Главная / Иностранные языки / Компетентностный подход в изучении английского языка

Компетентностный подход в изучении английского языка

Астафьева Т.В.

«Компетентностный подход в изучении английского языка, в условиях образовательной среды ГБОУ ДОД ДСООЦ Лазурный»

Модернизация системы образования ориентирована, с одной стороны, на сохранение фундаментальности образования, а с другой стороны, на усиление его практической, деятельностной направленности. В этой связи многие методисты считают целесообразным заменить систему формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей, которые должны стать средством развития интеллектуальных способностей обучаемых. Так что же такое компетенция? Компетенция- совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, а также способность пользоваться языком как средством общения (от латинского слова compete - подходить, соответствовать, добиваться). Основы практического владения иноязычным общением на базовом уровне связываются в федеральном государственном образовательном стандарте по иностранным языкам с минимально достаточным уровнем коммуникативной компетенции. Данное понятие, также можно рассматривать как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. В случае его успешной реализации компетентностный подход может обеспечить обучаемых полезными знаниями, необходимыми для достижения целей в реальных жизненных условиях.

Изучение иностранного языка- это прежде всего средство общения, которое связано с формированием коммуникативной компетенции.

Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые умения (коммуникативные), которые формируются на основе: языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих знаний.



Работа над развитием данных умений в рамках ГБОУ ДОД ДСООЦ Лазурный я осуществляю в виде нескольких приемов. Отработка речевых умений заключена в процессе работы Jigsaw (метод ажурной пилы). Социально- культурная компетенция реализуется через применение ИКТ, а в частности on- line lessons, webinar (внеклассные мероприятия), работа с энциклопедическими словарями (поиск достоверной информации, ее презентация на языке).

Основными компонентами компетентстного подхода являются следующие этапы: интерактивное изучении (взаимодействие с учебным материалом, учителем, уч-ся), активное учение (имитация на уроках коммуникативных ситуаций), глубокое познание путем погружения в реальный жизненный контекст.

В своей работе я использую как групповую, так и однородную работу, где обучающиеся выполняют задания небольшими группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу (обучение в сотрудничестве).

Так, например, в рамках урока, мною часто используется такой метод как «Метод ажурной пилы»- Jigsaw. Учащиеся объединяются в группы по 5- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме или учащиеся выполняют контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

Данная работа проводится как в устной форме, в качестве обсуждения, так и в индивидуальной работе, в виде доклада по работе с научными или публицистическими текстами по различным темам. Учащиеся в данном случае работают индивидуально, что способствует личностному развитию обучающегося. Эффективней всего это реализуется в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями. Именно групповые работы обеспечивают повышенную заинтересованность в процессе обучения.

Этот вариант впервые был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году.

Так, например, при изучении грамматического времени Present Perfect
я предлагаю учащимся заполнить таблицу с графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B51.jpg


Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.
В каждой команде есть эксперты, которые встречаются, советуются, а затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изученной теме. После такой работы ребята выполняют тест. Результаты суммирую и выставляю оценку группе.


Контроль работы обучающихся происходит с помощью применения ИКТ, которые стали сегодня традицией и неотъемлемой частью занятия.
Такое обучение является эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Сегодня на уроке иностранного языка я использую:

  1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера

  2. Электронные энциклопедии и программы тестирования, тренажеры

  3. Научно- исследовательские проекты и работы

  4. Электронные словари (программ-переводчик PROMTXT и AbbyLingvo7.0)

  5. Образовательные ресурсы Интернета

Применение ИКТ позволяет мне также проводить on- line занятия для общения с представителями стран изучаемого языка, а также с обучающимися других образовательных учреждений (электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent).

При организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Но используя такие методы работы на уроке, очень часто я сталкиваюсь с определенной трудностью, это невозможность контролировать и анализировать речь обучающихся. В таком случае, я пришла к такому приему как English Police.

Английская полиция” – удобный прием, представляющий собой взаимомониторинг. При большом количестве учеников в группе, я возлагаю функцию наблюдателя на самих учеников. В начале урока я выбираю “английского полицейского”, в задачи которого входит проследить переход учащихся на русский язык. В конце урока он докладывает о результатах своего наблюдения. Тот, кто меньше всего говорил на родном языке и больше общался на иностранном, становится “ английским полицейским” на следующем уроке. В случаях невозможности перехода на иноязычную речь, появляется такая «должность», как Translator- переводчик, переходящая от одного к другому от урока к уроку.

Т.о., необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход.

В процессе овладения иностранным языком на уроках я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету.





Компетентностный подход в изучении английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

«Компетентностный подход в изучении  английского языка,  в условиях образовательной среды  ГБОУ ДОД  ДСООЦ Лазурный»

Данная тема заинтересовала меня, так как концепция компетентностного подхода – идея сравнительно новая. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

 

Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Автор Астафьева Татьяна Витальевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 618
Номер материала 17346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓