Главная / Начальные классы / Комплексная программа внеурочной деятельности "Путешествие в неизведанное" 1 класс

Комплексная программа внеурочной деятельности "Путешествие в неизведанное" 1 класс

Администрация Адмиралтейского района

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга




Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УВР _____________________
протокол №____ __
Валяева Е. Б.________ директор Матвеева Т.В.
от «____»________
2014г. « ____ »_______2014 г. приказ № _________ Руководитель от «___» _________2014г.

методического
объединения

Антипова Ю. А.












КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


___Путешествие в неизведанное________


для ___________1 класса






Авторы-составители: Антипова Юлия Анатольевна

Слуцкер Марина Константиновна

Томилина Галина Викторовна

Мамчур Марина Николаевна













2014 – 2015___ учебный год


Программа внеурочной деятельности в 1 классе

на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Особенностями данного компонента является предоставление учащимся широкого спектра занятий, направленных на их развитие, самостоятельность ГБОУ СОШ № 307 Адмиралтейского района в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Все программы внеурочной деятельности в 1 классе ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 307» являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.

Внеурочная деятельность в начальной школе ГБОУ СОШ № 307 предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, разработанный классными руководителями.

Цели внеурочной деятельности на ступени начального образования:

  • Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Воспитание и социализация учащихся.

Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе:

  1. Образовательная – обучение ребёнка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.

  2. Воспитательная – обогащение и расширение культурно – нравственного уровня учащихся.

  3. Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.

  4. Компенсационная – освоение ребёнком новых направлений деятельности, предоставление ему определённых гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.

  5. Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка.

  6. Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.

  7. Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.

  8. Функция самореализации – самоопределение ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие.


Принципами организации внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ № 307 являются:

  • Соответствие возрастным особенностям учащихся.

  • Преемственность с технологиями учебной деятельности.

  • Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности.

  • Опора на ценности воспитательной системы нашей школы.

  • Свободный выбор на основе личностных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

  • реализация программ, разработанных педагогами школы;

  • включение ребёнка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

  • использование ресурсов учреждений дополнительного образования города и области.

Согласно требованиям Федерального Государственного Стандарта и сопутствующих документов к организации внеурочной деятельности предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:

  • Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.

  • Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

  • Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  1. спортивно-оздоровительное,

  2. духовно-нравственное,

  3. социальное,

  4. общеинтеллектуальное,

  5. общекультурное.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.   






























Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности «Фантазёр»,

2014 – 2015 учебный год

руководитель – Томилина Галина Викторовна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Занятия внеклассной деятельностью «Фантазёр» позволят ребятам приобщиться к искусству, познать культуру своей страны, знакомиться с разными видами декоративно - прикладного искусства, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия), расширить знания о работе с разными материалами (бумагой, картоном, пластилином, природным материалом).

Данная программа позволяет решить не только чисто образовательные задачи, но и создать условия для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться чужим успехам и прежде всего – уверенность в себе.

Необходимо разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Новизна данной программы состоит в том, что многократно используется зрелищно-игровые приемы для «подзарядки» детей, чтобы каждый ребенок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя юным художником.

Цели программы

  • Развитие творческого потенциала детей, расширение возможностей для самореализации личности ребёнка, получение базовых навыков  занятий детей декоративно-прикладным искусством на основе изготовления поделок из разных видов материалов.

  • Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

  • Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

  • Научить ребенка создавать  поделки из цветной бумаги используя различные техники аппликация, оригами, плетение.

Задачи программы:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

  • развитие творчества, сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

  • овладение начальными технологическими навыками и умениями, опытом практической деятельности по созданию поделок способами планирования и организация досуговой деятельности.

  • продолжить формирование универсальных учебных действий


Место программы в образовательном процессе

Программа курса «Фантазёр» рассчитана на 72 часа для детей   7 – 8 лет.


Данный курс предполагает использование как традиционных методов работы:

  • объяснение и закрепление материала,

  • устный опрос, использование иллюстраций, методических пособий;

так и нетрадиционных:

  • для более глубокого усвоения знаний по отдельным разделам программы проводятся «Занятие – путешествие», «Занятие – фантазия», «Занятие – игра» и викторина.

Формы занятий

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.


Требования к уровню освоения учащимися результатов

занятий внеурочной деятельности


Результаты обучения

  1. Общие учебные умения

    1. Личностные результаты:

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относится к результатам труда мастеров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относится к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

    1. Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий контроль и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    1. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

    1. Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относится к позиции другого, пытаться договориться.

2.Специальные предметные умения

2.1. Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

2.2. По художественно-творческой изобразительной деятельности:

  • иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

  • знать холодные и тёплые цвета;

  • уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

2.3. По трудовой (технико-технологической) деятельности:

  • знать виды изучаемых материалов, их свойства, способ получения объёмных форм на основе развёртки;

  • уметь самостоятельно выполнять размётку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

  • под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

  • уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.


Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздников, классных часов.

Ожидаемые результаты внедрения программы

  • развитие изобразительных способностей и эстетического чувства;

  • развитие художественного мышления;

  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира;

  • повышение творческой  и познавательной активности учащихся.

Обучающиеся научатся возможности

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления;

  • правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок на рабочем месте;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблона, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки.














Календарно – тематическое планирование курса «Фантазёр»

2014 – 2015 учебный год



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Тип занятия

Элементы

содержания

Характеристика деятельности

(знания и умения)

1

Осенний сад

4


комбинированное

Беседа «Правила по ТБ». Особенности работы с листьями

Рисуем при помощи оттисков. Работа с гуашью, засушенными листьями

2

«Путешествие в природу» Экскурсия. Работа с природным материалом. «Одуванчики», «Корзина с цветами», «Лес»

4


экскурсия

Сбор природного материала. Наблюдения над окружающим миром. Составление композиции

Коллективная работа

3

«Цыплята», «Кошечка», «Рыбки в аквариуме». Рисуем при помощи пуговиц.

4


комбинированное

Рисование при помощи пуговиц. Использование простого и цветных карандашей, плоские пуговицы разной величины. Выставка работ.

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов, реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания

4

Художественное моделирование из цветной бумаги.

4


фантазия

Знакомство с оригами. Рассказ из истории бумаги. Изготовление поделок из базовых фигур.

знать виды изучаемых материалов, их свойства, способ получения объёмных форм на основе развёртки; добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений

уметь проводить анализ, делать выводы; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

5

«Что из чего?» Экскурсия в музей

4


путешествие

Ознакомление с историей возникновения предметов. Наблюдения.

6

«Пушистый снег», «Котёнок»

4


комбинированное

Рисование крупой (манка, рис) по трафарету.

7

«Новогоднее путешествие» Игра по станциям. Новогодние маски: Цветочница, пламя, тигр

4


игра

Выполнение заданий на станциях, выполнение работы в группе. Смешанные техники.

уметь реализовывать творческий замысел в создании композиции, уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы

8

Изготовление настольных игрушек по шаблону

4


комбинированное

Изготовление игрушек. Оформление выставки. Групповая работа.

9

Путешествие в мир науки. Поделки из пластиковых бутылок

.4


путешествие

Изготовление поделок из пластиковых бутылок. Оформление выставки «Знаете ли вы?». Защита проектов.

10

Кошечка (круг), Мышка (овал), Волшебник (треугольник)

4


фантазия

Рисунки из геометрических фигур

уметь реализовывать творческий замысел в создании композиции; знать виды изучаемых материалов, их свойства; иметь представления о понятиях художественный образ, форма и содержание, игрушка.

11

Аппликация из геометрических фигур «Зоопарк»

4


путешествие

Изготовление аппликации, особенности работы с бумагой

12

«Путешествие в мир сказки». Игра по станциям

4


игра

Выполнение заданий на станциях, выполнение работы в группе. Смешанные техники.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы

13

«Ёжик», «Букет». Шерстяная акварель

4


фантазия

Изготовление картин из шерстяных ниток. Беседа о необычных превращениях ниток.

уметь реализовывать творческий замысел в создании композиции; знать виды изучаемых материалов, их свойства; иметь представления о понятиях художественный образ, форма и содержание, игрушка.

14

Весёлый хоровод. Прогулка в лес. Деревья и грибы.

4


комбинированное

Рисование на сложенной гармошкой бумаге.

15

Кукла

4


фантазия

«Музей кукол» беседа. Изготовление кукол из ниток и ткани. Оформление выставки кукол

16

Весна. Путешествие в мир природы.

4


путешествие

Экскурсия


17

«Зайчик», «Мишка», «Цыплёнок»

4


комбинированное

Рисование крупой (манка, греча, пшено). Работа с крупой и клеем.

уметь реализовывать творческий замысел в создании композиции

18

Экскурсия «Мир, в котором мы живём»

4


экскурсия




Итого

72








Методическая литература

  1. Необыкновенное рисование. М: «Мозайка – Синтез» 2007 г.

  2. Мосин И. Г. Рисование. Екатеринбург: ТОО «У – Фактория» 2004 г.

  3. Энциклопедия рисования. М: «Росмэн» 2005 г.

  4. Белоусова Л. Е. «Ура! Я научился»: СПб: «Детство – Пресс» 2004 г

  5. Комарова Т. С. , Савенков А. И. Коллективное творчество детей. Москва : Российское педагогическое агентство. 2004 г.

  6. Аранова С. В .Обучение изобразительному искусству. СПб: Каро. 2004 г.

  7. Большая книга увлекательных занятий для детей. М: «Росмэн» 2005г.





































Модуль «Страна Вообразилия»

(Развитие творческого воображения и ТРИЗ)

Пояснительная записка

Актуальность программы

Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.

Изучение практики работы начальной школы показало, что младшим школьникам в образовательном процессе ещё недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда учащимся удаётся высказать своё мнение, отстоять свою позицию, объективно оценить свои и чужие идеи.

Таким образом, потребность общества и педагогической практики обусловили появление данной программы и работы по ней во внеурочное время.

Сфера применения программы

Данный курс разработан для детей 1 класса.

Цель программы:

способствовать формированию творческих способностей учащихся.

Задачами программы являются

развитие:

  • интеллекта,

  • системного мышления,

  • логического мышления,

  • критичности мышления,

  • гибкости, беглости, подвижности мышления,

  • нестандартного подхода к решению мыслительных задач,

  • ассоциативного мышления,

  • пространственного представления,

  • творческого воображения, фантазии,

  • интереса к интеллектуальным играм, заданиям,

  • речи;

формирование:

  • мотивации к учебной деятельности,

  • уверенности в интеллектуальной и социальной сферах,

  • позитивного мышления,

  • творческих качеств личности,

  • самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,

  • коммуникативных навыков,

  • настойчивости в поисках решения задач,

  • активной позиции,

  • умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

На занятиях с элементами ТРИЗ учащиеся овладевают определённой суммой знаний, учатся применять их в любых условиях, в том числе и в нестандартных, выдвигают идеи, находят решения мыслительных задач.


Дидактические принципы обучения

  1. Целенаправленное развитие каждого ребёнка. Разрешение проблемной ситуации или решение изобретательской задачи учащимися означает определённый шаг в их развитии. Главное - обеспечить «включённость» каждого школьника в обсуждение поставленной проблемы, посильное напряжение мысли всех учащихся и позитивное общение учеников между собой и с учителем.

  2. Сознательность. Необходимо осознание учащимися цели занятия на каждом этапе не только в плане приобретения знаний, формирования умений и навыков, но и в плане их развития и воспитания.

  3. Доступность учебного материала. Учитель отбирает для занятий материал допустимо высокого уровня сложности, чтобы он заставлял учащихся думать, с интересом следить за ходом мысли одноклассников и учителя, активно включаться в обсуждение предложенных проблемных ситуаций или изобретательских задач.

  4. Последовательность. Пошаговая организация обучения: необходимый объём знаний в определённой последовательности, шаг за шагом, усваиваются учащимися в соответствии с логикой построения программы и с обязательным включением его в новый материал на новом уровне.

  5. Использование межпредметных связей.

  6. Преемственность в обучении.

  7. Реализация дидактических условий обучения.
    Необходимо создать максимально комфортные условия для развития всех обучающихся посредством применения эффективных методов и приёмов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Обучение младших школьников нужно осуществлять на основе их интереса к деятельности, постепенно наращивая самостоятельную активность учеников.


Формы организации познавательной деятельности учащихся

Формы организации познавательной деятельности учащихся могут быть самыми разнообразными:

  • Фронтальная,

  • групповая,

  • коллективная,

  • индивидуальная.

Методы обучения

В процессе обучения можно использовать всё многообразие методов и приёмов обучения: беседу, спор, игру, самостоятельную работу, выполнение практических упражнений и заданий, решение проблемных ситуаций и др.


Прогнозируемые результаты

К концу первого класса учащиеся должны знать:

о позитивном значении фантазирования в жизни людей;

основные геометрические формы, основные цвета радуги;

зрительную характеристику предмета – размер;

понятие «вещество» и три агрегатных состояния вещества;

понятия «объект», «система», «функция»;

признаки предметов, воспринимаемые зрительно, на слух, на вкус, на ощупь;

правила метода отсекающих вопросов (игру «Да-нет»);

понятие «аналогия».

Учащиеся должны уметь:

создавать фантастические образы при помощи рассматривания облаков, клякс, группирования различных геометрических форм, рисования по точкам;

создавать новые цвета, смешивая основные цвета;

сравнивать по размеру предметы, фантазировать, варьируя размер предмета;

различать целое, части и группу предметов;

отгадывать предметы по функции, объединять предметы по общей функции;

играть в игру «Да-нет»;

подбирать аналогии по форме, цвету, размеру, действию.


К концу второго класса учащиеся должны знать:

способы объединения и различения предметов по элементам (надсистемам и подсистемам), функциям и другим признакам;

правила классификации объектов;

понятие «ресурс»;

приём фантазирования «Оживление»;

ключевое слово ТРИЗ «идеальный конечный результат».

Учащиеся должны уметь:

различать предметы по составу, функциям и другим признакам;

классифицировать объекты;

находить скрытые ресурсы объектов;

применять для фантазирования приём «оживление»;

находить идеальный конечный результат в проблемной ситуации.

К концу третьего класса учащиеся должны знать:

  • приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, изменение свойств объектов),

  • методы и приёмы активизации творчества (прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома),

  • методы «фантастического сложения» (бином фантазии, полином фантазии) и «фантастического вычитания» (скрытые ресурсы)

  • основные понятия ТРИЗ (система, надсистема, подсистема; функция, подфункция, надфункция; прошлое, настоящее и будущее системы; идеальный конечный результат, техническое противоречие).

Учащиеся должны уметь:

  • применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования и активизации творчества для создания собственных сюжетов,

  • использовать эти методы для придумывания объектов, не существовавших ранее,

- строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям,

- предугадывать содержание текста по его части,

- устанавливать ассоциативные связи между объектами,

  • находить несколько вариантов ответов на поставленные неоднозначные вопросы,

  • анализировать предложенные ситуации с помощью системного подхода,

  • вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и находить мужество изменить её, если она оказалась неправильной,

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

У учащихся должны быть сформированы коммуникативные навыки, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

К концу четвёртого класса учащиеся должны знать:

приёмы фантазирования «дробление–объединение», «ускорение-замедление», «смещение во времени»;

методы «снежного кома» и «золотой рыбки»;

методы «фантастического сложения» (произвольный префикс) и фантастического вычитания (Робинзона Крузо);

способ разрешения проблемных ситуаций при помощи ресурсов;

способы применения «системного оператора» для разрешения проблемных ситуаций;

триаду ТРИЗ: техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие;

приёмы (принципы) устранения противоречий: дробление, объединение, матрёшка, копирование, наоборот, выход в другое измерение, обратить вред в пользу, использование гибких оболочек и тонких плёнок, посредник, самообслуживание; принципы предварительного действия и заранее подложенной подушки.

Учащиеся должны уметь:

применять изученные приёмы фантазирования для создания фантастических сюжетов и разрешения реальных проблемных ситуаций;

применять методы «снежного кома» и «золотой рыбки» для анализа и синтеза фантастических произведений;

применять метод «Робинзона Крузо» для поиска ресурсов;

использовать системный оператор для фантазирования и решения задач;

строить схему «пара технических противоречий» для проблемных ситуаций;

определять идеальный конечный результат для любого технического противоречия;

формулировать физическое противоречие для удовлетворения идеального конечного результата.

узнавать в готовых решениях изученные приёмы (принципы) устранения технических противоречий);

находить идеи разрешения противоречий при помощи изученных приёмов (принципов) разрешения противоречий.


УУД, формируемые данным курсом:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Перерабатывать полученную информацию.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.




























Календарно- тематическое планирование курса 72 часа



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Элементы

содержания

классы

1

В стране Вообразилии

4


Что такое сказка. Как придумать свою сказку. Уровни воображения.


2

Кляксография. Кляксовая живопись. В гостях у Пачкули.

4


Как из кляксы получить картину. Способы создания картин из клякс. Кляксовая гирлянда. Экскурсия «Путешествие в природу» (середина сентября)


3

Пальчиковая живопись. Образы из ладошки. Наши удивительные ладошки.

4


Что такое «пальчиковая живопись». Создание картин из отпечатков ладошек.


4

Дорисовывание фигуры неопределенной формы до узнаваемого образа. Мастерская веселых художников.

4


Фигуры неопределенной формы. Геометрические фигуры.


5

Задачи на переход точка – линия – плоскость – объем. Мастера бумажных дел.

4


Что такое точка линия плоскость объем. Изготовление бумажных фигур.


6

Задачи на восстановление причинно-следственных связей. Почемучки и Потомучки.

4


Установка ассоциативных и причинно-следственных связей.

Игры. Экскурсия «Что из чего» ( конец ноября)


7

Задачи на восстановление причинно-следственных связей. Почемучки и Потомучки.

4


Что такое пословицы и поговорки. Чему учат пословицы и поговорки.

Работа с сюжетными картинками. Игра по станциям «Новогоднее путешествие» (середина декабря)


8

Задачи на восстановление причинно-следственных связей. Почемучки и Потомучки.

4


Игры «Продолжи историю», «Запомни движение».

Работа с сюжетными картинками.


9

Игры на снятие психологической инерции. В гостях у Хитрули.

4


Игры «Найди ошибку», «Путанка», «Придумки для ДУМки»


10

Приемы фантазирования. Прием «Увеличение – уменьшение». «Игры с Мики и Люфанси»

4


Знакомство с рассказом «Большое и маленькое» Выделение признаков предметов, группировка предметов по аналогичным признакам.


11

Приемы фантазирования. Прием «Наоборот». Игра «Наоборот»

4


Знакомство с приемом фантазирования «Наоборот». Знакомство с произведением Б. Заходера «Кит и Кот»


12

Метод фокальных объектов. Мастерская добрых дел.

4


Работа по методу фокальных объектов. Выделение признаков «объектов – помощников». Изготовление открытки. Выставка «хитрых» открыток.

Экскурсия «Путешествие в мир науки» (начало февраля)


13

Метод «Робинзона Крузо». Мы – робинзоны.

4


Знакомство с понятием «остров», «необитаемый остров». Игра по станциям «Путешествие в мир Сказки» (середина февраля)


14

Ресурсы. Использование ресурсов. Полезные ненужности.

4


Метод эмпатии. Использование объектов не по прямому назначению.


15

Назначение объектов и их частей. Предметы – труженики.

4


Знакомство со сказкой «Каша из топора». Группировка предметов.


16

Понятие «изделие и инструменты». Предметы – труженики.

4


Установка взаимосвязи между изделием и инструментом. Работа со стихами. Работа с сюжетными картинками.

Игра по станциям «Путешествие в мир природы» (конец апреля)


17

Взаимодействие изделия и инструмента. Обратимость. Предметы – труженики.

4


Повторение понятия «изделие и инструменты». Игра «Путанка»



18

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. Предметы – труженики.

4


Работа с загадками. Выявление ресурсов в предметах. Решение проблемных ситуаций. Экскурсия «Мир в котором мы живем» (конец мая)




Список методических пособий
разработанных для проведения данного курса

1. Пчёлкина Е.Л., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей . СПб, 2003, - 88 с.

2. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей

СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2005. - 148с.























Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга


КРУЖОК

«Город-сказка, город-быль»

1 класс

Пояснительная записка

Актуальность программы

Перед образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребёнка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана на основе программы «Город- сказка, город – быль». Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе).

Цель программы

Развитие интереса к культурному наследию Санкт – Петербурга у детей младшего школьного возраста.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;

  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем

  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.

  • Воспитывать культуру общения.

  • Воспитывать желание поддерживать традицияи города.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  • Развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев, эмоционально-ценностное отношение к городу.

Сквозные линии содержания отражают представления детей о художественных особенностях Санкт-Петербурга, которые можно проследить при ознакомлении с культурным наследием города. Данные представления способствуют формированию целостного облика города, его главных ценностно-смысловых составляющих.

Перечень сквозных линий:

- Мифологические обитатели города и символика городского пространства ( львы, грифоны, атланты, ангелы…)

- Типичные архитектурные сооружения горда ( жилой дом, собор колокольня, двоорец, мост..)

- Знаменитые петербуржцы.

- Дни Российского и Санкт-Петербуржского календаря.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;

  • практические занятия

  • экскурсии

  • опыты, наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации, конкурсы

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);

  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Город- сказка, город – быль» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;

  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности;

  • поддержка устойчивого интереса к обучению;

  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:

  • демонстрационные занятия, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;

  • занятия с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».

  • занятия тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.

Планируемые результаты


В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • повысить творческую активность и самостоятельность;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;

  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

  • Решать бытовые проблемы ( организация досуга в выходной день и т.д.);

  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.











Календарно- тематическое планирование курса 72 часа


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Элементы

содержания



Тема 1. «Сказки и были Петропавловской крепости»





1

Что такое крепость? Тайна имени крепости.

4


Что такое крепость? Что такое архитектурные и исторические достопримечательности города на примере Петропавловской крепости.


2

О чём рассказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот?

4


Значение триумфальных ворот и декоративной скульптуры, украшающей их. Экскурсия.


3

Тайны царского ботика

4


«Ботный домик», его назначение и убранство. Связь между художественным убранством и назначением сооружения.


4

Легенды ангела Петровского собора

4


«Колокольня Петропавловского собора», его назначение и убранство. Связь между художественным убранством и назначением сооружения.


5

О чём рассказывают фонари Иоановского моста

4


Назначение и история Иоановского моста, его декоративное убранство, происхождение фонарей в Санкт-Петербурге профессия фонарщика.


6

Виртуальное путешествие «Полёт над Петропавловской крепостью»

4


Назначение Монетного двора и Кронверка. Легенда о монетке. Артиллерийский музей, Музей космической и ракетной техники, Дом коменданта Петропавловской крепости. Экскурсия.



Тема 2. Сказки и были Адмиралтейства»





1

Тайна адмиралтейского кораблика

4


Архитектурное сооружение «Адмиралтейство», его назначение, главный символ – флюгер- кораблик.



2

О ком рассказывает кивер Адмиралтейства?

4


Назначение сооружения и история военного декора Адмиралтейства. Символика герба города.

Игра: «Новогоднее путешествие»


3

Тайны нимф Адмиралтейства

4


Легенда о нимфах Адмиралтейства.


4

Что прославляют гении Славы Адмиралтейства?

4


Легенды о гениях Славы Адмиралтейства.

Игра: «Путешествие в мир сказки»


5

Морское путешествие (Легенды о скульптуре главной башни Адмиралтейства)

4


Легенды о богине плодородия Изиде и музе астрономии Урании. Представление о паруснике, об Андреевском флаге. Экскурсия.


6

Адмиралтейская набережная . Легенды львов.

4


Назначение набережных и пристаней нашего города. Дворцовая пристань, её история и легенды. Легенды о львах – хранителях.


7

Тайны Медного всадника. Легенды памятников Петру 1 в Санкт-Петербурге.

4


Историческая личность Петра 1. Представление о памятнике «Царь – плотник» на Адмиралтейской набережной, Медный всадник и другие памятники Петру 1.


8

Сказки воробья Адмиралтейства: О чём может рассказать здание адмиралтейства и его окрестности?

4


Легенды о богине Флоре, Геркулесе, истории о путешественнике Пржевальском.



Тема 3. Грифоны, сфинксы, обитатели водной стихии, сказочные животные и птицы в нашем городе.





1

Миф о грифоне. Грифоны банковского моста.

4


Назначение декоративной скульптуры грифонов в Санкт-Петербурге, их история и легенды.


2

Миф о сфинксе. Сфинксы на университетской набережной.

4


Чем отличаются «петербургские» сфинксы от египетских? Почему большинство сфинксов в нашем городе живут парами? Кто сильнее: сфинкс или грифон?


3

Обитатели водной стихии в Санкт – Петербурге.

4


Декоративная скульптура, представляющая водную стихию в нашем городе, её история и легенды. Фонтан «Нептун», Барельеф головы Нептуна на здании Адмиралтейства, русалки дельфины на Аничковом мосту.


4

Сказочные животные(драконы, ши-цза и пегасы) в Санкт- Петербурге.

4


Декоративная скульптура сказочных животных в нашем городе, её история и легенды. Легенды о происхождении пегаса, львах ши-цза и дракона Зиланта. Миф о горгоне Медузе.. Знакомство с Георгием Победоносцем.


ИТОГО: 72 часа




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Подвижные игры»




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- рабочей программы по физической культуре 1-4 классы, А.П. Матвеев

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010г;

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Программа «Подвижные игры» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.

Подвижные игры на улице являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх дети упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Целесообразность программа «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Занятия проводятся на улице (спортивной площадке), в спортивном зале.

Цель программы: достижение всестороннего развития личности ребенка, на основе физического развития, укрепления здоровья, освоения культурного наследия русского народа.


Задачи программы:

Образовательные:

Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

Формирование интереса к народному творчеству.

Расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса к народным играм, включение их в познавательную деятельность;

Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

Воспитание чувства коллективизма;

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 1класса (7-8 лет).


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)



Формы занятий.

Ведущей формой организации обучения является - групповая.

Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс

Продолжительность занятий:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (академическому)


Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

В процессе занятий по программе внеурочной деятельности

обучающийся должен:


знать:

разные виды подвижных игр;

уметь:

передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;

выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

понимать:

роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

делать:

изученные виды упражнений для утренней гимнастики;

Содержание программы рассчитано на детей 1 класса.

Формы подведения итогов

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Самой высокой результативностью этой программы будет усвоение и запоминание учащимися этих игр, разучивание их со сверстниками, игры на переменах, в школьных и загородных лагерях.




ПРИЛОЖЕНИЕ.

Правила игры в "Хромую уточку"

Хромая уточка - детская украинская игра для пяти и более человек.

Для игры выбирается площадка, и устанавливаются границы, за которые нельзя будет выходить. Также выбирается игрок, который будет "хромой уточкой".

Другие игроки расходятся по площадке и становятся на одну ногу, а другую согнутую в колене придерживают рукой.

В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.

По команде "хромая уточка" начинает прыгать на одной ноге и пытаться поймать других игроков, которые также, прыгая на одной ноге, стараются убежать от "уточки". Те, кого поймали, помогают ловить не пойманных игроков.

Игрок, который остался последним не пойманным выигрывает и становится "хромой уточкой". Если в процессе игры игрок не удерживается и встаёт на обе ноги или выпрыгивает за пределы поля, считается пойманным.


Правила игры в «Волк и козлята»

Детская украинская игра волк и козлята для детей младшего возраста. Для  игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров. На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра.

Маленькие кружочки это домики для козлят. Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят. По считалочке выбирают волка. В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга. На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики.

Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.

Правила игры «Квач»

Квач - это старая народная и широко распространённая  игра. Количество игроков от 3 и более. Для игры потребуется мяч и игровое поле с оговоренными или очерченными границами.  Правила игры «квач» достаточно просты. Выбирается один водящий, который бегает с мячом стараясь попасть им в убегающих. Тот в кого он попал становиться на его место.
Игрокам не разрешается трогать, пинать или отбивать,  упавший на землю мяч. Игрокам не разрешается забегать за установленные границы игрового поля кроме водящего (за мячом). Если игрок выбегает, то становится на место водящего.

Одна из разновидностей игры в « квач» предполагает такие правила: водящий должен попасть мячом во всех игроков и последний игрок, в которого он попадёт становиться победителем, а первый водящим.

Правила игры в "Автогонки"

«Автогoнки» - германская игра для двух и более человек. Для игры надо взять две игрушки-автомобиля, две деревянных палочки и два длинных шнура (примерно 6-9 м).
Игрушечные автомобили следует привязать к шнурам, которые, в свою очередь, привязать к палкам.
Деревянные палочки должны держать в руках двое детей. Суть игры в том, чтобы по команде как можно быстрее намотать шнур на палку, притянув, таким образом, машину к себе.


Правила игры в "Аист и Лягушка".

В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтaми, островами и мысами. Игроки выбирают одного ведущего - "аиста", а остальные все игроки становятся "лягушками".“Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу".

"Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.


Правила игры в "Белую палочку".

В "Белую палочку" (Таджикистан) могут играть более 10 человек.

Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки - искать ее. Нашедший палочку, несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.


Правила игры "Булаву".

«Булава» азербайджанская игра для 10 и более человек. По правилам игры участники выбирают ведущего и делятся на две команды. Они должны встать друг напротив друга в ряды и рассчитаться по номерам. Затем перед каждой из команд необходимо прочертить штрафную линию, а между ними - круг.

В центр круга следует поставить булаву. Далее ведущий должен назвать номера двух участников из обеих команд, а те в свою очередь бежать в центр игрового поля и стараться схватить булаву. Тот участник, который возьмет булаву первым, должен быстро возвратиться к своей команде, а проигравший пытается дoгнaть его и дотронуться.

В том случае, если проигравший участник догонит и запятнает выигравшего, команде проигравших засчитывается очко. Если участник, взявший булаву, сумеет донести ее до своей команды незапятнанным, очко присуждается им. Дотронуться до выигравшего игрока можно в том случае, если он еще не добежал до своей штрафной линии.


Правила игры «Один в круге» (Венгрия)

Играют 5 и более человек.

Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.


Правила игры «В молотилку» (Йемен)


Играют 6 и более человек.

Ход игры: игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.


Правила игры «Шарик в ладони» (Бирма)

Играют не менее 6 человек. Нужен шарик или камешек. Ход игры: игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30 - 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.

Правила игры «Больная кошка» (Бразилия)

Играют более пяти человек.

Ход игры: один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

Правила игры «Поезд» (Аргентина)

Играют 7 и более человек. Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.

Правила игры «Найди платок» (Австрия)

Играют четверо и более человек. Нужен платок.

Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавшийся. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» – в непосредственной близости от него, «огонь» – тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

Правила игры «Ну-ка, повтори» (Конго)

Играют четыре и более человек.

Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займет его место.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Классы

1.

Для чего человеку игры? История возникновения игр.

4



2.

Правила поведения при проведении игры. Разучивание считалок для выбора ведущего

4



3.

«Хромая уточка» (Украина)

4



4.

«Волк и козлята» (Украина)

4



5.

«Квач» (Украина)

4



6.

«Автогонки» (Германия)

4



7.

«Аист и лягушка» (Япония)

4



8.

«Белая палочка» (Таджикистан)

4



9.

«Булава» (Азербайджан)

4



10.

«Один в круге» (Венгрия)

4



11.

«Больная кошка» (Бразилия)

4



12.

«Поезд» (Аргентина)

4



13.

«Найди платок» (Австрия)

4



14.

«Ну-ка, повтори» (Конго)

4



15.

«Молотилка» (Йемен)

6



16.

«Шарик в ладони» (Бирма)

6




итого

72




Комплексная программа внеурочной деятельности "Путешествие в неизведанное" 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Разработка комплексной программы для 1 класса "Путешествие в неизведанное" содержит пояснительную записку к занятиям внеурочной деятельностью и рабочую программу занятий "Фантазёр".

Комплексная программа "Путешествие в неизведанное" основана на

ØСоздание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.

ØОбеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

ØВоспитание и социализация учащихся.

 

Автор Томилина Галина Викторовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 622
Номер материала 8446
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓