Главная / Начальные классы / Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Шульмейстер Е.В.


учитель начальных классов

МБОУ-гимназии № 2 г. Тулы





План

1. Информационно-коммуникационные технологии в реализации ФГОС.

2. Основные направления применения компьютера учителем начальной школы.

3. Подходы к использованию компьютерной поддержки уроков.

4. Информационная культура учителя и учащихся – залог успеха.



Информационно-коммуникационные технологии в современном мире входят во все сферы жизни общества и виды деятельности людей, а с недавних пор компьютер стал неотъемлемым атрибутом системы образования на всех его ступенях.

Введение раннего изучения и применения информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И сегодня сложно себе представить процесс совершенствования системы образования без активного использования персональных компьютеров и других устройств, а также мультимедийных и иных программ. Их использование позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебного процесса.



hello_html_m555644d0.gif

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Современная начальная школа представляется иначе, в традиционную схему «учитель - ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Попробуем сформулировать причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности компьютерные технологии в практике начальной школы.

Всматриваясь в лица своих учеников, каждый педагог пытается найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать, чтобы загорелись глаза детей? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Почему именно компьютер я решила привлечь в качестве союзника и помощника:

  • во-первых, компьютерные технологии позволяют развивать познавательный интерес учащихся;

  • во-вторых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;

  • в-третьих, учащиеся начальных классов легче и быстрее, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта;

  • в- четвёртых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности;

  • в-пятых, используя компьютер можно организовать личностно-ориентированный подход в обучении.

И, наконец, последняя причина заключается в том, что ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.



hello_html_390d516c.gif

Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. При этом, компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменяет характер учебной деятельности учащихся.

  • компьютер предоставляет ученику право на ошибку и в то же самое время подогревает его желание действовать. Компьютер, как и учитель, оценивает действия ученика. Но его приговор не является окончательным. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения;

  • учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления;

  • компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации;

  • кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели;

  • компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер указывает на ошибку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10 – 15 секунд появится следующее задание.

Дети с интересом работают на ПК. Их привлекают динамика, яркость разнообразие сюжетов. Работа на ПК вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность. Как следствие, повышается эффективность обучения.

Использование современной техники на уроке помогает:



hello_html_m22d0146b.gif

При первоначальном знакомстве детей с компьютером с чего следует начать – очень важно помочь детям в осознании того, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальному миру, а прежде всего, инструмент познания.

Можно выделить следующие направления применения компьютера учителем начальной школы: использование прикладного программного обеспечения по различным предметам в качестве дидактического средства обучения;

  • преподавание начальных элементов курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;

  • выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении урока, так называемая информационная поддержка.

Остановимся на использовании прикладного программного обеспечения по различным предметам.











Использование различных обучающих программ

hello_html_m636fe00c.gif

hello_html_5b2a83bf.gif



На уроках литературного чтения

hello_html_ma283cc7.gif







Во внеурочной деятельности на занятиях по информатике.

hello_html_78eddde6.gif



Во внеурочной деятельности на занятиях по ОБЖ

hello_html_39a3a0bb.gif

В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения. Для реализации фронтальной формы обучения необходим кабинет, оснащённый одним компьютером, аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном, что даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:

  • ярко и наглядно проиллюстри-ровать изучаемый материал на большом экране;

  • обсудить просмотренный материал с классом;

  • совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

  • индивидуально выполнить работу в тетради;

При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, с использованием электронных учебных пособий для начальной школы можно компьютер использовать как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10-15 минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 2-3 учащихся. Таким образом, можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного.

Для групповой формы обучения возможно организовать  компьютерную   поддержку  во время учебных занятий и во внеурочной деятельности.

(слайд) Так групповую форму работы я использовала на занятии школы безопасности . Класс поделён на 4 группы. Каждая группа просматривает свой урок по безопасности жизнедеятельности. ( Диск « Уроки тётушки Совы). Затем вырабатываются правила, как избежать опасности в данной ситуации.

Работа в парах использовалась на занятиях по информатике. Благодаря данному интерактивному курсу. Дети в доступной форме познакомились с правилами техники безопасности при работе с компьютером и его устройством.

Для реализации индивидуальной фирмы организации обучения на уроке используется iPad.



На уроках обучения грамоте.

hello_html_m262010c.gif

На уроках математики.

hello_html_7c62a1fe.gif

На уроках окружающего мира.

hello_html_m18548a3f.gif

В заключение хочется сказать, что задача учителя – помочь детям в осознании базовых общечеловеческих ценностей в контексте информационной культуры:

  • Не забывай о живом общении между людьми, знай меру использованию компьютера.

  • Соблюдай санитарные нормы и правила работы за компьютером, чтобы сберечь своё здоровье.

  • Компьютер сам по себе не плох и не хорош, он выполняет лишь наши команды, и человек определяет его ценность или бесполезность (или даже вредность).

  • Компьютер – это, прежде всего, инструмент познания и приобщения к знаниям, накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках, музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д.

Применение компьютера учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?».

Технологическая культура предполагает психологическую, личностную и профессиональную готовность учителя к построению функционального педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и давать эффективный результат.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром говорится:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомнить.

Вовлеки меня – и это станет

моим навсегда».

Приём «Кластер» - графический прием в систематизации материала. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связывают с ключевым понятием.



hello_html_m6797d79f.gif







hello_html_m6797d79f.gifhello_html_m6797d79f.gifhello_html_7f5a5328.gif





hello_html_m42b7f86.gifhello_html_m39f5d038.gifhello_html_m2d66b565.gif




hello_html_m6797d79f.gifhello_html_m6797d79f.gifhello_html_m5ba5d434.gifhello_html_5a9d6f61.gif

























Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
  • Начальные классы
Описание:

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя качественный иллюстративный  материал, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Автор Шульмейстер Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 28470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓