Главная / Русский язык и литература / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс (фрагмент)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс (фрагмент)











КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Рабочая тетрадь

по русскому языку

8 класс

(фрагмент)

















2010-2013

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта школа должна обеспечить условия для получения знаний по предметам. Не исключением является русский язык. Учитывая, что это один из основных школьных предметов, учитель должен не только сформировать знания по предмету, но и обеспечить выработку навыка и максимальный уровень развития ключевых компетенций: коммуникативных, учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и других.

В связи с этим на современном этапе развития методика преподавания русского языка характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица.

В данное пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» включены тексты различные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 8 класса общеобразовательной школы.

Важность создания рабочей тетради продиктована следующими целями:

  • Формирование и развитие функциональной грамотности школьников;

  • Формирование и развитие культуры речи;

  • Воспитание и поддержание интереса к изучению русского языка;

  • Развитие ключевых компетенций школьников (одна из важных учебно-познавательная);

  • Организация самостоятельной работы учащихся;

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

В начале работы над анализом текста необходимо провести несколько коллективных занятий. Дальнейшая работа проводится по усмотрению учителя: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету.

Данные тексты можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения.

Учитывая, что объем материала велик, возможно выполнение отдельных заданий, так же как и оценивание каждого вида работы отдельно. Некоторые тексты содержат творческую работу учащихся, которую следует оценивать отдельно.

В конце каждой комплексной работы отведена страничка для работы над ошибками, которую учащиеся обязательно должны выполнять после проверки учителем.

В целях более эффективного выполнения заданий в конце тетради содержится справочный материал.







Повторение материала, изученного в 5-7 классах

Текст 1

_____________________________________________________________________________

Когда скв…зная п…утина

Разнос..т нити ясных дней

И под окном у сел…нина

Д…лекий бл…говест слышней,

Мы (не)грустим пугаясь снов(а,о)

Дыханья бли…кого зимы

А голос лета пр…житого

Яснее пон…маем мы.

(А. Фет)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания

2. Определите род и склонение всех имен существительных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выпишите прилагательные, встречающиеся в тексте, определите их разряд (качественные, относительные, притяжательные): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите лицо глаголов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите по 2 примера на проверяемую и непроверяемую гласную в корне. Для первого случая приведите проверочное слово

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите деепричастие и определите глагол, от которого оно образовано. Подберите к этому глаголу видовую пару, от которой образуйте причастие

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Произведите фонетический разбор слова грустим. Какое фонетическое явление встречается в этом слове? Есть ли еще подобные примеры в тексте?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите текст на тему «Многоликая осень». Употребите причастные и деепричастные обороты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторение материала, изученного в 5-7 классах

Текст 2

_____________________________________________________________________________

(1)Затяг…вает тина морская белых ночей реш…то. (2)Море т…мнеет ликом рыба уход…т (в) глубь зат…ж….левшее небо ночью нав…сает (в) низ.

(3)Сл…мала первая м…тель н…долгого лета весло зашвырнула пр…мысловые суда в серые к…рабли(н,нн)ые закутки. (4)Гнусавую песню о пог…бающих в море о разб…вающих душу свою о камень – поет веет…р.

(5)Клоч…ями мокрого снега ра(с,сс)пались остатки окт…бря. (6)Лед…ной к...ростой уст…лают морозы св…репым братьям(д…кабрям) путь. (7)Опустели окружные камни птиц… нет.

(8)Пр…х…дят ноч… встает лед…ное м…лчание, - клюк…вка пала мороз ей ниточку пер…грыз. (9)Начало наступило.

(10)Шаман…т тундра…

(По Л. Леонову)

  1. Озаглавьте текст _____________________________________________________



  1. Докажите, что это текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите тему текста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите основную мысль текста _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тип текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  2. Выпишите из текста

Эпитеты ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Олицетворения_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите по 2-3 существительных разного склонения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите все качественные прилагательные и докажите их принадлежность к этому разряду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните в тексте все глаголы II спряжения



  1. Выпишите два словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Приведите пример на то же значение словосочетания, употребленного в прямом значении_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из предложений 5-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне

__________________________________________________________________________



  1. Выполните морфологический разбор любого причастия:

I__________________________________________________________________________II.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ III.________________________________________________________________________

  1. Выполните морфемный и словообразовательный разбор любого наречия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Выпишите два слова, в которых буквы Е,Ё,Ю или Я обозначают два звука.

__________________________________________________________________________

18. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Напишите сочинение-повествование на тему «Осень» (какая бывает осень в лесу, в городе). Употребите причастные и деепричастные обороты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Повторение материала, изученного в 5-7 классах

Текст 3



_____________________________________________________________________________

Есть в светл…сти осе(нн,н)их вечеров

Умильная, таинстве(нн,н)ая прелесть!..

Зл…веший блеск и пестр…та дерев

Б…гря(нн,н)ых листьев томный, ле…кий шелест

Тума(нн,н)ая и тихая л…зурь

Над грус…но-с…ротеющей землею,

И, как пре…чу…ствие сходящих бурь,

П…рывистый, х…лодный ветр порою…

(Из Ф. Тютчева)



1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания

2. Выпишите существительные, имеющие форму лишь одного числа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. У существительных с предлогами определите падеж

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите прилагательные с –нн- и выполните их морфемный разбор

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Выпишите единственный глагол, встречающийся в тексте, и произведите его морфологический разбор

I. __________________________________________________________________________

II._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ___________________________________________________________________________

6. Выпишите причастия и определите их вид (действительные и страдательные)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Произведите фонетический разбор слова прелесть. Какое фонетическое явление встречается в этом слове? Есть ли еще подобные примеры в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпишите два слова, равных корню

_____________________________________________________________________________

9. Напишите текст на тему «Осенним вечером в лесу», употребите причастные и деепричастные обороты

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Работа над ошибками

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторение материала, изученного в 5-7 классах

Текст 4

_____________________________________________________________________________



Нет (н..) чего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге… . Чем (н…) бл…стит эта улица – кр…савица нашей столицы! Я знаю, что (н…) один из бедных чиновных ее жителей (н…) променяет на все блага Невского проспекта… . Да и кому (же) он (н…) приятен?.. (З.с) десь единстве…ое место где показывают…ся люди (н…) (по) (н…) обходимости, куда (н…) загнала их надобность и меркантильный интерес об…емлящий весь Петербург. (З.с) десь житель Петербур…сой и Выбор…ской части (н…) сколько лет (н…) бывавший у своего пр…ятеля на Песках или у Московской заставы может быть уверен что встретит…ся с ним (н…) преме…о.

Можно сказать решительно что в это время то есть до двенадцати часов Невский проспект (н…) доставляет (н….) для кого цели он служит только средством: он постепе…о заполняет…ся лицами имеющими свои заботы свои досады но вовсе (н…) думающими о нем. В это время что (бы) вы на себя (н…) надели хотя бы даже вместо шляпы картуз был у вас на голове хотя бы воротнички слишком д…леко высунулись из вашего галстука, - (н…) кто этого (н..) заметит.

(По Н.В. Гоголю)



1. Озаглавьте текст __________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тему текста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите основную мысль текста _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите стиль текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Тип текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста 2-3слова, в которых звуков больше, чем букв, сделайте фонетическую транскрипцию:

Образец: знаю – [знайу]4б., 5 зв.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте устаревшее слово. Дайте его лексическое значение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Объясните, как вы понимаете выражение меркантильный интерес

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

Корень ______________________________________________________________________



Корень, окончание ____________________________________________________________



Корень, три суффикса _________________________________________________________

Приставка, корень, суффикс, окончание, суффикс __________________________________

12. Произведите морфологический разбор слова:

I. (На) себя ___________________________________________________________________



II. __________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________



III. _________________________________________________________________________



13. Графически обозначьте в тексте причастный оборот

14. В первом абзаце найдите слово с чередующейся гласной в корне и выпишите его

_____________________________________________________________________________

15. Во втором абзаце найдите наречие, правописание которого соответствует правилу: «В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько в прилагательном»

_____________________________________________________________________________

16. Выпишите из теста слова с не. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Выпишите из теста слова с ни. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания ни с разными частями речи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа над ошибками

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и предложение

Текст 5

_____________________________________________________________________________



Лес стал пр…зрачным (не) стоит уже такой густой ст…ной заметно пор…дел. Это его р…скошный наряд упал на землю. Треплет теперь его ветер б…ет дождь пр…вращая (не) давний бархат и ш…лк в жалкие л…хмотья. П…дсушат ветер и со…це опавшие листья и наполнится лес таинствен…ым ш…рохом как (будто) маленькие гномики снуют по земле раз…скивая с…кровища. Это и есть тот единствен…ый звук который наруша…т лесную т…шину. Тихий тогда лес и смирн…ый. Но страшен он в (не) погоду. Жалобно и жутко стонут д…ревья раскач…вая голыми в…ршинами низко пр…гибаясь к земле будто пытают…ся спасти обнажен…ые ветки от хол…да.

Осенью долго можно бр…дить по пустын…ому лесу и (не) встретить н… зверя н… птицы. Кажется все жители его п..кинули а кто спрят…лся зат…ился пр…готовился к долгой зиме. (Не) п…радуют красками и л…сные п…ляны. Шершавые серовато (к…ричневые) г…ловки луговых в…сильков сухие к…рзинки тысячелистников да какая (то) еще трава все того (же) серого цвета – вот единствен…ое укр…шение л…сных п…лян. За (то) п…лыхают р..биновые кисти освещая сумрачный лес г…рят красные кусты бузины разр…дились словно елочными игрушками кусты шиповника. Это д…ревья и кустарники пр…щаясь с летом устраивают наст…ящий красочный бал.

(Из журнала «Юный натуралист».)



  1. Озаглавьте текст ______________________________________________________

  2. Докажите, что это текст.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите тему текста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите основную мысль текста _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите стиль текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тип текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  2. Выпишите из текста

Эпитеты ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Олицетворения_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Из пследнего предложения выпишите все словосочетания. Определите их вид.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова:

Наполнится, обнаженные, тысячелистников, единственный, освещая, лохмотья

  1. Найдите в тексте слова, соответствующие схемам. Запишите их.

Приставка корень суффикс окончание - __________________________________________________________________________

Корень два суффикса окончание -

__________________________________________________________________________

  1. Произведите морфологический разбор слова (он) страшен.

I. _________________________________________________________________________

II. ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

III. _______________________________________________________________________

  1. Определите способ связи между следующими предложениями текста:



1 и 2 ______________________________________________________________________

2 и 3 _____________________________________________________________________

3 и 4 _____________________________________________________________________

4 и 5 _____________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.



  1. Напишите сочинение-рассуждение «Как деепричастные обороты помогают охарактеризовать действия с разных сторон или описать их?» Приведите примеры из данного текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двусоставное предложение

Главные члены предложения

Текст 6

_____________________________________________________________________________

Трудно было остават..ся дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера.

В лесах было торжестве..о, светло и тихо. Мы бр..дили по ним до сумерек, обошли зн..комые места.

На маленьком озер.. всегда плавал.. много ряски. Се..час вода в озер… была очень ч..рная прозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно.

У берегов нар..сла стекля..ая полоска льда. Лед был такой прозрачный что даже (в)близи его было трудно заметить. Я увид..л в воде у берега стаю плотиц и брос…л в них маленький камень. Камень упал на лед лед зазв..нел плотицы бл..снув чешуей метнулись в глубину. Мы облам..вали руками о…дельные льдинки. Они хрустели и ост..вляли на пальцах смеша..ый зап..х снега и брус..ники.

Кое (где) на п..лянах перел..тали и жалобно пописк..вали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое а к г..ризонту оно густело и цвет его напом..нал свинец. (От) туда шли медле..ые снеговые тучи.

В лесах ст..новилось все сумрачн.. все тиш.., и, (на) конец, пош..л густой снег…

Зима нач..ла хозяйничать над землей.

(К. Паустовский)

1. Озаглавьте текст ________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тему текста

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите основную мысль текста _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите стиль текста (докажите свое мнение):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Тип текста (докажите свое мнение):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте план текста

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных в конце слова. Произведите фонетический разбор одного из них

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста метафоры

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Объясните, как вы понимаете выражение в лесах было торжественно

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

Корень, суффикс ______________________________________________________________

Корень, окончание _____________________________________________________________

Корень, два суффикса __________________________________________________________

Корень, суффикс, окончание ____________________________________________________

14.Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2 _________________________________________________________________________

2 и 3 _________________________________________________________________________

3 и 4 _________________________________________________________________________

4 и 5 _________________________________________________________________________

5 и 6 _________________________________________________________________________

15. Выпишите из текста 2-3 словосочетания, в которых способ связи между словами:

Согласование _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Управление __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Примыкание _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Подчеркните в тексте составные именные сказуемые. Укажите, чем они выражены

17. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Выпишите из предложений 3 абзаца грамматическую основу предложений

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Напишите сочинение – миниатюру о своем любимом времени года

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двусоставное предложение

Главные члены предложения

Текст 7

_____________________________________________________________________________

(1)Хорош… лес ран..ей и поз…ней весною когда нач…нает пробужда…ся в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. (2)Та…т зимний снег. (3)Над г..ловой видны осыпан…ые надувш…мися см…листыми поч…ками тонкие ветки берез. (4)Нач…нают петь первые пр…летные птицы токуют в глухих м…стах тяж…лые глухари. (5)Опавш…й хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. (6)На л…сных п..лянах по…вились первые пр…талины. (7)На обнаживш…хся кочках видны злен…ые крепкие листочки брусники. (8)Кое (где) на пр…греве нач…нают зацв…тать к..вром разр…стаются п…дснежники-п..релески. (9)Пахн…т см…листыми почками корою д…ревьев. (10)Поют др….зды. (11)На в…ршине высокого дерева весь в лучах во(з;с)ходящего со…нца ворку…т дикий голубь-витютень.

(12)Многое можно услышать в пр…буждающ…мся весен…ем лесу. (13)Тонко пищат рябчики гугукают по ночам (не) видимые совы. (14)Кукуют кукушки. (15)На (не) проходимом болот… водят весен…ие хороводы пр…летевшие журавли. (16)Над ж….лтыми золотистыми пуховками цв…тущей ивы жуж…ат пч…лы. (17)А в кустах на берегу реки защ…лкал звонко з…пел первый соловей.

(И. Соколов-Микитов.)



1. Озаглавьте текст __________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тему текста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите основную мысль текста _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите стиль текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Тип текста (докажите свое мнение):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста

Эпитеты _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Метафоры_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Произведите фонетический разбор слова поют:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Объясните, как вы понимаете выражение ноздрястый снег.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, образованных следующими способами образования:

Приставочным________________________________________________________________

Суффиксальным_______________________________________________________________

12. Выпишите грамматическую основу предложений 1, 4.8

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Среди предложений 8-11 найдите предложения с однородными членами предложения. Запишите их номера. __________________________________________________________

14.Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2 ______________________________________________________________________

2 и 3 _____________________________________________________________________

3 и 4 _____________________________________________________________________

4 и 5 _____________________________________________________________________

15.Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Замените слово гугукают из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним. _____________________________________________________________________________

17. Из предложения 15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если имеет значение приближения». _____________________________________________________________________________

18. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий пишется НН, если есть приставка».

_____________________________________________________________________________

19. Выпишите из текста составные сказуемые. Определите их тип.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Выпишите из предложений 1 абзаца грамматическую основу предложений

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Текст 8

________________________________________________________________________

Ис..кус..тво живописи пр..шло на Русь из Византии (в) месте с христианской р..лигиев. Первые иконы пр...везе...ы готовыми. Это бес..порно. В числе их икона Владимирская Божья матерь хр..нящаяся ныне в Третьяковской галере.. . Писал ее, по пр..данию или по легенде, евангелист Лука. Надо пол..гать, не одну икону пр..везли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Пр..везе...ые иконы можно было размножить для все новых и новых церквей розвозя их из Киева в глубину Руси. Но одних обр..зцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для п..сания фресок.

Ж...сткая, суровая, аскетическая м..нера письма постепе...о см..гчалась и, можно сказать, оч..ловечивалась русскими мастерами. (В) место сухого канона и догмы по..вилось живое чу..ство (не) посредстве...ости, первородство во...приятия, радость открытия, торж..ство умения.

После Куликовской битвы к этому пр..соединилось так (же) могуч.. чу..ство самос..знания.

(В.Солоухин)

  1. Озаглавьте текст _______________________________________________________



  1. Докажите, что это текст________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тема текста____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Основная мысль текста _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стиль текста (докажите свое мнение)_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Тип текста (докажите свое мнение)_________________________________________

__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте всего два недостающих знака препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  2. Произведите фонетический разбор слова ее:________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите лексическое значение слова:

Фреска- __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Аскетический- ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

10. Докажите, являются ли слова догма и канон синонимами. Определите лексическое значение данных слов_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста слова с приставкой при-, объясните условие выбора данной орфограммы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите в тексте краткое причастие и произведите его морфологический разбор

I. _________________________________________________________________________

II.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. _________________________________________________________________________

13. Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2 ______________________________________________________________________

2 и 3 ______________________________________________________________________

3 и 4 ______________________________________________________________________

14. Подчеркните в тексте несогласованные определения и приложения как члены предложения

  1. Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «История иконописи на Руси»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс (фрагмент)
  • Русский язык и литература
Описание:

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта школа должна обеспечить условия для получения знаний по предметам. Не исключением является русский язык. Учитывая, что это один из основных школьных предметов, учитель должен не только сформировать знания по предмету, но и обеспечить выработку навыка и максимальный уровень развития ключевых компетенций: коммуникативных, учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых  и других.

            В связи с этим на современном этапе развития методика преподавания русского языка характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица.

            В данное пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» включены тексты различные по типу и  стилю,  что соответствует программе по развитию речи для 8 класса общеобразовательной школы.

Автор Цыден-Ешиева Светлана Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1692
Номер материала 22269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓