Главная / Директору-завучу / Компетентностный подход как основа повышения качества образования

Компетентностный подход как основа повышения качества образования


Компетентностный подход

как основа повышения качества образования

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.

Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного:

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)


Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то при инновационном образовании преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебный деятельности. Студент становится активным участником учебного процесса, следовательно повышается его ответственность за качество своего образования.

Компетентностно - ориентированное профессиональное образование –не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи – ключевыми компетенциями .

Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина "квалификация", компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как: инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция. Но до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». 

Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Таким образом, определено пять ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены специалисты.

Компетенции общие (базовые, универсальные, ключевые)

политические и социальные

способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно

связанные с жизнью в многокультурном обществе

уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий

относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией

важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком

связанные с возрастанием информатизации общества

Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ

способность учиться на протяжении жизни

в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни


В воспитании и обучении наших студентов, мы делаем акцент на то, что специалист XXI века- высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. От того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. Однако многие выпускники, как молодые специалисты, часто сталкиваются с проблемами на новом малознакомом рабочем месте, и невольно может возникнуть вопрос, чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту для успешной работы? Прежде всего, высокого уровня развития и овладения общими (личностными) компетенциями.

Личностная (общая) компетенциянабор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации( например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и.т.п)

В общем виде личностная компетенция включает в себя:

-принятие решений;

-установление контактов;

-коммуникативность;

-ориентация на результат;

-установка на обучение;

-уверенность в себе;

-способность правильно распоряжаться своим временем (тайм- менеджмент);

-умение решать проблемы;

-умение ставить цели и достигать их;

-умение вовремя мобилизоваться;

-учиться и переобучаться;

-адекватно воспринимать и анализировать информацию.

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т. д

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

-владение той или иной лексикой;

-развитость устной речи (в том числе четкость, правильность);

-развитость письменной речи;

-умение соблюдать этику и этикет общения;

-владение коммуникативными тактиками;

-владение коммуникативными стратегиями;

-знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;

-умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);

-способность разрешать конфликты;

-ассертивность (уверенность);

-владение навыками активного слушания;

-владение ораторским искусством;

-актерские способности;

-умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;

-эмпатия;

-умение проникнуться интересами другого человека.

В настоящее время в нашей республике подготовка педагогических кадров имеет 2-х ступенчатую систему: педагогический колледж и вуз.

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в педагогическом колледже опирается на Государственный стандарт образования РК.

Покидая стены колледжа,выпускник должен обладать определенными компетенциями –профессиональными качествами, тем потенциалом ,который будет актуализирован в процессе осуществления профессиональной деятельности и свидетельствовать о его компетентности .

Целью  отечественного педагогического образования должно стать  содействие развитию  универсальных компетенций будущего специалиста.

В  соответствии с заданной целью выделяют модель  универсальных  компетенций, охватывающих полифункциональный характер педагогической  деятельности. 

Компетенции

Содержание компетенции

1

Психолого-педагогические и  методические  

Знания в области психологии, педагогики, методики преподавания, умение реконструировать  знания в систему содержания предмета.

2

Конструктивно-технологические

Знание  и способность планировать, конструировать, моделировать и реализовывать различные виды образовательной деятельности.

3

Операционно-педагогические

Знание и владение инновационными методиками, современными технологиями обучения, обеспечивающими высокое  качество  образования.

4

Рефлексивно-педагогические

 Умение адекватно оценивать процесс и результаты  своей  педагогической  деятельности, вносить в нее необходимые коррективы.

5

Квалиметрические

Умение  разрабатывать и применять  оптимальные средства измерения качества образования и творческих достижений   учащихся.

6

Креативные 

Умение творчески организовать педагогический процесс, владение навыками конструирования инновационных форм профессиональной   деятельности.

7

Социально-коммуникативные

Умение и способность осуществлять  социальные  и  профессиональные  контакты в  сфере  педагогической  деятельности.

8

Личностно-индивидуальностные   

 

Знание и осознание своего «Я»  в контексте профессиональной роли, умение развить свою индивидуальность в рамках профессионально-педагогического существования.

9

Ценностно-смысловые  

Знание  ценностных  ориентиров личности, умение видеть и понимать окружающий мир в контексте целевых и смысловых  установок педагогической деятельности.

10

ИКТ-компетенции

Знание обучающих систем ИТ и мультимедиа-технологий, умение грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Названные компетенции выступают как интегрированные характеристики, системные качественные новообразования, формирующие модель компетентности будущего  педагога.






Компетентностный подход как основа повышения качества образования
  • Директору-завучу
Описание:

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.

Автор Бутеев Мурат Султанович
Дата добавления 25.01.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 686
Номер материала MA-064114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓