Главная / Русский язык и литература / Комплексный анализ текста.(5 класс).

Комплексный анализ текста.(5 класс).

Комплексный анализ текста.(5 класс).
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 Урок русского языка в 5 классе.

Комплексный анализ текста.

«Я родом не из детства – из войны».

                                                                                                              (Юлия Друнина)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков обучающихся.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Комплексный анализ текста» позволяет обобщить знания, проверить компетенции учащихся при работе с текстом.

В ходе занятия  используются  различные виды работы, осуществляя подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. Во время анализа текста ведётся повторение основных речеведческих понятий: тема текста, проблема или основная мысль текста, изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор, стиль текста и тип речи.

Комплексный анализ текста: 

• является эффективным способом проверки знаний учащихся; 

• проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций; 

• даёт возможностей объективно оценить знания учащихся. 

 

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут: 

• отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал; 

• отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи; 

• оперативно проверять свои знания; 

• поэтапно готовиться к ГИА и ЕГЭ. 

 

Преподаватели получат возможность: 

существенно экономить учебное время; получить дополнительный дидактический материал к уроку; получить вариант самостоятельной или контрольной работы; организовать текущий и итоговый контроль с учётом особенностей и способностей каждого учащегося; планомерно готовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные:

совершенствование орфографических и пунктуационных навыков,  синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.

Развивающие:

развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и  зрительной памяти; обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

формирование духовно-нравственных, патриотических,  этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

•Подготовка учащихся к работе на уроке.

•Взаимное приветствие учителя и учащихся.

•Визуальный контроль готовности к уроку.

Чтение  ученицей стихотворения

Юлия Друнина

Я родом не из детства — из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

 

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

 

Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

 

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины...

(Вопрос.  Как вы понимаете фразу:  «Я родом не из детства — из войны»?)

Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации

-  Как вы думаете, кому могут принадлежать слова, которые я сейчас вам прочту?

          Эпиграф:

                                                                   «Пройдёт время, и все, кто были взрослыми,                                                   когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети…

И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не дайте им забыть!»

 Постановка цели:

- Эти слова принадлежат ветерану Великой Отечественной войны. На какую мысль наталкивает вас эта цитата ветерана?

- В данных словах звучит призыв никогда не забывать о войне и сохранить мир, самое дорогое и святое, что есть у нас – человечества. А самое главное ветеран призывает не забывать о погибших во имя жизни на земле, подарившим вам счастливое детство.

Разминка. Слуховой диктант.

Жизнь дана на смелые дела.

(Задание: выделите грамматическую основу предложения).

Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст.

Поиск решения учебной задачи (чтение текста учителем).

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено.                                                                    ( По В. Катаеву)

Краткая биография В.Катаева. (Подготовленные ученики) 

Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше 70 лет  прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сея. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Детство, отрочество и юность В.Катаева прошли в (Одессе ). Родители Валентина Петровича увлекались литературой и любимыми писателями в семье были ( Пушкин, Толстой, Чехов ).У Катаева был младший брат, тоже писатель Евгений ( псевдоним Петров) . Пройдя (три ) войны Катаев написал немало ( рассказов и повестей). Повесть «Сын полка» была написана в ( 1944 году ) , а напечатана впервые ( в 1945 ).

Осмысление

Цель этапа: подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст.

Задания к тексту:

Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).

Тема текста:  (Ваня Солнцев у разведчиков)

Основная мысль текста: (отношение к мальчику)

1.Когда происходят  события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?

1) Гражданской войны

2) Отечественной войны 1812 года

3) Первой мировой войны

4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2.  Найдите соответствие. Объяснив значение выделенных слов.

1) с каленым румянцем

2) крайне неприлично

3) в степенной  семье

А) Поступающий против правил приличия; неблаговоспитанный.

Б) Рассудительно-серьезной.

В) Напоминающий раскаленный предмет; огненно-красный. 

 3 Как вы понимаете фразу в 9 предложении: «не великан, а богатырь».

4. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.

1) лишения                                      4) восторг

2) беспечность                                5) голод

3) невзгоды

5. Охарактеризуйте  (1 вариант) ефрейтора Биденко и (2 вариант) ефрейтора Горбунова, назовите их душевные качества.

6. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

7. Докажите, что предложение № 2 сложное.  Выпишите грамматические основы.

8.  Найдите простое предложение с однородными членами.

9.Выпишите из 1 предложения  одно именное словосочетание и одно глагольное. Выделите главное слово.

 10. Найдите в 7 предложении местоимение. Определите лицо, падеж, число и род.

11. Из 5 предложения выпишите предлог (-и).

12. Сделайте морфемный разбор слова подбросили (предложение 16).

13. Подберите однокоренные слова к слову, которое обозначает большой (предложение 9).

14. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?

 

Применение общего способа действия.

Цель этапа:соотнесение новой информации с имеющимися знаниями

 Творческая работа:

 составить синквей  Ваня Солнцев

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) 

  Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

1.На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

2.На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

3.Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

5.Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Герой.

Бесстрашный, непобедимый.

Спасать, побеждать, выручать.

Герой появляется в самый нужный момент.

Отвага.

 

Итог урока   (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Почему произведение  названо  «Сын полка»?

Как вы понимаете это выражение?

Сын полка — ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.

Заключение. 

Да. У войны не детское лицо. У нее скорее маска смерти. И война, конечно же, не для женщин, и тем более не для детей. Но это по логике добра. А война – это зло. И она не щадит никого. Об этом должен помнить каждый, чтобы подобного не допустить. 

 

Автор Смородинова Ольга Юрьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5226
Номер материала 36949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓