Главная / Технология / Компетентностный подход в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету Competentancy approach in educational sphere “Technology” and in an extracurricular activity

Компетентностный подход в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету Competentancy approach in educational sphere “Technology” and in an extracurricular activity

Компетентностный подход в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету

Competentancy approach in educational sphere “Technology” and in an extracurricular activity

Стрижков К.А., Strizhkov K.A.,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32», г. Улан-Удэ


В данной статье рассматривается реализация компетентностного подхода в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету по авторской образовательной программе «Художественная и домовая резьба Бурятии». Особое внимание уделяется методу проектов, который является одним из средств развития у школьников творческих способностей, инициативы, мышления.

This article is devoted to the ways of realization of competentancy approach in educational sphere “Technology” and in an extracurricular activity in the process of teaching a course in “Artistic and Domestic Carving of Buryat”. Special attention is devoted to method of projects which is one of the main instrument of a student’s gradual creative and initiative development.


В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике в России на современном этапе» четко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

В документах по модернизации российского образования структура ключевых компетентностей представлена следующим образом:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

В современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. Ученик считается компетентным, если он способен применить усвоенное на практике, т.е. перенести компетентность на определенные жизненные ситуации. Этот принцип оценки качества образования начинает применяться в технологическом и дополнительном образовании (декоративно-прикладном направлении). Технологическая подготовка учащихся в общеобразовательных школах направлена в основном на развитие у детей умений выполнять определенные трудовые действия в условиях близких к идеальным. Но в производственных условиях и реальных жизненных ситуациях, это не всегда соответствует действительности. Следовательно, необходимо формировать у учащихся такие умения и навыки, которые позволят им применить свои знания в незнакомых ситуациях и условиях. Для решения этой педагогической задачи применяется компетентностный подход.

Учитывая то, что реализация компетентностного подхода и формирование компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием образовательно-культурной ситуации, в которой находятся и развиваются школьники, в нашей школе в этом важную роль играет дополнительное образование, в частности, близкое к технологическому декоративно-прикладное направление (художественная и домовая резьба по дереву). На занятиях в творческой мастерской резьбы по дереву, как и на уроках технологии имеются возможности для формирования ключевых компетентностей, т.к. именно на этих занятиях дети учатся мобилизовывать свои знания и опыт в конкретных ситуациях.

Компетентностный подход по своей сути ориентирован на технологическое и дополнительное образование, так как предполагает формирование у учащихся разнообразных внепредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных ситуациях, решать жизненные проблемы. Именно на это ориентирован метод проектов, который широко используется на занятиях технологии и резьбы по дереву. Под проектированием понимается самостоятельная работа школьников по изготовлению нового изделия, полезного для человека. Проектирование является одним из средств развития у школьников творческих способностей, инициативы, мышления, формирования у них новых и закрепления ранее полученных знаний и умений в области «Технология». В процессе творческой работы по проектированию выделяется несколько этапов. Первый этап – это осознание проблемы и обоснование задачи на проектирование. На этом этапе дают описание мотивов выбора проекта на основе предварительно изученных потребностей и возможностей для его выполнения. На втором этапе разрабатывают конструкцию изделия, выполняют его графические изображения (рисунки, эскизы, чертежи деталей и изделия в целом). В случае необходимости выполняют и технологические документы на изготовление изделия. Третий этап – это процесс изготовления деталей, их сборка и отделка изделия. На заключительном этапе проводят испытание изделия, делают экономические расчеты, определяют возможные пути его реализации, обсуждают проект в коллективе и дают оценку проделанной работе. Успех работы по проектированию зависит от наличия у школьников таких качеств, как наблюдательность, настойчивость, техническое мышление, от умения читать и выполнять графические изображения (чертежи, схемы и др.) и обрабатывать конструкционные материалы. Наиболее интересными проектами для учащихся являются сувениры, игры и игрушки для младших членов семьи, изделия для дома.

hello_html_7d01ea7c.jpg

Таким образом, учебный процесс предполагает и практические действия учащихся, особенно при создании собственных произведений прикладной направленности. Фактически, учебный предмет должен быть представлен в двух видах: в урочной форме и форме практикума.

Компетентностный подход в оценке результатов – это комплекс образовательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающихся, достигнутый ими в результате осуществления образовательной деятельности.

Оценивая развитие учащихся, обучающихся по образовательной программе «Художественная домовая резьба Бурятии», я сравниваю показатели компетентности учащихся в середине и конце учебного года. На основании сравнительного анализа я прослеживаю изменения в развитии детей. Показателями компетентности учащихся являются:

  1. Адекватность восприятия информации на занятии.

  2. Эмоциональное восприятие занятия.

  3. Знания об истории возникновения резьбы по дереву в России и Бурятии.

  4. Умение сравнивать, анализировать изделия декоративно-
    прикладного творчества.

  5. Умения находить и передавать информацию.

  6. Самостоятельность в работе.

  7. Навык создания гармоничной композиции.

  8. Навык создания рельефного изображения.

9. Удовлетворенность от работы и результата.

10. Свободное владение различными приемами резьбы и отделки изделий.

11. Умения выполнять эскизы изделий.

12. Заинтересованность работой своих товарищей.

Таким образом, я осуществляю компетентностный подход в процессе преподавания учебного предмета «Технология» и во внеклассной работе по предмету.


Литература

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.-М.: АПКиППРО, 2005.- 101с.

2. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 104 с.

3. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании // Школа и производство.- 2006, №3, С. 10-15.

Компетентностный подход в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету Competentancy approach in educational sphere “Technology” and in an extracurricular activity
  • Технология
Описание:

       В данной статье рассматривается реализация компетентностного подхода в образовательной области «Технология» и во внеклассной работе по предмету по авторской образовательной программе «Художественная и домовая резьба Бурятии». Особое внимание уделяется методу проектов, который является одним из средств развития у школьников творческих способностей, инициативы, мышления.

       This article is devoted to the ways of realization of competentancy approach in educational  sphere “Technology” and in an extracurricular activity in the process of teaching a course in “Artistic and Domestic Carving of Buryat”. Special attention is devoted to method of projects which is one of the main instrument of  a student’s gradual creative and initiative development.

Автор Стрижков Константин Анатольевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 27386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓