Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКомплексный анализ текста в среднем звене.

Комплексный анализ текста в среднем звене.

Скачать материал

Комплексный анализ текста в среднем звене.

 Посвящение М. Пришвину.

 

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 г. Коврова

Ландихова Татьяна Ивановна.

 

6 класс

Местоимение.

 

___________________________

 

В полях та..т в лесу снег ещё л..жит плотными подушками и д..ревья пр..гнулись стоят в снежном плену. Тонкие ствол..ки пр..жались к земле пр..мёрзли и ждут освоб..ждения.

Но вот пр..ходит этот жаркий час, самый счас..ливый для неподвижных д..ревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной т..шине ш..вельнёт..ся еловая веточ..ка и закачает..ся, хочет..ся ей пр..поднят..ся.

А под ёлкой, пр..крытой её широкими ветками, спит за..ц. Ему страшно, он пр..слушивает..ся. Но вот за..ц м..тнулся поб..жал опять сел столбиком и пр..сматривает..ся, откуда беда, куда ему б..жать. И только пр..встал он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпр..мит..ся целая берёза!

Всё пр..образилось в лесу. Везде прыгают ветки пр..одолевают пр..грады вырывают..ся из снежного плена. Весь лес кругом шевелит..ся, весь лес пошёл. И мечет..ся за..ц, и встаёт всякий зверь, и птица ул..тает из леса.

(По М. Пришвину).

1.      Озаглавьте текст.

2.      Докажите, что это текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.      Тема текста_____________________________________________________________

4.      Основная мысль текста___________________________________________________

5.      Стиль текста____________________________________________________________

6.      Тип текста______________________________________________________________

7.      Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8.      Произведите фонетический разбор слова (на выбор) его (снег):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.      Выпишите из текста пять примеров олицетворений:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.  Выпишите из текста слова с приставкой при- (в значении «неполное действие»):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.  Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.  Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

13.  Произведите морфологический разбор местоимения.

                    I.            Весь (лес)____________________________________________________________

                 II.            ____________________________________________________________________

              III.            ____________________________________________________________________

              14.            Сделайте  синтаксический разбор предложения

 

Тонкие ствол..ки пр..жались к земле пр..мёрзли и ждут освоб..ждения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

              15.            Подчеркните в тексте местоимения как члены предложения.

 

Работа над ошибками

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6 класс

Итоговая работа.

 

У старого пня

 

1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

2) Старые умершие деревья, их огромные старые пни окружаются в лесу полным покоем. 3) Сквозь ветви падают на их темноту горячие лучи.

4) От тёплого пня всё вокруг согревается, всё растёт, движется, пень прорастает всякой зеленью, покрывается всякими цветами. 5) На одном только светлом солнечном пятнышке на горячем месте расположились десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы… 6) Вокруг высокие папоротники собрались, как гости, редко ворвётся к ним самое нежное дыхание где-то шумящего ветра. 7) И вот в гостиной у старого пня один папоротник наклонится к другому, шепчет что-то, и тот шепнёт третьему, и все гости обменяются мыслями.

(По М. Пришвину).

I

      1.            В каком предложении выражена главная мысль текста?

1)      1;              2)  2;             3)  4;                 4)  7.

 

      2.            К какому стилю относится текст?

1)      к публицистическому; 2) к художественному; 3) к научному;  4) к разговорному

 

      3.            Каков тип речи текста?

1)      описание;         2) повествование с элементами рассуждения;

3) рассуждение;    4) описание с элементами рассуждения.

 

      4.            С помощью каких языковых средств связаны 2 и 3 предложения?

1)      указательное местоимение;                2) синоним;

3)  личное местоимение с предлогом;     4) повтор слова.

 

      5.            Какие из перечисленных языковых средств не используются в этом тексте?

1)      эпитет;    2) олицетворение;    3) гипербола;    4) метафора.

 

      6.            Вставьте пропущенные слова в следующее суждение.

При помощи ____________________________ рисуются детали общей картины,

показывается динамика действий.

 

II

Составьте небольшое описание пня в научном стиле.

 

 

 

 

 

 

 

7 класс.

Деепричастие.

 

_________________________________________

 

На довольно большом дереве стоящ..м, наверное, под водой на высоком пригорке сидела жадная голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было угл..деть в развилоч..ке вод..ную крысу, но на волне от соприк..сновения с хвостом плыли кружоч..ки, и вот они выдали вороне местопр..бывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.

Несколько раз от ударов клюва вороны крыса падала в воду но всё не желала стать жертвой.

Собрав последние силы так ущипнула ворону, что из неё пух полетел. Ворона чуть не упала в воду с трудом справилась, ошалелая села на дерево и стала усердно оправлять свои перья. Время от времени от боли своей вспоминая о крысе она оглядывалась на неё с таким видом, словно сама себя спрашивала Что это за крыса такая? Будто так никогда со мной не бывало!

Между тем вод..ная крыса забыла думать о вороне. Она стала навастривать бисерок своих глазок на желанный наш берег.

Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла. Всё это видела хищ..ная ворона и провожала храбрую крысу до самого нашего берега.

(По М. Пришвину).

 

1.      Озаглавьте текст.

2.      Докажите, что это текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.      Тема текста_____________________________________________________________

4.      Основная мысль текста___________________________________________________

5.      Стиль текста____________________________________________________________

6.      Тип текста______________________________________________________________

7.      Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8.      Составьте план текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.      Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

10.  Замените в предложении Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла одно деепричастие глаголом.

В каком случае действие изображено ярче?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.  Разберите по составу слова: выискивала, срезанную, собрав

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.  Выпишите из текста сравнительный оборот, метафору, три эпитета.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.  Выполните морфологический разбор деепричастия срезав

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа над ошибками.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7 класс.

Итоговая работа.

 

1) «Как Михаил Михайлович Пришвин стал писателем?» - спросит наш юный читатель.

2) Давно это было – в самом начале века. 3) Пришвин работал тогда на научной сельскохозяйственной станции как молодой учёный-агроном. 4) Им было написано по агрономии уже несколько книг. 5) Но не удовлетворяла его эта работа: тянуло и тянуло его куда-то к другому делу,  которому хотелось отдаться всей душой.

6) Часто среди работы в поле руководя посадкой растений или исследуя почву Пришвин в то же время прислушивается к народной речи и записывает слова выражения сказки поверья. 7) Для чего нужны ему эти записи?

8) И вот однажды Пришвин оставляет навсегда науку и устремляется в поиски своего настоящего желанного дела, которое вскоре окажется искусством слова. 9) Обошёл он наш европейский север и написал об этом своём путешествии книжку. 10) Был тогда север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. 11) Так и назвал Пришвин свою первую книжку: «В краю непуганых птиц».

12) Первая книга сделала Пришвина писателем-художником, но она получила широкое признание и среди учёных: Пришвина наградили медалью и избрали его в действительные члены Российского географического общества.

 

(В. Пришвина).

 

I

 

1.      Укажите предложение, в котором выражена мысль о том, почему М. Пришвин стал писателем.

2.      Укажите, к какому стилю относится текст.

3.      Определите тип речи текста.

4.      Укажите, какое предложение второго абзаца связано с предыдущим с помощью сочинительного союза.

5.      Восстановите знаки препинания в предложении № 6.

6.      После какого предложения (укажите его номер) должно стоять предложение «Бывает и так, что приходится наспех делать запись на спичечном коробке или на куске бересты, когда нет под рукой бумаги»?

 

 

II

1.      Определите, есть ли в 7 предложении слова, где количество букв и звуков не совпадает. Выпишите, если есть такие слова.

2.      Выпишите слово, от которого зависит наречие вскоре в 8 предложении.

3.      Напишите номера предложений, в которых употребляются деепричастные обороты.

4.      Напишите номера предложений, в которых употребляются причастные обороты.

5.      Можно ли в предложении № 8 заменить придаточное предложение причастным оборотом?

6.      Напишите номер предложения второго абзаца, в котором есть метафора.

7.      Поясните, почему в 10 и 11 предложениях слово (не) пуга(н, нн)ые пишется по-разному.

8.      В предложениях 9-10 используется обратный порядок слов (инверсия). Ответьте кратко, что придаёт это языковое средство тексту.

9.      Произведите морфемный разбор слов:

 сельскохозяйственный, прислушивается.

 

III

Напишите отзыв об этом тексте (7-8 предложений). Изменилось ли ваше представление о М. Пришвине после знакомства с воспоминаниями В. Пришвиной?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплексный анализ текста в среднем звене."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Комплексный анализ текста по русскому языку в 6-7 классах по произведениям М.М. Пришвина, адаптированным в соответствии с возрастом учащихся, о М.М. Пришвине ( при изучении тем "Местоимение" в 6 классе, "Деепричастие" в 7 классе, итоговые работы в 6 классе, в 7 классе) способствует подготовке учащихся в среднем звене к письменной экзаменационной работе в 9 классе.При работе с текстом включены задания по всем разделам русского языка с учётом возраста учащихся без выбора ответа, по окончании выполнения заданий с текстом предусмотрена работа над ошибками.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1031
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ландихова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ландихова Татьяна Ивановна
    Ландихова Татьяна Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9618
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе