Главная / Русский язык и литература / компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

ram02


ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования

акимата Карабалыкского района»



hello_html_m244e63d0.gif













Компетентностно-ориентированные

задания

по русскому языку



















Автор: Кравченко О.А.





Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка


Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

Б. Шоу

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Р. Левин

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.

Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является наиболее сложным при конструировании.

Например, в качестве стимула использую следующий текст:

«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар, информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.

В чем прав и в чем не прав Коля?

Можно ли распространять предложения? (5 класс, тема

« Распространенные и нераспространенные предложения».

Или другой пример: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Дима:

- Что случилось, Егор?

- Да опять «2» за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи!

- И это проблема?!- воскликнул Димка.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Что мог посоветовать Дима Егору в этой ситуации?»

Для того чтобы ответить на данный вопрос, учащиеся должны собрать информацию о глаголе, используя разные источники информации, обсудить, что в ней самое нужное для решения проблемы, и преобразовать в короткие, точные советы « Как узнать глагол»: задайте вопросы к слову, подумайте, что обозначает слово, выделите окончание и суффикс, определи роль этого слова в предложении, сделай вывод. А чтобы советы стали более понятны герою текста, предлагаю изложить их в виде письма.

При работе со стимулом важно подумать и о форме преподнесения текста: чтение, чтение по ролям, просмотр снятого видеоролика с участием тех же учащихся и т. д.

После создания стимула, необходимо продумать формулировки задач.

Для этого использую таблицу « Конструктор задач», предложенную Л. С. Ильюшиным. В конструкторе Л. С. Ильюшина цель деятельности достигается посредством определенных вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок: «Раскройте особенности…», «Разработайте план…», « Сгруппируйте …» и т. д.

Например, при разработке КОЗ для урока русского языка в 6 классе по теме: «Страдательные причастия» использую следующие задачные формулировки:

- прочтите самостоятельно материал учебника ( М. М. Разумовская «Русский язык», 6 класс) на стр. 178 – 180 ( ознакомление);

- приведите примеры страдательных причастий (понимание);

- преобразуйте прочитанный текстовой материал в табличный (применение);

- найдите страдательные причастия в следующих предложениях (анализ):

Долго жители не спали и меж собой толковали о дне минувшем. Зарево на дальних высотах трепещущее румянцем отразилось. Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко. Вслушайтесь в дальний рокочущий шум. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле. Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

- составьте алгоритм « узнавания» страдательных причастий (синтез);

- проверьте себя, выполнив упражнение № 418 (оценка).

При конструировании КОЗ учитываю, что каждое задание имеет собственную технологию оценивания. В основном это баллы за каждое задание, которые в конце урока суммируются и на основании шкалы оценивания превращаются в традиционную оценку. Например, таким образом:

Задание 6

Оцените свою деятельность

«5» - 12 баллов

«4» -9-11 баллов

«3» -5-8 баллов

Для правильности оценивания выполненных заданий учащимся предлагается модельный ответ, т.е. образец ответа. Модельный ответ предъявляю либо после каждого задания, либо после выполнения всех заданий:

Проверь себя

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым

1. Прочти предложение.

2. Найди подлежащее и сказуемое.

3. Укажи, чем они выражены.

4. Если существительным – ставь между ними тире.

5. Проверь себя – подставь слово « это» или « вот» между подлежащим и сказуемым.

Модельный ответ демонстрирую на экране, при необходимости (если ученические решения более удачны, интересны, кратки) произвожу корректировку модельного ответа. В каждом КОЗ указываются баллы, необходимые для получения той или иной оценки. Понимая, что не каждый учащийся может объективно оценить свою работу, организую учебную деятельность либо в паре, либо в группе.

Наиболее удачно работа с КОЗ проходит в группе. При формировании групп использую разные способы: по желанию учащихся, по выбору учителя, «по цепочке», случайный выбор в процессе игры «Стороны света» и т. д. Затем обязательно распределяем роли: « руководитель», « секретарь», «генератор идей», «критик идей», «хранитель времени». У каждой роли свои «должностные обязанности». На выполнение задания отводится определенное время. Результаты групповой коммуникации предъявляет руководитель группы, только затем учитель предъявляет модельный ответ.

Первоначально всю работу с КОЗ проводила в тетрадях, затем стала предлагать учащимся часть работы выполнять на специально подготовленных бланках. Особенно при работе с таблицами, схемами, рисунками. Это позволяет экономить время и дает определенную подсказку учащимся, особенно на первых этапах работы с КОЗ. Например, изучая тему «Второстепенные члены предложения» в 5 классе, я предложила учащимся, после самостоятельного прочтения материала учебника, расположить материал в следующей таблице:


Второстепенный член предложения

Вопросы, на которые он отвечает

Чем может быть выражен

Как подчеркивается





При конструировании КОЗ в специальной графе указываю источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

На мой взгляд, целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках русского языка позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.


Компетентностно-ориентированные задания по коммуникативной, информационной компетентности

Аспект:публичное выступление, обработка информации

Аспект: делает вывод на основе полученной информации, приводит аргументы, работает с вопросами, заданными в развитие темы

Стимул:если успешно выполните задание, то сможете правильно употреблять числительные в своей речи, с вами будет приятно общаться

Задание:подготовьте устное выступление, в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?


Источник информации:

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем

количество прочитанных страниц, число забитых голов на

футбольном поле… Цифры окружают нас везде. А между тем имя

числительное – самая немногочисленная часть речи, она

насчитывает всего несколько десятков слов.

Ответьте устно на вопросы, употребляя имена числительные:

в каком параграфе находится материал о числительном?

Сколько дней осталось до каникул? Сколько минут идет урок?

Сколько времени шестиклассник должен делать домашнее

задание? На какой странице учебника параграф 47? В котором

часу кончаются занятия в школе?

Сделайте вывод: в каких случаях мы употребляем имена

числительные в своей речи?

Модельный ответ

Имена числительные употребляются для того,

чтобы рассказ о чем-нибудь был более точным и

доказательным. Иногда без числительных

невозможно обойтись: при подсчете собранного

урожая, при подведении итогов соревнования и т.д.

В школе без числительных тоже худо живется.

Поэтому материал параграфа сорок седьмого мы

должны хорошо изучить.


Компетентностно – ориентированное задание по русскому языку.

Упражнения с одним словом «друг».

Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.

1) Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.

2) А сколько вам, дорогой друг, лет?

3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.

Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице.

Друг – это…

Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.

Запишите их в таблицу.

1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.

Составьте словосочетания с синонимами слова друг.

Запишите в таблицу родственные слова.

Работа с таблицей: проверьте правильность своих записей.



Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка

для 5 класса

  1. Тема: « Распространенные и нераспространенные предложения»

Стимул: «Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 57 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар, информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.

В чем прав и в чем не прав Коля?

Можно ли распространять предложения?

Задание 1

Прочтите самостоятельно материал учебника на стр.57.

1 балл


Задание 2

Запишите примеры распространенных и нераспространенных предложений

5баллов

Задание 3

Выпишите из данного текста нераспространенные предложения:

Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура!Вперед!»

Плещут волны!

Заливают с головой.

-Что мне волны!Самый полный!-

Не сдается рулевой.

3 балла

Задание 4

Проверь себя: учебник , стр.57.,упр.137

5 баллов


Оцените свою деятельность


«5» - 14 баллов

«4» - 10-13баллов

«3» - 7-9 баллов




  1. Тема: «Глагол»

Стимул: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Егор вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошел его друг Саша:

- Что случилось, Егор?

- Да опять «2» за диктант! Опять эти глаголы! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в тексте, путаю с другими частями речи!

- И это проблема?!- воскликнул Саша.- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Что мог посоветовать Саша Егору в этой ситуации?»


Задание 1

Прочтите самостоятельно материал учебника на стр.201

1 балл


Задание 2

Выпишите из текста сказуемые, укажите, чем они выражены:

Спят горы. Но вот словно незримый фонарик подносит факел к вершинам. Загорелись снега на самых высоких горах, потом зажглись малые. Вдруг еще ущелье засияло багряно-желтыми осенними красками. Спокойно переезжаем реку. Лошади сами выбирают дорогу, и мы опускаем поводья.

5баллов

Задание 3

Выпишите глаголы в неопределенной форме :

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрый будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам не дешево!

3 балла

Задание 4

Проверь себя: учебник , стр.205.,упр.511

5 баллов


Оцените свою деятельность


«5» - 14 баллов

«4» - 10 - 13баллов

«3» - 7 - 9 баллов




  1. Тема: «Второстепенные члены предложения»

Стимул: Наш иностранный друг тоже изучает второстепенные члены предложения. Он назвал такое предложение со второстепенными членами :вдоль дороги цветут желтые одуванчики .Как ты считаешь, это верно? Докажи свою точку зрения. Для аргументации поищи информацию самостоятельно в учебнике на стр.51., и обрати внимание на памятку, затем расположи материал в следующей таблице:

Второстепенный член предложения

Вопросы, на которые он отвечает

Чем может быть выражен

Как подчеркивается


  1. Тема: «Имя числительное»

Стимул: Если успешно выполните задание, то сможете правильно употреблять числительные в своей речи, с вами будет приятно общаться


Задание 1

Подготовьте устное выступление, в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?

Источник информации:

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем

количество прочитанных страниц, число забитых голов на

футбольном поле… Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она

насчитывает всего несколько десятков слов.









5 баллов

Задание 2

Ответьте устно на вопросы, употребляя имена числительные:

- в каком параграфе находится материал о числительном?

- Сколько дней осталось до каникул?

- Сколько минут идет урок?

- Сколько времени пятиклассникк должен делать домашнее

задание?

- На какой странице учебника параграф 47?

- В котором часу кончаются занятия в школе?



5 баллов

Задание 3

Сделайте вывод:

- в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?


4 балла

Оцените свою деятельность


«5» - 14 баллов

«4» - 10 - 13баллов

«3» - 7 - 9 баллов



  1. Тема: «Размышляем, фантазируем»


Стимул: Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях, сделайте запись в таблице.

1.Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.

2) А сколько вам, дорогой друг, лет?

3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.


Задание 1

Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу.

1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.








5 баллов

Задание 2

Составьте словосочетания с синонимами слова друг.

Запишите в таблицу родственные слова.


3 балла

Задание 3

Работа с таблицей: проверьте правильность своих записей.


4 балла

Задание 4

Сделайте определенный вывод:

- В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?


2 балла



Оцените свою деятельность


«5» - 14 баллов

«4» - 10 - 13баллов

«3» - 7 - 9 баллов



6.Тема: «Имя прилагательное и имя существительное»

Стимул: Помоги учительнице: подбери 1-2 загадки с безударными окончаниями в именах существительных или прилагательных. Запишите их, отмечая все орфограммы. Укажи источники получения информации.


7.Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Стимул: Проверь себя!

Задание 1

Прочти предложение.







3 балла

Задание 2

Найди подлежащее и сказуемое.


3 балла

Задание 3

Укажи, чем они выражены.


2 балла

Задание 4

Если существительным – ставь между ними тире.


2 балла

Задание 5

Проверь себя :

- подставь слово « это» или « вот» между подлежащим и сказуемым.

4 балла



Оцените свою деятельность


«5» - 14 баллов

«4» - 10 - 13баллов

«3» - 7 - 9 баллов



8.Тема: « Однокоренные слова»

Стимул: Илья делал домашнее задание. Из – за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить пропущенные темы. Он открыл учебник. На странице 132 было написано:

«Однокоренные слова». Странно, -подумал Илья, разве в словах есть корень? Разве они растут на почве? Разве мы их поливаем, чтобы у них был крепкий здоровый корень?

Вопросы звучали, а ответы не находились. И тогда Илья решил позвонить отличнице Лизе. Она ответила, что однокоренные слова…..

Что на эти вопросы ответила Лиза?

Задание 1

Прочтите самостоятельно материал учебника на стр.132.



1 балл

Задание 2

Подберите к данным словам однокоренные слова:

Лес, снег, ход, земля, зима,дом




5 баллов

Задание 3

Найдите однокоренные слова в тексте, определите их структуру:

Грузчики разгрузили вагон. Человек, охраняющий лес, называется лесничим. Водоросли – это водяные растения. Местность, где много гор, называется гористой.





5 баллов

Задание 4

Проверь себя :

Упр.323., стр.135

3 балла





Оцените свою деятельность




«5» - 14 баллов

«4» - 10 - 13баллов

«3» - 7 - 9 баллов



9.Тема: «Развитие речи»

Стимул: в контакте вы познакомились со сверстниками из далекой Африки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты русской природы. Фотографии нет. Попытайтесь составить словесную зарисовку. Она должна быть небольшой по объему (не более 20 слов). Постарайтесь не испортить работу ошибками и проверь.



10.Тема: «Имя существительное и имя прилагательное»

Стимул: Составь для одноклассников свою проверочную работу с непроверяемыми орфограммами. Выбери из орфографического словаря слова (10-12 слов). Тему для проверочной работы определи сам. Тема должна относиться к разделу грамматики или орфографии русского языка.



компетентностно - ориентированные задания по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повысилось качество знаний учащихся.

 

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности. 

Автор Кравченко Ольга Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1765
Номер материала 4136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓