Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКомплекс учебных ситуаций для работы с рассказом А.Куприна

Комплекс учебных ситуаций для работы с рассказом А.Куприна

Скачать материал

Комплекс учебных ситуаций для работы с рассказом

А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Тема: «Не падайте никогда духом» (по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Цель: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием гуманность; познакомиться с биографией и творчеством А.И.Куприна, с его рассказом «Чудесный доктор».

Задачи:

Воспитательные: воспитывать культуру этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся.

Обучающая: непосредственное общение с художественным произведением, сформировать целостное впечатление от него, затрагивающие переживания, научить работать с текстом.

Развивающие: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать.

 

Фаза урока

Учебная ситуация

Речь учителя

I.

Пред

Коммуника

тивная

1.

Рассказ учителя о биографии писателя

Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству русского писателя конца XIX –  начало XX вв.

Куприн Александр Иванович родился в 1870 в  Наровчат, ныне Пензенской области, а умер в 1938 году в Ленинграде.

Ребята, сколько лет он прожил? (68 лет)

Он родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии.  В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889).

Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 - с М. Горьким.

В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России.

Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. Наиболее плодотворно творчество Куприн доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъёма до и во время Революции 1905-07.

Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно "средний" русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприн занимают колоритные образы простых людей из народа.

Жизнелюбие, гуманизм, сила описаний, богатство языка делают Куприн одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

2.

Работа с заглавием рассказа: выстраивание ассоциаций и словарная работа

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Но прежде давайте  уточним, как мы понимаем слово «чудо».

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите это слово?

 

Волшебство, сказка, что-то хорошее, приятное, неожиданное…

 

Давайте прочитаем, как трактуется это слово в толковых и энциклопедических словарях (определения выводятся на слайдах либо ученики ищут их в словарях самостоятельно на уроке).

 

«Толковый словарь русского языка»

Т. Ф.  Ефремовой:
Чудо - 1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но
возможное - по суеверным представлениям - вследствие вмешательства потусторонней силы.
2.
Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
3.
Предмет, явление, действие, вызывающее общее удивление своею необычностью. // Высшее, поразительное проявление чего-л.
4. Сказочное
существо (обычно с определением).
5. разг. Употр. как шутливое
обращение к кому-л.

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова:

Чудо Выражение крайнего удивления, недоверия;

Чудо Нечто небывалое, сверхъестественное (релириозных представлениях: явление, вызванное божественной силой).

Чудо Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.
Чудо в Энциклопедическом словаре:
Чудо - в религиозных и мифологических представлениях -сверхъестественное
явление, вызванное вмешательством божественной,потусторонней силы...2) (Перен.) нечто поразительное, удивляющее своейнеобычностью.

 

Совпало ли наше понимание слова «чудо» с тем, что мы узнали из словарных статей?

 

3.

Сообщение ученика о празднике «Сочель ник»

Ребята, а в нашей жизни случаются чудеса?

Как вы думаете, когда чаще всего может случится чудо в жизни человека?

Сочельник

Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять этот день в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, 'молоко' разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим 'молоком' приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.


В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.
Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником.

 Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков.

 

4.

Работа с заглавием рассказа: стратегия «Дерево предсказаний»

Ребята, обратите внимание на название рассказа А. Куприна – «Чудесный доктор» – вы видите, что в нем есть однокоренное слову «чудо» слово «чудесный».

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?

Записываем все ваши идеи, предположения в тетрадях (учитель – на доске).

Солнце: О чем этот рассказ?

II.

Коммуника

тивная

1.

Стратегия  «Чтение с остановками» с применением «Дерева предсказаний» и комментированное чтение

Выразительное чтение учителем рассказа: чтение с остановками и комментированное чтение.

Комментируются значения таких слов, как

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Предания - легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом.
Плачевно - здесь: безрезультатно.
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Управляющий - человек, который ведет дела какого-либо хозяйства.
Швейцар - сторож при подъездах.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник (устаревшее) - канун церковных праздников Рождества и Крещения.
Залог - отдача имущества в обеспечение обязательств.

Остановки:

 

1 остановка: до слов «… ощупью отыскали дверь и отворили ее»

 

Сколько персонажей мы встретили в начале рассказа? Назовите их имена. (два мальчугана, Гриша и Володя)

Сколько им лет? (старшему было только 10 лет)

Что они делают? (выполняют поручение)

В какое время года происходят события? Докажите свой ответ текстом. (зима, т.к. «приплясывая от жестокой стужи, на минуту забыли о 12-градусном морозе»)

 

И вот мальчики «достигли ветхого дома» и «отыскали ощупью свою дверь». Как вы думаете, а что было там, у них дома?

Солнце: Что (кто) ждало(и) мальчиков дома?

2 остановка: до слов «… обернулись в эту сторону»

 

Чьи предположения оказались верными?

 

А что мы узнали о семье Мерцаловых из прочитанного?

Найдите описание их жилища.

Сколько человек в их семье? Назовите их.

Так какое же поручение выполняли Гриша и Володя?

Чем оно закончилось?

 

Мы дочитали до слов: «… обернулись в эту сторону». Как вы думаете, чьи шаги послышались из коридора и кто же вошел к Мерцаловым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 остановка: «… и сказал дружелюбно, но серьезным тоном»

 

Что мы узнали о судьбе этой семьи? Зачитайте этот фрагмент текста.

Чем весь день был занят Мерцалов?

Как вы думаете, почему Мерцалов «не ужаснулся мысли о самоубийстве, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного»?

Кто его спас?

 

Чем ответит этот человек на озлобленные крики Мерцалова? Что он скажет?

Солнце: Что скажет старик?

Итак, кто из вас был прав?

Кем оказался старик?

Что он сделал для этой семьи?

 

2.

Стратегия «Проблема – решения»

 


Ребята, в рассказе есть несколько проблем. Давайте их назовем и попробуем решить.

 

 


1. Безвыходная ситуация в семье: безработица, болезнь, голод. Что делать семье, чтобы выжить, преодолеть все трудности?

 

 

 

2. Действия окружающих. Чем могут помочь люди этой семье?

 

3.

Стратегия «Ромашка Блума»

Ученики работают в пяти группах (или весь класс).

1. Простые вопросы:

 

Сколько персонажей мы встретили в начале рассказа? Назовите их имена. (два мальчугана, Гриша и Володя)

Сколько им лет? (старшему было только 10 лет)

Что они делают? (выполняют поручение)

В какое время года происходят события? Докажите свой ответ текстом. (зима, т.к. «приплясывая от жестокой стужи, на минуту забыли о 12-градусном морозе»)

А что мы узнали о семье Мерцаловых из прочитанного?

Найдите описание их жилища.

Сколько человек в их семье? Назовите их и найдите  описание каждого из членов семьи.

Какое поручение выполняли Гриша и Володя?

Чем оно закончилось?

Что мы узнали о судьбе этой семьи? Зачитайте этот фрагмент текста.

Чем весь день был занят Мерцалов?

Как вы думаете, почему Мерцалов «не ужаснулся мысли о самоубийстве, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного»?

Кто его спас?

Кем оказался старик?

Что он сделал для этой семьи?

Как сложилась судьба Мерцаловых?

 

2. Интерпретационные вопросы:

 

Почему мальчики с таким интересом рассматривали витрины магазинов?

Почему Мерцаловы оказались в таком тяжелом положении?

Почему ни сам Мерцалов, ни его жена «не задали друг другу ни одного вопроса», когда муж пришел домой?

Почему Мерцалов «не ужаснулся мысли о самоубийстве, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного»?

Почему Мерцалова «охватил прилив отчаянной злобы», когда он услышал слова стрика?

Почему старик решает помочь этой семье?

3. Творческие вопросы:

 

Ребята, а давайте подумаем, что могло быть написано в письме Мерцаловых к бывшему хозяину?

 

4. Практические вопросы:

 

Что бы вы сделали, если попали бы в такую же ситуацию, как и семья Мерцаловых?

Как бы вы поступили на месте доктора?

 

5. Оценочные вопросы:

 

Как вы считаете, правильно ли поступил доктор и почему?

Нужны ли в современном мире милосердие и сострадание? Почему?

 

 

4.

Сообщение ученика о Пирогове

Мы узнали из прочитанного рассказа, что чудесным доктором оказался Пирогов. Нужно сказать, что это не вымышленный персонаж, а реально живший когда-то человек.

Вы знаете, кто это?

… подготовил для нас сообщение о Пирогове. Слушаем внимательно.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

III.

Пост

Коммуника

тивная  

1.

Стратегия «Шесть шляп мыш

ления»

 

Ученики работают в 6 группах, каждой из которых принадлежит своя шляпа определенного цвета. В зависимости от цвета – типы вопросов.

Несколько минут учащиеся обсуждают предложенные вопросы, затем – презентация своих ответов.

1 группа: белая шляпа (факты)

Отвечая на вопросы ученикам необходимо подготовить от своей группы целостный монологический ответ.

 

Сколько персонажей мы встретили в начале рассказа? Назовите их имена. (два мальчугана, Гриша и Володя)

Сколько им лет? (старшему было только 10 лет)

Что они делают? (выполняют поручение)

В какое время года происходят события? Докажите свой ответ текстом. (зима, т.к. «приплясывая от жестокой стужи, на минуту забыли о 12-градусном морозе»)

А что мы узнали о семье Мерцаловых из прочитанного?

Найдите описание их жилища.

Сколько человек в их семье? Назовите их и найдите  описание каждого из членов семьи.

Какое поручение выполняли Гриша и Володя?

Чем оно закончилось?

Что мы узнали о судьбе этой семьи? Зачитайте этот фрагмент текста.

Чем весь день был занят Мерцалов? Как вы думаете, почему Мерцалов «не ужаснулся мысли о самоубийстве, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного»? Кто его спас? Кем оказался старик? Что он сделал для этой семьи? Как сложилась судьба Мерцаловых?

2 группа: желтая шляпа (позитивные моменты)

Что было хорошего в рассказе, положительные качества персонажей, что понравилось…

 

3 группа: черная шляпа (трудности)

Что было непонятно, трудно, не понравилось?

 

4 группа: красная шляпа (эмоции)

Какие впечатления у вас остались от произведения?

 

5 группа: зеленая шляпа (творчество)

Разыграйте сценку встречи чудесного доктора с семьей Мерцаловых после того, как у них все наладилось.

 

Придумайте вопросы, которые вы хотели бы задать чудесному доктору (или другим персонажам рассказа)?

 

6 группа: синяя шляпа (философская, итоги)

Подведите итог всего урока, выразите свои мысли, написав синквейн.

 

2.

Стратегия «Строки, написанные для меня…» («заветные строки»)

Для того чтобы подвести итоги нашего урока, я предлагаю вам каждому для себя найти в рассказе «заветные строки», те, которые, как вам кажется, автор написал именно для вас.

Например, «не падайте никогда духом».

 

3.

Словарная работа  и поиск  пословиц и поговорок о милосердии

В нашей жизни люди нередко попадают в сложные ситуации.  Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Иногда самое обычное качество человеческой души – доброта – воспринимается как чудо.

Что значит быть добрым? Как вы понимаете слова «доброта» и «милосердие»?

Доброта - это ласковое, участливое, заботливое отношение к людям.

Милосердие - сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку.

 

Какие пословицы и поговорки вы знаете о милосердии, которые бы отражали главную идею рассказа?

 

Без души, как без воды, — мертво.

Большая душа, как большой костер, — издалека видна.

Великодушному весь мир родня.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплекс учебных ситуаций для работы с рассказом А.Куприна"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Данный набор учебных ситуаций разработан на основе технологии развития критического мыщления посредством чтения и письма. Форма  урока определяется как урок-диалог. Предлагаемые учебные ситуации  могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе при работе с рассказом Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор". Изучение произведения рассчитано на несколько часов. Для одного урока можно выбрать 2-3 учебные ситуации. Рассказ может быть прочитан учениками заранее либо эта работа организуется учителем на уроке. Исходя из этого и определяется набор действий учащихся в классе.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание" (8 класс)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях
  • 06.10.2020
  • 821
  • 15
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 386
    • DOCX 39.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Ольга Нодаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорьева Ольга Нодаровна
    Григорьева Ольга Нодаровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11356
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе