Главная / Русский язык и литература / Комплексный анализ текста в среднем звене.

Комплексный анализ текста в среднем звене.

Комплексный анализ текста в среднем звене.

Посвящение М. Пришвину.


Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 г. Коврова

Ландихова Татьяна Ивановна.


6 класс

Местоимение.


___________________________


В полях та..т в лесу снег ещё л..жит плотными подушками и д..ревья пр..гнулись стоят в снежном плену. Тонкие ствол..ки пр..жались к земле пр..мёрзли и ждут освоб..ждения.

Но вот пр..ходит этот жаркий час, самый счас..ливый для неподвижных д..ревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной т..шине ш..вельнёт..ся еловая веточ..ка и закачает..ся, хочет..ся ей пр..поднят..ся.

А под ёлкой, пр..крытой её широкими ветками, спит за..ц. Ему страшно, он пр..слушивает..ся. Но вот за..ц м..тнулся поб..жал опять сел столбиком и пр..сматривает..ся, откуда беда, куда ему б..жать. И только пр..встал он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпр..мит..ся целая берёза!

Всё пр..образилось в лесу. Везде прыгают ветки пр..одолевают пр..грады вырывают..ся из снежного плена. Весь лес кругом шевелит..ся, весь лес пошёл. И мечет..ся за..ц, и встаёт всякий зверь, и птица ул..тает из леса.

(По М. Пришвину).

  1. Озаглавьте текст.

  2. Докажите, что это текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Тема текста_____________________________________________________________

  2. Основная мысль текста___________________________________________________

  3. Стиль текста____________________________________________________________

  4. Тип текста______________________________________________________________

  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  6. Произведите фонетический разбор слова (на выбор) его (снег):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Выпишите из текста пять примеров олицетворений:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Выпишите из текста слова с приставкой при- (в значении «неполное действие»):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  9. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  10. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

  11. Произведите морфологический разбор местоимения.

  1. Весь (лес)____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения


Тонкие ствол..ки пр..жались к земле пр..мёрзли и ждут освоб..ждения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Подчеркните в тексте местоимения как члены предложения.


Работа над ошибками

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6 класс

Итоговая работа.


У старого пня


1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

2) Старые умершие деревья, их огромные старые пни окружаются в лесу полным покоем. 3) Сквозь ветви падают на их темноту горячие лучи.

4) От тёплого пня всё вокруг согревается, всё растёт, движется, пень прорастает всякой зеленью, покрывается всякими цветами. 5) На одном только светлом солнечном пятнышке на горячем месте расположились десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы… 6) Вокруг высокие папоротники собрались, как гости, редко ворвётся к ним самое нежное дыхание где-то шумящего ветра. 7) И вот в гостиной у старого пня один папоротник наклонится к другому, шепчет что-то, и тот шепнёт третьему, и все гости обменяются мыслями.

(По М. Пришвину).

I

  1. В каком предложении выражена главная мысль текста?

  1. 1; 2) 2; 3) 4; 4) 7.


  1. К какому стилю относится текст?

  1. к публицистическому; 2) к художественному; 3) к научному; 4) к разговорному


  1. Каков тип речи текста?

  1. описание; 2) повествование с элементами рассуждения;

3) рассуждение; 4) описание с элементами рассуждения.


  1. С помощью каких языковых средств связаны 2 и 3 предложения?

  1. указательное местоимение; 2) синоним;

3) личное местоимение с предлогом; 4) повтор слова.


  1. Какие из перечисленных языковых средств не используются в этом тексте?

  1. эпитет; 2) олицетворение; 3) гипербола; 4) метафора.


  1. Вставьте пропущенные слова в следующее суждение.

При помощи ____________________________ рисуются детали общей картины,

показывается динамика действий.


II

Составьте небольшое описание пня в научном стиле.








7 класс.

Деепричастие.


_________________________________________


На довольно большом дереве стоящ..м, наверное, под водой на высоком пригорке сидела жадная голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было угл..деть в развилоч..ке вод..ную крысу, но на волне от соприк..сновения с хвостом плыли кружоч..ки, и вот они выдали вороне местопр..бывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.

Несколько раз от ударов клюва вороны крыса падала в воду но всё не желала стать жертвой.

Собрав последние силы так ущипнула ворону, что из неё пух полетел. Ворона чуть не упала в воду с трудом справилась, ошалелая села на дерево и стала усердно оправлять свои перья. Время от времени от боли своей вспоминая о крысе она оглядывалась на неё с таким видом, словно сама себя спрашивала Что это за крыса такая? Будто так никогда со мной не бывало!

Между тем вод..ная крыса забыла думать о вороне. Она стала навастривать бисерок своих глазок на желанный наш берег.

Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла. Всё это видела хищ..ная ворона и провожала храбрую крысу до самого нашего берега.

(По М. Пришвину).


  1. Озаглавьте текст.

  2. Докажите, что это текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Тема текста_____________________________________________________________

  2. Основная мысль текста___________________________________________________

  3. Стиль текста____________________________________________________________

  4. Тип текста______________________________________________________________

  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  6. Составьте план текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.

  2. Замените в предложении Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла одно деепричастие глаголом.

В каком случае действие изображено ярче?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова: выискивала, срезанную, собрав

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста сравнительный оборот, метафору, три эпитета.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выполните морфологический разбор деепричастия срезав

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа над ошибками.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7 класс.

Итоговая работа.


1) «Как Михаил Михайлович Пришвин стал писателем?» - спросит наш юный читатель.

2) Давно это было – в самом начале века. 3) Пришвин работал тогда на научной сельскохозяйственной станции как молодой учёный-агроном. 4) Им было написано по агрономии уже несколько книг. 5) Но не удовлетворяла его эта работа: тянуло и тянуло его куда-то к другому делу, которому хотелось отдаться всей душой.

6) Часто среди работы в поле руководя посадкой растений или исследуя почву Пришвин в то же время прислушивается к народной речи и записывает слова выражения сказки поверья. 7) Для чего нужны ему эти записи?

8) И вот однажды Пришвин оставляет навсегда науку и устремляется в поиски своего настоящего желанного дела, которое вскоре окажется искусством слова. 9) Обошёл он наш европейский север и написал об этом своём путешествии книжку. 10) Был тогда север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. 11) Так и назвал Пришвин свою первую книжку: «В краю непуганых птиц».

12) Первая книга сделала Пришвина писателем-художником, но она получила широкое признание и среди учёных: Пришвина наградили медалью и избрали его в действительные члены Российского географического общества.


(В. Пришвина).


I


  1. Укажите предложение, в котором выражена мысль о том, почему М. Пришвин стал писателем.

  2. Укажите, к какому стилю относится текст.

  3. Определите тип речи текста.

  4. Укажите, какое предложение второго абзаца связано с предыдущим с помощью сочинительного союза.

  5. Восстановите знаки препинания в предложении № 6.

  6. После какого предложения (укажите его номер) должно стоять предложение «Бывает и так, что приходится наспех делать запись на спичечном коробке или на куске бересты, когда нет под рукой бумаги»?



II

  1. Определите, есть ли в 7 предложении слова, где количество букв и звуков не совпадает. Выпишите, если есть такие слова.

  2. Выпишите слово, от которого зависит наречие вскоре в 8 предложении.

  3. Напишите номера предложений, в которых употребляются деепричастные обороты.

  4. Напишите номера предложений, в которых употребляются причастные обороты.

  5. Можно ли в предложении № 8 заменить придаточное предложение причастным оборотом?

  6. Напишите номер предложения второго абзаца, в котором есть метафора.

  7. Поясните, почему в 10 и 11 предложениях слово (не) пуга(н, нн)ые пишется по-разному.

  8. В предложениях 9-10 используется обратный порядок слов (инверсия). Ответьте кратко, что придаёт это языковое средство тексту.

  9. Произведите морфемный разбор слов:

сельскохозяйственный, прислушивается.


III

Напишите отзыв об этом тексте (7-8 предложений). Изменилось ли ваше представление о М. Пришвине после знакомства с воспоминаниями В. Пришвиной?

Комплексный анализ текста в среднем звене.
  • Русский язык и литература
Описание:

        Комплексный анализ текста по русскому языку в 6-7 классах по произведениям М.М. Пришвина, адаптированным в соответствии с возрастом учащихся, о М.М. Пришвине ( при изучении тем "Местоимение" в 6 классе, "Деепричастие" в 7 классе, итоговые работы в 6 классе, в 7 классе) способствует подготовке учащихся в среднем звене к письменной экзаменационной работе в 9 классе.При работе с текстом включены задания по всем разделам русского языка с учётом возраста учащихся без выбора ответа, по окончании выполнения заданий с текстом предусмотрена работа над ошибками.

Автор Ландихова Татьяна Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 46683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓