Астафьева Т.В.
«Компетентностный подход в изучении
английского языка, в условиях образовательной среды ГБОУ ДОД ДСООЦ Лазурный»
Модернизация системы образования ориентирована, с
одной стороны, на сохранение фундаментальности образования, а с другой стороны,
на усиление его практической, деятельностной направленности. В этой связи
многие методисты считают целесообразным заменить систему формирования знаний,
умений и навыков набором компетентностей, которые должны стать средством
развития интеллектуальных способностей обучаемых. Так что же такое компетенция?
Компетенция- совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения
иностранному языку, а также способность пользоваться языком как средством
общения (от латинского слова compete - подходить, соответствовать,
добиваться). Основы практического владения иноязычным общением на базовом
уровне связываются в федеральном государственном образовательном стандарте по
иностранным языкам с минимально достаточным уровнем коммуникативной компетенции.
Данное понятие, также можно рассматривать как комплексный личностный ресурс,
обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той
или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. В случае его
успешной реализации компетентностный подход может обеспечить обучаемых
полезными знаниями, необходимыми для достижения целей в реальных жизненных
условиях.
Изучение иностранного языка- это прежде всего
средство общения, которое связано с формированием коммуникативной
компетенции.
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции
являются речевые умения (коммуникативные), которые формируются на основе:
языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих знаний.
Работа над развитием данных умений в рамках ГБОУ ДОД
ДСООЦ Лазурный я осуществляю в виде нескольких приемов. Отработка речевых
умений заключена в процессе работы Jigsaw (метод ажурной
пилы). Социально- культурная компетенция реализуется через применение ИКТ, а в
частности on- line lessons, webinar
(внеклассные мероприятия), работа с энциклопедическими словарями (поиск
достоверной информации, ее презентация на языке).
Основными компонентами компетентстного подхода
являются следующие этапы: интерактивное изучении (взаимодействие с учебным
материалом, учителем, уч-ся), активное учение (имитация на уроках
коммуникативных ситуаций), глубокое познание путем погружения в реальный
жизненный контекст.
В своей работе я использую как групповую, так и
однородную работу, где обучающиеся выполняют задания небольшими группами. В
ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы,
обращение за советом друг к другу (обучение в сотрудничестве).
Так, например, в рамках урока,
мною часто используется такой метод как «Метод ажурной пилы»- Jigsaw. Учащиеся объединяются в группы по 5- 6
человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и
смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но
при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно
тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных
групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На
заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по
теме или учащиеся выполняют контрольный срез, который и оценивается. Результаты
суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.
Данная
работа проводится как в устной форме, в качестве обсуждения, так и в
индивидуальной работе, в виде доклада по работе с научными или
публицистическими текстами по различным темам. Учащиеся в данном случае
работают индивидуально, что способствует личностному развитию обучающегося. Эффективней
всего это реализуется в положительной психологической атмосфере, когда все
чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного
взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями. Именно групповые
работы обеспечивают повышенную заинтересованность в процессе обучения.
Этот вариант впервые был
разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году.
Так, например,
при изучении грамматического времени Present Perfect
я предлагаю учащимся заполнить таблицу с
графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».
Класс делится на три группы. Каждая команда
выполняет свою функцию.
В каждой команде есть эксперты, которые встречаются,
советуются, а затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия
учащиеся систематизируют знания по изученной теме. После такой работы ребята
выполняют тест. Результаты суммирую и выставляю оценку группе.
Контроль работы
обучающихся происходит с помощью применения ИКТ, которые стали сегодня
традицией и неотъемлемой частью занятия.
Такое обучение является эффективным
педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования
коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса
обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения
материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность
избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ
отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку,
эффективностью.
Сегодня на уроке
иностранного языка я использую:
1.
Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера
2.
Электронные энциклопедии и программы тестирования, тренажеры
3.
Научно- исследовательские проекты и работы
4.
Электронные словари (программ-переводчик PROMTXT и AbbyLingvo7.0)
5.
Образовательные ресурсы Интернета
Применение ИКТ
позволяет мне также проводить on- line занятия для общения с представителями стран изучаемого языка,
а также с обучающимися других образовательных учреждений (электронная почта,
ICQ, Skype, MailAgent).
При организации
урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется
обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде
текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и
доступно объяснить учебный материал.
Но используя
такие методы работы на уроке, очень часто я сталкиваюсь с определенной
трудностью, это невозможность контролировать и анализировать речь обучающихся.
В таком случае, я пришла к такому приему как English Police.
“ Английская
полиция” – удобный прием, представляющий собой взаимомониторинг. При большом
количестве учеников в группе, я возлагаю функцию наблюдателя на самих учеников.
В начале урока я выбираю “английского полицейского”, в задачи которого входит
проследить переход учащихся на русский язык. В конце урока он докладывает о
результатах своего наблюдения. Тот, кто меньше всего говорил на родном языке и
больше общался на иностранном, становится “ английским полицейским” на
следующем уроке. В случаях невозможности перехода на иноязычную речь,
появляется такая «должность», как Translator- переводчик, переходящая от одного к
другому от урока к уроку.
Т.о.,
необходимость использования компетентностного подхода не вызывает
сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования
является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим,
но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход.
В
процессе овладения иностранным языком на уроках я стараюсь искать новые
методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и
формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.