Главная / Биология / Концепция и программа экспериментальной работы

Концепция и программа экспериментальной работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района















Концепция и программа

экспериментальной работы


Тема эксперимента:

«Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий»




















2012

Заявка

на открытие муниципальной экспериментальной площадки


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия представляет на экспертизу Программу эксперимента по теме «Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».

Программные цели и задачи эксперимента заключаются в следующем:

  • Выявление высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся, поддержка их интереса и мотивации к изучению химии, биологии и создание условий для реализации их творческого потенциала с учетом их индивидуальных особенностей.

  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным турнирам различного уровня через организацию проектной и исследовательской деятельности.

  • Формирование и развитие социальный аспект личности за счет включения его в различные виды деятельности.

  • Создание условий для личностного развития членов группы, их самореализации и социализации.

Предложения по возможному распространению эксперимента в школах района: планируется на основе обобщенного опыта внедрение эксперимента в образовательные учреждения Лямбирского муниципального района.

10.09.2012 г.



Директор МОУ «Большеелховская

средняя общеобразовательная школа» А. М. Афроськин










Информационная карта

Параметры

информации

Содержание информации

1. Данные об участниках программы

1.1

Адрес общеобразовательного учреждения

431503 Республика Мордовия, Лямбирский р-н,

с. Большая Елховка, ул. Вакала, 17

1.2

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

1.3

Вид образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа

1.4

Тип образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования

1.5

Количество учащихся

395

1.6

Телефон/факс

8-83441-3-09-88

1.7

E-mail

shkola@moris.ru

1.8

Web-сайт

www.elhoschool.ru

2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы

в образовательном учреждении

2.1

Фамилия, имя, отчество

Сухова Татьяна Васильевна

2.2

Должность

Зам. директора по УР

2.3

Телефон/факс

Рабочий:8-83441-3-09-93, моб.:89272742309

2.4

E-mail

tv-suhova@yandex.ru

3. Данные о масштабе экспериментальной работы

3.1

Данные о масштабе эксперимента.

Муниципальный

3.2

Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки.

19 декабря 2012 г.

3.3

Уровень эксперимента.

Муниципальный

3.4

Кем присвоен статус (приказ).

Постановление администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №876

3.5

Количество участников эксперимента.

Учителя- Паршина Л.М., Шалаева Е.С.,

Шумкина М, Ю., учащиеся 5-11 классов

4. Данные о содержании ОЭР

4.1

Тема эксперимента.

«Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».


4.2

Сроки эксперимента.

2012-2015г.г.

4.3

Цель эксперимента.

Развитие учебной мотивации  по биологии и химии на основе проектного обучения.

4.4

Руководитель эксперимента

Паршина Людмила Михайловна

4.5

Направление экспериментальной работы.

Работа с одаренными детьми, создание условий для реализации их творческого потенциала.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района


«Утверждаю»

______________________________







Концепция и программа экспериментальной работы


Тема эксперимента:


«Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».



Руководитель эксперимента:

Паршина Л.М., учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»


Консультант:

Программа

Пояснительная записка

Настоящая программа направлена на формирование ключевых компетенций в области биологии, химии и экологии, также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного эксперимента можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей ребят.

В проектно-исследовательской деятельности используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.

Программа разработана на основе «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.), «Концепции модернизации РФ» (2005 г.), Стандартов среднего (полного) общего образования по химии, биологии.

Цель программы: разработать и апробировать систему вопросов, направленных на повышение качества знаний учащихся, развитие творческих способностей.

Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

  • развитие навыков самостоятельной научной работы;

















Концепция эксперимента

по теме:


«Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».

Если ученик в школе не научился сам ничего

творить, то и в жизни он всегда будет только

подражать, копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать, умели

сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой

Актуальность работы. Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Стало очевидно, что образование, ориентированное на передачу знаний, не обеспечивает ребёнку гарантии того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности. Приоритетные задачи преподавания биологии, химии - формирование нравственной творческой личности, адаптированной к современной жизни. Одним из способов оптимального решения этих задач стало применение проектного обучения на уроках биологии, химии.

Метод проектного обучения направлен на достижение следующих целей:

  • определение содержание проектного обучения, выявление оптимальных методов, методических приемов, средств и форм проектного обучения в биологии, химии, деятельность учителя и учащихся по проекту;

  • создание условий для самостоятельного приобретения знаний из разных источников, что очень важно для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;

  • развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), системного мышления.

Суть проблемы заключается в том, что метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Объект и предмет работы экспериментальной группы.

Объектом работы является умственная деятельность каждого ученика в процессе обучения, предметом – педагогические условия эффективности реализации программы модернизации современной школы.

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Гипотеза работы: эффективность учебно-воспитательного процесса по биологии и химии может быть повышена, если будут:

- определены психолого-педагогические основы проектного обучения;

- разработана методика проектного обучения;

- уточнены методические условия проектного обучения в преподавании биологии и химии.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза работы экспериментальной группы обусловили его следующие задачи:

  • Разработать учебные исследовательские проекты.

  • Составить методические рекомендации по организации учебных исследовательских проектов в процессе обучения биологии и химии.

  • Создать дидактический материал (инструктивные карточки, задания и др.) для проведения исследовательских проектов.

  • Определить критерии оценки подготовленности учителя для проведения проектного обучения.

  • Создать условия для формирования и развития общеучебных и специальных умений и навыков путем проведения курсов по выбору.

  • Разработать комплекс показателей, определяющих качественную оценку достижений ученика, провести мониторинг эффективности реализации работы экспериментальной группы на первом этапе (подготовительный, 2012-2013 уч. год) экспериментальной площадки.




Этапы экспериментальной работы


Наименование работ и этапа

Сроки выполнения

Этап №1 Теоретический

Разработка ожидаемых результатов.

2013 год

Изучение соответствующей литературы по теме «Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».


2012 год

Психологическая подготовка учителей биологии, химии.

2012 год

Этап №2 Планирование

Разработка программы эксперимента, составление плана МЭП.

сентябрь

2012 г.

Этап №3 Подготовка документации к открытию

экспериментальной площадки

Обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса о целесообразности создания школьной экспериментальной площадки.

август

2012 г.

Создание Совета эксперимента и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента.

сентябрь

2012 г.

Информация на методсовете о создании экспериментальной площадки

2012 год

Выработка стратегии и тактики организации эксперимента (создание документов по управлению экспериментом).

2012 гг.

Создание материально-технической базы эксперимента.

2012 гг.

Этап №4 Функционирование экспериментальной площадки

Выполнение программы МЭП.

2012-2015 гг.

Этап №5 Мониторинг эксперимента

Ведение протоколов.

2012-2015 гг.

Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики учащихся.

1 раз в год

Этап №6 Описание результатов эксперимента

Письменные отчеты на разных уровнях контроля за экспериментальной работой.

Каждое полугодие

Подготовка текстов докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам.

Ежегодно

Подготовка и утверждение учебных программ, планов, методических пособий, дидактических материалов, анкет.

Ежегодно

Этап №7 Распространение опытно-экспериментальных

разработок в школах республики.

Размещение разработок по МЭП на школьном и персональном сайте.

Постоянно

Выступления на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры.

Ежегодно

Творческий отчет по МЭП.

2013-2015гг.






План работы на 2012-2015 год

п/п

Содержание работы

Задачи

Сроки

Ответственные

Практический выход

1.

Заседание

Обсудить программу модернизации современной школы.

Рассмотрение и утверждение плана работы экспериментальной группы.

Ознакомить каждого члена экспериментальной группы с предстоящей деятельностью.

Август

Руководитель экспериментальной группы

Паршина Л.М.

План работы

2.

Подбор литературы и распределение вопросов по проблеме «Реализация технологии проектной деятельности в школе как средство формирования познавательных учебных действий».


Изучить теоретические вопросы, касающиеся проблемы.

Сентябрь

Паршина Л.М., Шалаева Е.С., Шумкина М..Ю.

Владеть информацией по проблеме. Выступление на заседании круглого стола. Размышления.

3.

Проведение круглого стола с целью обмена информацией по вопросу «Технология проектного обучения на уроках химии, биологии».


Октябрь


Создание банка данных литературы по изучаемой теме.

4.

Методические разработки членов экспериментальной группы.

Разработать методические рекомендации для учителей по работе с учащимися, темы исследований.

Ноябрь

Члены экспериментальной группы.

Банк педагогических наработок (рефераты, доклады, научно-исследовательские работы, стенды, альбомы, фотографии, схемы-таблицы)

5.

Проведение школьной научно-практической конференции

Заслушать защиту исследовательских работ, дать объективную оценку.

декабрь


Лучшие проектно-исследовательские работы направить для участия в районной Научно-практической конференции

« Первые шаги».

6.

Заседание

Сравнительный анализ имеющегося опыта и его использование членами экспериментальной группы. Проблемы. Перспективы.

Проанализировать существенный опыт проектного обучения, изучить образовательные стандарты

Январь

Паршина Л.М., Шалаева Е.С., Шумкина М.Ю.

Доклады.

7.

Разработка пакета диагностического материала членами экспериментальной группы.


Подготовить темы для исследовательской деятельности.

Февраль

Паршина Л.М.

Шалаева Е.С.

Шумкина М.Ю.

Пакет диагностических материалов.

8.

Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

Проведение недели биологии, химии.

Апробировать разработанные уроки

март

Шалаева Е.С.

Паршина Л.М. Шумкина М.Ю.

Разработки уроков и мероприятий, проведение недели биологии, химии.

9.

Заседание.

Итоги реализации поставленных задач. Планы на будущее.

Проанализировать апробацию каждого члена экспериментальной группы по проблеме проектного обучения. Разработать на 2012-2013 уч. год

инструктивные карты,

технологические карты для планирования целей обучения

Май

Члены экспериментальной группы.

Анализ результатов.

10

Творческий отчет работы

Скорректировать и обобщить методические рекомендации по проектному обучению.

Июнь

Паршина Л.М.

Презентация опыта. Аналитическая справка.


План работы

с учащимися на 2012-2015 год



п/п

Содержание работы

Задачи

Сроки


Практический выход

1

Работа с одарёнными детьми по биологии, химии.

Разработать методические рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Сентябрь

Члены экспериментальной группы.

Банк педагогических наработок.

2

Совершенствование проектной деятельности школьников средствами компьютерных технологий.

Совершенствовать проектную деятельности по биологии, химии средствами компьютерных технологий.

Октябрь


Банк педагогических наработок.

3

Применение Интернет - технологий в проектной деятельности учащихся. Создание презентаций.

Внедрить Интернет - технологии в проектную деятельность.

Ноябрь

Члены экспериментальной группы.

Использование учащимися Интернет - технологий в деятельности.

4

Проведение школьной научно-практической конференции.

Заслушать защиту исследовательских работ, дать объективную оценку.

Декабрь-февраль


Лучшие проектно-исследовательские работы направить для участия в районной Научно-практической конференции

« Первые шаги», региональной «Дерево Земли, на которой я живу».

5.

Творческий отчёт работы. Итоговая конференция учащихся.

Скорректировать и обобщить работу по проектно-исследовательской деятельности.

Апрель-май

Паршина Л.М.

Аналитическая справка.









Члены экспериментальной группы


ФИО учителя

Образование

Пед.

стаж

Стаж работы в данной школе

Прохождение курсов

Тема самообразования

Аттестация (год, разряд)

1

Паршина Л.М

Высшее, МГУ

25

25

2010

Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной деятельности

2010

Высшая категория

2.

Шалаева Е.С.

Высшее, МГПИ

12

5

2012

Проектно-исследовательское обучение на уроках химии.

2012

Высшая категория

3.

Шумкина М.Ю.

Высшее, МГПИ

1

2

2011

Совершенствование текстовой компетентности учащихся на уроках биологии.


8 разряд



Концепция и программа экспериментальной работы
  • Биология
Описание:

Настоящая программа направлена на формирование ключевых компетенций в области биологии, химии и экологии, также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного эксперимента можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей ребят.

Автор Паршина Людмила Михайловна
Дата добавления 05.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 611
Номер материала 58929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓