Главная / Биология / КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ 5 класс

КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ 5 класс

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.

Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем «Многообразие живого мира», «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом готовят фотоотчёты.

Данная экскурсия позволяет обучающимся учиться распознавать представителей основных царств живой природы в окружающей среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках, необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной работе. Без совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми организмами служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них, намечать пути их восстановления.



КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 5-х классов

Время проведения конец апреля начало мая, 40 мин.

по темам: «Многообразие живого мира» , «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Место проведения: школьный двор

Задачи экскурсии:

  • систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;

  • развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;

  • познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;

  • продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;

  • подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;

  • обратить внимание на антропогенные факторы;

  • ознакомить учащихся с правилами поведения в природе;

  • выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;

  • воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;

  • научить преодолевать трудности в работе.

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, алгоритм работы для учащихся









Методические рекомендации:

1. Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.

2. В классе перед выходом на экскурсию учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает цели задачи экскурсии и раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта об экскурсии. Предварительно класс делится на группы..

3. Задания выполняются на каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.

5. Заключение экскурсии

Ход экскурсии:

УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.

Дети - Умение полно подмечать особенности объектов,

явлений и малозаметные детали

- Умение вести длительные наблюдения по плану,

фиксировать изменения.

-  Умение делать выводы из наблюдений.

- Умение вести записи по результатам наблюдений.

1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.

УЧИТЕЛЬ: читает стихи Е.А. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2.При выполнении второго задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать. Фото делать аккуратно, работать осторожно.

3. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе экскурсии для создания поэтического настроения и красоты природных явлений можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы, загадки, пословицы.

Например:


По весне набухли почки

По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых!
Т . Дмитриев

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
”.(Е. Карганова).

ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (Лиственница)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)




2. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице- в полоску.

Ты узнаешь – это….(Берёзка)

3. Не сучок, не листок, а на дереве растёт (Трутовик)

4. Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)

5. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)

6. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух,

И превратился в пух (Одуванчик)

7. Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)


8. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)

9. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

(воробей)


Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

(воробей)

10.Весной прилетает птица. 
Поле вспашут - там любит кормиться.

(грач)


ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:

Апрель с водою, а май с травою.

Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

4. В конце экскурсии напоминаю школьникам тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки и фотографии по экскурсии.



Алгоритм работы на экскурсии для учащихся:

Задание №1 Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:

Дата

Температура воздуха

Облачность

Ясность

Ветер










Задание №2 Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?

К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?

Что происходит с ними в весеннее время года?

Задание №3 Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?

Задание №4 Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их относят? Какое значение они имеют?

Задание №5 Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?

Основные выводы об экскурсии.



КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ 5 класс
  • Биология
Описание:

    Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.

  Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем  «Многообразие живого мира»,  «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу».

 

   Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом  готовят фотоотчёты.

Автор Крутских Лилия Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2983
Номер материала 29621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓