Главная / Русский язык и литература / Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ЛЯНТОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»











Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

















Автор учитель русского языка и

литературы Виноградова Елена Викторовна

МАОУ « Лянторская СОШ №7»













Лянтор 2013 г.



Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

5-9 класс

Задание № 1

Стимул: В зимние каникулы в школе пройдет конкурс «Страна Фразеология», участникам которого необходимо пройти несколько станций, чтобы получить звание «Знаток Фразеологии». Вот одно из заданий.

Задачная формулировка 1.Прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.

Имущество это состояло из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший … между матерью и сыном (М.Е.Салтыков- Щедрин)

Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей его происхождения:

Источник информации: Выражение пришло из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»

Модельный ответ: яблоко раздора

Задачная формулировка 2. Прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.

Никита, да что тебя упрашивать? Чего, как…, к порогу прирос, пройди в горницу. (Н Бирюков)

Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей его происхождения:

Источник информации:- Первоначально так говорили о татарских князьях, которые после покорения русскими Казанского ханства ( при Иване Грозном) старались разжалобить русских царей, чтобы добиться от них всякого рода уступок.

Модельный ответ: сирота казанская


Задание № 2

Стимул: Вам дали задание подготовить подборку интересных фактов из жизни животных. Но младшая сестренка решила вам «помочь» и разрезала подготовленное сообщение на несколько частей.

Задачная формулировка 1 : Составьте сложные предложения, соединив фразы по смыслу. Запишите цифрами полученные пары. Имейте в виду, что в задании есть «лишние» части предложений.

1) сейчас бизоны сохранились только в немногих местах Америки

2) что дельфины могут копировать человеческую речь с интонациями дрессировщика

3) умение ориентироваться по слуху подсказывает китам

4) куда лететь

5) где их охраняют

6)обнаружено

7) что морская корова была неразумно истреблена вскоре после открытия ее человеком

8) куда плыть

Источник информации: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской для 9 класса, параграф № 5

Модельный ответ:1-5, 3-8, 6-2

Задачная формулировка 2: Составьте сложные предложения, соединив фразы по смыслу. Запишите цифрами полученные пары. Имейте в виду, что в задании есть «лишние» части предложений.

Источник информации: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской для 9 класса, параграф № 5

1) Уже вполне сформировавшиеся детеныши кенгуру в минуту опасности направляются к маминой сумке

2) где Балтийское море

3) когда на небе видны звезды

4) когда защищается

5) плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают

6) куда и прячутся

7) ядовитая змея кусает человека только тогда

8) куда лететь

Модельный ответ: 1-6, 7-4, 5-2

Задание № 3

Стимул: Вы знаете, что существуют очень полезные книги- словари. На уроке русского языка вам встретилось слово «жаргонизмы».

Задачная формулировка: 1.Укажите, какой словарь потребуется, если необходимо уточнить значение слова? Как пишется слово? Как произносится слово?

2.Выясните значение слова по выбранному вами словарю.

3.Дайте шуточное толкование знакомым словам:

Администратор - министр в аду,

Аплодировать - сорвать плоды,

Балалайка- собачка для бала.

Балда- согласие приехать на бал,

Баранка- овца,

Варвар- повар,

Вездеход- путешественник.

4.Составьте «Толковый словарь диалекта учащихся». Записывайте слова, которые свойственны школьникам, на отдельных карточках, расположите их в алфавитном порядке, оформите словарные статьи так же, как в настоящем толковом словаре: объясните значение слов, приведите примеры.

Источник информации: толковый словарь русского языка С.Ожегова

Модельный ответ: толковый словарь, орфографический, орфоэпический;

Жаргонизмы- речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.

Задание №4

Стимул: Прочитайте стихотворение Н.Наволочкина "Грамотей". Что помешало герою выполнить бабушкино задание? Вы хотите быть грамотными?
Задачная формулировка:
Задание 1. Расставив все пропущенные знаки препинания в примерах, объясните выбор знаков в бессоюзных сложных предложениях (любым способом).
Задание 2. Обобщите условия постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы или предложив свой способ.
Источник информации: учебник русского языка для учащихся 9 классов под редакцией М. Разумовской; параграф 23.
Бланк для выполнения задания:
Задание 1. Расставив все пропущенные знаки препинания в примерах, объясните выбор знаков в бессоюзных сложных предложениях (любым способом).
1. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в настороженной тишине.
2. Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали на карты а он не любил проигрываться.
3. Высовываю голову в окно свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб.
4. Я приподнялся и замер не показалось ли?
5. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь гласит народная или вернее простонародная пословица.
6. Все небо было испещрено звездами таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание они казалось с тихим вниманием глядели на далекую землю.

Задание 2. Обобщите условия постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы или предложив свой способ.

Знак препинания - Условие постановки - Пример
ЗАПЯТАЯ
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
ДВОЕТОЧИЕ
ТИРЕ
Инструмент проверки:
1. И сразу же стихнут коростели, и перестанет гудеть в болотах выпь, луна подымается в настороженной тишине.
2. Турбин избегал попадать на такие вечера: его усаживали на карты, а он не любил проигрываться.
3. Высовываю голову в окно – свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб.
4. Я приподнялся и замер: не показалось ли?
5. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», – гласит народная, или, вернее, простонародная пословица.
6. Все небо было испещрено звездами; таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание; они, казалось, с тихим вниманием глядели на далекую землю.
Таблица
Знак препинания - Условие постановки - Пример
ЗАПЯТАЯ Части предложения тесно связаны по смыслу
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ 1. Части предложения менее тесно связаны по смыслу.
2. Части предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые
ДВОЕТОЧИЕ Вторая часть раскрывает и разъясняет содержание первой;
В первой части есть глаголы мысли и чувства, предупреждающие о дальнейшем изложении факта или описании (подсказка: можно вставить союз что)
ТИРЕ

Задание №5

Стимул: Проблемный вопрос: Почему в словах, обозначающих один и тот же предмет, мы можем написать Н и НН? Например: мороженая клубника

и замороженная клубника.

Задачная формулировка:

6 – 8 классы: По образцу составить и представить тестовое задание

В каком слове пишется Н или НН?

9 класс: Самостоятельно разработать и представить тестовое

задание : В каком ряду во всех словах пишется Н или НН?

Источники информации:

· Большой словарь русского языка. – Бука Софт. PC CD-ROM, 2007г.

· Львова С.И. и др. Русский язык. Сборник заданий. – М.:

ЭКСМО, 2008

Учебники: Русский язык – 6, п. 38; Русский язык – 7, п.7; Русский язык – 9,

п.52

Инструмент проверки:

Критерии оценивания:

· Все слова задания – причастия

· Вариантов слов или рядов должно быть 3- 4

Один правильный ответ (соблюдение принципа технологичности теста)

Примеры заданий:

В каком слове пишется Н?

а) варё_ый б) необоснова_ый в) маринова_ый

Модельный ответ:

В каком ряду во всех словах пишется НН?

а) балова_ый, слома_ый, незва_ый

б) жаре_ый, исправле_ый, скоше_ый

в) разжалова_ый, скова_ый, поджаре_ый

Задание № 6

Стимул:

Твой друг- семиклассник собирается принять участие в интерактивной игре «Знатоки русского языка». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.

Задачная формулировка:

1) Перед вами небольшой отрывок текста. Определите, какова, с вашей точки зрения, главная цель текста. Выберите один вариант ответа из предложенных:

-Обьяснить, как можно привлечь внимание инопланетян к землянам

- Развлечь читателя забавными историями

-Убедить читателей в точности научных исследований

- Красочно и наглядно изобразить. Как происходят поиски внеземных цивилизаций

- Кратко и доходчиво рассказать об истории и результатах научных исследований

- Что- то другое, что не названо выше

2) Составьте небольшой текст о Москве - столице нашей Родины, употребив осложненные предложения (10-15 предложений).

Источники информации: Текст для выполнения задания 1:

(1) Наряду с идеей существования разумной жизни вне Земли выдвигались проекты, как привлечь внимание инопланетян к нам самим.

(2)Немецкий математик Карл Гаусс предлагал прорубить в сибирской тайге просеки геометрической формы. (3) По мнению ученого, такие знаки могли легко обнаружить с других планет. (4) Теперь мы знаем, что такие просеки были бы видны с орбиты спутника Земли ; но рассмотреть их, допустим, с Марса или Венеры было бы весьма затруднительно...

(5) Предлагали вырыть каналы в пустыне Сахара, наполнить их горючим веществом и поджечь; использовать солнечные "зайчики" от большого количества зеркал, направляя последние в космос.

(6) Но ученые не только пытались разработать способы привлечения к Земле внимания собратьев по разуму. (7) Они искали следы цивилизаций в самой Солнечной Системе, прежде всего на Марсе. (8) Все было тщетно...

(9) Сейчас твердо установлено, что вблизи Солнца разумные существа обитают только на Земле!

Модельный ответ:1- как привлечь внимание инопланетян к Земле; 2- за каждое правильное предложение- 1 балл, максимальное количество баллов за задание 2 -15.


Задание № 7

Стимул: Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?

Сказуемое бывает разных типов. Умение без затруднений находить главные члены предложения и определять тип сказуемого очень важно при анализе предложений, который начинается с выделения грамматических основ.

Задачная формулировка: Обсудите в паре и сделайте выводы.

Источник информации: Таблица с группами предложений, задания к каждой группе.

Материал учебника русского языка для 8 класса под редакцией М.Разумовской, параграф 18

Модельный ответ :

Схемы сказуемых.

Вывод в тетради



Над Невою резво вьются флаги.

Мир опустел. Теперь куда же меня б ты вынес, океан?

Я к вам приду на день рождения.

После школы Ольга будет поступать в Пермский государственный университет.

Широкой полосой протянулся Млечный Путь.

Я буду поливать цветы, лодку мастерить себе.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Ольга хочет учиться в художественной школе.

Владимир продолжал сильно беспокоиться.

Любишь ты поспорить!

Отец не мог сказать ни слова.

Он постарался побыстрее миновать брод.

Девочка перестала плакать.

Я решила поступить в Пермский государственный университет.

  • Подчеркните сказуемое.

  • Укажите, чем выражено сказуемое.

  • Укажите наклонение глагола, время, лицо, число.

  • Определите сказуемое.

  • Укажите, чем выражено сказуемое.

  • Укажите, какой глагол в составе сказуемого выражает лексическое значение, какой – грамматическое значение. Подпишите над глаголами


грамматич. лексич.

(Пример: принялся тушить).


  • Чем данные сказуемые отличаются от сказуемых в предложениях в первой графе таблицы?



Сделайте выводы

1. Если сказуемое состоит из одного глагола-сказуемого в форме какого-либо наклонения, то оно называется…..

  • Учтите, что глагол, выраженный формой будущего сложного времени (будут петь), считается одним словом.

2. В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого?


  • Если сказуемое состоит из ….., то оно называется….

  • В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого? Какой из глаголов является вспомогательным?

  • Нарисуйте схему данного сказуемого.



= +




Распределите вспомогательные слова по группам:

  • глаголы со значение начала, конца, продолжения действия…..

  • модальные глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости (в роли вспомогательного слова могут быть краткие прилагательные)….

  • глаголы эмоционального отношения….

Приниматься, постараться, должен, мочь, пожелать, нравиться, готов, обязан, переставать, начинать, хотеть, рад, любить.


Задание № 8

Стимул: Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека.

Задачная формулировка: 1) Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера.

2) Заполни таблицу, выписав из текста 5 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 5 составных количественных числительных, а также все порядковые.

3) Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

4). Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. Разумовской, параграф 49-53, отрывок из повести А. Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Бланк для выполнения задания:

В речи делового человека _______________________________________________________


Простые количественные

числительные

Сложные количественные

числительные

Составные количественные

числительные

Порядковые

числительные



















































26 – Р. П. _____________- Т. В. _____________________

510622731 – Р. П. _______________________________ - Т. В. _________________

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.

- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.



Задание №9

Стимул: Ученик из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки.

Задание: Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.

Пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить, четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. Разумовской , параграф 49-53

Модельный ответ

52

ПяТЬдесят два

500

пЯТЬСот

495

Четыреста девяносто пять

1459

Тысяча четырестА пятьдесят девЯть

4210

Четыре тысячи двести десЯть

70

семЬДЕсят

8

восемЬ

300

тристА


Задание № 10

Стимул: Представь, что ты на экскурсии в Москве в Храме Христа Спасителя. С тобой в группе туристы-иностранцы, изучающие русский язык и порядковые числительные.

Задание 1: Помоги им найти числительные в речи экскурсовода и правильно их записать.

Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Освещение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет. В 1860-м завершили все наружные отделочные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти.

Источник информации: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. Разумовской , параграф 49-53

Модельный ответ

10 сентября

Десятого сентября

1839 года

Тысяча восемьсот тридцать девятого года

На 44 год

На сорок четвертый год

26 мая

Двадцать шестого мая

1883 года

Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года

В 1860-м

В тысяча восемьсот шестидесятом


Задание 2. Составить свой текст, употребив в нем порядковые числительные 1628, 381, 2009, слова: город, основатель, центр

Задание № 11

Стимул: Вам не раз, наверное, приходилось задумываться над тем или иным словом, над его историей , составом и т.д.

Задачная формулировка: Составьте «Языковой портрет слова».

Источник информации: статьи из разных словарей.

Модельный ответ: Объединившись в творческие группы, учащиеся составляют тексты на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления могут быть разные.

«Языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.

Задание № 12

Стимул: тебе нужно уточнить значение предложенных слов в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д Ушакова. Этот словарь состоит из 4-х томов. Слова в них располагаются следующим образом:

Том1: от А до К

Том 2: от Л до О

Том 3: от П до Р

Том 4: от С до Я

Слова, которые нужно уточнить: новоиспеченный, морфологический, погода, бицепс, замшевый, шлюз.

Задачная формулировка: укажи, какие слова ты будешь искать в каждом из томов

Источник информации: алфавит; учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Разумовской, параграф № 5

Модельный ответ:

В томе 1 я буду искать слова бицепс, замшевый

В томе 2 я буду искать слова новоиспеченный, морфологический

В томе 3 я буду искать слова погода

В томе 4 я буду искать слова шлюз.

За каждое слово, правильно соотнесенное с томом, -1 балл. Максимальное количество баллов-6 баллов.

Задание № 13

Стимул: И взрослые, и дети любят сказки и веселые истории. Нередко юмористический эффект достигается в них благодаря словам с переносным значением.

Задачная формулировка: Сочините веселую сказку или рассказ, в которой(ом) обыгрывается прямое и переносное значение слов. Слов с переносным значением должно быть 2-3.

Источник информации: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Разумовской, параграф №34

Модельный ответ: за правильно составленный рассказ- 5 баллов; за каждую пару слов- 1 балл. Максимальное количество баллов- 8.

Задание № 14

Стимул: Ваша учительница русского языка решила вести кружок любителей русского языка. Желающих оказалось так много, что пришлось организовать вступительные испытания. Помогите стать членом этого кружка вашей однокласснице.

Задачная формулировка 1 :Перед вами слово Ель. Придумайте слова, в которые входит это слово, и расположите их на стволе ели. У кого ель получится выше и веток на ней больше? Найдите объяснение незнакомых вам слов в словарях.

Источник информации: толковые словари любых авторов

Модельный ответ:

Ель

Мель

Метель

Канитель

Белье

Стельки

Веселье

Мельник

Понедельник

Задачная формулировка 2.Отгадай слово! Объясни его написание.

В этой игре суровые законы: за неправильный ответ- «тюрьма». Играют вдвоем. Один игрок загадывает слово: он указывает количество букв, называет первую и последнюю букву. Другой игрок отгадывает, называя буквы, как в «Поле чудес». Если буква названа неправильно, первый игрок чертит первую линейку клетки и так – до 5-6 линеек, которые составят решетку «тюрьмы».

Каша, которая напоминает о Древней Греции- г- - - - - - с

Животное, имеющее два имени- г - - - - - - - - м

Сложное слово, обозначает профессию - ж - - - - - - - - - д

Бывает, когда болеешь - т - - - - - - - - - а

Модельный ответ: геркулес, гиппопотам, животновод, температура

Задание № 15

Стимул: В романе английского писателя 20 века К.С. Льюиса «Мерзейшая мощь» рассказывается, как волшебник Мерлин победил тех, кто пытался захватить господство над миром. А достиг он победы тем, что смешал слова и лишил их смысла. Вот как заговорил главарь этой банды на торжественном собрании:

Дэди и лентмены, мы все обнимаем…э-э…что троизошло трискорбное троисшествие. Как это ни грамматично, я умерен, что…Хилые кости! .. ( Перевод с английского Н.Л.Трауберг)

Вы, конечно, поняли, что хотел сказать оратор.

Задачная формулировка: Попробуйте применить этот прием в сочиненной вами сказке. Что будет, если слова лишить смысла?

Источник информации: толковые словари

Модельный ответ: сказка; ответ на вопрос

Задание № 16

Стимул: ваш старший брат служит в армии. В своем письме он посоветовал вам прочитать книгу В.Кондратьева «Сашка» .

Задачная формулировка: прочитайте отрывок из повести В.Л. Кондратьева «Сашка». Найдите 5 специальных слов и 2 словосочетания, которые используют военные. Объясните, для чего они употреблены. Расскажите о них брату в письме.

А ночь плыла над передовой, как обычно… Всплескивались ракеты в небо. Рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… порой небо пронизывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада.

Источник информации: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Разумовской, параграф № 35

Модельный ответ:

5 специальных слов - передовая, ракеты, снаряды, мины, трассирующие.

2 словосочетания - пулеметные очереди, артиллерийская канонада.

Задание № 17

Стимул: в наши дни люди общаются разными способами, нередко совсем забывая о личной переписке

Задачная формулировка: 1. Прочитай текст №1 «Личная переписка в современном мире». Ответь на вопросы: Какой вывод делает автор о значении переписки в наши дни? С помощью каких аргументов он обосновывает свой вывод?

Вывод: _______________________

Аргументы:___________________________

2. Прочитай текст № 2 «Личная переписка в современном мире». На основе прочитанного текста составь для себя справочную таблицу «Виды личной переписки».

Вид личной переписки

предназначение

Возможность переслать по почте







Стимул: Представь, что тебя неожиданно пригласила на день рождения знакомая девочка. Праздник состоится завтра, а у тебя нет еще ни подарка, ни идеи подарка. Но ты знаешь, что приглашен и твой друг, с которым можно было бы объединить свои усилия в поиске идеи подарка. Однако, придя домой к другу, ты его не застал. Так как ты не можешь позвонить по телефону или передать информацию через кого- либо, придется написать записку.

Задачная формулировка: используя информацию из текста №2, напиши другу записку, которая поможет тебе срочно его увидеть и решить вопрос с подарком.

Источник информации: текст №1 и текст №2

Текст №1 «Личная переписка в современном мире»

Наши предки считали составление писем искусством и относились к нему очень серьезно. И действительно, правильно составленное письмо- рекомендация могло помочь продвижению по службе, личное письмо - способствовать сохранению дружбы или поддержать родственные отношения.

Что же сейчас изменилось по сравнению с прошлыми веками? Казалось бы, когда появились телефоны, люди должны писать письма все реже и реже. Но значение переписки ничуть не уменьшилось. Ведь к написанному тексту всегда можно обратиться вновь, а информация, полученная при телефонном разговоре, может забыться.

Люди часто переписываются по рабочим вопросам. Написав деловую бумагу, человек расписывается в ней, и это означает, что он принимает на себя ответственность за все, что там сказано. После телефонного разговора всегда можно возразить: «к сожалению, вы меня не так поняли».

И в обычной жизни переписка играет важную роль. Такая переписка- обмен письмами между людьми, не связанными деловыми отношениями,- называется личной перепиской. Конечно, можно позвонить другу, даже если он живет в другом городе. Но ведь дорого…А вот написать письмо - значительно дешевле. К тому же всегда приятно хранить у себя бумагу, на которой написал что-то близкий человек, как память о нем.

Текст №2 «Личная переписка в современном мире»

Личная переписка на бумаге в основном бывает трех видов:

1.Письмо - поздравление. Его обычно пишут на открытке. Оно состоит из трех частей: 1)обращение, 2)основная часть, 3)подпись. Обращение можно начинать со слов «Уважаемый» (если оно обращено к старшему), «Дорогой» ( если оно обращено к другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления, и добрые пожелания. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр». Обычно такие письма не очень длинные.

2.Письмо- сообщение. Такие письма чаще всего пишут, чтобы поделиться с другом или родственником событиями личной жизни. В них рассказывается о текущих делах, впечатлениях. Подобные письма начинаются с обращения, затем следует основная часть ( сообщение об одном или нескольких событиях), заканчивается письмо подписью.

3. Записка. Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чем-то важном и срочном. Записка начинается обращением, после которого идет основная часть- информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Такие сообщения передаются обычно лично в руки или оставляются на видном месте.

Задание № 17

  • Что общего между капитаном и капустой?

  • Что общего у пчелы и быка?

  • Почему 12 месяц года называется?

  • Докажите, что слова редиска, радикал, радикальный, радикулит – родственные?

  • Почему в старину ябедник был уважаемым человеком?

  • Почему за яд, подаваемый к столу, в древности не только не казнили, но и благодарили?

  • Что общего между кочегаром и шофёром?

  • Каково происхождение существительных тунеядец, баррикада, лошадь, товарищ, рубль?

  • Проверьте свои выводы по этимологическим словарям и другой справочной литературе

Задание № 18

Перед вами два фантастических животных - мамалыга и жаваруга. Обратите внимание, как изобразил их художник. А теперь попробуйте изобразить двух фантастических животных. Один зверь - урщух, другой - лимень. Сравните рисунки. Какое животное рисуют чаще как страшное, дикое, злое, какое – ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав.

hello_html_34156767.jpg



Задание № 19

Сочините фантастическую историю, героями которой будут звуки. Помните, что каждый звук имеет свой характер:

{ш} - тихий, медленный, тревожный;

{р} - сильный, агрессивный, грубый;

{л} - мягкий, ленивый.

Задание № 20

Прочитайте маленькие рассказы из цикла «Весёлый алфавит». Они необыкновенны тем, что каждое слово начинается на одну определённую букву. А если их произносить быстро-быстро. Они звучат, как скороговорки.

Люблю май, лёгкий, летящий.

Лопнули почки, появились листочки, лакированные листочки.

Лиственница любимая ладошки ландышу лизнула.

Волна, волна-все буквы влажны

Великой влаги вечный путь.

Метель-канитель, повилика-повитель, перемётывала, перелётывала, полумёртвая, перевёртывала.

Косарь Касьян косой косил косо .Не скосит Касьян-косарь покоса.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

В поле полет Поля просо, а пузатый пеликан пару пончиков, печенье, пышки, плюшки, пирожки тёте Поле в поле носит в полосатом пиджаке.

Задание № 21

Подготовьтесь читать эти рассказы, как скороговорки. Проверьте свой словарный запас и проявите фантазию, участвуя в конкурсе «Азбучные истины».

Сочините свои маленькие рассказы на буквы: А, Б, О, С. Попробуйте «составить алфавит» из названий птиц, например: аист, баклан, ворона, гагара   или из названий фруктов, например: апельсин, банан, виноград… В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарём. На какие буквы вы не смогли найти слова? Почему?

Задание № 22

Работа с текстом на основе разноуровневых заданий
Цель: формирование речеведческих и правописных навыков
Уровень А

Иногда люди хотят, чтобы их н…узнавали (hello_html_1089d84.png- если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) н…родственники, н…соседи, н…чужие (hello_html_1089d84.png- частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н…свет н…заря (hello_html_1089d84.png- фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н…хотел примерить красивый деревянный капюшон (hello_html_1089d84.png-простое восклицательное предложение)! Кто н…приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (hello_html_1089d84.pngпредложение сложное, частицу можно опустить). Но как н…старался (hello_html_1089d84.png-предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик, н…одна (hello_html_1089d84.pngничто) из его работ н…доживала (hello_html_1089d84.pngесли опустим частицу, смысл изменится на противоположный)до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. Н…раз (hello_html_1089d84.pngмного раз) обижался мастер на эту традицию, но н…разу (hello_html_1089d84.png - никогда) никому н…жаловался (hello_html_1089d84.png - если опустим частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

(По Е.Пономарёву)

Уровень В
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь таблицей устойчивых сочетаний. Расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях ( ориентируйтесь на подчёркнутые сказуемые).


Использованная литература:

1.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель,2007

2.Разумовская М.М., Львова С.И., Лекант П.А. Русский язык: Учебник для 5,6,7,8,9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,2008

3.Цветкова Г.В. Система контрольных и тестовых заданий на основе единого текста. Волгоград: Учитель, 2009

4. www.1september.ru

5.http:// standart.edu.ru



Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку

5-9 класс

Задание № 1

Стимул: В зимние каникулы в школе пройдет конкурс «Страна Фразеология», участникам которого  необходимо пройти несколько станций, чтобы получить звание «Знаток Фразеологии». Вот одно из заданий.

Задачная формулировка 1.Прочитайте предложение, в котором пропущен известный фразеологизм.

Имущество это состояло из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший … между матерью и сыном (М.Е.Салтыков- Щедрин)

Определите, какой фразеологизм пропущен, познакомившись с историей  его происхождения:

 

Источник информации: Выражение пришло из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»

Автор Виноградова Елена Викторовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1327
Номер материала 20244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓