Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыКомпетентностный подход в изучении английского языка

Компетентностный подход в изучении английского языка

Скачать материал

Астафьева Т.В.

«Компетентностный подход в изучении  английского языка,  в условиях образовательной среды  ГБОУ ДОД  ДСООЦ Лазурный»

Модернизация системы образования ориентирована, с одной стороны, на сохранение фундаментальности образования, а с другой стороны, на усиление его практической, деятельностной направленности. В этой связи многие методисты считают целесообразным заменить систему формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей, которые должны стать средством развития интеллектуальных способностей обучаемых. Так что же такое компетенция? Компетенция- совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, а  также способность пользоваться языком как средством общения (от латинского слова compete - подходить, соответствовать, добиваться).  Основы практического владения иноязычным общением на базовом уровне связываются в федеральном государственном образовательном стандарте по иностранным языкам с минимально достаточным уровнем коммуникативной компетенции.  Данное понятие, также можно рассматривать как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. В случае его успешной реализации компетентностный подход может обеспечить обучаемых полезными знаниями, необходимыми для достижения целей в реальных жизненных условиях.

Изучение иностранного языка- это прежде всего  средство общения, которое  связано с формированием коммуникативной компетенции. 

Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции  являются речевые умения (коммуникативные),  которые формируются на основе: языковых знаний и навыков, а  также лингвострановедческих знаний.

 

Работа над развитием данных умений в рамках ГБОУ ДОД ДСООЦ Лазурный  я осуществляю  в виде нескольких приемов. Отработка  речевых умений заключена в процессе работы Jigsaw (метод ажурной пилы). Социально- культурная компетенция  реализуется через применение ИКТ, а в частности on- line lessons, webinar (внеклассные мероприятия), работа с энциклопедическими словарями (поиск достоверной информации, ее презентация на языке).

Основными компонентами компетентстного подхода являются  следующие этапы: интерактивное изучении (взаимодействие с учебным материалом, учителем, уч-ся), активное учение (имитация на уроках коммуникативных ситуаций), глубокое познание путем погружения в реальный жизненный контекст.

В своей работе  я использую как групповую, так и однородную работу, где обучающиеся выполняют задания небольшими группами. В ходе работы поощряется  совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу (обучение в сотрудничестве).

Так, например,  в рамках урока, мною часто используется такой метод как «Метод ажурной пилы»- Jigsaw.  Учащиеся объединяются в группы по 5- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме или учащиеся выполняют контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

 Данная работа проводится как в устной форме, в качестве обсуждения, так и в индивидуальной работе, в виде доклада по работе  с научными или публицистическими текстами по различным темам. Учащиеся в данном случае работают индивидуально, что способствует личностному развитию обучающегося. Эффективней всего это реализуется в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями. Именно групповые работы обеспечивают повышенную заинтересованность в процессе обучения.

Этот вариант впервые  был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году.

 Так, например, при изучении грамматического времени Present Perfect
я предлагаю учащимся заполнить таблицу с графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B51.jpg


Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.
В каждой команде есть эксперты, которые встречаются, советуются, а затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изученной теме. После такой работы ребята выполняют тест. Результаты суммирую и выставляю оценку группе.

 

Контроль работы обучающихся  происходит с помощью применения ИКТ, которые стали сегодня традицией и неотъемлемой частью занятия.
Такое обучение является эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Сегодня на уроке иностранного языка я использую:

1.     Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера

2.     Электронные энциклопедии и программы тестирования, тренажеры

3.     Научно- исследовательские проекты и работы

4.     Электронные словари (программ-переводчик PROMTXT и AbbyLingvo7.0)

5.     Образовательные ресурсы Интернета

Применение ИКТ позволяет мне также проводить  on- line занятия для общения с представителями стран изучаемого языка, а также с обучающимися других образовательных учреждений (электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent).

При организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Но используя такие методы работы на уроке, очень часто я сталкиваюсь с определенной трудностью, это невозможность контролировать и анализировать речь обучающихся.  В таком случае, я пришла к такому приему как English Police

“ Английская полиция” – удобный прием, представляющий собой взаимомониторинг. При большом количестве учеников в группе,  я возлагаю функцию наблюдателя на самих учеников. В начале урока я выбираю “английского полицейского”, в задачи которого входит проследить переход учащихся на русский язык. В конце урока он докладывает о результатах своего наблюдения. Тот, кто меньше всего говорил на родном языке и больше общался на иностранном, становится “ английским полицейским” на следующем уроке. В случаях невозможности перехода на иноязычную речь, появляется такая «должность», как Translator- переводчик, переходящая от одного к другому от урока к уроку.

Т.о., необходимость  использования  компетентностного  подхода  не  вызывает  сомнений, поскольку  самым  важным  звеном  модернизации  образования  является  улучшение  результата:  ученик  должен  быть  не  просто  знающим, но  и  умеющим, что  и  призван  обеспечить  компетентностный  подход.

В  процессе овладения иностранным языком на уроках  я стараюсь искать новые методические приемы, кото­рые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчи­вую положительную мотивацию к предмету.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Компетентностный подход в изучении английского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Компетентностный подход в изучении  английского языка,  в условиях образовательной среды  ГБОУ ДОД  ДСООЦ Лазурный»

Данная тема заинтересовала меня, так как концепция компетентностного подхода – идея сравнительно новая. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

 

Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 476
    • DOCX 52.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крошкина Татьяна Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крошкина Татьяна Витальевна
    Крошкина Татьяна Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6337
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 242 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания итальянского языка с учетом требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания французского языка с учетом требований ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 120 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе