Главная / Русский язык и литература / Комплексный анализ текста (8 класс)

Комплексный анализ текста (8 класс)

Тема: Комплексный анализ текста по рассказу И.С. Соколова-Микитова «Звуки весны». (Слайд №1)

Цель: (Слайд №2)


1. Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; отработать постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами и предложениями, с деепричастным оборотом;

2. Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

3.Воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе.


Оборудование: презентация, рассказ И.С. Соколова-Микитова «Звуки весны».



Ход урока.

1. Орг. момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Вступительное слово учителя.

На дворе весна. Весной всё оживает, расцветает, звучит. (Слайд №3)

1) Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О звуках.)


2) А о каких звуках мы сегодня будем говорить? (о звуках весны)


3) Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)


4) Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)


5) А что вы можете услышать утром, выйдя на улицу? (прослушивание записи перезвона колоколов, пение птиц.) (Слайд №4)


6) Что вы услышали? (звон колоколов и голоса птиц. Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны.)


7) Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, лёгкости.)


Учитель: Сколько же ещё можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное – как они об этом рассказывают? (слайд № 5)


2. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.Соколова-Микитова, который так и называется «Звуки весны», поработаем с этим текстом.


3. Небольшое сообщение об авторе рассказа. (рассказывает подготовленный ученик.) (Слайд №6)

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.


Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».


4. Работа с текстом.

Чтение рассказа (учителем).(Слайд №7)

Звуки весны.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.(Слайд № 7) Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра.(Слайд №8) Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. (Слайд №9)

Тихий знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – длинноклювый кулик.(Слайд №10) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря. (Слайд№11)

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли,(Слайд №12) на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, (Слайд №13)с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. (Слайд №14)Множество радостных, торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (И.Соколов-Микитов).


- О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу предрассветный час).


- Назовите тему рассказа? (О чём рассказывается в тексте?) (О звуках весны).


- Какова основная мысль рассказа? (Как красива природа в предрассветный час, уметь видеть прекрасное в окружающем мире).


- Что отражается в его заглавии: тема или основная мысль?

(Тема текста).


- Назовите стиль речи. Почему? (художественный, т.к. автор использует выразительные средства)


- К какому жанру мы отнесём этот текст, почему? (Рассказ. Потому что в нём говорится об одном эпизоде из жизни леса – пробуждение).


- К какому типу речи мы отнесём этот текст? Почему? (описание).


- Какое настроение вызывает прослушанный текст? (Светлое, радостное, торжественное).


- Какие изобразительно-выразительные средства языка делают его таким ярким? (эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение ).


- Найдите их в тексте.

Эпитеты: необычная песня глухаря, торжественный час,


Метафоры: симфония утра, музыка утра, серебряные трубы журавля, тянет - поёт, трубят –курлычут, заливаются – поют.


Олицетворение: гаснут звёзды; замирая, проносится ветер;


- Отыщите ещё художественные средства, которые вы заметили в рассказе? Подтвердите текстом. (Сравнение. Автор сравнивает наступление утра с симфонией).


- А вы знаете, что такое симфония? Посмотрите значение этого слова в словаре.


Симфония, - и, ж.р. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2.перен. гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.(книжн.) симфония красок. Симфония звуков. (Слайд №8)



- Услышали ли вы симфонию утра? (Да.)


- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины – дирижёр, волшебная палочка, симфония, музыка, пение, музыканты; изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение, глаголы: ночевал, наступает, гаснут, слышится, ловит, трубят, заливаются, поднимаются, поют, слышит, слушает; ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «Хоррр, хоррр, цвиу!»


- Прочитайте, как начинается симфония.


- Голоса каких птиц звучат в симфонии? (Запись на доске слева).

Зорянка – слышится

Вальдшнеп – тянет

Глухарь – ни на что не похожую

Журавли – трубят

Дрозды – заливаются

Жаворонки – поднимаются и поют.


- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (запись справа).


- Как называется художественное средство, которое показывает признак по нарастанию или убыванию? (градация)


Для чего его использует автор? (показать наступление утра)


- Выделите личные окончания глаголов, объясните их правописание. (Ученик у доски комментирует правописание окончаний глаголов.)


- Какому времени относятся формы этих глаголов? (Настоящее).


- Чего достигает автор, используя эту форму глагола? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий).


Учитель: Итак, глаголы создают атмосферу движения, пробуждения, изменчивости природы.


- Найдите слова с добавочным действием. Какова их роль в данном тексте? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом).


- Как вы думаете, почему в рассказе много глаголов и деепричастий? (так как автор показывает нам пробуждение утра, и что каждая птица внесла свой вклад в симфонию утра.)


- Найдите в первом абзаце предложения с деепричастным оборотом.(1. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. 2. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. 3. как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.)


- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая…(Слайд №16) Работа на интерактивной доске.


- Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.


- Из предложений с деепричастным оборотом найдите слова, образованные суффиксальным способом – нарастая – нарастает, замирая – замирает;

Приставочным – проносится – носится.


- Выпишите из этого же предложения словосочетания с различными видами связи.

Нарастая в макушках, замирая в макушках – примыкание;

В макушках деревьев, над головами охотников – управление;

Предрассветный ветер – согласование.


- А теперь скажем, какой способ связи предложений избрал автор для изображения симфонии звуков? (параллельная) Докажите.

- Найдите предложения с вводными словами, назовите его номер. (3 ).


- Для какой цели использует автор вводное слово? (используется с целью привлечь внимание читателя к тому, что происходит в лесу. Придаёт эмоциональную окраску тексту.)


- Как вы думаете, почему автор в своём рассказе использует только двусоставные предложения? (В этом описании не должно быть недомыслия. Нам необходимо знать, кто создаёт эту прекрасную симфонию утра.)


- Сделайте вывод о том, как «создаёт» И.С.Соколов-Микитов

Свой рассказ?

( В рассказе важную роль играет всё. Звуковая сторона текста указывает, что настроение светлое, радостное, торжественное. В нём автор использует глаголы настоящего времени, что создаёт эффект пробуждения леса. Синтаксическая организация рассказа также способствует разрешение авторской задачи – перед нами двусоставные предложения, предложения с деепричастными оборотами. Всё это показывает прекрасную симфонию утра).


5. Некоторые ребята получили задание написать дома сочинение-миниатюру, а другие нарисовать весенние пейзажи. (Слайд №17)


- Чьё сочинение особенно понравилось вам? Почему?

Стихотворение Петренко Виктории

Весна.

Весна! И всё вокруг поёт.

Весна! И всё вокруг цветёт…

Вот, наконец, последняя капель.

И вот закончилась метель.

Пришла весна.

И многим людям не до сна!

И яркий свет проник в окно,

И стало в доме нам уютно и тепло,

А на деревьях клейкие листочки…

Ещё не распустившиеся почки.

А там, вдали, грачи летят,

Они как будто нам сказать хотят:

«Эй, люди! Радуйтесь вы с нами!

Смотрите на луга, покрытые цветами,

Смотрите на весеннюю природу,

Вы поднимите взгляды к небосводу,

Где в небе ярко-голубые своды,

И знаем мы, не будет непогоды».


Сочинение.

Звуки весны.

Федоров Виктор.

Весна! Всё оживает вокруг! Слышится первая капель, несмелое журчание ручейков, всё чаще раздаются птичьи голоса.

Город наполнен новыми звуками: с капаньем сосулек с крыш, шумом водяных стоков, шлёпаньем по лужам тысяч ног, шумом работ на крышах. Всюду раздаётся радостный смех людей, уходит холод зимних дней и ночей. Идёт недельная «Масленица». Всё дышит весной!

Просыпается природа: весело шумит лес, не умолкает щебетанье птиц, тронулся ледяной панцирь рек, наполнились соком стволы деревьев, гремят первые весенние грозы. Своё возвращение домой оглашают шумом и гамом перелётные птицы, занимают старые и строят свои новые гнёзда.

Даже воздух наполнен неуловимыми запахами, которые тревожат и радуют. Всюду чувствуется обновление природы. Весна вступает в свои права.

На земле она – символ жизни любви, надежд и желаний.


6. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы говорили о прекрасном времени года весне. Вы почувствовали, как красива природа, как она нас украшает, делает добрее, внимательнее, поэтому мы бережнее должны к ней относиться.


7. Домашнее задание.

- Сегодня, когда после занятий вы выйдите из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи… Чем пахнет весна?

А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны».



hello_html_60bad690.gif Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

имени А.Д. Знаменского.






Разработка открытого урока

по русскому языку в 8 классе

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ПО РАССКАЗУ И.С.СОКОЛОВА-МИКИТОВА

«ЗВУКИ ВЕСНЫ»









УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗЕМЛЯКОВА Л.Н.
















Г.ХАДЫЖЕНСК


Комплексный анализ текста (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 Тема: Комплексный анализ текста по рассказу И.С. Соколова-Микитова «Звуки весны».                                              

Цель: 

1. Продолжить формирование и  закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; отработать постановку знаков препинания в предложениях с вводными  словами и предложениями, с деепричастным оборотом;

2. Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

3.Воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе.

 Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)

 

Автор Землякова Лариса Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3787
Номер материала 45099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓