Главная / Начальные классы / Комплексная программа внеурочной деятельности в 3 классе (ГПД

Комплексная программа внеурочной деятельности в 3 классе (ГПД



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеафанасовская СОШ»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________ /_______

Кузнецова Р.И.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

__________

В.П.Семёнова



УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

_________ / Е.М.Гараева






Комплексная программа

внеурочной деятельности (в рамках ГПД)

«Дорогою открытий и добра»

3 класс


hello_html_61cba8ee.jpg

Воспитатели:

Фролова Н.Н.

Гафиуллина Р.Р.



2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.


Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи программы:

  • Формировать у учащихся класса навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;

  • Формировать у детей потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;

  • Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребёнка;

  • Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;

  • Формировать творческое воображение, любознательность;

  • Развивать познавательный интерес, самостоятельность

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).


Образовательный план включает в себя 10 часов внеучебной деятельности в неделю. Одним из условий реализации внеучебной деятельности является создание ГПД. Родителям было предложены 6 направлений внеучебной деятельности с целью гармоничного развития личности.

По результатам анкетирования (см. приложение) родителями были определены 5 следующих направлений:


Основные направления работы:

  • Духовно-нравственное

  • Общекультурное

  • Общеинтеллектуальное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Социальное

Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:

Г - гражданственность

А - артистизм

Р - разумность

М - мировоззрение

О - организованность

Н - нравственность

И - интеллект

Я - личность

В ОУ созданы все условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования: РДК, библиотека.

Основные формы работы:

  • Беседы

  • Конкурсы

  • Викторины

  • Экскурсии

  • Кружки

  • Ролевые игры

  • Праздники

  • Практические занятия

  • Чтение научно-популярной литературы

  • Круглые столы

  • Составление и защита проектов


Внеучебная работа: (33 учебные недели)

Направление

Общее кол- во часов

Количество часов

Вид деятельности

Духовно-нравственное


1



1

Программа духовно-нравственного воспитания «С чего начинается Родина?»

(Фролова Н.Н.)

Социальное

2

2

Объединение дополнительного образования «ПДД» (Гафиуллина Р.Р.)

Общеинтеллектуальное


2



2

Объединение дополнительного образования

«Я - исследователь» проектная деятельность (Фролова Н.Н.)

Общекультурное

3


3

ДМШ

Заикина С.В.

Спортивно-оздоровительное

1


1

Программа «Здоровое поколение»

(Гафиуллина Р.Р.)

1

1

БОКС (Талипов Р.) Программа ДЮСШ

Итого:

10


Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.

2. Общекультурное направление

• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

3. Общеинтеллектуальное направление:

• Библиотечные уроки;

• Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.

4. Духовно-нравственное направление:

• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

• Выставки рисунков.

• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

• Тематические часы;

5. Социальная деятельность:

• Проведение субботников;

• Разведение комнатных цветов;

• Проведение акций «Первоцветы», «Ель», «Чистый двор», «Письмо водителю», «Птица счастья» и др.


Возраст детей-участников программы: учащиеся 3 класса, 9-10 лет

Срок реализации программы: программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.

Место реализации программы: МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

Режим работы: 5 дней в неделю



Недельная циклограмма ГПД 3 класса

на 2014-2015учебный год

Дни недели

Занятия по направлениям

Питание

Понедельник

Гафиуллина Р.Р.

Фролова Н.Н.




Спортивно-оздоровительное

(Программа «Здоровое поколение»)

Общеинтеллектуальное

(Программа «Я - исследователь»)

Ежедневно

13.00 – 13.30

Вторник

Гафиуллина Р.Р.

Заикина С.В.

Фролова Н.Н.


Социальное (Программа «ПДД»)

Общекультурное (Программа ДМШ)

План ГПД

Среда

Фролова Н.Н.

Гафиуллина Р.Р.

Заикина С.В.



Духовно-нравственное

(Программа «С чего начинается Родина?»)

Общекультурное направление

(Программа ДМШ)

Четверг

Фролова Н.Н.

Гафиуллина Р.Р.



Общеинтеллектуальное (Программа «Я -исследователь»)

Социальное (Программа «ПДД»)


Пятница

Талипов Р.

Заикина С.В.

Фролова Н.Н.

Гафиуллина Р.Р.



Спортивно-оздоровительное

( Программа ДЮСШ)

Общекультурное (Программа ДМШ)

План ГПД


В ходе реализации модели внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.












Фролова Н.Н.

Духовно-нравственное направление

Программа «С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка

I. Актуальность разработки и внедрения предлагаемой программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. Однако, начальное звено слабо охвачено данной работой. Данная программа “С чего начинается Родина?” позволит расширить границы гражданско-патриотического воспитания и позволит приобщить детей младшего школьного возраста к поисково- исследовательской работе, поможет понять особенности культурного и духовного наследия своих предков.

Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь необходимо раскрыть смысл Пришвинской фразы: “…Охранять природу – значит охранять Родину…”

Свой посильный вклад в развитие Нижнекамского района, в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны внесли и наши земляки. Их имена помнят в Нижнекамском районе. И данная программа способствует одной из важнейших задач – воспитание патриотизма у обучающихся с раннего школьного возраста.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, в исследовательской работе.

Содержание программы выполняет следующие функции:

  • общеразвивающая – ориентирует на формирование культуры поведения, социальной адаптации; расширяет кругозор и удовлетворяет познавательный интерес обучающихся.

  • познавательная – углубляет и расширяет знания по истории Нижнекамсмкого муниципального района.

  • организационная – формирует и развивает навыки организации поисковой деятельности, научно-исследовательской работы.

  • научно-исследовательская – формирует навыки сбора информации, умения организовать разговор; развивает гражданскую и коммуникативную компетентности.

Программа рассчитана на три года и охватывает обучающихся 2–4-х классов.

II. Цель и задачи программы

Цель: знакомство с историей, культурным и духовным наследием предков, углубление знаний о природе родного края

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;

  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

  • Развивать самостоятельность, ответственность;

  • Способствовать развитию у обучающихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

III. Особенности программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (2–4-й класс) Реализуется полностью за 3 года, один академический час в неделю.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Историческое краеведение

  • Краеведение

  • Изобразительное искусство

  • Трудовое обучение

  • Чтение

Формы проведения занятий:

  1. Классный час.

  2. Интегрированный урок

  3. Инсценированное представление

  4. Экскурсия

  5. Комбинированный урок

  6. Краеведческая викторина

  7. Встречи со старожилами села Большое Афанасово

  8. Встречи с ветеранами войны и труда

  9. Творческие работы детей

Ресурсы:

  • Городской краеведческий музей;

  • Школьный музей “Страницы истории нашей”;

  • Живой рассказ очевидцев тех или иных событий;

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в городской краеведческий музей, в школьный музей.

  2. Экскурсии по памятным местам города, родного села.

  3. Посещение концертов фольклорных коллективов города.

  4. Проектно-исследовательские работы детей по определенным темам программы.

  5. Создание и оформление краеведческого уголка.

  6. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.

  7. Создание коллективного проекта “Экология села Большое Афанасово».

IV. Содержание учебного материала

Учебно-тематический план и содержание занятий с обучающимися 2-го года обучения (3 класс).

Цель: формирование и развитие интереса к истории, природе родного края; знакомство с творчеством земляков.

п/п

Тема

Содержание занятий (теория и практика)

Форма проведения

Кол-во час.

Отслеживание результатов

Дата

1.

Понятие “географическое краеведение”. Техника безопасности на занятиях.

Правила безопасного поведения на занятиях.

Беседа. Игра.

1

Устные ответы.

3.09

2.

Географическое и административное положение г. Нижнекамска и села Большое Афанасово. Экскурсия по селу. Достопримечательности родного села. Конкурс рисунков.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Устные ответы.

3

Устные ответы.

10.09

17.09

24.09

3.

Население Нижнекамского муниципального района. Проект «Кто живёт рядом со мной?» Конкурс рисунков «Дружат люди всей Земли»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

4

Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия.

1.10

8.10

15.10

22.10

4.

Что такое “этнография”?

Беседа.

Сообщения, подготовленные детьми.

1

Круглый стол.

29.10

5.

Легенды и сказки. Местные мифологические сказания. Красный ключ. Проект «Мифы о родном крае». Встреча со старожилами села. Создание альбома «Тайны моего села». Создание проектов.

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

Поисково – исследовательская деятельность.

9

Выступления на научно-практической конференции.

12.11

19.11.

26.11

3.12

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01


6.

История села Большое Афанасово. Создание проектов.

Экология родного села.

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

5

28.01

4.02

11.02

18.02

25.02


7.

Земляки –герои Советского Союза.

Игра-викторина.

Работа, в группах, в парах.

2

Устные ответы. Игра-викторина.
Творческий отчет.

4.03

11.03

8.

Посещение ветеранов Вов на дому.

Оказание посильной помощи

Трудовой десант

3

Обмен впечатлениями.

18.03

1.04

8.04

V 9.

Акция «Чистое окно» (помощь ветеранам, труженикам тыла, вдовам ВОв)

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме.

Встречи с интересными людьми.

2

Устные ответы. Игра. Рисунок.
Тест.

Урок-викторина.

15.04

22.04

10.

Трудовой десант. Уборка памятника павшим воинам. Проведение акций помощи ветеранам Вов, труженикам тыла, вдовам ветеранов Вов.

 

2

29.04

11.

Творчество моих земляков.

М. Джалиль, Г. Тукай, А. Алиш


Библиотечный урок в городской детской библиотеке.

2

6.05

13.05

20.05

12.

Итоговое занятие.

Что я нового узнал о своем родном крае?

Презентации по впечатлениям.

Индивидуальная, групповая работа, в парах.

Свободный выбор представлений, отчетов

1

Урок-отчет.

27.05

Итого: 35 часов.








V. Прогнозируемые результаты

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику своей школы.

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест, действующих предприятий города Нижнекамска, НМР

Составлять план-схему своего двора.

Названия полезных ископаемых, добываемых в Нижнекамском муниципальном районе, их использование и свойства; названия растений и животных родных мест.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных района по внешнему виду и описанию.

Символику Нижнекамского муниципального района, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города.

Находить на карте России Татарстан, родной город, реку Кама

Национальный состав Нижнекамского района, легенды, обычаи предков, игры, праздники и народное творчество .

Пересказать легенды; провести игру.

Государственные награды нашей Родины, жителей НМР награждённых этими наградами, героев –земляков.

Проводить поисковую работу.
Составлять анкету-опрос.































Гафиуллина Р.Р.

Спортивно – оздоровительное направление

Программа «Здоровое поколение»


Пояснительная записка


Предлагаемая программа «Здоровое поколение» предназначена для начальной школы и может быть использована в режиме внеурочной деятельности 1 ч. в неделю. Программа направлена на формирование у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и важнейших социальных компетентностей (компетенций межличностного общения, умения принимать решения в пользу своего здоровья в условиях поведенческих рисков и т.д).

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цели программы

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи

  • Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  • Профилактика вредных привычек.

  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Основные направления реализации программы

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок населённого пункта в рамках работы программы;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

Предполагаемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.








Календарно-тематическое планирование


п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Беседа «Ребёнок пришёл в школу» Составление безопасного маршрута следования от дома до школы»


1 ч.

8.09


Беседа «Поведение в школе».

Экскурсия по школе и прилегающей к ней территории «Ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него»


1 ч.

15.09


Подвижные игры на свежем воздухе.

Беседа «Твой режим дня»


1 ч.

22.09


Беседа «Советы Доктора Воды»


1 ч.

29.09


Праздник «Волшебница Гигиена»


1 ч.

6.10


Подвижные игры и упражнения с мячами

Беседа «Учимся не болеть»


1 ч.

13.10


Подвижные игры на свежем воздухе.

Беседа «Глаза – главные помощники человека»


1 ч.

20.10


Беседа «Друзья Вода и Мыло»


1 ч.

27.10


Экскурсия на водоём «Жизнь осеннего водоёма»

Беседа «Осторожно – тонкий лёд!»


1 ч.

10.11


Беседа «Чтобы уши слышали»


1 ч.

17.11


Беседа «Почему болят зубы»


1 ч.

24.11


Подвижные игры на свежем воздухе «Строим снежную крепость»


1 ч.

1.12


Беседа «Осторожно – Мороз!»


1 ч.

8.12


Подвижные игры на свежем воздухе. Игра в снежки.


1 ч.

15.12


Беседа «Рабочие инструменты» человека


1 ч.

22.12


Беседа «Грипп и другие инфекции, как с ними бороться»


1 ч.

12.01


Подвижные игры на свежем воздухе.

Беседа «Зачем человеку кожа»


1 ч.

19.01


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Если кожа повреждена»


1 ч.

26.01


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Питание – необходимое условие для жизни человека»

1 ч.

2.02


Беседа «Здоровая пища для всей семьи»


1 ч.

9.02


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Сон – лучшее лекарство»


1 ч.

16.02


Беседа «Как настроение?»


1 ч.

23.02


Беседа «Наступает весна. Как ваше здоровье?»


1 ч.

2.03


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Я пришёл из школы»


1 ч.

9.03


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Я – ученик»


1 ч.

16.03


День Здоровья


1 ч.

6.04


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Вредные привычки»


1 ч.

13.04


Беседа «Скелет – наша опора»

Разучивание физминуток «Инопланетяне», «Карусели»


1 ч.

20.04


Беседа «Осанка – стройная спина»


1 ч.

27.04


Внеклассное мероприятие «Здоровье Планеты – наше здоровье»


1 ч.

4.05


Прогулка с играми на свежем воздухе. Беседа «Правила безопасности на воде»


1 ч.

11.05


Экскурсия в природу «Наблюдения за весенними изменениями в природе» Подвижные игры.


1 ч.

18.05


33

Прогулка с играми на свежем воздухе «В гости к берёзкам». Беседа «Правила поведения во время летних каникул»


1 ч.

25.05


Всего: 33 часа

















Фролова Н.Н.

Общеинтеллектуальное направление

«Я-исследователь»

Пояснительная записка программы

 

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов

Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.

 

Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа 
исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков, составлена для детей 8-10 лет.

Объём курса 68 ч из расчета 2 ч в неделю по трём подпрограммам, учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.

По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.

 

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:

       Подпрограмма «Тренинг»

       Подпрограмма «Исследовательская практика»

       Подпрограмма «Мониторинг»

 

Цель:

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

  

Задачи:

•         организовать действия направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа» ,«Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного» ,«Тема одна -сюжетов много» ;

•          определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначить границы исследования

•         разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;

•         определить последовательность проведения исследования;

•         зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);

•         проанализировать и обобщить полученные материалы;

•         подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи  на мини- конференциях, семинарах;

•         стимулировать исследовательское творчество детей;

•         обучить правилам написания исследовательских работ;

•         организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 3 классов;

•         привлечь родителей;

•         изготовить «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

 

 УМК

•         «Программа исследовательского обучения младших школьников»     А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2007г

•         А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература»2007г

•         Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2008г 


Контроль и фиксация результата

                          

подпрограмма

форма предъявления результата

форма контроля

инструмент для оценки

Подпрограмма «Тренинг»

              

 

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

Параметры оценки

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Сообщение-доклад

Проведенное исследование

Критерии написания исследования, мониторинг

Подпрограмма «Мониторинг»

Публичное выступление

Конференция

 Критерии публичного выступления

 Примерные параметры оценки:

умение выделить проблему;

умение поставить цель исследования;

умение сформулировать гипотезу;

умение выделить объект исследования;

умение определить предмет исследования;

умение описать параметры и критерии предмета исследования;


Примерные критерии исследования:

умение подобрать соответствующие методы исследований;

умение подобрать инструментарий;

умение запустить исследование;

умение осуществить анализ результатов;

умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;


Примерные критерии написания исследовательской работы;

умение интерпретировать полученную статистику;

умение свернуть и развернуть информацию;

умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой


Примерные критерии публичного выступления;

познавательная ценность темы;

оригинальность и ценность собранного материала;

исследовательское мастерство;

структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы;


 Характеристика образовательного процесса


модуль

лекции

самостоятельная

практическая

Форма представления

инструмент

       Подпрограмма «Тренинг» 24ч

 

 

4 ч

20 ч

 

 

Папка-исследователя

Практическое задание на выдвижение гипотез

 

Подпрограмма «Исследовательская практика» 30ч

 

10 ч

20 ч

исследование   творческий проект.

Алгоритм написания исследовательских работ,мониторинг

       Подпрограмма «Мониторинг»14ч

 

 

 

4 ч

10 ч

Доклад-резентация мини- конференции, семинар;проект

 

Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи 

 

 

 










Примерное тематическое планирование по программе

 

дата

Тема занятия

Цель урока

Результат

компетенции

ЗУН

Общеуч.

1-2

 2.09 4.09


Что такое исследование?

 Эксперимент «Солнечный луч».

Познакомить с понятием исследование, коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать, используют результаты, научное открытие

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия

Уметь наблюдать, провести эксперимент (солнечный луч,комнатное растение,животные)

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Планирование и поиск информации

 

Продуктивная групповая коммуникация Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи

3-4

 8.09

11.09

Наблюдение и наблюдательность. Упражнения на развитие наблюдательности.

 

 Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам

5-6

 15.09

18.09

Что такое эксперимент.

Как провести эксперимент .

 

Как провести эксперимент и что такое эксперимент

Проводить эксперимент

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем

7-8

 22.09

25.09

Учимся вырабатывать гипотезы.

Формулировка гипотез

 

Формулировка гипотез

выдвижение гипотез осуществление их проверки,

 

 

выдвижение гипотез осуществление их проверки,

 

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

9-10

 29.09

2.10

Знакомство с логикой

 .

Познакомить с логикой исследования

Уметь работать по алгоритму

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

 

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

11-12

 6.10

9.10

Как задавать вопросы.

 Игра «Кто больше?»

Научить строить и задавать вопросы

Уметь строить и задавать вопросы

Формулирование полученных результатов.

 

. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

13-14

 13.10

16.10

Учимся выделять главное и второстепенное. Игра «Найди слово»

 

Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

отделение основной информации от второстепенной

Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность

15-16

 20.10

23.10

Как делать схемы

 Схема «Древо Паук»

Научиться строить схемы «Дерево Паук»

Умеет строить схему»Дерево Паук»

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма

Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

17-18

 27.10

30.10

Как работать с книгой. Экскурсия в библиотеку.

 

Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

 

Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

 

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

 

Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников[1] по двум и более заданным критериям (основаниям).

19-20

 3.11

6.11

Что такое парадоксы?


 

Познакомить с парадоксом

Знать парадокс, уметь формулировать свои мысли (эссе)

отделение основной информации от второстепенной

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

20-21

 10.11

13.11

Мысленные эксперименты Эксперименты на моделях

 

Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

 

умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

 

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

22-23

 17.11

20.11

Как сделать сообщение о результатах исследования. Алгоритм исследовательской деятельности.

 

Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,

 элементарными умениями

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями  (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Формулирование полученных результатов.

 

Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

24-25

 24.11

27.11


Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.


 

Организовать тренировочное самостоятельное исследование. Познакомить с методами проведения исследования

Умеет организовывать исследование

Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

 

Систематизирует[2]извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).

26-27

1.12

4.12 

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

 

 Познакомить с методами проведения исследования

Умеет выбирать методы исследования

Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

 

Планирование и поиск информации

28-29

 8.12

11.12

Экспресс-исследование. Алгоритм его проведения.

 

Научить проводить экспресс-иследование

Умеет провести экспресс-исследование

Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

 

30-31

 15.12

18.12


Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Семинар по итогам экскурсии

 

Познакомить с методом исследования-экскурсией и как фиксировать результат работы

Умеют фиксировать результат работы методом экскурсия

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы, излагает полученную информацию по заданным вопросам

32-33

 22.12

25.12

Коллективная игра-исследование.

«История моего села в годы ВОВ»

 

 Организовать коллективное исследование, научить групповому исследованию

Умеет   следовать заданной процедуре группового исследования.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

 

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

34-35

 12.01

15.01

Коллекционирование

 

Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации

 

Умеет   следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

 

Готовит план выступления на основе заданных целей, излагает полученную информацию

36-37

 19.01

22.01

Экспресс- исследование «Какие коллекции собирают люди»

 

Научить экспресс- исследованию по теме «Какие коллекции собирают люди»

 

владеет приемом экспресс исследовательской деятельности

 

 

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

 

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

38-39

 26.01

29.01

Сообщение о своих коллекциях

 

Познакомить с алгоритмом сообщения

Умеет по алгоритму строить сообщение

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

 

Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления.

40-41

 2.02

5.02

Искусство делать сообщения

Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Использует предложенный алгоритм действий.

42-43

 9/02

12.02

Техника экспериментирования

Познакомить с техникой экспериментирования

Умеет экспериментировать

оценивание достоверности полученной информации,

передача содержания информации адекватно поставленной цели

Фиксируют итоговый продукт (результат)

44-45

 16.02

19.02

Семинар» Как подготовиться к защите»

Научить как подготовиться к защите (вербальные невербальные)

Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Использует предложенный алгоритм действий.

46-47

 23.02

26.02

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования

Уметь выбирать тему собственного исследования

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников

Готовит план выступления на основе заданных целей,

48-49

 2.03

5.03

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

 

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

50-51

 9.03

12.03

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

 

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

52-53

 16.03

19.03

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владеет приемами исследовательской деятельности,

 

 

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:

выдвижение гипотез осуществление их проверки,

владение приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

Фиксируют итоговый продукт (результат) Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

54-55

 23.03

26.03

семинар Подготовка собственных работ к защите

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

 

Использует предложенный алгоритм действий.

56-57

 6.04

9.04

Мини -конференция по итогам экспресс-исследований

 

   демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.

58-59

 13.04

16.04

Мини конференция по итогам собственных исследований

 

   демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.

60-61

 20.04

23.04


семинар Подготовка собственных работ к защите

Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Использует предложенный алгоритм действий.

62-63

27.04

30.04 

семинар Подготовка собственных работ к защите


Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите  

Умеет строить защиту собственной работы

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов

Использует предложенный алгоритм действий.

64-65

 4.05

7.05

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 

   демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,

учет индивидуальности партнеров по, деятельности,

объективное определение своего вклада в общий результат.

 

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

66-68

 11.05

14.05

  Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

Анализ исследовательской деятельности.

   демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Объективное оценивание своих учебных достижений

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

 




 

                                    

 









Гафиуллина Р.Р.

Социальное направление

«ПДД»

Пояснительная записка


В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число несчастных случаев с детьми. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их. В связи с этим большое значение приобретает изучение правил дорожного движения, ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие им навыков правильного поведения на дороге.

Основой для рабочей программы послужила типовая программа: «Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в городской общеобразовательной школе» (Региональный стандарт), образовательная программа «Дорожная азбука».

Программа рассчитана на один год обучения для детей 7-10 летнего возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, каждое по два часа, всего 68 часов в год.

Младшие школьники в своей массе весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтом они тянутся ко всему новому. Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или соревновательные элементы, использовать смену деятельности. Играя, дети лучше усваивают темы программы, а в итоге, приобретают навыки безопасного поведения на дороге.

Цель программы: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

1) обучение детей правилам безопасного поведения на дороге;

2) формирование практических навыков безопасного поведения на дороге;

3) развитие творческих и мыслительных способностей детей;

4) пропаганда здорового образа жизни;

5) воспитание любви к родному краю.

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании младших школьников дифференцируется на ряд частных задач:

  • формирование координации движения;

  • совершенствование навыков ориентации в пространстве;

  • формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;

  • повышение уровня психо-физиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;

  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Программа способствует профессиональному самоопределению учащихся, воспитанию любви к жизни. Помимо тем по ПДД, в программу включён раздел, посвящённый здоровому образу жизни, что абсолютно логично перекликается со всеми остальными разделами. Поскольку дисциплинированный участник дорожного движения заботится не только о своей жизни и здоровье, но и других, может оказать при необходимости помощь пострадавшему.

Для достижения поставленных программой цели и задач используются следующие формы занятий: лекции, беседы, просмотр роликов по ПДД, соревнования, ролевые игры, подвижные игры и эстафеты, викторины. В практической части также предусмотрены экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона. Правила дорожного движения необходимо изучать, применяя к конкретным дорожным ситуациям, рассматривая схемы дорог своего города. Поэтому несколько часов программы посвящены родному краю и городу, достопримечательностям, основным проспектам и местам отдыха детей. Помимо привития любви к своей малой Родине, эти занятия способствуют формированию практических навыков безопасного поведения на дороге. Предусмотрены различные формы контроля уровня усвоения знаний, проводятся проверочные, промежуточные и итоговые срезы.

Умения и навыки учащихся

По окончанию первого года обучения учащиеся должны

- знать: основные правила поведения на улице и дороге; наиболее оживленные улицы города, микрорайона; виды транспорта; сигналы и виды светофоров; правила перехода на нерегулируемом перекрестке и участке дороги; права и обязанности пассажиров; основные правила поведения в общественном транспорте; самый безопасный маршрут из дома в школу;

- уметь: применять правила пешеходов и пассажиров; правила безопасного поведения на улице; различать виды транспортных средств; правильно перейти через проезжую часть по сигналам светофора; использовать значение дорожных знаков для пешеходов при переходе улиц; различать безопасные места для перехода улиц от опасных.

Предполагаемые результаты программы

- снижение ДТП с участием детей;

- воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными и грамотными пешеходами.


3.Содержание программы (68 занятий по 2 часа)

1раздел: Введение

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Практика: Экскурсия в Автогородок. Знакомство с площадкой Автогородка. Катание на велосипедах.

3. Практика: Экскурсия в Автогородок. Занятие – просмотр роликов по ПДД в учебном здании.

2 раздел: Правила для пешеходов.

4. Мы идем в школу. Разбор маршрутов типа «дом-школа» и обратно.

5. Практика: Самый безопасный маршрут из дома в школу. Безопасный маршрут из дома в школу.

6. Практика: Город, где мы живем. Наиболее оживленные улицы города микрорайона. Составные части улицы и дороги.

7.Правила поведения на улице и дороге. Конкурс рисунков «Моя улица»

8.Где можно играть? Специальные места для игр и прогулок.

9. Практика: Тест. « Можно ли везде играть?»

10. Как правильно переходить дорогу? Особые дорожные условия.

Правила движения транспортных средств в этих дорожных условиях.

Правила движения пешеходов в особых условиях.

11. Практика: Подвижная игра «Водитель и пешеход»

12. Наши верные друзья. Общая характеристика светофоров, их назначение. Места установки светофоров.

13.Действия по сигналу светофора. Регулировщик. Сигналы регулировщика.

14. Практика: Подвижная игра «У нас в гостях наш друг-светофор»

15. Практика: Изготовление макетов светофоров из пластилина

16.Это должны знать все. Основные понятия о правилах поведения пешеходов в различных условиях.

17. Практика: Конкурс знатоков правил дорожного движения

3 раздел: Край, в котором я живу. НРК.

18. Край, в котором я живу. История нашего края. История нашего города.

19. Практика: Конкурс рисунков « Мой любимый город»

4 раздел: Транспортные средства.

20. История развития транспортных средств. История развития транспорта.

История развития дорожного движения в нашей стране. Лепка из пластилина «Мой будущий транспорт»

21.Транспортные средства. Характеристика видов транспортных средств.

22. Автомобильный транспорт. Предупреждающие знаки.

23.Водный транспорт. Знаки приоритета.

24. Железнодорожный транспорт. Запрещающие знаки.

25. Специальный транспорт. Предписывающие знаки.

26. Сельскохозяйственная техника. Информационные знаки.

27. Строительные машины. Знаки сервиса.

28. Дорожные машины. Общественный транспорт

29. Практика: закрепление ЗУНов. Поле чудес. «Транспортные средства».

30. Мы - пассажиры. Правила посадки в транспорт. Правила поведения в транспорте общественного пользования. Правила выхода из транспорта.

31. Практика: Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»

32. Практика: Тест. «Знаю ли правила поведения в общественном транспорте?»

33. Движение транспорта и пешеходов в особых дорожных условиях.

Особые дорожные условия.

34. Правила движения транспортных средств в особых условиях.



Деятельность по пополнению методического обеспечения

Сроки

1.

Разработка конспектов занятий с применением ИКТ для педагогов ЦДОдд.

В рамках декады отдела

2.

Разработка сценариев мероприятий.

В течение года

3.

Изготовление наглядности для занятий.

В течение года

4.

Подготовка выступлений на педагогических советах и методических объединениях.

В течение года

5.

Разработка диагностических тестов для детей и анкетирования для родителей по ПДД.

В течение года

6.

Выступление на родительских собраниях с рекомендациями по профилактике ДДТТ

В течение года


Календарно-тематический план

п/п

Тема

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

2.09

Экскурсия в Автогородок. Знакомство с площадкой Автогородка.

Катание на велосипедах.

4.09

Экскурсия в Автогородок. Занятие – просмотр роликов по ПДД в учебном здании.

9.09

Мы идем в школу. Разбор маршрутов типа «дом-школа» и обратно.

11.09

Самый безопасный маршрут из дома в школу. Безопасный маршрут из дома в школу.

16.09

Город, где мы живем.

Наиболее оживленные улицы города микрорайона.

Составные части улицы и дороги.

18.09

Правила поведения на улице и дороге. Конкурс рисунков «Моя улица».

23.09

Где можно играть? Специальные места для игр и прогулок.

25.09

Тест. « Можно ли везде играть?»

30.09

Как правильно переходить дорогу? Особые дорожные условия. Правила движения транспортных средств в этих дорожных условиях. Правила движения пешеходов в особых условиях.

2.10

Подвижная игра «Водитель и пешеход».

7.10

Наши верные друзья. Общая характеристика светофоров, их назначение. Места установки светофоров.

9.10

Действия по сигналу светофора. Регулировщик. Сигналы регулировщика.

14.10

Подвижная игра «У нас в гостях наш друг-светофор».

16.10

Изготовление макетов светофоров из пластилина.

21.10

Это должны знать все. Основные понятия о правилах поведения пешеходов в различных условиях.

23.10

Конкурс знатоков правил дорожного движения.

28.10

Край, в котором я живу. История нашего края. История нашего города.

30.10

Конкурс рисунков « Мой любимый город».

11.11

История развития транспортных средств. История развития транспорта. История развития дорожного движения в нашей стране. Лепка из пластилина «Мой будущий транспорт».

13.11

Транспортные средства. Характеристика видов транспортных средств.

18.11

Автомобильный транспорт.

20.11

Водный транспорт.

25.11

Железнодорожный транспорт.

27.11

Специальный транспорт.

2.12

Сельскохозяйственная техника

4.12

Строительные машины.

9.12

Дорожные машины. Общественный транспорт.

11.12

Поле чудес. «Транспортные средства».

16.12

Мы - пассажиры. Правила посадки в транспорт. Правила поведения в транспорте общественного пользования. Правила выхода из транспорта.

18.12

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем».

23.12

Тест. «Знаю ли правила поведения в общественном транспорте ?»

25.12

Движение транспорта и пешеходов в особых дорожных условиях. Особые дорожные условия.

13.01

Правила движения транспортных средств в особых условиях.

15.01

Труд водителя. Главная задача водителя в условиях дорожного движения.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Подвижная игра «Мой папа водитель».

20.01

Викторина по фотографиям «Это водитель какого транспорта?»

22.01

Конкурс рисунков «Мой папа водитель».

27.01

Мы знакомимся с дорожными знаками. Группы дорожных знаков их назначение и место установки.

29.01

Предупреждающие знаки.

3.02

Знаки приоритета.

5.02

Запрещающие знаки.

10.02

Предписывающие знаки.

12.02

Информационные знаки.

17.02

Знаки сервиса.

19.02

Конкурс рисунков «Мой любимый дорожный знак»

24.02

КВН «Мой друг дорожный знак»

26.02

Регулируемые перекрестки. Пешеходные светофоры, поведение пешехода на регулируемом перекрестке.

3.03

Нерегулируемый перекресток. Понятие «Нерегулируемый перекресток», опасность его перехода.

Правила перехода дороги на нерегулируемых участках вне перекрестка.

5.03

Подвижные игры «Передай жезл» и др.

10.03

ДТП. Понятие «Дорожно-транспортное происшествие», «Тормозной путь». Состояние покрытия дороги как причина ДТП.

12.03

Совокупность причин ДТП – недисциплинированность пешеходов и состояние дорог, покрытия, невнимательность водителя и пешехода, незнание ПДД .

17.03

Аптечка. Познакомить детей с понятием «Лекарство», «Яд».

19.03

Дисциплинированный водитель и пешеход - залог успеха на дорогах.

7.04

Витамины и здоровый организм. Польза витаминов и их значение для здоровья человека.

9.04

Разбор дорожных ситуаций. Где можно и нельзя играть.

14.04

Специальные места для игр и прогулок.

16.04

На загородной дороге. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

21.04

Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде.

23.04

Знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Понятие «Велосипед». Кто может управлять велосипедом.

28.04

Практическая езда на велосипедах .

30.04

Практическая езда на велосипедах.

5.05

7.05

Практическая езда на велосипедах.

12.05

Практическая езда на велосипедах.

14.05

Практическая езда на велосипедах.

19.05

Практическая езда на велосипедах.

21.05

Практическая езда на велосипедах.

26.05

67, 68

Тест. Диагностика знаний, умений и навыков.

28.05














hello_html_m4d466bb7.png

Комплексная программа внеурочной деятельности в 3 классе (ГПД
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

 Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).

 

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Автор Фролова Надежда Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1845
Номер материала 20888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓