Главная / Русский язык и литература / Историко-литературная композиция "Недаром помнит вся Россия.."

Историко-литературная композиция "Недаром помнит вся Россия.."

Документы в архиве:

3.58 МБ 1.doc.pptx
41.2 КБ 2.doc.docx

Название документа 1.doc.pptx

Исто́рико-литерату́рная компози́ция К 200-ле́тию оте́чественной войны́ 1812 г...
К 1812 го́ду францу́зский импера́тор Наполео́н I покори́л и подчини́л своему́...
Фра́нция Захвати́ть Москву́; преврати́ть Росси́ю в зави́симое госуда́рство Ро...
У Наполео́на бы́ло почти́ в три ра́за бо́льше сил, чем у ру́сских. В таки́х с...
Вступи́в в кома́ндование а́рмией в а́вгусте, Куту́зов отступи́л ещё дальше от...
25 а́вгуста (6 сентября́) о́бе а́рмии де́ятельно заверша́ли приготовле́ния к ...
И вот нашли́ большо́е по́ле: Есть разгуля́ться где на во́ле! Постро́или реду́...
Сраже́ние при селе́ Бородино́ бы́ло неви́данным по чи́сленности, поте́рям и у...
Изве́дал враг в тот день нема́ло, Что зна́чит ру́сский бой уда́лый, Наш рукоп...
Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блесте...
Сраже́ние, продолжа́вшееся о́коло 15 часо́в, сти́хло лишь в су́мерки. Поте́ри...
1 сентября́ в дере́вне Фили́ собра́лся вое́нный сове́т. Куту́зов понима́л, чт...
Напра́сно ждал Наполео́н, После́дним сча́стьем упоённый, Москвы ́коленопрекло...
Наполео́н направля́ет своего ́генера́л-адъюта́нта с це́лью добы́ть мир во что...
Э́тому фа́кту посвящена́ замеча́тельная ба́сня И.А.Крыло́ва «Волк на пса́рне...
Впереди́ были сраже́ние под Малояросла́вцем, сраже́ние под Вя́зьмой , бой по...
. В декабре́ 1812 го́да фельдма́ршал Куту́зов отда́л прика́з: « Война́ зако́н...
Велико́ значе́ние Бороди́нской би́твы в на́шей исто́рии, вели́к по́двиг во́ин...
Прошли́ го́ды. Па́мять о герои́зме и мужестве защи́тников Оте́чества оста́лис...
1812 год яви́лся не то́лько важне́йшей страни́цей исто́рии Росси́и, но и при...
Алекса́ндр Сергее́вич Пу́шкин Стихотворе́ние «Полково́дец» Стихотворе́ние «В...
ВИКТОРИНА 1.Когда состоялось Бородинское сражение? 2.Какой город защищала рус...
В Оте́чественной войне́ а́рмия и наро́д Росси́и прояви́ли высо́кий герои́зм и...
Спасибо за внимание!
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Исто́рико-литерату́рная компози́ция К 200-ле́тию оте́чественной войны́ 1812 го́д
Описание слайда:

Исто́рико-литерату́рная компози́ция К 200-ле́тию оте́чественной войны́ 1812 го́да «Неда́ром по́мнит вся Росси́я…» Подготовили: Базыма Л.Н. – учитель литературы Колчина Т.А. – учитель истории

№ слайда 2 К 1812 го́ду францу́зский импера́тор Наполео́н I покори́л и подчини́л своему́ вл
Описание слайда:

К 1812 го́ду францу́зский импера́тор Наполео́н I покори́л и подчини́л своему́ влия́нию почти́ все стра́ны Евро́пы.. Вторже́ние войск Наполео́на в преде́лы Росси́йской импе́рии начало́сь в ночь на 12 (24) ию́ня 1812 го́да. О́бщая чи́сленность неприя́тельской а́рмии в э́тот моме́нт составля́ла бо́лее 670 тыс. челове́к при 1372 ору́диях. Наполео́н рассчи́тывал зако́нчить вое́нную кампа́нию про́тив Росси́и за 1-2 ме́сяца. Наполео́н I Бонапа́рт

№ слайда 3 Фра́нция Захвати́ть Москву́; преврати́ть Росси́ю в зави́симое госуда́рство Росси
Описание слайда:

Фра́нция Захвати́ть Москву́; преврати́ть Росси́ю в зави́симое госуда́рство Росси́я Изгна́ть врага́ из Росси́и; защити́ть Оте́чество Пла́ны вою́ющих сторо́н

№ слайда 4 У Наполео́на бы́ло почти́ в три ра́за бо́льше сил, чем у ру́сских. В таки́х сло́
Описание слайда:

У Наполео́на бы́ло почти́ в три ра́за бо́льше сил, чем у ру́сских. В таки́х сло́жных для Росси́и усло́виях начала́сь война ́1812 го́да. Война́ за Оте́чество. Оте́чественная война́. В э́то опа́сное для Росси́и вре́мя импера́тор Алекса́ндр I назна́чил главнокома́ндующим ру́сской а́рмией о́пытного военача́льника кня́зя М.И. Куту́зова. Ру́сская а́рмия встре́тила изве́стие о назначе́нии Куту́зова с ликова́нием. «Прие́хал наш Куту́зов - бить францу́зов!» - говори́ли солда́ты. Александр I Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов

№ слайда 5 Вступи́в в кома́ндование а́рмией в а́вгусте, Куту́зов отступи́л ещё дальше от Мо
Описание слайда:

Вступи́в в кома́ндование а́рмией в а́вгусте, Куту́зов отступи́л ещё дальше от Москвы, что́бы сохрани́ть си́лы а́рмии для реша́ющего сраже́ния. Лишь в 110 км. от дре́вней столи́цы, неподалёку от села́ Бородино́, он реши́л дать генера́льное сраже́ние Наполео́ну.

№ слайда 6 25 а́вгуста (6 сентября́) о́бе а́рмии де́ятельно заверша́ли приготовле́ния к реш
Описание слайда:

25 а́вгуста (6 сентября́) о́бе а́рмии де́ятельно заверша́ли приготовле́ния к реша́ющей би́тве. В ру́сском ста́не после полу́дня вдоль фро́нта войск был соверше́н кре́стный ход с чудотво́рной ико́ной Смоле́нской Бо́жией Ма́тери. Зворыкин Б.В. "Молебен на позициях перед Бородинской битвой". 1912 г.

№ слайда 7 И вот нашли́ большо́е по́ле: Есть разгуля́ться где на во́ле! Постро́или реду́т.
Описание слайда:

И вот нашли́ большо́е по́ле: Есть разгуля́ться где на во́ле! Постро́или реду́т. У на́ших у́шки на маку́шке! Чуть у́тро освети́ло пу́шки И ле́са си́ние верху́шки - Францу́зы тут как тут.

№ слайда 8 Сраже́ние при селе́ Бородино́ бы́ло неви́данным по чи́сленности, поте́рям и упо́
Описание слайда:

Сраже́ние при селе́ Бородино́ бы́ло неви́данным по чи́сленности, поте́рям и упо́рству обе́их сторо́н в достиже́нии побе́ды. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. А. Шепелюк (1951) Би́тва начала́сь ра́нним у́тром 26 а́вгуста (7 сентября́). О́коло 6 часо́в разда́лся пе́рвый вы́стрел францу́зского ору́дия.. Ру́сская артилле́рия откры́ла отве́тный ого́нь.

№ слайда 9 Изве́дал враг в тот день нема́ло, Что зна́чит ру́сский бой уда́лый, Наш рукопа́ш
Описание слайда:

Изве́дал враг в тот день нема́ло, Что зна́чит ру́сский бой уда́лый, Наш рукопа́шный бой!.. Земля́ трясла́сь - как на́ши гру́ди; Смеша́лись в ку́чу ко́ни, лю́ди, И за́лпы ты́сячи ору́дий Слили́сь в протя́жный вой...

№ слайда 10 Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел.
Описание слайда:

Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Вам не вида́ть таки́х сраже́ний! Носи́лись знамена́, как те́ни, В дыму́ ого́нь блесте́л. Звуча́л була́т, карте́чь визжа́ла, Рука́ бойцо́в коло́ть уста́ла, И я́драм пролета́ть меша́ла Гора́ крова́вых тел.

№ слайда 11 Сраже́ние, продолжа́вшееся о́коло 15 часо́в, сти́хло лишь в су́мерки. Поте́ри с
Описание слайда:

Сраже́ние, продолжа́вшееся о́коло 15 часо́в, сти́хло лишь в су́мерки. Поте́ри с обе́их сторо́н бы́ли огро́мны: францу́зы потеря́ли о́коло 60000 челове́к, ру́сские – о́коло 40000. Ру́сские солда́ты на протяже́нии всей би́твы соверша́ли по́двиги бесприме́рного му́жества. Росси́йские офице́ры прояви́ли свои лу́чшие ка́чества.

№ слайда 12 1 сентября́ в дере́вне Фили́ собра́лся вое́нный сове́т. Куту́зов понима́л, что и
Описание слайда:

1 сентября́ в дере́вне Фили́ собра́лся вое́нный сове́т. Куту́зов понима́л, что идти́ на сраже́ние, зна́чит рискова́ть судьбо́й Оте́чества. На вое́нном сове́те Куту́зов при́нял непросто́е реше́ние: оста́вить Москву,́ сохрани́ть а́рмию и подгото́виться к сле́дующим би́твам.

№ слайда 13 Напра́сно ждал Наполео́н, После́дним сча́стьем упоённый, Москвы ́коленопреклонён
Описание слайда:

Напра́сно ждал Наполео́н, После́дним сча́стьем упоённый, Москвы ́коленопреклонённой С ключа́ми ста́рого Кремля:́ Нет, не пошла ́Москва ́моя́ К нему ́с пови́нной голово́ю. Не пра́здник, не приёмный дар, Она ́гото́вила пожа́р Нетерпели́вому геро́ю. А.С. Пу́шкин В тот же день передовы́е отря́ды францу́зов вошли́ в Москву́. Францу́зский импера́тор Наполео́н ждал, что москвичи́ принесу́т ему́ ключи́ от Москвы́, как это бы́ло во мно́гих города́х Евро́пы. Но Москва́ была́ пуста́. Это ошеломи́ло Наполео́на

№ слайда 14 Наполео́н направля́ет своего ́генера́л-адъюта́нта с це́лью добы́ть мир во что́бы
Описание слайда:

Наполео́н направля́ет своего ́генера́л-адъюта́нта с це́лью добы́ть мир во что́бы то ни ста́ло! Куту́зов: «Все подо́бные разгово́ры мы ста́нем вести́, когда́ ни одного́ чужезе́мца с ору́жием в рука́х не обнару́жится на на́шей свяще́нной ру́сской земле́…»

№ слайда 15 Э́тому фа́кту посвящена́ замеча́тельная ба́сня И.А.Крыло́ва «Волк на пса́рне».
Описание слайда:

Э́тому фа́кту посвящена́ замеча́тельная ба́сня И.А.Крыло́ва «Волк на пса́рне». Куту́зов прочёл её по́сле победоно́сного сраже́ния под Кра́сным, и при стро́ках: Тут ло́вчий переда́л в отве́т: «Ты сер, а я, прия́тель, сед!»- Куту́зов снял фура́жку и показа́л свою́ седу́ю го́лову. И дочита́л оконча́ние ба́сни – слова́ ло́вчего: «А потому́ обы́чай мой С волка́ми и́наче не де́лать мирово́й, Как сня́вши шку́ру с них доло́й…» И тут же вы́пустил на во́лка го́нчих ста́ю!

№ слайда 16 Впереди́ были сраже́ние под Малояросла́вцем, сраже́ние под Вя́зьмой , бой под Л
Описание слайда:

Впереди́ были сраже́ние под Малояросла́вцем, сраже́ние под Вя́зьмой , бой под Ля́хово, сраже́ние под Кра́сным, сраже́ние на Березине́ и т.д. Гла́вным ито́гом Оте́чественной войны́ 1812 го́да ста́ло практи́чески по́лное уничтоже́ние Вели́кой А́рмии Наполео́на.

№ слайда 17 . В декабре́ 1812 го́да фельдма́ршал Куту́зов отда́л прика́з: « Война́ зако́нчил
Описание слайда:

. В декабре́ 1812 го́да фельдма́ршал Куту́зов отда́л прика́з: « Война́ зако́нчилась по́лным истребле́нием неприя́теля, и ка́ждый из вас есть спаси́тель Оте́чества. Росси́я приве́тствует вас сим и́менем».

№ слайда 18 Велико́ значе́ние Бороди́нской би́твы в на́шей исто́рии, вели́к по́двиг во́инов,
Описание слайда:

Велико́ значе́ние Бороди́нской би́твы в на́шей исто́рии, вели́к по́двиг во́инов, сража́вшихся про́тив а́рмии Наполео́на. Ветера́н Войны́ 1812 го́да

№ слайда 19 Прошли́ го́ды. Па́мять о герои́зме и мужестве защи́тников Оте́чества оста́лись в
Описание слайда:

Прошли́ го́ды. Па́мять о герои́зме и мужестве защи́тников Оте́чества оста́лись в па́мяти ру́сских люде́й. В ознаменова́ние побе́ды в Оте́чественной войне́ 1812 го́да бы́ло поста́влено мно́жество па́мятников и мемориа́лов геро́ям войны́, из кото́рых наибо́лее изве́стными явля́ются Триумфа́льная а́рка и Храм Христа́ Спаси́теля в Москве́.

№ слайда 20 1812 год яви́лся не то́лько важне́йшей страни́цей исто́рии Росси́и, но и принци
Описание слайда:

1812 год яви́лся не то́лько важне́йшей страни́цей исто́рии Росси́и, но и принципиа́льного значе́ния ве́хой в исто́рии ру́сской литерату́ры. Па́мять о войне́ 1812 го́да воплоти́лась в стро́ки худо́жественных произведе́ний мно́гих писа́телей.

№ слайда 21 Алекса́ндр Сергее́вич Пу́шкин Стихотворе́ние «Полково́дец» Стихотворе́ние «Восп
Описание слайда:

Алекса́ндр Сергее́вич Пу́шкин Стихотворе́ние «Полково́дец» Стихотворе́ние «Воспомина́ния в Ца́рском Селе́» Г.Р.Держа́вин Гимн на прогна́ние францу́зов из оте́чества В.А.Жуко́вский «Бороди́нская годовщи́на» «Певе́ц во ста́не ру́сских во́инов» Ф.Глинка «Письма русского офицера» Денис Давыдов «Сочинения» Л.Н.Толстой «Война и мир» И.А.Крылов «Волк на псарне»

№ слайда 22 ВИКТОРИНА 1.Когда состоялось Бородинское сражение? 2.Какой город защищала русска
Описание слайда:

ВИКТОРИНА 1.Когда состоялось Бородинское сражение? 2.Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? 3.Сколько часов продолжалось Бородинское сражение? 4.Кто был главнокомандующим русской армии? 5.Страна, императором которой был Наполеон? 6.Почему войну 1812 года назвали Отечественной? 7. Назовите писателей и поэтов , создавших произведения о войне 1812г.? 8.Кого из героев Отечественной войны 1812г. вы можете назвать?

№ слайда 23 В Оте́чественной войне́ а́рмия и наро́д Росси́и прояви́ли высо́кий герои́зм и му
Описание слайда:

В Оте́чественной войне́ а́рмия и наро́д Росси́и прояви́ли высо́кий герои́зм и му́жество и разве́яли миф о непобеди́мости Наполео́на, освободи́в своё Оте́чество от инозе́мных захва́тчиков. Знать исто́рию свое́й страны́, вели́кие по́двиги ру́сского наро́да, горди́тся его сла́вными побе́дами, чтить и уважа́ть па́мять геро́ев ру́сской земли́ до́лжен ка́ждый граждани́н, ведь без про́шлого нет настоя́щего, и не мо́жет быть досто́йного бу́дущего!

№ слайда 24 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Название документа 2.doc.docx

ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3 II вида г. Энгельса»



Историко-литературная композиция



к 200-летию Отечественной войны 1812 года «Недаром помнит вся Россия …..»

для 6-12 классов









Колчина Тамара Алексеевна учитель истории и обществознания

Базыма Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы







Цели мероприятия

Обучающие:

  • воссоздать панораму героических событий 1812г., показать роль личности в истории Отечества, значимость вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства, показать значение событий в истории русской литературы, отражение их в произведениях русских писателей;

  • развивать интерес к историческому прошлому России на примере Отечественной войны 1812 года как одной из самых славных вех истории России, в котором нашли отражение талант русских полководцев, массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к прошлому России, чувство гордости за русский народ, патриотизм, сохранять связь поколений;

  • затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветить в их душевном мире искреннее гуманное отношении к святым понятиям: Россия, Родина. Защитники Отечества, любовь к Отчизне;

  • прививать чувство ответственности у учащихся за свои поступки и дела.

Коррекционные:

  • развивать слуховое восприятие у учащихся, активность, речь и внимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, мультимедийная презентация, интерактивная карта «Война и мир», фрагмент фильма «Война и мир», музыкальный отрывок из романса Д. Давыдова, рисунки, схемы, книги, словарь; выставка книг, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Подготовительный этап: Сбор информации, составление презентации, подборка художественных произведений (стихи, проза, картины), поездка в Радищевский музей г. Саратова на выставку графики, посвященной 200-летию Бородинской битвы, разучивание стихотворений.

Ход композиции

1.Вступление. Просмотр фрагмента художественного фильма «Война и мир» «Бородинское сражение».

Слайд 1

Ведущий. В этом году исполняется 200 лет со дня победы в Бородинском сражении, которое определило весь ход Отечественной войны 1812 года. Вы посмотрели кадры из фильма «Война и мир», снятого по одноименному роману Л.Н.Толстого, показывающие ход Бородинского сражения. Сегодня мы познакомимся с историческим прошлым России на примере Отечественной войны 1812 года как одной из самых славных вех истории России, в котором нашли отражение талант русских полководцев, массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию.

2. Работа над словарем.

Военная компания уныние монашка (монахиня)

Ратники чело

Ополчение упоить

Партизан ошеломить

Чужеземец невиданный

Слайд 2

Ведущий. К 1812 году французский император Наполеон Бонапарт покорил и подчинил своему влиянию почти все страны мира.

Ученик 1. Наполеон 1 Бонапарт (1769-1821)- император Франции в 1804-1815 годах, французский полководец и государственный деятель.

Вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи началось в ночь на 12(24) июня 1812 года. Общая численность неприятельской армии в этот момент составляла более 670 тысяч человек при 1372орудиях. Наполеон рассчитывал закончить военную компанию против России за 1-2 месяца.

Ученик 2. Общая численность российских вооруженных сил на Западной границе империи, разделенных на 3 армии, составляла около 187 тысяч человек при 1102 орудиях.

1 армия- под руководством генерала Барклая де Толли

2 армия-под руководством генерала Багратиона

3 армия-под руководством генерала А. П. Тормасова

Слайд 3

Ведущий. Планы воюющих сторон

Франция. Захватить Москву; превратить Россию в зависимое государство.

Россия. Изгнать врага из России; защитить Отечество.

Слайд 4

Ученик 3. У Наполеона было почти в 3 раза больше сил, чем у русских. В таких сложных для России условиях началась война 1812 года. Война за Отечество. Отечественная война. В это опасное для России время император Александр 1 назначил главнокомандующим русской армии опытного военачальника князя М. И. Кутузова. Русская армия встретила известие о назначении Кутузова с ликованием. « Приехал наш Кутузов – бить французов! - говорили солдаты. Ученик 4. Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов (светлейший князь Голенищев- Смоленский; 1745-1813). Генерал-фельдмаршал, ученик великого русского полководца А.В. Суворова, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Слайд 5

Ведущий. Вступив в командование армией в августе , Кутузов отступил еще от Москвы, чтобы сохранить силы армии для решающего сражения. Лишь в 110км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Слайд 6

Ученик 5.

26 августа(6сентября) обе армии деятельно завершали приготовления к решающей битве. В русском стане после полудня вдоль фронта войск был совершен крестный ход с чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери.

Слайд 7

Ученик 6. (Чтение наизусть)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Слайд 8

Ученик 7. Битва началась ранним утром 26 августа (7сентября). Около 6 часов раздался первый выстрел французского орудия. Русская артиллерия открыла ответный огнь. « В рассветном воздухе шумела буря. Ядра… визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре». Ведущий. В армии Наполеона на Бородинском поле насчитывалось около 135 тысяч солдат при 587 орудиях, в распоряжении Кутузова находилось около 114 тысяч солдат регулярных войск при 624 орудиях, около 10 тысяч ратников ополчения и около 8 тысяч казаков. Сражение при селе Бородино было невиданным по численности, потерям и упорству обеих сторон в достижении победы.

Слайд 9 Ученик 8. (Чтение наизусть)

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый ,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась- как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Слайд 10

Ученик 9. (Чтение наизусть)

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена ,как тени,

В дыму огонь блистал.

Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала , И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Слайд 11

Ведущий. Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Потери с обеих сторон были огромны: французы потеряли около 60тысяч человек, русские - около 40тысяч. Русские солдаты на протяжении всей битвы совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили свои лучшие качества.

Слайд 12

Ученик 10. 1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение , значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

Слайд 13

Ведущий. В тот же день передовые отряды французов вошли в Москву. Французский император ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона.

Ученик 1. (Чтение наизусть)

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник , не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. А.С. Пушкин.

Слайд 14

Ученик 2. Наполеон направляет своего генерал-адъютанта с целью добывать мир во чтобы то ни стало!

Кутузов: «Все подобные разговоры мы станем вести, когда ни одного чужеземца с оружием в руках не обнаружится на нашей священной русской земле…»

Слайд 15

Э́тому фа́кту посвящена́ замеча́тельная ба́сня И.А.Крыло́ва «Волк на пса́рне».

Куту́зов прочёл её по́сле победоно́сного сраже́ния под Кра́сным, и при стро́ках:

Тут ло́вчий переда́л в отве́т:

«Ты сер, а я, прия́тель, сед!»-

Куту́зов снял фура́жку и показа́л свою́ седу́ю го́лову. И дочита́л оконча́ние ба́сни – слова́ ло́вчего:

«А потому́ обы́чай мой

С волка́ми и́наче не де́лать мирово́й,

Как сня́вши шку́ру с них доло́й…»

И тут же вы́пустил на во́лка го́нчих ста́ю!



Ученик 3. Чтение наизусть басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Ученик 4. Небывалый патриотический подъем 1812 года затронул глубинные слои русского народа. Вокру́г Москвы́ разверну́лось партиза́нское движе́ние. Небольши́е партиза́нские отря́ды напада́ли на отде́льные ча́сти францу́зской а́рмии.

Ученик 5.

«Народная война»

Денис Давы́дов – еди́нственный поэ́т – партиза́н. Друг Пу́шкина. Взял в плен 2ты́сячный отря́д францу́зов.

Алекса́ндр Фи́гнер – разве́дчик.

Васили́са Ко́жина – крестья́нка.

Гера́сим Ку́рин – крепостно́й.

Ермола́й Четвертако́в-солда́т-драгу́н. Ведущий. В Москве́ Наполео́н оказа́лся в западне́, зимова́ть в разорённом пожа́ром го́роде не представля́лось возмо́жным. Наполео́н стал гото́виться к отступле́нию. За ме́сяц пребыва́ния в столи́це Наполео́н потеря́л 30 000 свои́х солда́т. Запа́сы продово́льствия исся́кли. А́рмия вели́кая и непобеди́мая превраща́лась в ша́йку граби́телей и разбо́йников. Ученик 6. Куту́зов, расположи́вшись в месте́чке Тару́тино под Москво́й, перекры́л путь францу́зской а́рмии к отступле́нию по Но́вой, ещё не разоренной французами Смоленской дороге.

Слайд 16

Ученик 6. Впереди́ были сраже́ние под Малояросла́вцем, сраже́ние под Вя́зьмой , бой под Ля́хово, сраже́ние под Кра́сным, сраже́ние на Березине́ и т.д. Гла́вным ито́гом Оте́чественной войны́ 1812 го́да ста́ло практи́чески по́лное уничтоже́ние Великой Армии Наполеона.



Слайд 17

Ученик 7. Наше́ствие Наполео́на на Росси́ю зако́нчилось по́лным её кра́хом. В декабре́ 1812 го́да фельдма́ршал Куту́зов отда́л прика́з:« Война́ зако́нчилась по́лным истребле́нием неприя́теля, и ка́ждый из вас есть спаси́тель Оте́чества. Росси́я приве́тствует вас сим и́менем».

Ученик 8.(Показывает портреты) Герои Отечественной войны 1812 года

Д. В. Голицын С.Г. Волконский

А.И.Горчаков

Д.В.Давыдов

Ученик 9. Наде́жда Андре́евна Ду́рова - пе́рвая в Росси́и же́нщина-офице́р, герои́ня Оте́чественной войны́ 1812 го́да, ро́тмистр,писа́тельница. В 23 го́да, переоде́вшись в мужско́е пла́тье, поступа́ет в мужско́й каза́чий полк. За спасе́ние жи́зни офице́ра была́ награждена́ Гео́ргиевским кресто́м. В конце 1807 го́да её вы́звали к Алекса́ндру 1, кото́рый разреши́л продо́лжить слу́жбу под друго́й фами́лией (к тому́ вре́мени та́йна корне́та Ду́рова была́ раскры́та). В 1812 году́ она принима́ла уча́стие в боя́х от грани́ц Росси́и до Тару́тино, в Бороди́нском сраже́нии была́ ра́нена ядро́м в но́гу, получи́ла чин пору́чика, воева́ла до конца́ войны́. В 1816 году́ заняла́сь литерату́рной де́ятельностью. Написа́ла кни́гу «Запи́ски кавалери́ст-деви́цы».

Слайд 18

Ведущий. Велико́ значе́ние Бороди́нской би́твы в на́шей исто́рии, вели́к по́двиг во́инов, сража́вшихся про́тив а́рмии Наполео́на.

Слайд 19

Прошли́ го́ды. Па́мять о герои́зме и мужестве защи́тников Оте́чества оста́лись в па́мяти ру́сских люде́й. В ознаменова́ние побе́ды в Оте́чественной войне́ 1812 го́да бы́ло поста́влено мно́жество па́мятников и мемориа́лов геро́ям войны́, из кото́рых наибо́лее изве́стными явля́ются Триумфа́льная а́рка и Храм Христа́ Спаси́теля в Москве́.

Ученик 10. Чтение наизусть отрывка из баллады В. А. Жуковского «Бородинская годовщина»

В честь выдаю́щегося ру́сского полково́дца Михаи́ла Илларио́новича Голени́щева- Куту́зова- Смоле́нского в 1942 году́ во вре́мя Вели́кой Оте́чественной войны́ 1941- 1945 годо́в был учреждён О́рден Куту́зова

Слайд 20

Ведущий.

1812 год в литературе

1812 год яви́лся не то́лько важне́йшей страни́цей исто́рии Росси́и, но и принципиа́льного значе́ния ве́хой в исто́рии ру́сской литерату́ры. Па́мять о войне́ 1812 го́да воплоти́лась в стро́ки худо́жественных произведе́ний мно́гих писа́телей.

Слайд 21


Под романс Д. Давыдова показываются произведения художественной литературы , посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

Ведущий. В честь вели́кого сраже́ния оста́лась ещё одна́ па́мять – популя́рный и в на́ше вре́мя вку́сный ржано́й хлеб - бороди́нский. Э́тот проду́кт пита́ния до́лгое вре́мя испо́льзовался в ка́честве помина́льного блю́да, став си́мволом поги́бших в 1812 году. По леге́нде Маргари́та Нары́шкина по́сле того́, как её муж и сын поги́бли на Бороди́нском по́ле, постри́глась в мона́хини, измени́в и́мя и став сестро́й Мари́ей, с други́ми мона́шками приду́мала реце́пт э́того проду́кта (демонстрация и дегустация хлеба).



Слайд 22

3. Викторина

1.Когда состоялось Бородинское сражение?

2.Какой город защищала русская армия на Бородинском поле?

3.Сколько часов продолжалось Бородинское сражение?

4.Кто был главнокомандующим русской армии?

5.Страна, императором которой был Наполеон?

6.Почему войну 1812 года назвали Отечественной?

7. Назовите писателей и поэтов, создавших произведения о войне 1812г.?

8.Кого из героев Отечественной войны 1812г. вы можете назвать?

Слайд 23

4. Заключение.

Ведущий. В Оте́чественной войне́ а́рмия и наро́д Росси́и прояви́ли высо́кий герои́зм и му́жество и разве́яли миф о непобеди́мости Наполео́на, освободи́в своё Оте́чество от инозе́мных захва́тчиков. Знать исто́рию свое́й страны́, вели́кие по́двиги ру́сского наро́да, горди́тся его сла́вными побе́дами, чтить и уважа́ть па́мять геро́ев ру́сской земли́ до́лжен ка́ждый граждани́н, ведь без про́шлого нет настоя́щего, и не мо́жет быть досто́йного бу́дущего!





































Историко-литературная композиция "Недаром помнит вся Россия.."
  • Русский язык и литература
Описание:

Историко-литературная композиция для учащихся 6-12 классов "Недаром помнит вся Россия..", посвященная 200-летию Бородинского сражения.

Включает в себя конспект мероприятия и презентацию.



Цели мероприятия

Обучающие:

üвоссоздать панораму героических событий 1812г., показать роль личности в истории Отечества, значимость вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства, показать значение событий в истории русской литературы, отражение их в произведениях русских писателей;

üразвивать интерес к историческому прошлому России на примере Отечественной войны 1812 года как одной из самых славных вех истории России, в котором нашли отражение талант русских полководцев, массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию.

Воспитательные:

üвоспитывать уважение к прошлому России, чувство гордости за русский народ, патриотизм, сохранять связь поколений;

üзатронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветить в их душевном мире искреннее гуманное отношении к святым понятиям: Россия, Родина. Защитники Отечества, любовь к Отчизне;

üпрививать чувство ответственности у учащихся за свои поступки и дела.

Коррекционные:

üразвивать слуховое восприятие у учащихся, активность, речь и внимание.

Автор Базыма Людмила Николаевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 420
Номер материала 13123
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓