Главная / Русский язык и литература / Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система.

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система.

Комплексный анализ текста на уроках русского языка.

Методическая система.

Начиная с 90-ых гг. ХХв. русский язык в школьном обучении из курса грамматико- орфографической направленности превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью. Это нашло отражение в школьных программах и учебниках по предмету, в КИМах экзаменов в 9 и 11 классах, когда проверяется умение учащихся работать с текстом.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Комплексная работа с текстом – главный способ интеграции и совершенствования ведущих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. При подготовке к ЕГЭ КАТ позволяет повторять, углублять полученные ранее знания и на их основе совершенствовать практические умения.

В течение нескольких лет эту возможность я реализую через тематическое поурочное планирование, обеспечивающее целевую подготовку школьников к ЕГЭ (на основе учебника для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, составители Н.А.Нефедова, Ю.А.Чадина), и через специальный курс «Комплексный анализ текста», планирование курса составлено с учетом Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (сост. Власенков А. И.), программ для 10-11 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (сост. А. И. Горшков) и «Основы редактирования» (сост. Пахнова Т. М.).

Система работы включает в себя практические занятия по комплексному анализу текста.

Каждая тема сопровождается дидактическими материалами – текстами и заданиями к ним.

Принципы подбора и использования текстов.

  • При становлении

лингвистической компетенции текст используется как контекст для иллюстрации, наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц;

языковой компетенции текст является источником обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся;

коммуникативной компетенции главную роль играют задания, направленные на анализ свойств и структуры текста, его типа и стиля, на создание сочинений и изложений;

культуроведческой компетенции важно осознание национально-культурной специфики русского языка и русской речи.

  • Для полноценного развития всех компетенций надо использовать тексты разной стилевой принадлежности, но отдавать предпочтение художественным (из произведений русской классики 19-20 вв.) и публицистическим текстам.

  • Тексты должны быть образцовыми с точки зрения языка и реализации авторского замысла.

  • Текстовой материал структурируется вокруг понятий, с которыми связано много текстов, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ (нравственность, духовность, личность, ценности…)

  • Сначала тексты подбирает учитель, затем подключаются и учащиеся.

  • Работа с деформированным текстом (слово писателя в художественном тексте должно оставаться неприкосновенным!) *

  • К небольшим текстам – на каждом уроке (тексты малого объёма дают возможность каждому ученику констатировать и оперативно реагировать на собственные пробелы).

  • К большим текстам – при повторении и обобщении на уроках-практикумах.

  • Самостоятельная работа с текстом дома – при обязательном доступе к ответам на задания для самопроверки и самооценивания.

  • Выстраивать систему заданий можно

  • с учётом лингвистического, художественного и стилистического своеобразия (что позволяет интегрировать лингвистику и литературоведение);

  • с учётом проблем, интересов и возможностей учеников;

  • блоками, ориентируясь на разделы школьного курса русского языка (фонетика, лексика, орфография и пунктуация, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, культура речи);

  • по аналогии с заданиями КИМов ЕГЭ;

  • с учётом подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам в системе работы с одарёнными детьми.

Ход работы на уроке:

  • Осуществление целеполагания (в чём заключается задачи сегодняшней работы, что будет предметом особого внимания на уроке и дома, какими умениями и навыками пополнится субъектный опыт ученика).

  • Общее знакомство с текстом – его проблематикой.

  • Для самостоятельного исследования – задания из разных блоков (количество и их выбор зависит от целей работы, от уровня подготовки учащихся и наличия времени). Особое внимание – заданиям, направленным на осознание логики текста, которые способствуют формированию у старшеклассников умения рассуждать.

  • Предварительное обсуждение действий, необходимых для решения конкретной задачи.

  • Выполнение заданий требует работы со словарями, справочной и дополнительной литературой.

  • Обязательно обсуждение результатов исследований.

  • Контроль осуществляется не только учителем, но и самими учащимися по оговорённым заранее критериям (учитывается правильность решения задачи, форма презентации ответа, умение ответить на возникшие при обсуждении вопросы).

(Итог творческой работы подводится в доброжелательной обстановке.)

  • Открываются ключи к заданиям.

Ожидаемый результат:

  • пробуждение интереса к родному языку;

  • желание делиться своими открытиями с другими;

  • умение излагать результаты своего исследования в доступной и стилистически правильной форме.



*Работа со связным текстом необходима учащимся в процессе овладения орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами, поскольку текст является эталоном использования той или иной нормы. Коррекция правописных умений и навыков – одно из направлений работы над ошибками. В рамках занятий по коррекции художественный текст может быть использован как материал для организации самостоятельной работы учащихся:

  • исследование текста, предполагающее самостоятельную поисковую деятельность;

  • решение разных орфографических и пунктуационных задач.

Задания такого типа служат формированию навыка поиска ошибочных написаний, развитию орфографической зоркости, а также воспитанию познавательной самостоятельности.

Коррекционные упражнения должны быть разнообразны в стилевом отношении, т.к. задача словесника – научить пользоваться языковыми средствами разных стилей и жанров. Работа с деформированным текстом, например, может осуществляться через анализ сочинения ученика (слово писателя в художественном тексте должно оставаться неприкосновенным!).

* В системе работы над комплексным анализом текста особый акцент делаю на упражнениях на основе текста школьного сочинения. Уже на одном из первых уроков в 10 классе довожу до учащихся, что главную трудность для выпускников при сдаче ЕГЭ представляет задание С1 – написание сочинения по предложенному тексту.

По определению членов экзаменационной комиссии, основные недостатки значительного количества работ - это

  • непонимание исходного текста и поставленных автором проблем;

  • неумение сформулировать и выразить собственные мысли по поводу прочитанного, чрезмерная шаблонизация работ.

Сразу актуализирую один из аспектов: для понимания исходного и продуцирования собственного текста важна роль лексики (уяснив для себя значение всех ключевых слов текста, ученик сможет понять позицию автора и сформулировать своё собственное отношение к проблеме), особенно важно работать над лексикой, включающей оценочный компонент значения. Не «чувствуя» оценочной составляющей слова, невозможно понять авторскую позицию в тех случаях, когда она выражена неявно. Очень сложно, например, старшеклассникам понять авторскую иронию, при которой значение слов нельзя принимать буквально. В этой связи важно обратить особое внимание на ироническое использование тех слов, которые в языке употребляются обычно с положительной оценкой: усердствовать (работать с большим старанием), осчастливить, украшать. В авторском тексте ирония выявляется в сочетании этих глаголов с существительными: осчастливить курильщиков, украшать мусорные баки.

Таким образом, сочинение ученика в формате ЕГЭ – важный текстовой материал для решения методических проблем.

Один из последних уроков-практикумов в 11 классе – корректирование и редактирование на основе текста школьного сочинения в формате ЕГЭ, которые носят самостоятельный характер: исправление ошибок в работах товарищей при осуществлении взаимопроверки или саморецензирования выполненного задания С1 после проверки учителя.



Вывод: работа с текстом в форме исследования позволяет повторять необходимый материал и усваивать новый на творческом уровне.

Использованная литература:

1.Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в школе.- 2011.- №5.- с.11.

2. Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.



Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система.
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа с текстом - обязательный элемент контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Готовя старшеклассников в этом направлении, использую возможности текста для отработки их орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков.

Сначала тексты подбираю сама и сопровождаю их заданиями, затем это делают ученики. Важно, что при этом есть возможность развивать эстетический вкус старшеклассников, чтобы в последующем они могли создавать свои оригинальные тексты по образцу, соблюдая требования литературной нормы.

На заключительном этапе работы в качестве исходного текста уже используются лучшие сочинения одиннадцатиклассников.

Автор Синикова Валентина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2407
Номер материала 48069
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓