитательного ресурса общества, его консолидации - значит, сделать важные шаги по развитию патриотических начал в самосознании народа. С этой с целью в нашем техникуме разработана и введена в образовательные программы дисциплина, « Религиоведение», направленная на выполнение двух основных функций в патриотическом воспитании подрастающего поколения: с одной стороны - на восстановление связи с тысячелетним духовно-историческим бытием страны и культуры, преодоление разрыва в исторической памяти и национальном самосознании народа, с другой - на защиту личности от влияния тоталитарных сект и культов, наводнивших нашу страну и оказывающих разрушительное влияние на духовное развитие и физическое здоровье человека;

в поведенческой сфере - формирование у людей общественно-ориентированных форм поведения, установки, готовности при выборе образа действия ориентироваться не только; на свои личные интересы, но и учитывать интересы общества, государства, отстаивать и защищать их, как свои собственные. Способность действовать, руководствуясь надличностными, общественно значимыми целями и ценностями - критерий сформированности патриотизма как устойчивой подструктуры личности - мировоззрения и морального регулятор, поведения. Этому предшествует переход от знания о достоинствах и ценности объекта патриотических чувств и развития глубоко личностного, позитивного отношения к нему, к формированию патриотических убеждении как основы мировоззрения, привычки через призму этого мировоззрения воспринимать, оценивать все социальные события и реагировать на них, и, наконец - к возникновению установки, детерминирующей общественно-ориентированное, патриотичное поведение, как естественное и единственно возможное для человека. Для успешной реализации данного аспекта необходимо максимально вовлекать студентов в общественную жизнь техникума через работу в различных структурах Совета студенческого самоуправления и других общественных подразделений Воспитательно-образовательного центра «София» ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»

Формирование в процессе патриотического воспитания взаимосвязанной системы качеств: знания - отношения - убеждения - привычка действовать в соответствии с убеждениями - установка, готовность к деятельности и поведению, ориентированному на интересы Родины, государства - основные задачи патриотического воспитания.









































3. Основные направления патриотического воспитания

Цели и задачи патриотического воспитания студентов достигаются путем системной деятельности педагогического коллектива, профсоюзной организации студентов, совета студенческого самоуправления и других общественных организаций по целому ряду взаимосвязанных направлений через работу Воспитательно - образовательного центра «София» :

Духовно-нравственное целеустремленно на достижение осознания личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений.

Политико-правовое предусматривает формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны, в том числе военной, места и роли Вооруженных Сил Российский Федерации, других воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Оно включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Социокультурное целеустремленно на формирование у личности социально-ориентированных и культурно-эстетических отношений как важнейшего компонента ее общего развития на основе достижений мировой и отечественной цивилизации. Оно включает: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества.

Идейно-патриотическое предполагает усвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает воспитание беззаветной любви и преданность своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитания национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное сосредотачивает усилия на формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах качественного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

  • Военно-социальное целеустремленно на развитие у граждан положительного отношения к органам военного управления и органам государственной власти на основе осознания им результатов создания в воинских и иных коллективах социальных условий и гарантий, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность, реализации установленных законами и иными правовыми актами прав и льгот, стимулирующих стремление к более ответственному и добросовестному выполнению конституционных обязанностей. Это направление включает: своевременное разъяснение законов и других нормативных актов по социальной защите различных категорий населения, изучение и прогнозирование складывающихся социальных процессов в трудовых и иных коллективах, осуществление конкретных мер по социальной защите, соблюдению социальной справедливости в трудовых отношениях и разрешению социально-бытовых вопросов.

Психологическое направление предусматривает формирование у граждан высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, иных психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование важнейших психологических качеств с учетом психологических особенностей различных категорий граждан, каждой личности, индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Направление воспитания на воинских традициях представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Воспитание на традициях включает: активное использование героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, участников боевых действий в вооружённых конфликтах в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой в работе Воспитательно-образовательного центра «София», объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, мировоззренческо-идеологическими основами, принципами, формами и методами воспитания.









Рис 2. Воспитательно-образовательный центр «София»

Основные направления патриотического воспитания




hello_html_75d52616.gif








4. Реализация концепции патриотического воспитания и образования студентов

ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»


Реализация концепции будет осуществляться в два этапа:


На первом этапе предусматривается:

  • проработка организационных основ реализации концепции;

  • создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

  • разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;

  • проведение групповых и общетехникумовских мероприятий, а также активное участие в районных мероприятиях патриотической направленности.


На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.





























5. Практическая реализация концепции

«Патриотического воспитания и образования студентов

ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011-2012 годы»


п/п






Мероприятия






Исполнитель

Срок исполнения

Ожидаемый результат

5.1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания студентов

1.

На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создать календарь победных дней России(в виде презентаций)

Заместит. директора по ВР

В теч года

Создание историко-правовой основы патриотического воспитания

2.

Создать и периодически пополнять картотеку Федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания граждан РФ,

Заместит.

директора

по ВР

Заведующ. библиотек.

В теч года

Нормативно-правовая база государственной политики в области патриотического воспитания


5.2. Музей Боевой и трудовой славы техникума:




1




2.








Подготовить и провести аттестацию музея Боевой славы в соответствии с требованиями Положения об общественных музеях Тверской области


Завершить разработку сборника методических материалов классных часов , посвящённых военно –патриотической тематике.

Зам. дирек.

по ВР,

совет музея, , учителя истории

Зам. дирек.

По ВР,

Классные руководители

В теч года




В теч года

Повышение роли музея в сохранении и развитии у студентов гордости за свою страну, малую родину, техникум, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества.



5.3 Совершенствование деятельности педагогического и студенческого коллективов техникума в области патриотического воспитания студентов

1.

Принять участие в областном конкурсе программ по патриотическому воспитанию в современных условиях

зам. дир.

по ВР

В теч года

Создание условий для активизации методической работы по проблемам патриотического воспитания.

2.

На основе Положения о военно-спортивной игре «Зарница» разработать план подготовки студентов к участию в военно-спортивной игре «Зарница».

Зам. дир. по ВР

В теч года

Совершенствование организации подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница».

3.

На основе Всероссийского сборника нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания внести изменения или дополнения в нормативно-правовую базу техникума (устав, локальные акты и т.д.).

Совет техникума,

зам. директ. по ВР

В теч года

Обеспечение условий для внедрения нормативно-правовых актов в практику патриотического воспитания.

4.

На основе концепции патриотического воспитания граждан РФ разработать формы и методы работы со студентами по вопросам патриотического воспитания студентов.

Педагогич. совет,

зам. директ. по ВР

В теч года

Создание организационной методологической основы патриотического воспитания.

5.

В план работы Совета техникума, педагогического совета техникума вносить вопросы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания студентов в техникуме.

Совет техникума,

педагогич.

совет

В теч года

Мониторинг процессов патриотического воспитания на уровне техникума.

6.

Совершенствование системы по патриотическому воспитанию студентов, готовности их к достойному служению Отечеству на основе региональной программы.

Совет техникума, педагогич.

совет

В теч года

Совершенствование системы патриотического воспитания.

7.

Обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в техникуме.

Директор,

зам. директ.

педагогич.

совет,


В теч года

Распространение опыта патриотического воспитания.

8.

Осуществлять качественную реализацию комплексной программы физической культуры.

Директор,

Преподаватели физической культуры


В теч года

Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания.

9.

Организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития».

Зам. дирек.

по ВР,

классные руководители

В теч года

Повышение квалификации педагогических работников.

10.

Проведение семинаров-совещаний преподавателями -предметниками, реализующими программы патриотической направленности.

Зам. дирек. по ВР, учителя

В теч года

Повышение квалификации пед. работников, расширение возможностей системы образования.

11.

Используя новые компьютерные технологии, организовать учёбу классных руководителей по патриотическому воспитанию студентов.

Зам. дир. по ВР,

В теч года

Распространение передового опыта, совершенствование подготовки кадров.

5.4 Система мер педагогического и студенческого коллективов по совершенствованию процесса патриотического воспитания студентов

1.

Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвящённых 67-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Совет техникума

Совет студенческого самоуправления.

В теч года

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.

2.

Активное участие в конкурсах, фестивалях патриотической песни

Зам дирек. по ВР, педагоги дополнительного образования

В теч года

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию.

3.

Проведение фестиваля песен «И песня тоже воевала!» (ежегодно 23 февраля) среди студенческих групп.

Зам дирек. по ВР, педагоги дополнительного образования кл.руковод.

2 семестр

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию студентов.

4.

Проведение творческих встреч «От всей души» с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Зам. директ по ВР, пед-орг. кл. руковод, совет студенческого самоуправления,

ветераны войны и труда

2 семестр

Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.

5.

Организация книжной выставки по теме «Наша слава и наша память»

Зав библиотекой

2 семестр

Активизация работы по патриотическому воспитанию.

6.

Организация и проведение поэтического конкурса «И помнит мир спасённый».

Зам. директ по ВР, зав. библиотекой.

2

семестр

Активизация творческого потенциала студентов в патриотическом воспитании

7.

Подготовка и участие в районных конкурсах и смотрах, военно-спортивных играх и соревнованиях Постов (на лучший музей Боевой славы; лучшую учебно-исследовательскую работу историков, краеведов и др.).

Зам. директ по ВР, пед-организ ОБЖ, совет студенческого самоуправления

В теч года

Формирование у школьников готовности к вооружённой защите Отечества.

8.

Участие в спартакиаде студентов (в том числе по военно-прикладным и техническим видам спорта).

Зам. директ по ВР, преподаватели физ. культ.

В теч года

Повышение интереса к военно-прикладным видам спорта.

9.

Участие в областных соревнованиях среди ССУЗов по физической подготовке студентов.

Зам. директ по ВР, преподаватели физ. культ..

В теч.года

Совершенствование системы физической подготовки молодёжи к военной службе.

10.

Организация почётного караула у мемориальной доски воинам, погибшим в «горячих точках» выпускникам техникума

Зам. директ по ВР, клубы

В теч.года

Увековечение памяти студентов -воинов.

11.

Участие в районном и областном Дне призывника .

Педагогич. коллектив, студенты

В теч года

Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества.

12.

Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов армии, флота.

Зам. Директ по ВР, преподаватели –предметники, классные руководители

В теч года

Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений.

5.5 Воздействие педагогического и студенческого коллективов техникума на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации

1.

Создание цикла презентаций по знаменательным датам России, а также посвящённых 67 летней годовщине Великой Победы.

Зам. директ по ВР, совет музея преподаватели -предметники.

В теч года

Активизация творческого потенциала педагогического коллектива, студентов.

2.

Разработка и оформление новых композиций музея Боевой и трудовой славы техникума.

Зам. директ по ВР, совет музея, совет студенческого самоуправления

В теч года

Увековечение событий военной истории

3.

Создание видеотеки с тематикой патриотического воспитания.

Совет техникума,

библиотека

В теч года

Создание информационной базы в целях пропаганды патриотического воспитания.

4.

Организация просмотров видеофильмов по патриотической тематике

Зав.библиотеки,

Классные руководители

В теч года

Увековечение событий военной истории

5.

Освещение всех проходящих мероприятий в средствах массовой информации: студенческой газете «Техникум –CITI», сайт техникума www.aгротехникум.рф, телевидение техникума «Студия К@Т», «Кашинский вестник», «Кашинская газета».

Зам. директ по ВР, совет музея, совет студенческого самоуправления

В теч года

Пропаганда патриотического воспитания


5.6. Координация деятельности студенческого коллектива с общественными объединениями и организациями в целях патриотического воспитания студентов

1.

Подготовка и проведение следующих мероприятий:

а) совместное заседание Совета ветеранов и Совета музея, Совета студенческого самоуправления;

б) совместное перспективное планирование работы клубов техникума.

Совет ветеранов, совет музея, совет студенческого самоуправления

1 семестр

Совершенствование деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания студентов.

2.

Подготовка и издание информационного бюллетеня о деятельности и опыте работы музея Боевой славы в области патриотического воспитания.

Зам. директ по ВР, совет музея, клубы

В теч.года

Создание информационной базы.

3.

Организация традиционных встреч ветеранов со студентами, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.

Зам. директ по ВР, совет музея, клубы

В теч.года

Передача молодёжи боевых традиций.

4.

Проведение поисковой работы в соответствии с выполнением программы «Память сердца».

Военно-патриотические клубы

В теч года

Повышение роли авторитета поисковых объединений.

5.7 Формирование методических основ патриотического воспитания студентов

1.

Проведение педсовета на тему «Уровень реализации программы патриотического воспитания студентов».

Зам по ВР, ЦМК,

Зам директора по УВР

1

семестр

Решение проблем патриотического воспитания студентов.

2.

Подготовка и проведение семинара: «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы, взаимодействие».

Зам. директ по ВР,

Классные руководители

2 семестр

Решение проблем патриотического воспитания студентов.


  1. Система внутритехникумовского управления по реализации концепции «Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»

на 2011-2012 годы»


6.1.Задачи внутритехникумовского управления:


  • Создание системы управления, способной на основе формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  • Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения

  • Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций в коллективе.

  • Гибкая организация учебно-воспитательного процесса через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой (интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и творческие работы и т.д.).

  • Разработка и реализация авторских программ.

  • Создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы техникума в период развития, при использовании внутренних и внешних консультаций.


6.2. Управление процессом воспитания:


  • Считать, что воспитывающая деятельность техникума - часть процесса развития системы патриотического воспитания.

  • Создать условия для развития у студентов патриотических чувств и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.

  • Осуществлять педагогическую поддержку при формировании патриотических чувств и сознания студентов на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

  • Ориентировать студентов на общечеловеческие, вечные ценности; овладением знаниями о международном гуманитарном праве, переводом их в личные ценности каждого воспитанника.





6.3. Использовать следующие формы работы, соединяющие обучение и воспитание:


  • Интегрированные уроки.

  • Исследовательские и творческие работы.

  • Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.

  • Участие в научно – исследовательских конференциях, конкурсах.

  • Экскурсии, поездки, походы.

  • Военно-спортивные, спортивные игры, военно-полевые сборы.

  • Создание цикла презентаций, видеороликов, посвящённых 65-летию Великой Победы:

      • Уроки мужества в музее техникума.

      • Хронограф. Исторический календарь знаменательных дат России.
































7. Реализация концепции патриотического воспитания и образования студентов

ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»



7.1 Создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания:



  • Картотека федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания граждан РФ;

  • Календарь Победных дней России;

  • Музей Боевой и трудовой славы техникума:

  • совместный план работы со школами и учреждениями дополнительного образования города по использованию композиций музея Боевой славы;

  • совместный план с советом ветеранов Великой Отечественной войны г.Кашина, комитетом по молодёжной политике, Кашинским краеведческим музеем в целях использования композиций музея Боевой и трудовой славы техникума для увековечения памяти воинов-земляков;

  • сбор материалов по созданию новых экспозиций музея;

  • разработка и апробация системы уроков, связанных с использованием материалов музея;

  • разработка плана подготовки студентов к участию в военно-спортивной игре «Зарница»;

  • План подготовки студентов к участию в областных мероприятиях:

  • Акция «Тверская земля – гордость моя!»;

  • Акция «Обелиск»;

  • Акция « Вперёд к Победе»;

  • Акция « Георгиевская ленточка»;

  • Акция « Боевой листок»;

  • Пост №1;

  • Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу на основе Всероссийского сборника нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания студентов.











7.2. Совершенствование деятельности педагогического и студенческого коллективов техникума в области патриотического образования и воспитания студентов:


  • Разработка форм и методов работы по вопросам патриотического образования и воспитания студентов.

  • Разработка и апробирование преподавателями-предметниками, классными руководителями подпрограмм, планов.

  • Проведение тематических семинаров-практикумов с патриотической направленностью:

  • «Военно-патриотическое воспитание студентов»;

  • «Система краеведческой работы в техникуме»;

  • Проведение тематических педагогических советов по проблемам патриотического образования и воспитания студентов.

  • Регулярные встречи студентов техникума с воинами:

круглый стол «Служба в армии – долг, честь или обязанность»;



7.3 Создание системы мероприятий педагогического и студенческого коллективов по совершенствованию процесса патриотического образования и воспитания студентов:


  • Организация и проведение мероприятий, посвящённых 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне:

  • Разгром немецко-фашистских войск под Москвой, г.Калинином , уроки мужества, классные часы;

  • Сталинградская битва: встреча с участниками названного сражения;

  • Традиционное проведение Дня памяти Героев Советского Союза

  • Участие в районных краеведческих чтениях (конференции) военно-патриотического клуба «Память»;

  • Организация книжной выставки «Наша слава и наша память»

  • Проведение тематических классных часов по военно-тематической тематике.

  • Создание фотовыставки «Вокруг тебя - мир».

  • Организация экскурсий в цикле «Святыни Русской земли».

  • Акция «Пусть хранит Вас святая…»

  • Акция «Открытка ветерану»

  • Акция « Вспомним всех поимённо..»

  • Участие в конкурсе патриотической песни «И песня тоже воевала!».





    1. Осуществление деятельности студенческого коллектива с общественными объединениями и организациями в интересах патриотического образования и воспитания студентов:


  • Разработка перспективного планирования работы военно-патриотических клубов;

  • Участие в мероприятиях , посвящённых Героям Советского Союза , кашинцев ;

  • Участие в Районном и Областном Дне призывника;

  • Участие в мероприятиях Центра патриотического воспитания г.Тверь;




































8. Ожидаемые результаты.


В результате реализации концепции «Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011-2015 годы» мы предполагаем следующие результаты:


  • создание системы патриотического воспитания в техникуме;

  • внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

  • сохранение и развитие у студентов чувства гордости, любви к Родине, родному краю, техникуму;

  • активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

  • формирование у студентов готовности к вооружённой защите Родины;

  • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

  • повышение интереса студентов к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

  • расширения участия студентов в военно-прикладных и технических видах спорта;

  • воспитание у студентов уважения к подвигу отцов;

            • формирование готовности студентов к действиям в экстремальных ситуациях;

            • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию студентов;

            • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в техникуме;

            • повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в техникуме;

            • оценка эффективности мер по охране здоровья студентов;

            • оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья студентов;

            • расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования

            • активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Вышеизложенная концепция техникума позволит сформировать патриотические чувства и сознание студентов на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за свою страну.

Воспитать личность студентов-патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны.


  1. Перспективы дальнейшего развития.



  • Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы патриотического воспитания.

  • Дальнейшее развитие творческого, психологически грамотного педагогического коллектива.

  • Совершенствование и расширение деятельности Воспитательно-образовательного центра «София» ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум».



Реализация концепции «Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011-2012 годы» обеспечит формирование и развитие социальнозначимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в техникуме; массовую патриотическую работу организованную не только техникумом, но и общественными движениями и молодёжными организациями.

hello_html_38deb6bc.png


Концепция по патриотическому воспитанию
  • Директору-завучу
Описание:

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Концепция  патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в техникуме; массовую патриотическую работу, организуемую не только техникумом, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.      

Автор Борисова Марина Степановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1904
Номер материала 27166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓