Главная / Другое / Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Материаловедение"

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Материаловедение"











Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО

Код 13. 02. 06 , Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

















Комплект КОС рассмотрен на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от ________________ 2015г

Пред. ЦК








Рекомендован методическим советом РИТ

Протокол № ___ от ________________ 2015г

Пред. МС


















Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

Итогом является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.

Раздел 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

1.1. Освоенные умения

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений:

уметь:

У 1. Определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления.

У 2. Определять твердость материалов.

У 3. Определять режимы отжига, закалки и отпуска стали.

У 4. Подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации.

У 5. Подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.


1.2. Усвоенные знания

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется проверка следующих знаний:

знать:

З 1. Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов.

З 2. Виды прокладочных и уплотнительных материалов.

З 3. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии.

З 4. Классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве.

З 5. Методы измерения параметров и определения свойств материалов.

З 6. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов.

З 7. Основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства.

З 8. Основные свойства полимеров и их использование.

З 9. Особенности строения металлов и сплавов.

З 10. Свойства смазочных и абразивных материалов.

З 11. Способы получения композиционных материалов.

З 12. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.


Раздел 2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине

Таблица 1

Раздел / тема учебной дисциплины

Форма текущего контроля и оценивания

Раздел 1. Тема 1.1, Тема 1.2, Тема 1.3

Фронтальный опрос, практические занятия

Раздел 1. Тема 1.4

Работа по карточкам

Раздел 1. Тема 1.5.

Технический диктант, тест на опознание, работа по карточкам, практическое занятие.

Раздел 1. Тема 1.6.

Работа по карточкам, практическое занятие.

Раздел 1. Тема 1.7.

Урок - игра по теме «Легированные стали», практическое занятие.

Раздел 1. Тема 1.8.

Работа по карточкам, практическое занятие.

Раздел 1. Тема 1.9, Тема 1.10

Работа по карточкам, семинарское занятие.

Раздел 2. Тема 2.1, Тема 2.2

Технический конкурс «Эрудит»

Раздел 3. Тема 3.1

Фронтальный опрос

Раздел 3. Тема 3.2

Заполнение таблицы

Раздел 3. Тема 3.3, Тема 3.4

Работа по карточкам

Раздел 3. Тема 3.5

Семинарское занятие, тест

Раздел 3. Тема 3.5

Тест на опознание

Раздел 3. Тема 3.7

Семинарское занятие, работа по карточкам

Раздел 3. Тема 3.8

Заполнение таблицы

УД (в целом): экзамен


Раздел 3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Общие положения

Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.

Оценка учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.

3.2. Экзамен

Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.1, Темы 1.2, Темы 1.3

Примерный перечень вопросов для фронтального опроса:

  1. Что изучает материаловедение?

  2. Чем характеризуется кристаллическое строение металлов?

  3. Какие типы кристаллических решеток Вам известны?

  4. Что такое аллотропия (полиморфизм) металлов?

  5. Почему полиморфизм железа является специфическим?

  6. Что такое анизотропия металлов?

  7. Каковы основные дефекты кристаллического строения?

  8. Какие существуют дислокации? Дайте краткую характеристику каждой из них.

  9. Какие показатели определяют механические свойства материалов?

  10. Что характеризуют технологические свойства материалов?

  11. Какие показатели характеризуют эксплуатационные свойства материалов?

  12. Что такое конструкционная прочность?

  13. Что такое твердость?

  14. Какие существуют методы определения твердости материалов?

  15. Укажите достоинства и недостатки метода Бринелля?

  16. В каких случаях целесообразно измерять твердость методом Виккерса?

  17. в каких случаях применяют измерение твердости методом Роквелла, шкала С?

Критерии оценки фронтального опроса:

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями;

  • Грамотное изложение материала.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.3

Практическое занятие

Тема: Испытание материала на твердость по методу Бринелля.

Цель: Научиться определять твердость по методу Бринелля.


Ход работы:

Заключается во вдавливании закаленного стального шарика Д = 2,5 мм, Д = 5 мм, Д = 10 мм. С усилием Р = 187,5 кгс, Р = 750 кгс, Р = 3000 кгс. Соответственно, в результате на поверхности образца остается отпечаток в форме шарового сегмента диаметром d и число твердости по Бринеллю НВ определяется как усилие Р деленное на площадь сечения поверхности отпечатка.

hello_html_5f553aff.gif

Толщина металла под отпечатком должна быть не менее десятикратной глубины отпечатка, а расстояние от центра отпечатка до среза поверхности должна быть не менее диаметра шарика. По методу Бринелля испытываются материалы с твердостью до 450 кгс/мм.

Р

Д

d

НВ

НВтабл.

1

187,5

2,5

1,25



2

750

5

1,65



3

3000

10

5,1




hello_html_mb36e5a2.gif

Затем определить по таблице НВ и сравнить полученный результат.

Примечание:

для №1 смотреть в таблице 1,25 * 4 = 5

для №2 смотреть в таблице 1,65 * 2 = 3,30

для №3 смотреть табл. 5,1

Таблица прилагается.

Вывод:

Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Правильность расчетов;

  • Точность выполнения расчетов.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.3

Практическое занятие

Тема: Построение кривой усталости (зависимости угла изгиба от числа циклов до разрушения).

Цель: Определить число циклов до разрушения скрепки и построить кривую усталости.

Для эксперимента необходимо иметь:

  • 4 канцелярские скрепки (проволока из малоуглеродистой стали (сплав Fe – 0.1 вес. % С))

  • копию рис. 1.

Порядок выполнения эксперимента:

1. Используя рис. 1 установите скрепку в вертикальной плоскости вдоль горизонтальной оси (угол = 00) таким образом, чтобы середина скрепки совпала с центром (началом координат).

2. Изогните скрепку посередине на определенный угол сначала в одну строну (вверх), затем на тот же угол в другую сторону (вниз). Повторяя эту операцию, определите число циклов изгиба N до разрушения скрепки. Один цикл изгиба (N=1) определяется следующим образом. Для примера изогните скрепку вверх на 450, далее вниз на – 450, затем в обратную строну до нуля. Это и есть N=1.

3. Проделайте такую же процедуру на отдельных скрепках для каждого из 4-х углов, указанных на рис.1.

4. Занесите полученные данные в таблице 1.

Таблица 1. Результаты измерений

Угол изгиба

(град.)

Число циклов до

разрушения

90

?

45

?

20

?

10

?






5. По этим данным постройте зависимость угла изгиба от числа циклов до разрушения.

6. Сделайте вывод.

hello_html_m216b6ead.png















Рис. 1. Карта - схема с указанием углов изгиба скрепки.

Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Точность и правильность построения графика;

  • Аккуратность выполнения;

  • Правильное и грамотное написание вывода.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.4

Работа по карточкам:

Вариант 1


  1. Допишите определение: сплав – это…

  2. Железо при нагревании до определенной температуры становится немагнитно. Назовите эту температуру.

а) 727 °С;

б) 768 °С;

в) 911 °С;

г) 139 °С.


Вариант 2


  1. Допишите определение: фаза – это…

  2. Первый тип диаграмм состояния двойных сплавов характеризует взаимодействие двух компонентов, которые образуют структуру:

а) химическое соединение;

б) механическую смесь компонентов;

в) твердый раствор компонентов;

г) химическое соединение и твердый раствор.


Вариант 3


  1. Допишите определение: полиморфизм – это…

  2. Сплавы при любой концентрации компонентов и при любой тем­пературе, находящиеся выше линии солидус, будут находиться:

а) в газообразном состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в твердом состоянии;

г) в жидком и твердом состояниях.


Вариант 4


  1. Допишите определение: анизотропия – это…

  2. Сплавы при любых концентрациях компонентов и при любых температурах, находящихся выше линии ликвидус, будут находить­ся в состоянии:

а) жидком;

б) твердом;

в) жидком и твердом;

г) газообразном.

Вариант 5


Как влияют на механические свойства сплавов структуры цементит, феррит, перлит, аустенит? Данные занесите в таблицу.


Зависимость механических свойств от их структуры

Структура

Механические свойства

Прочность

Твердость

Пластичность

Феррит




Цементит




Перлит




Аустенит





Вариант 6


1. Допишите определение: сплав – это…

2. К каким типам сплавов относятся структуры феррит, аустенит, ледебурит, перлит и цементит?

Твердые растворы: _____________________

Химические соединения: ________________

Механические смеси: ___________________


Вариант 7


Запишите характерные отличия диаграмм состояния первого и второго рода свинец – сурьма (Pb - Sb) и никель – медь (Ni – Cu).


Система

Характерные отличия диаграммы состояния

Pb - Sb


Ni – Cu



Вариант 8


Запишите характерные отличия диаграмм состояния третьего и четвертого рода медь–серебро (Cu - Ag) и железо – углерод (Fe – C).


Система

Характерные отличия диаграммы состояния

Cu - Ag


Fe – C




Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по теме;

  • Грамотное изложение материала.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.5

Технический диктант


45

Качественная среднеуглеродистая сталь с содержанием углерода 0,45 %

У7А

Углеродистая сталь обыкновенного качества с содержанием углерода 0,7 %, высококачественная

А20

Автоматная сталь с содержанием углерода 0,20 %

05кп

Низкоуглеродистая сталь с содержанием углерода 0,05 %, кипящая, качественная

35Г2

Качественная углеродистая сталь с содержанием углерода 0,35 % и содержанием марганца 2%


«Тест на опознание». На вопрос ответить либо «да», либо «нет».

  1. Сталь группы В применяют для деталей, изготовляемых сваркой. (Да).

  2. Сталь группы А маркируется буквами Ст и номером 1, 2, 3, 4, 5, 6. Чем больше номер, тем прочность ниже. (Нет).

  3. С увеличением содержания углерода в стали какие свойства повышаются прочность, твердость. (Да).

  4. По качеству стали подразделяются на стали обыкновенного качества, качественные и высококачественные. Качество сталей определяется химическим составом. (Нет).

  5. Главной составляющей углеродистой конструкционной стали, определяющей ее свойства, является углерод. (Да).

  6. S и P являются вредными примесями. (Да).

Критерии оценки технического диктанта и теста на опознание

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по теме;

  • Правильность расшифровки марок стали.

Работа по карточкам:


Вариант 1


1. Указать структуру металлической основы белого чугуна, который в зависимости от содержания углерода может быть (установить соответствие)

а) заэвтектический а) ледебурит

б) доэвтектический б) первичный цементит +ледебурит

в) эвтектический в) перлит + ледебурит.


2. … называют чугуны, которых графит имеет хлопьевидную форму.

а) белыми; б) высокопрочными; в) серыми; г) ковкими.

3. Расшифруйте марки чугунов. ВЧ 450 – 5, ЧХ18Д3.



Вариант 2


1. Указать структуру металлической основы серого чугуна (установить соответствие)

а) серый перлитный а) феррит + перлит + графит

б) серый ферритно-перлитный б) феррит + графит

в) серый ферритный в) перлит + графит


2. … называют чугуны, в которых графит имеет шаровидную форму.

а) белыми; б) высокопрочными; в) ковкими; г) серыми.

3. Расшифруйте марки чугунов. КЧ 380 – 8, ЧЮ6С5.


Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по темам;

  • Правильность расшифровки марок чугуна.


Практическое занятие

Тема: Расшифровка маркировок сталей и чугунов и характеристики их свойств, подбор материалов в зависимости от их назначения и условий эксплуатации.


Цель: Расшифровать маркировку сталей и чугунов, пользуясь справочником указать характеристики их свойств, подобрать материалы в зависимости от их назначения и условий эксплуатации.

Ход работы:

1) расшифровать марку стали и чугуна;

2) пользуясь справочником, указать механические свойства;

3) указать назначение данной стали или чугуна.

Например:

Сталь - Ст 3 кп

Ст 3 кп — конструкционная углеродистая сталь обыкновенного качества, кипящая, № марки 3.

Степень раскиления : кипящая сталь - слабо раскисленная; маркируется буквами "кп".

Химический состав (%): C углерод - 0,14 — 0,22;

Mn (марганец) - 0,30 — 0,6 ;

Si (кремний) - ≤ 0,07.

Механические свойства при Т=20°С (Сталь горячекатанная 20 мм)

360 - 460 (МПа) - предел прочности - σ

195 - 235 (МПа) - предел текучести - δт

24 - относительное удлинение - δ%

Твёрдость материала по Бринеллю: НВ 10-1 = 131 МПа

Назначение : листовой и сортовой прокат для строительных конструкций, болты, для сварных и несварных конструкций , деталей работающих при температуре от - 40 °С до 400°С.


Сталь - 30 ХН 3 А

30 ХН 3 А - высококачественная спокойная, хромоникелевая машиностроительная сталь. 0 , 3 % C , 1 % Cr, 3 % Ni , А - в конце марки указывает, что сталь высококачественная.

Химический состав (%): C (углерод) - 0,27 — 0 ,33;

Mn (марганец) - 0,3 — 0 ,37;

Cr (хром) - 0,6 — 0,9;

Ni (никель) - 2,75 — 3,15;

Si (кремний) - 0,17 — 0,37.

Механические свойства при температуре Т=20°С:

1670 (МПа) - предел прочности - σ

1370 (МПа) - предел текучести — δт

12 - относительное удлинение — δ%

45 - относительное сужение — y %

490 (кДж / м2) - ударная вязкость- KCU.

Термообработка: закалка 850 °С, масло, отпуск 200 °С, воздух .

Назначение: венцы ведомых колес тяговых зубчатых передач электропоездов, шестерни, валы, штоки, кривошипы высокой прочности и другие улучшаемые детали.

Может применяться при температуре - 80 °С.

Чугун ЧН1ХМД

ЧН1ХМД - Чугун низколегированный, корозионно — стойкий: 3,2 % С;

1 % Ni; 1 % Cr; до 1 % Cu; до 1 % Mo.

Химический состав (%): C (углерод) - 2,8 — 3,2;

Si (кремний) - 1,6 — 2;

Mn (марганец) – 0,8 — 1,2;

Ni (никель) - 0,7 — 1,6;

S (сера) - до 0,12 ;

P (фосфор) - до 1,15;

Cr (хром) - 0,2 — 0,7;

Mo (молибден) - 0,2 — 0,7;

Cu (медь) - 0,2 — 0,5.

Мехнические свойства при температуреТ=20°С материала ЧН1ХМД

290 (МПа) - предел прочности - σ.

Твердость материала ЧН1ХМД по Бринеллю: НВ 10-1 = 201 - 286 МПа

Применение: для деталей с высокими механическими свойствами, сопротивлением износу и коррозии в слабощелочных, газовых средах (продукты сгорания топлива, технический кислород) и водных растворах.

Карточки – задания


Карточка 1

  1. 25.

  2. СЧ 38-60

  3. АСЧ-3

  4. 15 ХР


Карточка 2

  1. 30.

  2. СЧ 35-56

  3. АВЧ-1

  4. 45 Х


Карточка 3

  1. 35.

  2. СЧ 32-52

  3. АВЧ-2

  4. 35 ХМ


Карточка 4

  1. 40.

  2. СЧ 28-48

  3. АКЧ-1

  4. 18 ХГТ


Карточка 5

  1. 45.

  2. СЧ 24-44

  3. АКЧ-2

  4. 40 ХФА


Карточка 6

  1. 50.

  2. СЧ 21-40

  3. АСЧ-2

  4. 50 ХН


Карточка 7

  1. 55.

  2. СЧ 18-36

  3. АСЧ-1

  4. 15 НМ


Карточка 8

  1. 75.

  2. СЧ 15-32

  3. АВЧ-2

  4. 12 ХН2


Карточка 9

  1. 60.

  2. СЧ 12-28

  3. АКЧ-1

  4. 45 ХЦ


Карточка 10

  1. 85.

  2. КЧ 30-6

  3. АСЧ-3

  4. 50 Г2


Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Точность и правильность расшифровки марок чугуна и стали;

  • Полнота ответа;

  • Правильное и грамотное написание вывода.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.6


Работа по карточкам:


Вариант 1

  1. Каковы основные виды термообработки?

  2. В чем заключается сущность химико-термической обработки?

  3. Чем отличается отжиг первого и второго рода?

  4. Какой вид закалки применяют для изделий сложной формы?


Вариант 2

  1. В чем заключается сущность термообработки?

  2. Какие виды химико-термической обработки вам известны?

  3. Какие виды закалки вам известны?

  4. Какие изделия повергают изотермическому отжигу?

Вариант 3

  1. Что называется закалкой?

  2. Какие виды отпуска вам известны?

  3. Какая структура получается при неполном отжиге стали?

  4. При какой температуре стали теряют свои магнитные свойства?


Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по темам.


Практическое занятие

Тема: Выбор вида и режима термической обработки для конкретных деталей. Обоснование выбранной термической обработки.

Цель: Приобрести навык в выборе вида и режима термической и хи­мико-термической обработки металлов в зависимости от назначения изде­лий.


Ход работы:

1) изучить условия работы заданной детали и требования, предъявляемые к ней;

  1. выбрать марку стали для изготовления заданной детали, изучить её химический состав и механические свойства;

  2. разработать, в зависимости от условий работы детали, необходи­мый вид и режим термической или химико-термической обработ­ки.

Карточки-задания

1. Завод изготавливает коленчатые валы диаметром 35 мм: сталь в готовом изделии должна иметь предел текучести не ниже 290 МПа и удар­ную вязкость не ниже 50 МПа. Кроме того, вал должен обладать повышен­ной износостойкостью не по всей поверхности, а только в шейках, т.е. в участках, спряженных с подшипниками и работающих на истирание.

Подберите марку стали, рекомендуйте режим термической обработки всего вала для получения заданных свойств и режим последующей терми­ческой обработки, повышающей твердость только в отдельных участках поверхности вала.

2. Стаканы цилиндров мощных двигателей внутреннего сгорания
должны обладать высоким сопротивлением износу на поверхности. Для
повышения износостойкости применяют азотирование.

Подберите сталь, пригодную для азотирования, приведите химиче­ский состав, рекомендуйте режим термической обработки и режим азоти­рования.

3. Станкостроительный завод изготавливает шпиндели токарных станков. Шпиндели работают с большой скоростью в условиях повышен­ного износа: поэтому твердость в поверхностном слое должна быть HRC58-62.

Подберите сталь для изготовления шпинделя, рекомендуйте режим термообработки, обеспечивающий получение заданной твердости в по­верхностном слое.

4. Червяк редуктора диаметром 35 мм можно изготовить из цемен­туемой стали. Предел прочности в сердцевине детали должен быть 580-686 МПа2 .

Выберите марку цементируемой углеродистой качественной стали. Обоснуйте.

Укажите химический состав, рекомендуемый режим химико-термической и термической обработки и механические свой­ства стали.

5. Палец шарнира диаметром 30 мм работает на изгиб и срез и должен
обладать высокой износостойкостью на поверхности и высокой вязкостью
в сердцевине.

Подберите углеродистую сталь, укажите её состав и марку, рекомен­дуйте режим химико-термической и термической обработки, укажите структуру, механические свойства в сердцевине и твердость на поверхно­сти после окончательной обработки.

  1. Выберите марку стали для изготовления топоров. Лезвие топора не
    должно сминаться или выкрашиваться в процессе работы; поэтому оно
    должно иметь твердость в пределах HRC 50... 55 на высоту не более 30-40 мм; остальная часть топора подвергается закалке и имеет более низкую твердость.

Укажите химический состав стали, режим термической обработки, обеспечивающий твердость, а также способ закалки, позволяющий полу­чить эту твердость только на лезвии топора.

7. Выберите марку стали для изготовления продольных пил по дереву
и укажите режим термической обработки, микроструктуру и твердость го­товой пилы.

Режимы термической обработки выберите таким образом, чтобы пре­дупредить деформацию пилы при закалке и отпуске, а также обеспечить получение в стали высоких упругих свойств после отпуска (пила должна «пружинить».

8.Автосцепки вагонов на железнодорожном транспорте изготавли­ваются литыми. Для повышения механических свойств отливки подверга­ют термической обработке. Выберите марку стали и обоснуйте термическую обработку, если предел прочности должен быть не ниже 343 МПа.

Укажите структуру и механические свойства стали после литья и по­сле термической обработки.

9. Завод изготавливает зубчатые колеса диаметром 60 мм и высотой 80 мм. Предел прочности должен быть не ниже 530 ... 540 МПа.

Выберите сталь для изготовления зубчатых колес и приведите состав и марку, учитывая технологические особенности термической обработки и необходимость предотвратить деформацию и образование трещин при за­калке.

Рекомендуйте режим термической обработки и укажите механиче­ские свойства в готовом состоянии.

10. Многие измерительные инструменты плоской формы (шаблоны,
линейки, штангенциркули) изготавливаются из листовой стали; они долж­ны обладать высокой износостойкостью в рабочих кромках.

Приведите режимы обработки, обеспечивающий получение этих свойств, если инструменты изготавливают большими партиями из сталей 15 и 20.

Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Правильность выбора марку стали для изготовления заданной детали;

  • Полнота ответа;

  • Правильность выбора вида и режима термической обработки для конкретных деталей, обоснование выбранной термической обработки;

  • Правильное и грамотное написание вывода.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.7


Урок - игра по теме «Легированные стали»


Группа делится на 2 команды.

I тур Кто быстрее? (вопросы задаются обеим командам)

1. Для чего применяется легирование?

2. Какие легирующие элементы применяют для легирования?

3. Как обозначаются легирующие элементы в легированных сталях?


I команда

II команда

Г - марганец

М - молибден

С - кремний

Д - медь

В - вольфрам

Ю - алюминий

Т - титан

X - хром

А - азот

Ф - ванадий

Н - никель

К - кобальт

П - фосфор

Ц - цирконий



II тур

Каждой команде дается задание с одинаковым содержанием. Содержание включает в себя список среднелегированных и низколегированных сталей:

35ХС; 12Х5МА; 25Г2С; 38ХН3МФА; 12ХН3А; 18ХГТ; Х6ВФ; 30ХГТ; 4Х5МФС; 16Г2АФ; 3Х3М3Ф; 14Г2.

Одной команде подчеркнуть низколегированные, другой -среднелегированные стали. Затем провожу прием самоконтроля - показываю студентам правильные ответы, или их называет другая команда, зарабатывая дополнительные очки.

III тур

Провожу эту часть в виде игры «Тест на опознание». На мой вопрос студенты должны ответить либо «да», либо «нет».

1. К свойствам пружинной стали относится пластичность и вязкость? (Да)

2. К свойствам пружинной стали относится хрупкость? (Нет)

3. Пружинные стали применяются при изготовлении деталей? (Нет)

4. Пружинные стали применяются при изготовлении пружин рессор? (Да)

5. Пружинные стали содержат не менее 0,5% С? (Да)

6. Пружинные стали содержат более 0,5% С? (Да)

Подводя итоги, зачитываю все утвердительные ответы, получается «портрет» пружинных сталей.

IV тур

Расшифровать марку стали. Каждый студент расшифровывает марку легированной стали. Критерии оценивания: 10 правильных ответов - «5»;

8 - 9 правильных ответов - «4»; 6 - 7 правильных ответов - «3».

Предложены марки сталей: 12Х18Н9Т; Р9К10; 9Х5ВФ; 50ХФА; Р12Ф4К5; Х6Ф4М; 12Х2Н4А; 15Х5ВФ; 8Х4В2С2МФ; Р10К5Ф5.

V тур

Решить кроссворд «Легирующие элементы»


х











и







м










и





ч





е







с






к










и








й






с








о





с







т










а




в







Ответы:


х

р

о

м




н

и

о

б

и

й



к

р

е

м

н

и

й

а

л

ю

м

и

н

и

й




ч


н

и

к

е

л

ь



ф

о

с

ф

о

р



к

о

б

а

л

ь

т

м

о

л

и

б

д

е

н




й






с

в

и

н

е

ц


б

о

р




с





т

и

т

а

н


в

о

л

ь

ф

р

а

м



в

а

н

а

д

и

й


VI тур

Составить как можно больше слов из слова «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ».

Подведение итогов игры. В ходе игры каждый студент имеет возможность получить по две оценки, в личном первенстве и работая в команде, либо улучшить одну из них.

Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по темам;

  • Правильность расшифровки марок легированной стали.


Практическое занятие

Тема: Выбор марки легированной стали для деталей в зависимости от условий их работы. Обоснование выбора.

Цель: Приобрести навыки о работе со справочной литературой по вы­бору легированной стали для деталей в зависимости от условий их работы.


Ход работы:

  1. изучить условия работы заданной детали или инструмента и
    требования, предъявляемые к ней;

  2. выбрать марку легированной стали для изготовления детали или
    инструмента, изучить её химический состав и механические
    свойства;

  3. разработать, в зависимости от условий работы детали, необходи­мый вид и режим термической или химико-термической обработ­ки.

Карточки-задания

1. Щеки и шары машин для дробления руды и камней работают в условиях повышенного износа, сопровождаемого ударами.

Подберите сталь для изготовления щек и шаров, укажите её химиче­ский состав и свойства.

2. Лопатки реактивных и турбореактивных двигателей работают в
окислительной среде при высоких температурах (800-900°С). Металл дол­
жен обладать повышенной коррозионной стойкостью и прочностью при
указанной температуре.

Подберите металл или сплав, укажите его состав и свойства.

3. Рессоры грузового автомобиля изготавливают из качественной легированной стали; толщина рессоры до 10 мм. Сталь должна обладать высокими пределами прочности, выносливости и упругости.

Подберите сталь, укажите её состав и свойства в зависимости от тер­мической обработки.

4. Детали приборов и оборудования, которые устанавливают на морских судах, должны быть устойчивыми не только против действия воды,
водяных паров и атмосферы воздуха, но и более сильного корродирующе­го
действия морской воды. Подберите сталь, укажите химический состав и механические свойст­ва.

5. Сталь, применяемая для пароперегревателей котлов высокого дав­ления должна сохранять повышенные механические свойства при дли­
тельных нагрузках при температурах 500°С и иметь достаточно высокую
пластичность для возможности выполнения холодной деформации при сборке котла. Подберите сталь, укажите её состав и механические свойства при комнатной и повышенной температурах.

6. Крупные пневматические долота, применяемые при разработке
горных пород, обладают относительно высокой твердостью и износостойкостью, но вместе с тем должны иметь достаточную вязкость, так как они испытывают в работе ударные нагрузки.

Подберите легированную сталь, укажите химический состав и режим термической обработки.

7. Завод выполняет токарную обработку чугунных и стальных дета­лей с большой скоростью резания.

Выберите сплавы для резцов, обеспечивающие высокую производи­тельность обработки стали и чугуна.

Приведите химический состав, структуру, твердость, прочность и те­плостойкость и способ изготовления этих сплавов и сравните их с анало­гичными характеристиками быстрорежущей стали.

8.Подберите сталь для червячных фрез, обрабатывающих конструкционные стали твердостью НВ - 230.

Укажите режимы термической обработки фрез из выбранной легиро­ванной стали.

9. Получение заготовок горячей деформацией является производи­тельным способом обработки.

Выберите марку стали для изготовления крупного молотового штам­па; рекомендуйте режим термической обработки штампа, укажите микро­структуру и механические свойства после отпуска.

10. Пружины приборов при нагреве даже в области климатических
температур могут изменять свои характеристики в связи с изменением
модуля упругости. Это снижает точность работы приборов.

Подберите сталь для изготовления пружин, модуль упругости которо­го не изменяется при температурах до - 200°С. Укажите режим упроч­няющей обработки стали.


Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Правильность выбора марки легированной стали для изготовления заданной детали;

  • Полнота ответа;

  • Правильность выбора вида и режима термической обработки для конкретных деталей;

  • Правильное и грамотное написание вывода.





Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Темы 1.8

Работа по карточкам:

1

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л96

БрО3Ц12С5

ЛЦ16К4

2

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л90

БрКМц3-1.

ЛЦ23А6Ж3Мц2

3

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л85

БрО5Ц5С5

ЛЦ40С

4

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л70.

БрА9Ж4Н4Мц1

ЛЦ25С2

5

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л68

БрА10Ж3Мц2

ЛЦ14К3С3

6

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л63

БрА11Ж6Н6

ЛЦ30А3

7

Дать расшифровку химического состава сплавов

Л60

БрО3Ц7С5Н1

ЛЦ38Мц2С2

8

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛА77-2

БрО10Ф1

ЛЦ40Мц3Ж

9

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛК80-3

БрО5С25

ЛЦ23А6Ж3Мц2

10

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛАЖ60-1-1

БрО10Ц2

ЛЦ40Мц3А

11

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛС59-1

БрО4Ц4С17

БрАЖН10-4-4

12

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛАН59-3-2

БрО3Ц12С5

БрА7

13

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛЖМц59-1-1

БрАЖН10-4-4

ЛЦ16К4

14

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛМцА57-3-4

БрАЖ9-4

БрАЖМц10-3-1,5

15

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛМцЖ55-3-1

БрОЦ4-3

ЛЦ40Мц3А

16

Дать расшифровку химического состава сплавов

ЛАНКМц75-2-2,5-0,5-0,5

БрО8С12

БрХ0,5


Критерии оценки работы по карточкам

  • Правильность расшифровки марки цветного сплава.


Практическое занятие

Тема: Выбор марки сплава цветных металлов для конкретных деталей в зависимости от условий их работы.

Цель: Приобрести навык в работе со справочной литературой по выбору сплава цветных металлов, в зависимости от условий их работы.

Ход работы:

1) изучить условия работы заданной детали и требования, предъявляемые к ней;

2) выбрать марку цветного сплава для изготовления заданной детали, изучить его химический состав и механические свойства;

3) разработать, в зависимости от условий работы детали, необходи­мый вид и режим термической или химико-термической обработ­ки.


Карточки-задания

1. Детали арматуры турбин и котлов гидронасосов работают во влажной
атмосфере и изготовляются массовыми партиями литьем, имеют сложную
форму и высокую точность размеров.

Подберите применяемый для этой цели цветной сплав.

2. Трубки в паросиловых установках должны быть стойки против коррозии. Подберите марку сплава на медной основе, пригодную для изготовления трубок, не содержащего дорогих элементов. Укажите способ изготовления трубок и сравните механические свойства выбранного сплава, с, механическими свойствами стали, стойкость против коррозии в тех же условиях.

3. Необходимо изготовить зубчатые колеса из сплава, стойкого против действия воды и пара и обладающего небольшим коэффициентом трения. Предел прочности не ниже 340 МПа.

Укажите цветной сплав, пригод­ный для изготовления зубчатых колес.

4. Детали самолетов: педали, рычаги, стойки педалей и т. п. Изготавливают из сплава с хорошими литейными свойствами, обладающего, кроме того, хорошей обрабатываемостью резанием. Предел прочности сплава должен быть не ниже 220 МПа.

Рекомендуйте состав сплава, укажите механические свойства его в готовом изделии и сопоставьте его свойства с аналогичными свойствами стали.

5. Вкладыши коренных и шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорание изготавливают из сплавов, обладающих высокими антифрикционными свойствами.

Подберите, состав сплава, укажите причины хорошей их работы в условиях износа и назовите сплавы, применяемые для заливки подшипников.

6. Бесшовные грубы опреснительных установок, подающие морскую воду, нагретую до 80—120°С, целесообразно для повышения их долговечности изготовлять из сплава со значительно большей стойкостью против коррозии в этих условиях, чем у нержавеющей стали. Выберите марку сплава и сопоставьте его свойства со свойствами нержавеющей стали 1Х18Н9Т.

7. Сварные бензиновые и масляные баки, от материала которых не требуется высоких механических свойств, изготавливают в авиапромышленности из легких листов сплавов, обладающих повышенной стойкостью против коррозии, пластичностью и хорошей свариваемостью.

Подберите сплав, пригодный для данного назначения, и для сравнения приведите марку стали, стойкой против коррозии в указанных средах.

8. Червяк редуктора для уменьшения коэффициента трения часто изготавливают из стали, а венец колес — из сплава на медной основе.

Подберите марку и состав сплава для венца, колеса, обладающего высокими антифрикционными свойствами. Укажите для сравнения сталь для изготовления червяка редуктора диаметром 30 мм.

9. Выберите состав цветного сплава, обладающего высокой пластичностью, для изготовления деталей из листа способом глубокой вытяжки.

Укажите назначение термической обработки, применяемой между отдельными операциями вытяжки для повышения пластичности, и приведите для сравнения сталь с аналогичными свойствами.

10. Выберите латунь для изготовления на станках-автоматах винтов, болтов и гаек, которая позволяет получить чистую поверхность и высокую произво­дительность.

Сравните механические свойства выбранного сплава с аналогичными харак­теристиками латуни высокой вязкости и пластичности.


Критерии оценки практического занятия

  • Соблюдение алгоритма выполнения работы;

  • Правильность выбора марки сплава цветных металлов для изготовления заданной детали;

  • Полнота ответа;

  • Правильность выбора вида и режима термической обработки для конкретных деталей;

  • Правильное и грамотное написание вывода.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 1. Тем 1.9, 1.10

Работа по карточкам:

1

Дать расшифровку химического состава сталей

Х9С2

12Х1МФ

ХН70ВМТЮ

2

Дать расшифровку химического состава сталей

Х25Т

3Х13Н7С2

Х23Н13

3

Дать расшифровку химического состава сталей

Х25Т

08Х22Н6Т

15Х17АГ14

4

Дать расшифровку химического состава сталей

12Х17

20Х17Н2

09Х15Н8Ю

5

Дать расшифровку химического состава сталей

30Х13

Х20Н14С2

Х18Н12T

6

Дать расшифровку химического состава сталей

14Х17Н2

40Х10С2М

4Х12Н8Г8МФБ

7

Дать расшифровку химического состава сталей

12Х1МФ

ХН65ВМТЮ

08Х17Т

8

Дать расшифровку химического состава сталей

Х25Н20C2

1Х12В2МФ

12Х18Н10Т

9

Дать расшифровку химического состава сталей

40Х13

10Х14АГ15

20Х23Н13

10

Дать расшифровку химического состава сталей

15Х28

20Х25Н20С2

10Х14Г12Н4Т

11

Дать расшифровку химического состава сталей

10Х14Г14Н4Т

17Х18Н9

08Х18Г8Н2Т

12

Дать расшифровку химического состава сталей

25Х13Н2

37Х12Н8Г8МФБ

17Х18Н9

13

Дать расшифровку химического состава сталей

08Х18Н10Т

ХН35ВТЮ

ХН78Т

14

Дать расшифровку химического состава сталей

95Х18

12Х18Н9

20Х23Н18

15

Дать расшифровку химического состава сталей

15Х28

20Х25Х20С2

12Х1М1Ф

16

Дать расшифровку химического состава сталей

20Х13

20Х23Н18

12Х18Н10Т


Критерии оценки работы по карточкам

  • Правильность расшифровки марки сталей.

Семинарское занятие

Тема: Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии

Вопросы к семинару:

1. Сущность коррозии металлов.

2. Виды коррозии. Виды разрушений от коррозии.

3. Способы защиты металлов от коррозии. Выбор способа защиты от корро­зии в зависимости от условий работы деталей и конструкции в целом.

Критерии оценки выступления на семинаре


  • Глубина и полнота ответа.

  • Качество проработанного материала.

  • Выполнение учебной задачи в соответствии с содержанием занятия.

  • Проявление активности на семинаре.

  • Умение работать в группе.

  • Качество предъявления результата работы.

  • Навыки публичного выступления.

Типовые задания для оценки освоения Раздела 2. Тем 2.1, 2.2


Оценка знаний студентов производится в виде технического конкурса «Эрудит».

Программа технического конкурса

тура

Название конкурса

Задание конкурса

Шкала оценки

1.

Дать название команд и выбрать капитанов

Выступление участников команд

1 б.

2.

Игра «Крестики - нолики»


Ответить на все вопросы и как можно быстрее получить комбинацию знаков своей команды: три одинаковых знака (крестик или нолик) расположить по горизонтали, вертикали или диагонали.

3 б.

3.

Кроссворд «Обработка металлов давлением»

Отгадать кроссворд

1 б.- за каждое отгаданное слово

4.

Кто быстрее”

Ответить на вопросы теста “Кто быстрее»

1 б - за каждый правильный ответ теста (всего 11 б)

5.

Конкурс капитанов

Капитанам команд ответить на предложенные вопросы

1 б - за каждый правильный ответ (всего – 2 б)

6.

Блиц-опрос”

Ответить на вопросы

Блиц - теста

За каждый правильный ответ по 1 б.(11 б)

7.

Определить ключевое слово

кроссворд

За правильный ответ -5 б.


II тур

Литейное производство


Игра «Крестики - нолики» (презентация).



III тур

Обработка металлов давлением


Кроссворд


hello_html_58e5d970.gif


Вопросы по вертикали:

1. Наиболее распространенный вид обработки металлов давлением, деформация материалов с помощью вращающихся валиков.


Вопросы по горизонтали:

1. Выдавливание из замкнутого объема материала заготовки в нагретом состоянии через отверстие, формы и размеры которой подобны форме и размерам поперечного сечения требуемого изделия.

2. Обработка металлов давлением, состоящая в протягивании заготовки постоянного поперечного сечения через отверстия волочительного инструмента.

3. Бывает двух видов объемная и листовая.

4. Способ обработки металла, при котором нагретая заготовка подвергается многократному прерывистому динамическому или статическому давлению инструмента, в результате чего она приобретает заданную форму и размеры.




IV тур

Обработка металлов давлением

Кто быстрее?

1. Виды обработки металлов давлением? (холодная, горячая).

2. Когда целесообразно применять горячую обработку давление?

(для труднодеформируемых, малопластичных металлов и сплавов, заготовок из литого металла).

3. Какие свойства увеличиваются у металла, деформируемого в холодном состоянии? (твердость, прочность, упругость, износостойкость).

4. Какие уменьшаются? (пластичность, вязкость, коррозионная стойкость, электропроводимость).

5. Перечислите виды прокаток? (продольная, поперечная, поперечно-винтовая).

6. Вид прокатки, при которой валики вращаются в разные стороны? (поперечная).

7. Вид прокатки, при которой валики вращаются в одну сторону? (продольная).

8. Когда происходят наибольшие потери металла? (при прессовании).

9. Укажите достоинства прессования? (возможность изготовления профилей сложных форм с высокими точностью размеров и качеством поверхности).

10. Какие свойства обеспечивает волочение? (высокую точность размеров, низкую шероховатость поверхности).

11. Какие материалы используют для листовой штамповки? (низкоуглеродистую сталь, пластинчатые легированные стали, цветные металлы и сплавы).

V тур

Сварка. Конкурс капитанов

1 команда

2 команда

Автоматическая дуговая сварка под флюсом (АДСФ).

Дуговая сварка в защитных газах

Что такое, преимущества, недостатки

Электрошлаковая сварка

достоинства

недостатки


VI тур

Основы резания металлов

Блиц – опрос

Блиц - опрос для команды № 1

1. Слой металла заготовки, деформированный и отделенный в результате обработки резанием (Стружка).

2. Поверхность, полученная после снятия стружки или слоя металла (Обработанная).

3. Стружка, полученная при обработке хрупких материалов (Надлома).

4. Кромка, образованная пересечением передней поверхности и главной задней поверхностями токарного резца (Режущая кромка).

5. Режим резания, определяемый как полуразность между диаметром заготовки и диаметром обработанной поверхности (Глубина разрезания).

6. Наиболее распространенный инструмент для обработки отверстий в сплошном металле (Сверло).

7. Пересечение двух задних поверхностей спирального сверла образует (Перемычку).

8.Инструмент, предназначенный для обработки предварительно просверленного отверстия соответствующий 11-12 квалитета точности (Зенкер).

9.Инструмент, предназначенный для нарезания наружной резьбы (Плашка).

10. Явление, когда стружка всегда имеет меньшую длину, чем длина той поверхности, с которой она срезана (Усадка стружки)

11. Фрезерование, при котором фреза и заготовка движутся навстречу друг другу (Встречное).



Блиц – опрос для команды № 2

  1. Поверхность заготовки, с которой должен быть удален слой металла называется (Обрабатываемая).

  2. Стружка, полученная при обработке с высокой скоростью мягких и вязких материалов называется (Сливная).

  3. Поверхность режущего инструмента, по которой сходит стружка (Передняя).

  4. Место сопряжения главной и вспомогательной режущих кромок токарного резца (Вершина)

  5. Режим резания, определяющий величину перемещения режущей кромки в направлении подачи за один оборот заготовки (Подача).

  6. Сверло, предназначенное для сверления центровых отверстий (Центровочное).

  7. Инструмент для нарезания внутренней резьбы (Метчик).

  8. Явление, при котором происходит деформация слоя обрабатываемой детали, под действием которого слой металла упрочняется (Наклеп).

  9. Инструмент, которым обрабатывают различные плоские поверхности, а так же поверхности типа уступов, пазов, фасонные (Фреза).

  10. Фрезерование, при котором движение фрезы и заготовки совпадают (Попутное).

  11. Инструмент, предназначенный для окончательной обработки отверстий соответствующий 6 -11 квалитетам точности (Развертка).


Определите ключевое слово

Каждая команда выбирает кроссворд, где необходимо определить ключевое слово. Задание выполняется на время.


Ответы:

команда 1 – резание

команда 2 – вершина


Определи ключевое слово”

Команда №1

1. Инструмент для обработки плоских поверхностей, а также поверхностей типа уступов, пазов и т.д.

2. Инструмент, предназначенный для обработки уже имеющихся отверстий.

3. Инструмент для обработки деталей тела вращения.

4. Инструмент для нарезания наружной резьбы.

5. Налипает на переднюю поверхность резца, имеет клиновидную форму.

6. Инструмент для нарезания внутренней резьбы.

7. Самый распространенный инструмент для сверления отверстий в сплошном металле.


hello_html_m5503f4da.gif


Определи ключевое слово”

Команда №2

1. Самый распространенный инструмент для сверления отверстия в сплошном металле.

2. Инструмент, которым нарезают внутреннюю резьбу на токарном станке.

3. Инструмент для обработки плоских поверхностей, а также поверхностей типа уступов пазов и т.д.

4. Инструмент для нарезания наружной резьбы.

5. Применяют для обработки внутренних и наружных сложно фасонных поверхностей.

6. Упрочнение поверхностного слоя обработанной поверхности заготовки называется…

7. Налипший (приварившийся) к передней поверхности рез­ца сильно деформированный клиновидной формы слой материа­ла заготовки.

hello_html_268af1be.gif



Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по темам.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Тема 3.1

Примерный перечень вопросов для фронтального опроса:

  1. Что представляют собой композиционные материалы (композиты)?

  2. Что называется матрицей?

  3. Что называется арматурой?

  4. Какие материалы могут быть использованы в качестве матриц в композиционных материалах?

  5. На какие группы подразделяются композиты по виду армирующего материала (наполнителя)?

  6. Какими способами получают композиционные материалы?

  7. На какие виды делятся пористые порошковые материалы?

  8. Где применяются пористые порошковые материалы?


Критерии оценки фронтального опроса:

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями;

  • Грамотное изложение материала.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Тема 3.2

Заполнить таблицу «Синтетические полимеры. Их свойства и применение».

Полимеры

Свойства

Применение

Полиэтилен



Полистирол



Полиизобутилен



Политетрафторэтилен



Поливинилхлорид



Фторопласт - 3



Фторопласт - 4



Глифталевые смолы



Лавсан



Эпоксидные смолы



Кремнийорганические смолы



Полиамиды




Критерии оценки заполнения таблицы

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Тем 3.3, 3.4

Работа по карточкам:

Вариант 1

  1. Укажите классификацию клея по пленкообразующему веществу.

  2. Что входит в состав лакокрасочных материалов?

  3. Укажите, известные вам природные смолы:

а) полиэтилен; б) шеллак; в) канифоль; г) фторопласт – 3; д) янтарь.

  1. В каких целях в лакокрасочные материалы добавляют сиккативы? Назовите некоторые из них.

  2. Для каких целей применяются пропиточные компаунды?

  3. Чем отличаются термореактивные компаунды от термопластичных?

Вариант 2

  1. Укажите классификацию клея по условиям отвердевания.

  2. Что входит в состав клеящих материалов?

  3. В качестве неорганических наполнителей используют:

а) трансформаторное масло; б) слюду; в) кварц; г) хлопчатобумажную ткань; д) целлюлозу; е) стекловолокно.

  1. В каких целях в лакокрасочные материалы добавляют наполнители? Назовите некоторые из них.

  2. Для каких целей применяются заливочные компаунды?

  3. Чем отличаются термопластичные компаунды от термореактивных?


Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по темам.


Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Темы 3.5

Семинарское занятие

Тема: Слоистые пластики, пластмассы. Пленочные материа­лы.

Вопросы к семинару:

1. Слоистые пластики, их виды, характеристики, способы получения, об­ласть применения. Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит, их состав и свойства.

2. Пластические массы, их состав, свойства, область применения.

3. Пластмассы на основе термопластичных и термореактивных полимеров.

4. Асбестоцемент, его свойства, область применения.

5. Применение пленочных материалов.

Критерии оценки выступления на семинаре


  • Глубина и полнота ответа.

  • Качество проработанного материала.

  • Выполнение учебной задачи в соответствии с содержанием занятия.

  • Проявление активности на семинаре.

  • Умение работать в группе.

  • Качество предъявления результата работы.

  • Навыки публичного выступления.

Тест

Вариант 1


1) … - слоистая пластмасса на основе феноло-формальдегидной смолы и листов бумаги.

а) текстолит; б) гетинакс; в) асботекстолит; г) стеклотекстолит.

2) Какие пластмассы называются сложными:

а) пластмассы, состоящие из синтетических смол с небольшим количеством специальных добавок;

б) пластмассы, состоящие из полимеров, наполнителей и других специальных веществ;

в) все пластмассы независимо от их состава.

3) Для чего в состав пластмассы вводят наполнители?

а) с целью придания пластичности пластмассовому изделию;

б) с целью придания окраски;

в) с целью повышения прочности.

4) Как называется композиционный материал, полученный на основе природных и синтетических полимеров:

а) пластмасса;

б) углепластик;

в) фторопласт;

г) древисина.

5) Укажите применение и интервал рабочих температур пленок на основе полимеров и сополимеров винипласта.

6) Какие пластмассы можно перерабатывать неоднократно:

а) термореактивные;

б) термопластичные.

Вариант 2

1) … - слоистая пластмасса, где в качестве наполнителя используется хлопчатобумажная ткань, а в качестве связующего феноло-формальдегидная смола.

а) стеклотекстолит;

б) гетинакс;

в) текстолит;

г) асботекстолит.

2) Укажите достоинства пластмасс:

а) ползучесть;

б) антифрикционные свойства;

в) химическая стойкость;

г) старение;

д) оптические свойства.

3) Верно ли, что красители повышают стойкость пластмассового изделия к свету?

а) Да; б) Нет.

4) Как называется химический процесс, при котором из низкомолекулярного вещества образуется высокомолекулярное соединение с выделением каких-либо побочных продуктов:

а) полимеризация;

б) поликонденсация.

5) Укажите интервал рабочих температур и область применения полиамидов.

6) На основе каких смол получают самое большое количество пластмасс:

а) эпоксидных;

б) полиэфирных;

в) фенолоформальдегидных;

г) карбамидных.

Вариант 3

1) … изготовляют прессованием пакета стеклянной ткани, пропитанной смолой.

а) стеклотекстолит;

б) гетинакс;

в) текстолит;

г) древеснослоистая пластмасса (ДСП).

2) Укажите основу пластмасс:

а) графит;

б) полимеры;

в) углерод;

г) резина.

3) Для чего в состав пластмасс вводят пластификаторы?

а) для понижения хрупкости;

б) для повышения холодостойкости;

в) для ускорения их отвердевания;

г) для повышения стойкости пластмассового изделия к свету.

4) К связующим веществам, входящим в состав пластмасс, относится…

а) волокнистые вещества;

б) неорганические наполнители;

в) синтетические смолы.

5) Укажите применение и интервал рабочих температур пленок на основе полимеров и сополимеров этилена и пропилена.

6) Укажите недостатки пластмасс:

а) ползучесть;

б) антифрикционные свойства;

в) химическая стойкость;

г) старение;

д) низкая теплостойкость.

Критерии оценки теста

За один верный ответ – 1 балл.

6 б - «5»

5 б - «4»

4 б - «3»

Менее 4 б - «2»


Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Темы 3.6

«Тест на опознание». На вопрос ответить либо «да», либо «нет».

1. Сырьем для получения синтетического каучука является натуральный каучук. (Нет)

2. Состав резины: синтетический каучук, вулканизирующие вещества, наполнители, ускорители вулканизации, противостарители. (Да)

3. В качестве вулканизирующих веществ в каучук вводят тальк, окись магния. (Нет)

4. Каучук подвергают вулканизации для повышения прочности, упругости. (Да)

5. В качестве наполнителей в каучук добавляют тальк, сажу, каолин, мел. (Да)

6. Асбестовый листовой материал — паронит применяется в виде прокладок для паропроводов и гидравлических установок с высокой температурой. (Да)

7. Основой бумажных материалов являются синтетические ткани. (Нет)

8. Фибра - бумажный материал, обработанный хлористым натрием. (Нет)

9. Для изготовления мягких прокладок применяют картон, асбест, резину, паронит, фибру, текстолит, пластмассы. (Да)

10. Прокладочные и уплотнительные материалы применяют для уплотнения неподвижных и подвижных соединений, для герметизации фланцев, резьбовых и других соединений трубопроводов, воздуховодов и арматуры, а также для герметизации соединений в сантехнических изделиях. (Да)

Критерии оценки теста на опознание

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по теме.

Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Темы 3.7

Семинарское занятие

Тема: Смазочные и абразивные материалы.

Вопросы к семинару:

1. Смазочные материалы. Их свойства.

2. Абразивный инструмент.

3. Абразивные материалы. Их назначение. Особенности применения.

4. Зернистость абразивных материалов.

Критерии оценки выступления на семинаре


  • Глубина и полнота ответа.

  • Качество проработанного материала.

  • Выполнение учебной задачи в соответствии с содержанием занятия.

  • Проявление активности на семинаре.

  • Умение работать в группе.

  • Качество предъявления результата работы.

  • Навыки публичного выступления.

Работа по карточкам:

Вариант 1

  1. Какие материалы называются смазочными?

  2. Перечислите свойства абразивных материалов.

  3. Дайте характеристику понятия «вязкости» смазочного материала.

  4. Что понимается под механической стойкостью абразивных материалов?

  5. Перечислите природные абразивные материалы.

  6. Напишите марки сверхтвердых абразивных материалов.

  7. В каких целях используют инструмент на бакелитовой связке:

а) для окончательной обработки изделий;

б) обдирочных работ;

в) полирования изделий;

г) шлифования изделий.

Вариант 2

  1. Какие материалы называются абразивными?

  2. Перечислите свойства смазочных материалов.

  3. Дайте характеристику понятия «точки воспламенения» смазочного материала.

  4. Что понимается под химической стойкостью абразивных материалов?

  5. Перечислите синтетические абразивные материалы.

  6. Напишите марки очень мягких абразивных материалов.

  7. Укажите материал, которому соответствует определение: «Абразивный материал, получаемый из боя оконного, витринного стекла или стеклянной посуды»:

а) органическое стекло;

б) техническое стекло;

в) армированное стекло;

г) металлизированное стекло.


Критерии оценки работы по карточкам

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа;

  • Владение основными понятиями по теме.

Типовые задания для оценки освоения Раздела 3. Темы 3.8

Заполнить таблицу «Свойства и применение электротехнического фарфора и стеатита».

Материал

Свойства

Применение

Электротехнический фарфор



Стеатит



Радиофарфор



Ультрафарфор




Критерии оценки заполнения таблицы

  • Точность и полнота ответа;

  • Правильность ответа.


Вопросы к экзамену

  1. Характеристика материалов.

  2. Кристаллическое строение металлов и сплавов. Кристаллические решетки.

  3. Полиморфизм металлов.

  4. Анизотропия металлов и сплавов.

  5. Дефекты кристаллической решетки.

  6. Характеристика прочности металлов и сплавов.

  7. Испытание металлов на твердость по методу Бринелля.

  8. Испытание металлов на твердость по методу Виккерса.

  9. Испытание металлов на твердость по методу Роквелла.

  10. Сплавы и методы их получения.

  11. Классификация и маркировка углеродистых сталей.

  12. Углеродистые стали. Влияние примесей.

  13. Белый чугун.

  14. Серый чугун.

  15. Ковкий чугун.

  16. Высокопрочный чугун.

  17. Легированные стали, их состав и маркировка.

  18. Инструментальная легированная сталь.

  19. Сталь и сплавы с особыми физическими и химическими свойствами.

  20. Классификация видов термической обработки.

  21. Химико-термическая обработка стали.

  22. Отпуск сталей. Виды отпуска.

  23. Латуни.

  24. Бронзы.

  25. Алюминий и его сплавы.

  26. Магний и его сплавы.

  27. Титан и его сплавы.

  28. Коррозия металлов и защита от нее.

  29. Сварка металлов. Преимущества и недостатки сварных соединений.

  30. Резка металлов.

  31. Сущность технологического процесса литья.

  32. Синтетические полимеры.

  33. Лакокрасочные материалы. Свойства и область применения.

  34. Масленые грунты, шпаклевки и синтетические лакокрасочные материалы.

  35. Компаунды.

  36. Клеевые материалы, состав и область применения.

  37. Слоистые пластики.

  38. Пластмассы.

  39. Резиновые материалы. Классификация, свойства, назначение.

  40. Полимерные пленочные материалы.

  41. Смазочные и абразивные материалы.

  42. Прокладочные и уплотнительные материалы..

  43. Электроизоляционные стекла.

  44. Электрокерамические материалы.

  45. Ситаллы.


4. Направленность и структура контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1. Направленность контрольно-оценочных материалов (КОМ) для итоговой аттестации по учебной дисциплине

4.1.1. Направленность освоенных умений на формирование ПК и ОК

Таблица 3

Коды проверяемых умений

Коды компетенций, на формирование которых направлены умения

У 1. Определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления


ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.2, ПК 3.3

У 2. Определять твердость материалов

ОК 4, ОК 5

У 3. Определять режимы отжига, закалки и отпуска стали.

ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 9

У 4. Подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации.

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.2, ПК 2.2

У 5. Подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей.

ОК 5


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Проверять и настраивать элементы релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 1.2. Проводить наладку узлов релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 1.3. Проводить испытания элементов и устройств релейной защиты, автоматики и средств измерений.

ПК 2.1. Определять причины неисправностей и отказов устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 2.2. Планировать работы по ремонту устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 2.3. Проводить ремонтные работы и контролировать их качество.

ПК 3.1. Проводить осмотры устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание устройств релейной защиты, автоматики, средств измерений и систем сигнализации.

ПК 3.3. Проводить техническое обслуживание высоковольтного оборудования.


4.1.2. Направленность усвоенных знаний на формирование ПК и ОК

Таблица 4

Коды проверяемых знаний

Коды компетенций, на формирование которых направлены знания

З 1. Виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов.

ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7

З 2. Виды прокладочных и уплотнительных материалов.

ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 2.2, ПК 3.1

З 3. Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии.

ОК 6, ОК 7, ПК 2.2

З 4 Классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве.

ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.3, ПК 2.1

З 5. Методы измерения параметров и определения свойств материалов.

ОК 6, ОК 7, ПК 1.1

З 6. Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов.

ОК 6, ОК 7

З 7. Основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства.

ОК 6, ОК 7, ОК 9

З 8. Основные свойства полимеров и их использование.

ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 3.1, ПК 2.3,

З 9. Особенности строения металлов и сплавов.

ОК 6, ОК 7, ПК 2.3,

З 10. Свойства смазочных и абразивных материалов.

ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ПК 2.2

З 11. Способы получения композиционных материалов.

ОК 4, ОК 6, ОК 7

З 12. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9



Разработчик:

ГПОАУ «РИТ» преподаватель Е. В. Ершова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Материаловедение"
  • Другое
Описание:

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Материаловедение" для специальности Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем предназначены для проверки знаний, умений, навыков студентов данной специальности. 

Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.Оценка учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.

   В работе использованы различные формы текущего контроля:фронтальный опрос, практические занятия, технический диктант, тест на опознание, работа по карточкам (расшифровать марку стали или сплава), тесты. 

 

Автор Ершова Елена Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1400
Номер материала 47392
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓