Главная / Директору-завучу / Комплексный подход в деятельности специалистов по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся

Комплексный подход в деятельности специалистов по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся

И.В. Исакова, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 32 города Белово,

И.Н. Скрынник, зам. директора по БЖ МБОУ СОШ № 32 города Белово,

Н.Е. Шалыгина, педагог-психолог МБОУ СОШ № 32 города Белово.


Комплексный подход в деятельности специалистов

по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся


Забота о здоровье детей-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский


Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Актуальной с научно-практической точки зрения является проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

По данным Управления здравоохранения и Роспотребнадзора города Белово детское население распределяется по группам здоровья следующим образом: I группа здоровья – 22,5%, II – 55,3%, III – 20,3% , IV – 1,9%, V – 0,03% (причём, для нашего региона I, II группу составляют относительно здоровые дети, без хронических заболеваний).

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к учебным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе в два раза возрастает число нервно – психических расстройств у обучающихся.

Кроме этого, к числу приоритетных, разрушающих здоровье детей, ученые относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья ее членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей (алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб. Прогнозируется дальнейшее ухудшение состояние здоровья школьников за счет таких факторов, как скрытая интенсификация учебного процесса, техническое переоснащение школ, недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах сохранения здоровья обучающихся.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской федерации на период до 2012 года» предусматри­вают создание условий для повышения качества общего образования, оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. В этих целях, наряду с дру­гими мероприятиями, предполагается: проведение оптимизации учебной, психологической и физи­ческой нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повы­шения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга со­стояния здоровья детей и молодежи.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

По данным, полученным в результате мониторинга в 2010 году, около 85% обучающихся МОУСОШ № 32 города Белово имеют высокий уровень информированности о здоровье и проблемах его сохранения, то есть они знают, что такое здоровье и что можно и необходимо делать для укрепления и сохранения своего здоровья. Показательно, что, по данным исследованиям, более 83% подростков хотят продолжать получать специально адаптированную информацию о здоровье, здоровом образе жизни путём непосредственного контакта со специалистами, педагогами, родителями. Это подтверждает необходимость целенаправленного управления здоровьем школьников.

Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства позволяют отнести вопрос сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы к актуальной проблеме российского образования.

В нашей школе организовано здоровьесберегающее сопровождение учащихся на всех ступенях обучения, создана система взаимодействия специалистов образования, здравоохранения, родителей и детей.

Системность в работе позволяет использовать дифференцированный подход к организации здоровьесберегающего сопровождения: обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического развития обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

Это определяет основные задачи работы:

  • организовать и проводить просветительскую работу по вопросам здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни у детей и родителей;

  • создать школьную среду, стимулирующую стремление детей и педагогов к здоровому образу жизни

Для достижения поставленных задач выявлены следующие направления работы:

  • рациональная организация образовательного процесса;

  • организация физкультурно-оздоровительной работы;

  • просветительско-воспитательная работа с учащимися;

  • профилактическая и просветительская работа с родителями;

  • медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся

По данному направлению работают:

  • учителя физической культуры;

  • руководители спортивных секций;

  • руководители кружков;

  • учитель ОБЖ;

  • педагог-психолог;

  • учитель-логопед;

  • фельдшер

Школьные годы являются фундаментом для последующего развития в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах, поэтому в нашей школе созданы условия для полного и гармоничного обучения и воспитания детей. Это спортивные залы, школьный стадион, плавательный бассейн, тир, спортивные площадки: волейбольная, баскетбольная, теннисная, беговые дорожки, турники.

В школе функционирует зимний сад. Целью создания зимнего сада была реализация возможности изучения биологии на натуральных объектах, проведение исследовательских работ, экскурсий по биологии, географии. Кроме решения этих учебных проблем, на базе зимнего сада школы создаётся зона отдыха и психологической разгрузки для учащихся и учителя, что поможет снизить количество стрессовых ситуаций, возникающих в школьной жизни. Также для детей начальной школы создана рекреация здоровья, где имеется уголок релаксации, «ладошки – дорожки», классики, полезная и интересная информация. В ОУ работает медицинский кабинет и школьная столовая, где ученики питаются очень вкусными горячими завтраками.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.

Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления), соблюдение динамики урока педагогами;

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;

  • использование педагогами мобилизующих и активизирующих психотехник на уроках;

  • чередование позы с учетом видов деятельности;

  • использование физкультурных минут на уроках.

В рамках предмета «Окружающий мир» в начальной школе, рассматриваются темы режима дня, учебы и отдыха, здорового питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактики вредных привычек.

Обучение школьников требует повышения эффективности физкультурно – оздоровительных мероприятий, создания условий для удовлетворения потребности обучающихся в движениях.

Физкультурно-оздоровительную деятельность в школе осуществляют учителя физической культуры под руководством заместителей директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, по безопасности жизнедеятельности. Наиболее интересные формы физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • занятия в специальной медицинской группе с детьми, имеющими ослабленное здоровье;

  • ежедневная утренняя зарядка;

  • физкультминутки, пальчиковая гимнастика на уроках;

  • динамические паузы с использованием подвижных игр и упражнений, релаксациооных техник;

  • традиционный турнир по зимнему футболу на приз новогодней елки, на кубок «Фортуны»;

  • турнир по настольному теннису «Отцы и дети», посвященный дню матери;

  • кружки и секции: игровая деятельность, ОФП, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, футбол, лёгкая атлетика;

  • спортивные соревнования, малые спартакиады школьников, олимпиады (школьные, городские, областные);

  • спортивно – оздоровительные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья», «Конкурс снежных скульптур», экскурсии на природу для детей, родителей и педагогов;

  • спортивно-оздоровительные праздники совместно с ДОУ № 44, 63 «Молодецкие игры», «Азбука города», «Весенние трели».

Только здоровый учитель может сохранить и способствовать укреплению здоровья ученика. Поэтому в нашей школе разработана Инновационная модель укрепления и охраны здоровья педагогов. Она включает 9 подсистем, модулей: организационный, социально-психологический, психодиагностический, медико-диагностический, психо-профилактический, рекреационно-оздоровительный, социальной помощи и поддержки, педагогический.

Функции модулей:

  • Организационный модуль - планирование и осуществление специализированных педсоветов, «круглых столов», деловых игр на начальном этапе. Организация лабораторий психологической разгрузки, контроль за соблюдением гигиенических условий труда и отдыха педагогов.

  • Социально-психологический модуль - работа с опросником «Отношение к здоровью и образ жизни учителя» – выявление основных параметров образа и стиля жизни, отношение педагогов к своему здоровью, здоровью обучающихся.

  • Осуществление диагностики психологического климата коллектива, определение социально-психологического статуса каждого педагога.

  • Психодиагностический модуль – комплексная психодиагностика.

  • Медико-диагностический модуль – программа «Эскиз», оценка здоровья.

  • Информационно-познавательный модуль – проведение лекций, семинаров по педагогическим и психологическим проблемам.

  • Психопрофилактический модуль – проведение психопрофилактических мероприятий по снятию эмоционального напряжения, совершенствование коммуникативной компетентности.

  • Рекреационно-оздоровительный модуль – проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

В рамках психолого – педагогического сопровождения проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для младших школьников, для старшеклассников – по развитию стрессоустойчивости в предэкзаменационный период.

Для успешной адаптации будущих первоклассников в образовательном учреждении функционирует школа «Будущий первоклассник» по программе преемственности детский сад - школа «Во имя ребёнка!», на занятиях которой формируются элементы учебной, совместной деятельности, развивают память, внимание, мышление, формируются навыки саморегуляции.

Просветительскую работу с родителями осуществляют классные руководители, медицинский работник школы, педагог-психолог. Они проводят родительские конференции, родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей, приглашают на мероприятия для родителей специалистов учреждений здравоохранения, управления по делам молодежи, социальной защиты. Для родителей педагогов, детей проводятся индивидуальные и групповые психологические консультации по проблемам адаптации, профилактики школьной тревожности, повышения учебной мотивации.

В урочную и внеурочную работу с обучающимися включены вопросы профилактики болезней, употребления ПАВ, формирования навыков здорового образа жизни.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня, обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Своеобразие этого направления заключается в том, что вместе с задачами гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

Наши педагоги организовывают и проводят просветительскую работу по вопросам здоровья и ЗОЖ с учащимися.

Написаны программы, направленные на формирование ценности здоровья и ЗОЖ: комлексно - целевая программа «Здоровье», «Расти здоровым», «Здоровый мир». Проводятся классные часы «Ты сам хозяин своего здоровья», уроки ЗОЖ «Школа здоровья», «Адаптация к школе», праздники, лекции, беседы, консультации с приглашением узких специалистов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.

Большое внимание уделяется медицинской профилактике, санпросвет работе, мониторингу здоровья обучающихся, который проводится ежегодно медицинским работником школы и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим здоровьесберегающую деятельность.

Ежегодно ведутся динамические наблюдения за состоянием здоровья обучающихся. В сентябре и мае специалисты Центра научных основ здоровья и развития ИМЦ проводят психофизиологическую диагностику учеников 1-х, 9-х классов. Проводится диспансеризация и ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся, а также профилактические мероприятия: точечный массаж, дыхательная гимнастика, витаминизация питания, режим питания, ионизация воздуха с помощью ионизатора «Люстра Чижевского», тренинги, релаксационные занятия.

С целью своевременной профилактики дезадаптации обучающихся ежегодно проводится диагностика адаптации обучающихся к учебному заведению (первые классы), к обучению в пятых классах (пятые классы), к обучению в профильных классах (десятые классы). С результатами диагностики на индивидуальных и групповых консультациях педагог-психолог знакомит родителей, обучающихся, педагогов, предлагает необходимые рекомендации. По выявленным проблемам проводятся коррекционно-развивающие занятия с обучающимися. Проблемы отдельных учеников (дети «группы риска») рассматриваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. По результатам консилиума проводятся коррекционно-реабилитационные и коррекционно-развивающие мероприятия всеми специалистами. В рамках ПМПк происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения в школе. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса «проблемного» ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медицинский работник и психолог, и на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

Благодаря совместной работе всех участников образовательного процесса достигнуты положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Мы выстраиваем партнёрские отношения со специалистами МОУ ДПО (ПК) С «Информационно-методический центр города Белово», ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГУО Кемеровский областной психолого-валеологический центр, городской газеты «Беловский вестник», «Вечернее Белово», телекомпанией «Омикс», «ТВМ», учительскими порталами www.it-n.ru, www.zavuch.info.


hello_html_m4d466bb7.png

Комплексный подход в деятельности специалистов по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья обучающихся
  • Директору-завучу
Описание:

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если  раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 

Актуальной с научно-практической точки зрения является проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к учебным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе в два раза возрастает число нервно – психических расстройств у обучающихся.

Кроме этого, к числу приоритетных, разрушающих здоровье детей, ученые относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья ее членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей (алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб. Прогнозируется дальнейшее ухудшение состояние здоровья школьников за счет таких факторов, как скрытая интенсификация учебного процесса, техническое переоснащение школ, недостаточный уровень компетентности  педагогов в вопросах сохранения здоровья обучающихся.

Автор Исакова Ирина Венедиктовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 24865
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы