Тема:
Комплексный анализ текста по рассказу И.С. Соколова-Микитова «Звуки весны».
(Слайд №1)
Цель:
(Слайд №2)
1.
Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
повторить основные речеведческие понятия; отработать постановку знаков
препинания в предложениях с вводными словами и предложениями, с деепричастным
оборотом;
2.
Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;
3.Воспитание
чувства прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование:
презентация, рассказ И.С. Соколова-Микитова «Звуки весны».
Ход урока.
1.
Орг. момент.
2.Сообщение
темы и цели урока.
3.
Вступительное слово учителя.
На
дворе весна. Весной всё оживает, расцветает, звучит. (Слайд №3)
1)
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О звуках.)
2)
А о каких звуках мы сегодня будем говорить? (о звуках весны)
3)
Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
4)
Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы,
разговаривают прохожие, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер
шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)
5)
А что вы можете услышать утром, выйдя на улицу? (прослушивание записи перезвона
колоколов, пение птиц.) (Слайд №4)
6)
Что вы услышали? (звон колоколов и голоса птиц. Колокола – вестники начала
нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны.)
7)
Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения,
чистоты, лёгкости.)
Учитель:
Сколько же ещё можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как
слышат весну писатели, поэты? И самое интересное – как они об этом
рассказывают? (слайд № 5)
2.
Сообщение цели урока.
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-Микитова, который так и
называется «Звуки весны», поработаем с этим текстом.
3.
Небольшое сообщение об авторе рассказа. (рассказывает подготовленный ученик.)
(Слайд №6)
У
Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о приходе весны, о птицах и
зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской
области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много
путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей
страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить
природой, с уважением относиться к людям.
Давайте вместе
прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».
4.
Работа с текстом.
Чтение
рассказа (учителем).(Слайд №7)
Звуки весны.
Тот,
кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние
ночлеги.(Слайд № 7) Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется,
невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается
прекрасная симфония утра.(Слайд №8) Подчиняясь палочке невидимого дирижёра,
одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев,
над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в
музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. (Слайд №9)
Тихий
знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над
утренним лесом вальдшнеп – длинноклювый кулик.(Слайд №10) Из тысячи лесных
звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню
глухаря. (Слайд№11)
В
самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно
нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли,(Слайд
№12) на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты –
дрозды, (Слайд №13)с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. (Слайд
№14)Множество радостных, торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час
на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего
утра. (И.Соколов-Микитов).
-
О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу
предрассветный час).
-
Назовите тему рассказа? (О чём рассказывается в тексте?) (О звуках весны).
- Какова основная
мысль рассказа? (Как красива природа в предрассветный час, уметь видеть
прекрасное в окружающем мире).
- Что отражается в
его заглавии: тема или основная мысль?
(Тема текста).
- Назовите стиль
речи. Почему? (художественный, т.к. автор использует выразительные средства)
- К какому жанру
мы отнесём этот текст, почему? (Рассказ. Потому что в нём говорится об одном
эпизоде из жизни леса – пробуждение).
- К какому типу
речи мы отнесём этот текст? Почему? (описание).
- Какое настроение
вызывает прослушанный текст? (Светлое, радостное, торжественное).
- Какие
изобразительно-выразительные средства языка делают его таким ярким? (эпитеты,
метафоры, олицетворение, сравнение ).
- Найдите их в
тексте.
Эпитеты: необычная
песня глухаря, торжественный час,
Метафоры: симфония
утра, музыка утра, серебряные трубы журавля, тянет - поёт, трубят –курлычут,
заливаются – поют.
Олицетворение:
гаснут звёзды; замирая, проносится ветер;
- Отыщите ещё
художественные средства, которые вы заметили в рассказе? Подтвердите текстом.
(Сравнение. Автор сравнивает наступление утра с симфонией).
- А вы знаете, что
такое симфония? Посмотрите значение этого слова в словаре.
Симфония,
- и, ж.р. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония
Чайковского. 2.перен. гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.(книжн.)
симфония красок. Симфония звуков. (Слайд №8)
- Услышали ли вы
симфонию утра? (Да.)
- С помощью чего
автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал
музыкальные термины – дирижёр, волшебная палочка, симфония, музыка, пение,
музыканты; изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты,
олицетворение, сравнение, глаголы: ночевал, наступает, гаснут, слышится, ловит,
трубят, заливаются, поднимаются, поют, слышит, слушает; ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «Хоррр,
хоррр, цвиу!»
- Прочитайте, как
начинается симфония.
- Голоса каких
птиц звучат в симфонии? (Запись на доске слева).
Зорянка – слышится
Вальдшнеп – тянет
Глухарь – ни на
что не похожую
Журавли – трубят
Дрозды –
заливаются
Жаворонки –
поднимаются и поют.
- А теперь
выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (запись
справа).
- Как называется
художественное средство, которое показывает признак по нарастанию или убыванию?
(градация)
Для чего его
использует автор? (показать наступление утра)
- Выделите личные
окончания глаголов, объясните их правописание. (Ученик у доски комментирует
правописание окончаний глаголов.)
- Какому времени
относятся формы этих глаголов? (Настоящее).
- Чего достигает
автор, используя эту форму глагола? (Мы как бы сами становимся участниками
описываемых событий).
Учитель: Итак,
глаголы создают атмосферу движения, пробуждения, изменчивости природы.
- Найдите слова с
добавочным действием. Какова их роль в данном тексте? (Они показывают, каким
образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом).
- Как вы думаете,
почему в рассказе много глаголов и деепричастий? (так как автор показывает нам
пробуждение утра, и что каждая птица внесла свой вклад в симфонию утра.)
- Найдите в первом
абзаце предложения с деепричастным оборотом.(1. Подчиняясь палочке невидимого
дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. 2. Нарастая и замирая в
макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. 3.
как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички –
зорянки.)
- Выпишите из
текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая…(Слайд №16)
Работа на интерактивной доске.
- Произведите
синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.
- Из предложений с
деепричастным оборотом найдите слова, образованные суффиксальным способом –
нарастая – нарастает, замирая – замирает;
Приставочным –
проносится – носится.
- Выпишите из
этого же предложения словосочетания с различными видами связи.
Нарастая в
макушках, замирая в макушках – примыкание;
В макушках деревьев,
над головами охотников – управление;
Предрассветный
ветер – согласование.
- А теперь скажем,
какой способ связи предложений избрал автор для изображения симфонии звуков?
(параллельная) Докажите.
- Найдите
предложения с вводными словами, назовите его номер. (3 ).
- Для какой цели
использует автор вводное слово? (используется с целью привлечь внимание
читателя к тому, что происходит в лесу. Придаёт эмоциональную окраску тексту.)
- Как вы думаете,
почему автор в своём рассказе использует только двусоставные предложения? (В
этом описании не должно быть недомыслия. Нам необходимо знать, кто создаёт эту
прекрасную симфонию утра.)
- Сделайте вывод о
том, как «создаёт» И.С.Соколов-Микитов
Свой рассказ?
( В рассказе
важную роль играет всё. Звуковая сторона текста указывает, что настроение
светлое, радостное, торжественное. В нём автор использует глаголы настоящего
времени, что создаёт эффект пробуждения леса. Синтаксическая организация
рассказа также способствует разрешение авторской задачи – перед нами
двусоставные предложения, предложения с деепричастными оборотами. Всё это
показывает прекрасную симфонию утра).
5. Некоторые
ребята получили задание написать дома сочинение-миниатюру, а другие нарисовать
весенние пейзажи. (Слайд №17)
- Чьё сочинение
особенно понравилось вам? Почему?
Стихотворение
Петренко Виктории
Весна.
Весна!
И всё вокруг поёт.
Весна!
И всё вокруг цветёт…
Вот,
наконец, последняя капель.
И
вот закончилась метель.
Пришла
весна.
И
многим людям не до сна!
И
яркий свет проник в окно,
И
стало в доме нам уютно и тепло,
А
на деревьях клейкие листочки…
Ещё
не распустившиеся почки.
А
там, вдали, грачи летят,
Они
как будто нам сказать хотят:
«Эй,
люди! Радуйтесь вы с нами!
Смотрите
на луга, покрытые цветами,
Смотрите
на весеннюю природу,
Вы
поднимите взгляды к небосводу,
Где
в небе ярко-голубые своды,
И
знаем мы, не будет непогоды».
Сочинение.
Звуки
весны.
Федоров
Виктор.
Весна!
Всё оживает вокруг! Слышится первая капель, несмелое журчание ручейков, всё
чаще раздаются птичьи голоса.
Город наполнен
новыми звуками: с капаньем сосулек с крыш, шумом водяных стоков, шлёпаньем по
лужам тысяч ног, шумом работ на крышах. Всюду раздаётся радостный смех людей,
уходит холод зимних дней и ночей. Идёт недельная «Масленица». Всё дышит весной!
Просыпается
природа: весело шумит лес, не умолкает щебетанье птиц, тронулся ледяной панцирь
рек, наполнились соком стволы деревьев, гремят первые весенние грозы. Своё
возвращение домой оглашают шумом и гамом перелётные птицы, занимают старые и строят
свои новые гнёзда.
Даже
воздух наполнен неуловимыми запахами, которые тревожат и радуют. Всюду
чувствуется обновление природы. Весна вступает в свои права.
На
земле она – символ жизни любви, надежд и желаний.
6. Подведение
итогов урока.
- Сегодня мы
говорили о прекрасном времени года весне. Вы почувствовали, как красива
природа, как она нас украшает, делает добрее, внимательнее, поэтому мы бережнее
должны к ней относиться.
7. Домашнее
задание.
- Сегодня, когда
после занятий вы выйдите из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь,
постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи… Чем пахнет весна?
А дома напишите
сочинение-миниатюру «Запахи весны».
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 13
имени
А.Д. Знаменского.
Разработка открытого
урока
по русскому языку в
8 классе
«КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ПО РАССКАЗУ
И.С.СОКОЛОВА-МИКИТОВА
«ЗВУКИ ВЕСНЫ»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЗЕМЛЯКОВА
Л.Н.
Г.ХАДЫЖЕНСК
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.