Главная / Биология / Комплекс материалов по общей биологии

Комплекс материалов по общей биологии

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ярославской области

Ярославский педагогический колледж







Сборник материалов

по биологии

(общеобразовательный блок)



для студентов 1 курса









Составитель:

преподаватель биологии Колесова Н.А.












Ярославль

Уважаемые студенты!


Предлагаемый сборник материалов включает материалы для работы на занятиях, и при выполнении домашних заданий. Содержание предусматривает различные формы вашей деятельности (индивидуальной, групповой). Задания рассчитаны на высокий уровень вашей самостоятельности в учебной деятельности и предусматривают работу с учебником и дополнительной литературой.

Вам предоставляется возможность высказать собственное мнение по изучаемой проблеме, продолжить свою тему для обсуждения на семинарах. Ряд заданий вы можете выполнять по выбору.

Содержание представлено отдельными модулями, включающими технологическую карту, задания для повторения и закрепления изучаемого материала. По каждому модулю предусмотрен итоговый контроль знаний. Сборник предполагает выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Желаем вам интересной работы!

Творческие способности развиваются только в творческом труде!

Содержание


Тематическое содержание блока «Клетка»……………….……………………4

Модуль 1. Биология как наука. Общие признаки биологических систем…...5

Модуль 2. Химическая организация клетки…………………………………...8

Модуль 3 Строение клетки………………………………………………….….13

Модуль 4 Многообразие клеток…………………………………………….….17

Модуль 5 Обмен веществ и превращение энергии в клетке…………………19

Модуль 6 Жизненный цикл клеток. Деление клеток…………………………23

Вопросы для подготовки к итоговому контролю……………………………...26


Тематическое содержание раздела «Клетка» по общей биологии.


Модуль

Количество

аудиторных часов


Содержание

(Рассматриваемые вопросы)

Результат

изучения материала

КСР

(по рабочей тетради)

Модуль 1.

Биология как наука

Общие признаки биологических систем

4

- Биология как наука. Методы научного познания.

- Цитология. Клеточная теория.

- Общие признаки биологических систем.

В результате изучения блока:

Студент должен знать:

- элементарный состав клетки;

- основные неорганические соединения;

- углеводы и липиды, их значение;

- белки, их строение и особую роль в жизнедеятельности клетки;

- роль белков – ферментов;

- строение и функции нуклеиновых кислот;

- суть матричного синтеза, характерного для живой природы;

- структуру и функции АТФ;

- органоиды клетки;

- строение ядра и хромосом;

- диплоидный и гаплоидный набор хромосом;

- - строение и функции половых клеток;

- этапы энергетического и пластического обмена;

- этапы фото- и хемосинтеза;

- этапы митотического цикла и фазы митоза и мейоза;

- основные положения клеточной теории Т. Шванна;

- строение вирусов и бактерий;

Студент должен уметь:

- составлять схемы процессов, протекающих в живых клетках;

- работать с микроскопом и изготавливать временные препараты;

- связывать деятельность органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;

- самостоятельно изучать явления плазмолиза и деплазмолиза, делать выводы о функциях клеточных мембран;

- самостоятельно изучать строение клетки и делать выводы о ее эволюции;

- анализировать доказательства более древнего гетеротрофного типа питания.

Тема 1.

Тема 2.

Модуль 2.

Химическая организация клетки

4

- Химический состав клетки

- Макро- и микроэлементы

- Строение и функции молекул неорганических и органических веществ.

Тема 3.

Модуль 3

Строение клетки

4

- Строение и функции частей и органоидов клетки, их взаимосвязь.

- Химический состав, строение и функции хромосом.

Тема 4.

Модуль 4

Многообразие клеток

2

- Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

- Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

Тема 4.

Модуль 5

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

10

- Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен.

- Стадии энергетического обмена

- Пластический обмен. Генетическая информация в клетке.

- Ген. Генетический код.

- Биосинтез белка.

- Фотосинтез

- Хемосинтез

Тема 5.

Модуль 6

Жизненный цикл клеток. Деление клеток

4

- Жизненный цикл клетки

- Митоз

- Мейоз

- Развитие половых клеток у растений и животных

Тема 6

Всего:

28


Тема 1-6


Биология – наука о живой природе. Общие признаки биологических систем.


Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представление об основных критериях и уровнях существования и функционирования живых систем, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: с помощью материала учебника актуализировать знания о биологии и ее значении в жизни каждого человека.


I: Прочитайте текст учебника (стр. 7-9) и выполните в рабочей тетради задание 1-5 (стр. 4-5).


II. Обсудите результаты выполнения заданий.

III. Оцените свою работу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.





Индивидуальн


Вместе с группой.




Ваша оценка__

УЭ-2

Цель: получить представление об уровнях организации и критериях живых систем.


Уровни организации живой материи:

  • Молекулярный

  • Клеточный

  • Тканевый

  • Органный

  • Организменный

  • Популяционно-видовой

  • Биогеоценотический

  • Биосферный


Критерии живых систем:

  • Особенности химического состава

  • Метаболизм

  • Единый принцип структурной организации

  • Репродукция

  • Наследственность

  • Изменчивость

  • Рост и развитие

  • Раздражимость

  • Дискретность

  • Авторегуляция

  • Ритмичность

  • Энергозависимость

При обсуждении вопросов конспектируйте тезисно ключевые моменты, выделяйте при записи новые термины.

 











УЭ-3

Цель: закрепить представления об уровнях организации живой материи и признаках (критериях) живых систем:


I. Изучив параграф 1.1. и 1.2. учебника, выполните в рабочей тетради задания 1 - 7 (стр.6-9).


II. Подберите к каждому термину, указанному в учебнике (с.17 – 19 учебника; раздел Терминология) правильное определение.

III. Обсудите результаты выполнения заданий.


Оцените свою работу по пятибалльной шкале.





В парах






Вместе с группой.



УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Выполните предлагаемые задания самостоятельно (приложение 1).

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.

УЭ-6

Домашнее задание:


1. Прочитайте материал учебника (параграф 1.1 и 1.2.) и записи в тетрадях.


2. В рабочей тетради дайте определения перечисленным терминам (с. 73).


За помощью обращайтесь к учителю



Контроль знаний:



1. Дайте определения следующим понятиям:


А) биология

Б) клетка

В) филогенез

Г) гомеостаз

Д) биосфера


2. Работа с терминологией:


Каждому термину подберите соответствующее ему определение:


  1. молекулярный уровень

  2. субклеточный уровень

  3. клеточный уровень

  4. органно-тканевый уровень

  5. организменный уровень

  6. популяционно-видовой уровень

  7. биоценотический уровень

  8. биогеоценотический уровень

  9. биосферный уровень организации живой материи.


А) уровень существования популяций разных видов, обитающих на определенной территории.


Б) уровень существования живой материи в виде совокупности особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида.


В) уровень функционирования «живой оболочки» Земли.


Г) уровень организации живой материи в виде отдельных органоидов.


Д) уровень функционирования сложных высокомолекулярных органических соединений.


Е) уровень функционирования отдельных частей многоклеточного организма, выполняющих определенную функцию.


Ж) данный уровень представлен отдельными индивидами.


З) уровень взаимодействия живых организмов с абиотическими факторами природы.


И) уровень существования структурных и функциональных единиц живого.


3. Чем отличаются биологические системы от объектов неживой природы?

Химическая организация клетки


Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представление о химическом составе клетки; значении отдельных веществ и элементов в жизнедеятельности клетки и организма в целом, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: актуализировать знания о критериях и уровнях организации живой материи.


I. Дайте определения следующим понятиям:


Биология, жизнь, цитология, экология, генетика, эволюция, прокариоты, эукариоты, клетка, ткань, орган, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера, биологическая система, биополимеры, органические соединения, неорганические соединения, метаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, размножение, наследственность, изменчивость, онтогенез, раздражимость, гомеостаз, ритмичность, генетический код.

II. Выполните предложенные задания самостоятельно




Фронтально

(по цепочке)









Индивид.

УЭ-2

Цель: получить представление о химической организации клетки, о роли органических и неорганических веществ в функционировании клетки.

1. Лекция «Химическая организация клетки»

План лекции

  • Химические элементы клетки. Макроэлементы. Микро- и ультрамикроэлементы. Их роль в жизнедеятельности клетки и организма в целом.

  • Неорганические вещества клетки. Вода. Минеральные соли. Их значение для функционирования клетки.

  • Органические вещества клетки. Углеводы. Жиры. Белки. Их роль в клетке. Нуклеиновые кислоты. Роль ДНК и РНК в воспроизведении.









Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 


УЭ-3

Цель: закрепить изучаемый материал, выполнив следующие задания.


I. Используя материал лекции и учебника (параграф 3.1. и 3.2.), выполните в рабочих тетрадях следующие задания 1 – 10 (с. 9 - 14).


II. В рабочих тетрадях заполните словарь терминов по изучаемой теме (с. 74-76).


Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале




В парах







Вместе с группой.


УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Выполните предлагаемые задания самостоятельно (приложение 1).

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.


УЭ-6

Домашнее задание:


1. Повторите материал лекции.

2. Используя материал учебника, выполните в рабочей тетради задания 11-19 (с. 15-18)

За помощью обращайтесь к учителю


Химическая организация клетки

Контроль знаний:


1. Четыре химических элемента встречаются в клетке в наибольшем количестве. На их долю приходится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент НЕ относящийся к ним.

  1. О

  2. Р

  3. N

  4. Н

  5. С


2. Назовите химическое соединение, которое имеется в РНК, но отсутствует в ДНК.

  1. тимин

  2. дезоксирибоза

  3. рибоза

  4. гуанин


3. Назовите химическое соединение, одна молекула которого содержит очень много атомов фосфора.

  1. белок

  2. ДНК

  3. АТФ

  4. фосфолипид


4. В каком ответе все названные химические соединения являются азотистыми основаниями?

1. глицин, урацил, аланин

2. тимин, аденин, лизин

3. урацил, гуанин, аденин

4. триптофан, цитозин, миозин


5.Как называется реакция матричного синтеза, в ходе которой на одной из цепочек нуклеотидов ДНК в соответствии с принципом комплиментарности происходит ферментативный синтез молекулы ДНК?

  1. редупликация

  2. транскрипция

  3. трансляция

  4. гликолиз

  5. репарация


6. Определите признак, по которому все нижеперечисленные химические соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите это «лишнее» среди них химическое соединение.

  1. тимин

  2. валин

  3. гуанин

  4. цитозин

  5. аденин


7. Какие химические связи образуют между собой молекулы воды?

  1. ковалентные

  2. водородные

  3. гидрофобные


8. Укажите химическое соединение, в состав которого входит рибоза.

  1. клетчатка

  2. ДНК

  3. белок

  4. АТФ


9. Назовите белок, выполняющий в основном транспортную фунцию.

  1. коллаген

  2. кератин

  3. фибрин

  4. гемоглобин

  5. миоглобин


10. Как называется структура белка, представляющая собой спираль, в которую свернута цепочка из аминокислот?

  1. первичная

  2. вторичная

  3. третичная

  4. четвертичная


11. Назовите группу органических соединений, к которой относят хитин животных.

  1. белки

  2. углеводы

  3. липиды

  4. нуклеиновые кислоты


12. Назовите крупный полисахарид.

  1. глюкоза

  2. сахароза

  3. крахмал

  4. лактоза


13. В каком ответе все названные химические соединения являются белками?

  1. сахароза, инсулин, урацил

  2. фенилаланин, глюкагон, пепсин

  3. гюкоза, фруктоза, гликоген

  4. каталаза, глюкагон, кератин

  5. рибоза, тимин, актин


14. Назовите вещество, относящееся к липидам.

  1. клетчатка

  2. АТФ

  3. холестерин

  4. коллаген


15. Назовите химический элемент, который входит состав АТФ и вех мономеров белков и нуклеиновых кислот.

  1. Zn

  2. Na

  3. N

  4. P

  5. S

  6. Fe

  7. Ca

  8. Mg


16. Назовите белок волос.

  1. кератин

  2. тубулин

  3. миозин

  4. коллаген

  5. актин

  6. фибрин


17. Что является мономером белков?

  1. глюкоза

  2. нуклеотид

  3. аминокислота

  4. нуклеиновая кислота

  5. азотистое основание


18. Каким термином называется потеря белком своей естественной пространственной структуры?

  1. спирализация

  2. конденсация

  3. денатурация

  4. дисперсия

  5. репарация

  6. дегенерация


19. Что является мономером ДНК?

  1. дезоксирибоза

  2. аминокислота

  3. нуклеотид

  4. азотистое основание


20. Каким термином называется процесс образования первичной структуры белка?

  1. транскрипция

  2. трансляция

  3. редупликация

  4. диссимилция

  5. полимеризация


Строение клетки

Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представление о строении клетки; значении отдельных органоидов и структур клетки в ее жизнедеятельности и организма в целом, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

I. Обсудите в группах и подготовьте устные ответы на вопросы:


1. Вставьте пропущенные слова:

В молекуле воды _________________атом кислорода ______________ связан с _______________ атомами водорода. Молекула воды _______________, так как атом кислорода электроотрицательнее атома водорода. Между атомами кислорода одной молекулы и атомомом _____________ другой молекулы воды образуется _______________________________. Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность ______________ другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечиваются такие ее свойства, как ________________ и _________________________. Максимальную плотность вода имеет при __________. Поэтому лед ____________ воды и плавает на ее поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на ________________________ и _____________________________. К гидрофильным веществам относятся ______________, ____________________,__________________, а к гидрофобным_____________________,______________________.


2.

II. Обсудите результаты выполнения заданий.

III. Оцените свою работу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Работайте в группе





















Вместе с группой.





Ваша оценка__

УЭ-2

Цель: получить представление о структурных компонентах (органоидах) клетки..

1. Лекция «Строение клетки»

План лекции

  • Клеточная оболочка

  • Цитоплазма

  • Ядро

2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 



Оцените свою работу ______

УЭ-3






























Цель: закрепить материал лекции, выполнив следующие задания.


Выполните в тетрадях следующие задания:


1. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).


1. Плазматическая мембрана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы

6. ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы

10. Цитоскелет

11.Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке

Б) Пространственное разделение реакций в клетке

В) Синтез белка

Г) Фотосинтез

Д) Движение веществ по клетке

Е) Хранение наследственной информации

Ж) Синтез жиров и углеводов

3) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и

делением ядра

Р) Есть только у растений С) Есть только у животных



2. Определите, правильно ли данное высказывание (да — нет).

  1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.

  2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи

  3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

  4. Цитоскелет выполняет защитную функцию.

  5. Включения — это непостоянные образования клетки.

  6. Клеточная стенка есть только у растений.

  7. У растений нет клеточного центра.

  8. Жгутики и реснички различаются по функциям.

  9. Облегченная диффузия - это вид активного транспорта. 10. Митохондрии отличаются от пластид наличием ДНК.


3. Выберите правильный ответ.

1. Фотосинтез происходит:

А) в хлоропластах В) в лейкопластах

Б) в вакуолях Г) в цитоплазме.


2. Образование РНК НЕ происходит в:

А) в ЭПС В) в митохондрии

Б) в ядре Г) в хлоропласте.


3. Рибосомы состоят:

А) из РНК и белков В) из ДНК и белков

Б) из РНК, белков и липидов Г) из белков и липидов.


  1. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?

А) лейкопласты В) хромопласты

Б) хлоропласты Г) все пластиды


  1. Крупные частицы попадают в клетку путем:

А) пиноцитоза В) фагоцитоза

Б) диффузии Г) облегченной диффузиии


Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.































Вместе с группой.

Ваши оценки

УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Выполните предлагаемое задание самостоятельно.

Заполните в рабочей тетради таблицу «Строение эукариотической клетки» (с.22-25)


Самостоятельно заполните таблицу


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Домашнее задание:

- выучить по учебнику параграф 5.1. – 5.2.

- заполнить в рабочей тетради словарь терминов по данной теме (с. 93-95).

Индивидуальн.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.



За помощью обращайтесь к учителю


Многообразие клеток


Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представление о типах клеточной организации, особенностях строения про- и эукариотических клеток, вирусах как особой группе живых организмов, закрепите представления о строении клетки, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Актуализируйте знания, полученные при изучении предыдущей темы:


1. Дайте определения следующим понятиям:

  • Цитоплазма

  • Ядро

  • Комплекс Гольджи

  • Лизосомы

  • Митохондрии

  • Пластиды

  • Плазмолемма

  • Эндоцитоз

  • ЭПС

  • Вакуоли

  • Рибосомы

  • Клеточный центр

  • Микротрубочки

  • Жгутики.



II. Обсудите результаты выполнения заданий.

III. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов – 5.

Фронтальная работа











Вместе с группой.











Ваша оценка__

УЭ-2

Цель: получить представление о многообразии клеток живых организмов, об особенностях организации про- и эукариотических клеток..

1. Лекция «Типы клеточной организации»

План лекции

  • Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

  • Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний.

2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 



Оцените свою работу ______

УЭ-3

Цель: закрепить материал лекции, ответив на следующие вопросы:


  1. Из какого вещества состоит клеточная стенка растений?

  2. У какой группы живых организмов нет клеточной стенки?

  3. Из какого вещества состоит клеточная стенка грибов?

  4. Из какого вещества состоит клеточная стенка бактерий?

  5. Какие группы живых организмов относятся к эукариотам?

  6. Какие группы живых организмов относятся к прокариотам?

  7. Какие органоиды есть у прокариотов?

  8. Каких органоидов нет у прокариотов?

  9. Назовите функции ядра.

  10. Что общего в строении у митохондрий и ядра?

  11. Что общего у митохондрий и бактерий?

  12. Какие органоиды есть только у животных?

  13. Какой части клетки нет только у животных?

  14. Какие органоиды есть только у растений?

  15. Назовите функции вакуолей у растений.

  16. У каких еще организмов бывают вакуоли?

  17. Чем по строению отличаются жгутики эукариот и прокариот?


Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале




















Вместе с группой.

Ваши оценки ___

УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Выполните предлагаемые задания самостоятельно.

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Домашнее задание:



Индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.

За помощью обращайтесь к учителю


Метаболизм


Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представления о метаболических процессах, протекающих в клетках живых организмов, подробно познакомитесь с процессами анаболизма и катаболизма, углубите представление о различных группах живых организмов, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

I. Дайте определения следующим понятиям:

Покариоты, эукариоты, вирус, бактериофаг, инфекция.


II. Обсудите в группах и подготовьте устные ответы на вопросы:

1. Перечислите известные вам вирусные заболевания.

2. Какие признаки живых организмов имеются или отсутствуют у вирусов и бактериофагов?

3. Перечислите различия в строении клеток прокариот и эукариот.

4. Как можно доказать ведущую роль ядра в клетке?

5. В чем причины широкого распространения и многообразия прокариот в современной живой природе?


III. Обсудите результаты выполнения заданий.

IV. Оцените свою работу по пятибалльной системе.

Работайте в группе








Вместе с группой.






Ваша оценка__

УЭ-2

Цель: получить представление о метаболических процессах, протекающих в клетках живых организмов.

1. Лекция «Метаболизм»

План лекции

  • Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

  • Стадии энергетического обмена.

  • Фотосинтез.

  • Хемосинтез.

  • Генетическая информация в клетке.

  • Ген. Генетический код.

  • Биосинтез белка.

2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 



Оцените свою работу ______

УЭ-3






Цель: закрепить материал лекции, выполнив следующие задания.


Заполните в рабочей тетради задания по данной теме (приложение 1)

Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.




Вместе с группой.

Ваши оценки

УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Самостоятельно ответьте на следующие вопросы:

1. Составьте классификацию живых организмов по типу питания.

2. Почему именно молекулы АТФ являются хранителями и накопителями энергии? В виде чего в них хранится информация?

3. Какова роль фото- и хемосинтетиков в круговороте веществ в природе?

4.Чем отличаются обмен веществ и энергии в клетках растений и животных? Объясните.

Самостоятельно


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Домашнее задание: заполнить словарь в рабочей тетради по теме «Обмен веществ».

Индивидуальн.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.



Приложение 1


  1. Выпишите определение анаболизма. Объясните, почему этот вид обмена относится к типу пластических реакций.


  1. Обмен веществ – основной признак жизни. Докажите, что обмен веществ и превращение энергии – источники роста, развития и функционирования клетки.


  1. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза. Сформулируйте определение понятия «фотосинтез». Как вы понимаете выражение: «Зеленые растения – источник энергии для всех организмов на Земле»?


  1. Русский ученый С.Н. Виноградский открыл процесс хемосинтеза. Что это за процесс? Назовите хемосинтезирующие бактерии. Что служит для них источником энергии и углерода? Какова роль хемосинтезирующих бактерий на Земле?


  1. Почему при разрушении митохондрий в клетке будет наблюдаться снижение уровня активности, а затем и приостановление процессов жизнедеятельности?


  1. Что такое генетический код? Сколько триплетов входит в его состав? Какое значение имеет избыточность кода?


  1. Почему обязательным условием успешного синтеза белка является хорошее энергетическое обеспечение клетки?


  1. Сравните фотосинтез и хемосинтез. Выявите черты сходства и различия. Заполните таблицу.


Название

процесса

Источник

углерода

Источник

энергии

Образуемые вещества


Фотосинтез






Хемосинтез






  1. В молекуле белка инсулина 51 аминокислотный остаток. Сколько нуклеотидов находится в ДНК, кодирующей этот белок? Какова длина этой молекулы ДНК?


  1. Чем отличаются обмен веществ и энергии в клетках растений и животных? Объясните.


  1. Проследите и подробно опишите путь следующих превращений:

а) от молекулы СО2 из воздуха до молекулы крахмала в растительной клетке;

б) от молекулы крахмала в растительной клетке до СО2 и дальше до Н2О;

в) от молекулы крахмала в животном, которое съело растение, до молекулы гликогена в животной клетке.


  1. Напишите общие уравнения трех этапов дыхания, сравните количество потраченной и запасенной энергии в пересчете на АТФ.


  1. Почему при фотосинтезе энергия солнечного света, падающего на лист, переходит в химическую энергию органических соединений с эффективностью всего около 1-2 %? Какова судьба остальной энергии?


  1. Объясните потребность большинства живых организмов в кислороде. Как образуется в клетке углекислый газ и вода?



Жизненный цикл клетки. Деление клетки


Технологическая карта

№ учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цели урока: в результате работы над материалом вы получите представления о жизненном цикле клетки, способах деления клеток, особенностях развития половых клеток у растений; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

I. С целью повторения материала предыдущих занятий, выполните индивидуальные задания (см. приложение 1)


II. Обсудите результаты выполнения заданий в группе.

III. Оцените свою работу по пятибалльной системе.

Работайте индивидуально в соответствии с заданием


Ваша оценка__

УЭ-2

Цель: углубить и расширить знания о жизненном цикле клетки, особенностях развития половых клеток у растений и животных

1. Лекция Жизненный цикл клетки

План лекции

  • Соматические и половые клетки

  • Клеточный цикл.

  • Митоз. Мейоз.

  • Развитие половых клеток у растений и животных.

2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале.

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 



Оцените свою работу ______

УЭ-3


Цель: закрепить материал лекции, выполнив следующие задания.


Используя материал учебника, выполните в тетрадях следующие задания:


1. Дайте определение понятиям:

- жизненный цикл клетки;

- митотический цикл;

- интерфаза;

- хромосома;

- хроматида;

- центромера;

- гаметы;

- диплоидные клетки;

- гаплоидные клетки

- конъюгация;

- кроссинговер;

- оплодотворение;

- зигота.






















2. В чем заключается биологический смысл митоза? Мейоза?

3. Чем половое размножение отличается от бесполого?

4. В чем состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым?


5. Заполните таблицу:

Признаки

Митоз

Мейоз

Клетки, где происходит деление



Число делений



Фазы



Число интерфаз




Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

















Вместе с группой.

Ваши оценки

УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.


Самостоятельно ответьте на следующие вопросы (см. приложение 2):

Самостоятельно


УЭ-5

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

Индивидуальн.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.




Приложение 2

Задания для самостоятельной работы.


I. Определить, верно ли данное высказывание. (5 баллов)


  1. В интерфазе мейоза I происходит удвоение количества ДНК в ядре.

  2. Конъюгация — это спаривание гомологичных хромосом.

  3. Бивалентами называют деспирализованные (раскрученные) хромосомы.

  4. Соматические клетки образуются только в результате митоза.

  5. В результате мейоза получаются 2 гаметы из 1 материнской клетки.

  6. Размножение, при котором новый организм образуется из яйцеклетки без участия сперматозоида, называется почкование.

7. Раздельнополые животные называются гермафродитами.


II. Найдите ошибки в тексте (10 баллов):

Способом образования гамет (спор) называют мейоз. Термин происходит от латинского слова «мейо» — уменьшать. Начинается он, как и митоз, с интерфазы (но интерфазы I), во время; которой происходит удвоение (транскрипция) ДНК, В концеинтерфазы I каждая хроматида состоит из 2-х хромосом. Затем клетка вступает в профазу I, во время которой гомологичные хромосомы спариваются (т.е. происходит кроссинговер). Одновременно разрушается ядерная оболочка и начинает формироваться веретено деления. Следующая стадия – метафаза I, когда биваленты (спаренные хромосомы) прикрепляются к нитям веретена деления и расходятся к противоположным полюсам клетки. При этом происходит обмен участками между гомологичными хромосомами (конъюгация). Затем наступает анафаза I, когда биваленты выстраиваются посередине клетки, затем идет телофаза I, в которой образуются 2 дочерние клетки. Далее каждая образовавшаяся клетка вступает в интерфазу II, в которой, как и в любой интерфазе, происходит удвоение ДНК. Далее профаза II, когда начинает образовываться веретено деления, потом метафаза II, когда хроматиды выстраиваются посередине (по «экватору») клетки. Затем следует анафаза II, когда каждая хроматида делится на 2 хромосомы, и каждая хромосома отходит к своему полюсу клетки. В итоге, в телофазе II получается 4 клетки с диплоидным (одинарным) набором хромосом.



III. Вставьте пропущенные слова (5 баллов)

1. Отрезок жизни клетки с момента образования до момента

смерти или деления называется____________________.

2. Размножение, при котором новый организм образуется в результате слияния гамет. Называют__________________.

3. Набор хромосом гаметы обозначается _______________.

4.Набор хромосом зиготы_________________.

5. Способ деления клетки, при котором образуются соматические клетки, назвается________________________.

6. Размножение, при котором новый организм образуется из неоплодотворенной яйцеклетки, называется_______________________.

7. Отрезок жизни клетки от профазы до телофазы_____________.

8. Вид бесполого размножения у растений и губок, при котором

новый организм образуется из группы клеток или части тела

материнского________________________________________.

9. Форма бесполого размножения, при которой у материнского организма формируется вырост, который затем отделяется и превращается в новый организм.

10. Одинарный набор хромосом обозначается п и называется________.

11. Двойной набор хромосом обозначается 2п и называется________ .


Вопросы для подготовки к итоговому контролю

по биологии

за 1 семестр


1. Как называется способность живых организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и обеспечивать в определенных условиях среды такое развитие, которое характерно для организмов определенного биологического вида?

1. обмен веществ и энергии

2. раздражимость

3. гомеостаз

4. изменчивость

5. индивидуальное развитие

6. наследственность

7. размножение


2. Назовите ученого, который, обобщив имеющиеся знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.

1. Р. Гук

2. Р. Вихрон

3. А. Левенгук

4. К. Бэр

hello_html_m1f32495f.png

5. Т. Шванн

6. Р. Броун


3. Укажите изображение пептидной связи между двумя аминокислотами в молекуле белка.

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4


4. Назовите функциональные группы соседних аминокислот в белке, между которыми образуется пептидная связь.

1. радикалы

2. карбоксильная группа и аминогруппа

3. радикал и ион водорода

4. карбоксильные группы

5. карбоксильная группа и радикал

6. аминогруппа и радикал


5. Определите признак, по которому все ниже перечисленные химические соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите это "лишнее" среди них химическое соединение.

1. тимин

2. урацил

3. валин

4. гуанин

5. цитозин

6. аденин


6. Назовите белок, выполняющий в основном двигательную функцию.

1. актин

2. фибрин

3. тромбин

4. каталаза

5. липаза

6. миоглобин


7. Каким термином называется потеря белком своей естественной пространственной структуры?

1. спирализация

2. конденсация

3. денатурация

4. дисперсия

5. репарация

6. дегенерация


8. Как называется структура белка, представляющая собой спираль, в которую свернута цепочка из аминокислот?

1. первичная

2. вторичная

3. третичная

4. четвертичная


9. Как называется структура белка, которая представляет собой несколько полипептидных цепей, соединенных друг с другом?

1. первичная

2. вторичная

3. третичная

4. четвертичная


10. Сколько мембран входит в состав оболочки хлоропластов и митохондрий?

1. 1

2. 2

3. 3

11. Каким термином называется способность организмов формировать конкретные ответные реакции на внешние и внутренние факторы?

1. гомеостаз

2. раздражимость

3. онтогенез

4. изменчивость

5. рефлекс

6. таксис


12. При ярком свете у человека происходит сокращение кольцевых мышц радужной оболочки глаза, в результате чего зрачок сужается и на сетчатку глаза попадает меньше света. Это - одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам (клеткам ит.п.)

1. обмен веществ и энергии

3. гомеостаз

4. изменчивость

5. индивидуальное развитие

6. наследственность

7. размножение


13. В каком ответе все названные химические соединения относят к аминокислотам?

1. тибулин, коллаген, лизоцим

2. лизин, триптофан, аланин

3. холестерин, прогестерон, стеариновая кислота

4. валин, мальтаза, кератин

5. сахароза, мальтаза, кератин

6. аденин, тимин, гуанин


14. Назовите химическое соединение, одна молекула которого содержит очень много атомов фосфора.

1. белок

2. ДНК

3. АТФ

4. фосфолипид


15. Какие химические связи образуют между собой молекулы воды?

1. ковалентные

2. водородные

3. гидрофобные


16. Назовите группу органических соединений, к которой относят хитин животных.

1. белки

2. углеводы

3. липиды

4. лактоза


17. Что является мономером ДНК?

1. дезоксирибоза

2. аминокислота

3. нуклеотид

4. азотистое основание


18. Назовите два химических соединения, которые имеются в РНК, но отсутствуют в ДНК.

1. рибоза, тимин

2. дезоксирибоза, аденин

3. рибоза, урацил

4. дезоксирибоза, тимин

5. дезоксирибоза, урацил

6. рибоза, аденин


19. Назовите в ДНК структуру, которая кодирует (шифрует) какую-либо аминокислоту.

1. азотистое основание

2. ген

3. триплет нуклеотидов

4. нуклеотид

5. ДНК


20. Назовите органоид, который представляет собой образованный одной мембраной пузырек, внутри которого находится несколько десятков пищеварительных (гидролитических) ферментов.

1. рибосома

2. лизосома

3. полисома

4. липосома

5. центросома


21. Четыре химических элемента встречаются в клетке в наибольшем количестве. На их долю приходится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент НЕ относящийся к ним.

  1. О

  2. Р

  3. N

  4. Н

  5. С


22. При сезонных изменениях климата происходит изменение цвета и густоты мехового покрова некоторых млекопитающих, обитающих в средних широтах. Это – одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам. Назовите это свойство.

  1. обмен веществ и энергии

  2. раздражимость

  3. гомеостаз

  4. изменчивость

  5. индивидуальное развитие.


23. Минимальный уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии:

    1. биосферный

    2. молекулярный

    3. организменный

    4. клеточный.


24 Высший уровень организации жизни –это:

  1. клеточный

  2. биосферный

  3. популяционно-видовой

  4. организменный.


25. Химические элементы, которые составляют основную массу процентного состава живых организмов, называются:

1. макроэлементы;

2. микроэлементы;

3. ультрамикроэлементы.


26. Соотнесите химические элементы с группами, в соответствии с их встречаемостью в живых организмах:

1 макроэлементы а) натрий; б) калий; в) углерод;

2 ультрамикроэлементы г) азот; д) сера; е) железо;

3. микроэлементы ж) йод; з) золото.


27. Какие вещества называются гидрофильными:

1. хорошо растворяющиеся в воде;

2. плохо растворяющиеся в воде

3. не растворяющиеся в воде.


28. Укажите примерное содержание воды в клетках живых организмов:

1. 50 %

2. 70%

3. 98%.


29. Белки по своей структуре являются:

1. регулярными полимерами;

2. нерегулярными полимерами;

3. мономерами.


30. Из ниже перечисленных углеводов выберите моносахариды:

1. рибоза;

2. глюкоза;

3. сахароза;

4. крахмал;

5. гликоген;

6. целлюлоза.


31. Какое количество энергии высвобождается при расщеплении 1 г. углеводов?

1. 17,6 кДж;

2. 38 кДж;

3. 28 кДж.


32. Что такое денатурация?

1. утрата белковой молекулой своей структуры;

2. восстановление нормальной пространственной структуры белка;

3. удвоение молекулы белка.


33. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?

1. А; Г; Ц; У;

2. А; Г; Т; У;

3. А; Г; Т; Ц.


34. Укажите основные функции и – РНК:

1. является матрицей для синтеза белков;

2. доставляет аминокислоты к месту синтеза молекулы белка;

3. входит в состав рибосом.


35. Как называется процесс самоудвоения молекулы ДНК?

1. репликация;

2. рекомбинация;

3. ренатурация.


36. Кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками, характерна для клеток:

1. растений;

2. грибов;

3. животных;

4. бактерий.


37. К эукариотическим клеткам относятся клетки:

1. грибов;

2. растений;

3. животных;

4. бактерий;

5. сине-зеленых.


38. Химические элементы, чье содержание в клетке очень незначительно, а физиологическая роль большинства из них не раскрыта, называются:

1. макроэлементы;

2. микроэлементы;

3. ультрамикроэлементы.


39. Укажите примерное содержание воды в клетках живых организмов:

1. 50 %

2. 70%

3. 98%.


40. Многозвеньевая структура, в которой звеном является какое-либо относительно простое вещество, называется:

1. полимер;

2. мономер;

3. гетерополимер.


41. К полисахаридам относятся:

1. крахмал;

2. фруктоза;

3. рибоза;

4. сахароза;

5. целлюлоза;

6. хитин.


42. Какое количество энергии высвобождается при расщеплении 1 г. жиров?

1. 17,6 кДж;

2. 38 кДж;

3. 28 кДж.


43. Какие органические вещества клетки выполняют ферментативную функцию?

1. белки;

2. жиры;

3. углеводы;

4. нуклеиновые кислоты.


44. К какому типу клеток относится данная характеристика: имеется клеточная стенка, содержащая хитин, в цитоплазме присутствует центральная вакуоль, отсутствуют пластиды:

1. растительная клетка;

2. животная клетка;

3. грибная клетка.


45. К прокариотическим клеткам относятся клетки:

1. грибов;

2. растений;

3. животных;

4. бактерий;

5. сине-зеленых.


46. Линейная последовательность аминокислотных остатков, соединенных между собой пептидными связями, представляет:

1. первичную структуру;

2. вторичную структуру;

3. третичную структуру;

4. четвертичную структуру.


47. Мономерами белков являются:

1. аминокислоты;

2. нуклеотиды;

3. пентозы;

4. гексозы.


48. В поддержании постоянства внутренней среды клетки главную роль играют:

1. вода;

2. минеральные соли;

3. белки;

4. жиры.


49. Укажите основные функции и – РНК:

1. является матрицей для синтеза белков;

2. доставляет аминокислоты к месту синтеза молекулы белка;

3. входит в состав рибосом.



50. Назовите структурный компонент клетки, который имеется и у прокариот, и у эукариот.

1. аппарат Гольджи

2. эндоплазматическая сеть

3. митохондрии

4. наружная плазматическая мембрана

5. лизосома.


51. Некоторые структурные компоненты эукариотической клетки имеют 2 мембраны. Назовите один из таких компонентов.

1. оболочка клетки

2. клеточный центр

3. митохондрии

4. Аппарат Гольджи

5. рибосома

6. вакуоль.


52. Назовите структурный компонент клетки, в состав которого входят белки актин и миозин.

1. жгутик

2. ресничка

3. микроворсинка

4. микротрубочка.


53. Назовите органоид клетки, который представляет собой систему плоских наложенных друг на друга мешочков, стенка которых образована одной мембраной, от мешочков отпочковываются пузырьки.

1. митохондрия

2. аппарат Гольджи

3. эндоплазматическая сеть

4. клеточный центр

5. хлоропласты.


54.Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких липидных слоев содержится в мембране?

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4.


55. Сколько мембран входит в состав оболочки хлоропластов и митохондрий?

1. 1

2. 2

3. 3.


56. Назовите органоид, в котором происходит образование сложных белков и крупных молекул полимеров, упаковка выделяемых из клетки веществ в мембранный пузырек, формирование лизосом.

1. ЭПС

2. аппарат Гольджи

3. клеточный центр

4. митохондрия.


57. Назовите химические соединения, которые входят в состав наружной плазматической мембраны и, обладая гидрофобностью, служат основным барьером для проникновения в клетку воды и гидрофильных соединений.

1. белки

2. полисахариды

3. липиды

4. РНК

5. ДНК.


58. Назовите структуры, из которых образованы центриоли.

1. микроворсинки

2. миофибриллы

3. микротрубочки.


59. Какой органоид встречается только у растений и отсутствует у животных и грибов?

1. митохондрия

2. хлоропласт

3. микротрубочка

4. ЭПС

5. лизосома.


60. Какой структурный компонент клетки содержит хроматин?

1. ядро

2. митохондрии

3. комплекс Гольджи

4. ЭПС

5. клеточный центр

6. лизосома.


61.Сколько субъединиц входит в состав рибосомы?

1. 1

2. 2

3. 3

4. в разных клетках разное количество.


62. Назовите органоид, в котором происходит полное окисление низкомолекулярных органических соединений до неорганических, перенос электронов в окислительно-восстановительных реакциях, сопровождающийся образованием большого количества АТФ.

1. лизосома

2. хлоропласт

3. микротрубочка

4. ЭПС

5. митохондрия

6. пищеварительная вакуоль

7. комплекс Гольджи.


63. Назовите структурный компонент животной клетки, который имеет следующее строение: две цилиндрические структуры, состоящие из микротрубочек, расположены перпендикулярно друг другу, от них в разные стороны веером отходят микротрубочки.

1. митохондрия

2. центриоль

3. клеточный центр

4. ЭПС

5. лизосома

6. комплекс Гольджи.


64.Какой органоид содержит граны?

1. митохондрия

2. хлоропласт

3. микротрубочка

4. ЭПС

5. лизосома

6. хроматофор.

65. Какой органоид животной клетки расположен около ядра, а при митозе формирует полюса веретена деления и участвует в расхождении к ним хромосом?

1. комплекс Гольджи

2. микротрубочка

3. клеточный центр

4. рибосома

5. ЭПС

6. митохондрия.


66.Как называется процесс образования молекулы белка в рибосомах из аминокислот?

1. транскрипция

2. редупликация

3. трансляция

4. конъюгация

5. полимеризация.


67. Назовите процесс, который у эукариот происходит только в митохондриях.

1. гликолиз

2. образование АТФ

3. клеточное дыхание

4. трансляция

5. редупликация

6. транскрипция.


68. Какие в основном органические соединения вместе с ДНК входят в состав хроматина?

1. холестерин

2. фосфолипиды

3. полисахариды

4. моносахариды

5. белки.


69. Соединение простых веществ в сложные называется:

1. метаболизмом

2. ассимиляцией

3. анаболизмом

4. катаболизмом


70. К прокариотам относятся:

1. бактерии;

2. растения;

3. животные.


71. Распад сложных веществ на простые называется:

1. метаболизмом

2. диссимиляцией

3. анаболизмом

4. катаболизмом


72. В процессе гликолиза в клетках растений образуется:

1. глюкоза

2. пировиноградная кислота

3. молочная кислота

4. крахмал


73. К процессам анаболизма не относится:

1. фотосинтез

2. дыхание

3. синтез белка

4. синтез липидов


74. В процессе фотосинтеза:

1. поглощается кислород

2. выделяется углекислый газ

3. поглощается углекислый газ

4. выделяется кислород


75. В состав хлорофилла входит:

1. железо

2. магний

3. марганец

4. цинк


76. Каждая аминокислота кодируется:

1. 2-мя нуклеотидами 3. 1-м нуклеотидом

2. 4-мя нуклеотидами 4. 3-мя нуклеотидами


77. Процесс переписывания информации с ДНК на и-РНК

называется:

1.биосинтезом

2. трансляцией

3. редупликацией

4. транскрипцией


78. Процесс перевода информации с м-РНК в белок называется:

1.биосинтезом

2. трансляцией

3. редупликацией

4. транскрипцией


79. Информация из ядра к рибосоме доставляется молекулам

1.ДНК

2. т-РНК

3. белка

4. и-РНК


80. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется при распаде:

1. глюкозы

2. АТФ

3. воды

4. белков



3


Комплекс материалов по общей биологии
  • Биология
Описание:

Материалы предназначены для использования студентами при изучении дисциплины "Биология" образовательного блока основной профессиональной образовательной программы.

Данный комплекс материалов по общей биологии включает технологические карты и задания различных уровней сложности по следующим модулям: Уровни оранизации живой материи, признаки живых систем, химическая рганизация клетки, строение клетки, многообразие клеток, обмен веществ и энергии в клетке, деление клеток. 

Данные материалы используются как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной индивидуальной работе студентов. 

Автор Колесова Надежда Александрвна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 607
Номер материала 50132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓