КОМПЕТЕНТНОСТО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС
К РАЗДЕЛУ «ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА»
Учитель
биологии ГУ «Дмитриевская ООШ» Успенского района
Сафонов
С.В.
2014г.
Тема: Особенности высшей нервной
деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление
зависимости человека от окружающей среды, её относительность.
Уровень II
Аспект:
Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Человек живет и действует, совершая
определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются
единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках
человека проявляются его основные социально-психологические свойства.
Стимул:
если изучить основу социально-психологических качеств человека, можно
определять состояние и поведение человека его мысли и чувства.
Задачная формулировка: Изучите основные составляющие психики человека, их формулировки и
иерархию.
Бланк задания:
1.Изучите текст учебника и предложи свою
пирамиду потребностей человека
2. Изучите текст учебника и предложи свое
определение поведения и его сущность, от чего оно зависит.
Слова подсказки: навыки, физиология,
рефлекс.
3. Изучите текст учебника и опишите
характеристику психики человека и ее составляющие.
Схема: Психика = X+X…………
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание 1
балл.
3балла – оценка «5»
2балла – оценка «4»
Модельный ответ:
- Высшая потребность – духовная (личностная)
- Поведение – это сумма действий и рефлексов.
- Психика формируется в результате полученных знаний и опыта.
Тема: Врождённые (безусловные рефлексы,
инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический
стереотип, рассудочная деятельность).
Уровень II
Аспект:
Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
При прикосновении к губам новорожденного у
него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит?
Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые
вещества он получал через пуповину.
Стимул: изучив
материальную основу рефлекторной деятельности, ты сможешь различать типы
рефлексов, тем самым научишься объяснять большинство поступков человека.
Задачная формулировка: Изучите материал о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их
значении в жизни человека.
Бланк задания:
1.Изучите текст учебника и предложи своё
определение рефлекса
2. Изучите
текст учебника и заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую
характеристику безусловных и условных рефлексов.
Виды рефлексов
|
Безусловные
|
Условные
|
|
|
3.Объясните,
существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то
какая?
4. В темноте, заходя в свою комнату, вы
безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным
или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ
обоснуйте.
5. Объясните, почему возникает зависимость от
наркотических средств, чем это обусловлено.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и
полный ответ - 1 балл.
5 баллов – оценка «5»
4-3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
- Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее
раздражение. Раздражимость — способность живого организма реагировать на
внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических
свойств.
Виды рефлексов
|
Безусловные
|
Условные
|
- Врожденные
- Видовые
- Неизменные
- Сохраняются в
течение всей жизни
|
- Приобретенные
- Индивидуальные
- Изменяются в
зависимости от условий среды
- Могут затухать
- Вырабатываются
на основе безусловных
|
- Психическая зависимость от наркотиков, связана с тем, что приём
определённого вещества связывается с приятным состоянием, формируется
условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни.
Тема: Внимание: непроизвольное и
произвольное. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания.
Уровень II
Аспект:
Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Часто мы попадаем в неловкие ситуации на
уроках и в бытовом общении, когда недослушав, что то или кого то, потом не
можем вспомнить элементарные вещи. С чем это связано
Стимул: изучив
материал, ты сможешь давать характеристику видам внимания и психофизиологические
механизмы процесса внимания, познакомишься с условиями организации внимания.
Задачная формулировка: Изучите
материал о видах внимания и определи в чем заключается основа внимания, и в чем
оно выражается.
Бланк
задания:
1.Изучите текст учебника и предложи своё
определение внимания
2. Изучите
материал и опиши, по каким критериям осуществляется классификация видов
внимания.
3.Предложи условия организации памяти
учащегося школы.
4. Что по твоему мнению является главным в
воспитании внимания.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и
полный ответ - 1 балл.
4 балла – оценка «5»
3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
Внимание – это направленность и
сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности
при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.
Классификация
видов внимания осуществляется по следующим критериям.
По
времени возникновения: Природное внимание; Социально - обусловленное
внимание
По
наличию средств управления: Непосредственное внимание; Опосредованное
внимание
По
направленности: Чувственное внимание; Интеллектуальное внимание
От
объекта внимания: Внешнее внимание; Внутреннее внимание
По
наличию волевых усилий при организации внимания выделяют: непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное внимание.
Условия
организации внимания:
- Наличие состояния
активного бодрствования.
- Хорошее состояние
здоровья.
- Отсутствие
утомления.
- Благоприятный
эмоциональный фон.
- Постановка целей
и определение задач деятельности.
- Осознание долга и
обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид
деятельности.
- Смена видов деятельности
(умственная и практическая).
- Наличие интереса
у человека, побуждающего его к занятию данным видом деятельности.
- Наличие сильных
раздражителей, вызывающих ориентировочный рефлекс “что такое?”
- Отсутствие
раздражителей, вызывающих отвлечение.
Тема: Личность и её способности:
становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности.
Уровень II
Аспект:
Извлечение и первичная обработка информации.
Введение в проблему:
Вопрос "Кем мне стать?" задает себе
каждый из вас. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать
правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям,
ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к
личности каждого.
Стимул: изучив
материал, ты сможешь раскрыть понятия интересы, склонности, способности и
определить роль этих понятий в жизни каждого человека.
Задачная формулировка: Изучите материал о типах темперамента и характера, выясни, как они
влияют на развитие личности.
Бланк
задания:
1.Изучите материал и предложи свои
определения понятиям: способности, интересы, склонности.
2. Изучите
материал и опишите, по каким критериям осуществляется классификация типов
темперамента, данные оформите в таблице.
3. Докажите что
понятия «темперамент», «характер» и «личность» не обозначают одно и тоже.
4. Используя дополнительный материал объясни
понятия: экстравертированности/интровертированности и покажи как это влияет на
становление личности.
5. Дай краткую характеристику склонностей и
способностей своего товарища на основе сегодняшней темы, поясни свои
размышления.
Дескриптор оценивания:
За каждое правильно выполненное задание и
полный ответ - 1 балл.
5 балла – оценка «5»
4-3 балла – оценка «4»
Модельный ответ:
Способности – индивидуальные особенности личности
Интересы – предмет заинтересованности
Склонности – это потребность в
определенных видах деятельности
Меланхолик
|
Холерик
|
Флегматик
|
Сангвиник
|
раздражительный
|
обидчивый
|
надежный
|
живой
|
пессимистичный
|
поддающийся
настроению
|
пассивный
|
открытый
|
необщительный
|
спокойный
|
доступный
|
неподатливый
|
оптимистичный
|
вдумчивый
|
беззаботный
|
тревожный
|
беспокойный
|
размеренный
|
разговорчивый
|
сдержанный
|
возбудимый
|
целенаправленный
|
любящий
удобства
|
спокойный
|
агрессивный
|
миролюбивый
|
рассудительный
|
порывистый
|
старательный
|
инициативный
|
интроверт
|
активный
|
|
общительный
|
неустойчивый
|
экстраверт
|
устойчивый
|
|
|
|
|
Экстраверт (от латинского «экстра» —
наружу, вне и «верто» — поворачиваю, обращаю)
Интроверт (от латинского «интро» — внутрь)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.