Формирование ключевых компетенций на уроках биологии
Садовников
Николай Петрович. преподаватель
биологии
Статья отнесена к
разделу: Преподавание биологии
В условиях формирования информационного
общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции
наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные
человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое
понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не
смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения.
Педагогика понимает под компетентностью уровень
образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения
возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной
позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество
образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде
личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана
необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом
и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и
выделения общих компетенций.
Советом Европы было принято определение 5
ключевых компетенций, которые характеризуют следующие направления.
1. Политическое
и социальное: способность принимать ответственность, участвовать в принятии
групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
2. Жизнедеятельность
в многокультурном обществе: контроль за проявлением расизма, ксенофобии, климата
нетолерантности.
3. Владение
устной и письменной коммуникацией. Владение более чем одним языком.
4. Информационная
грамотность. Владение информационными технологиями, понимание сущности их
применения, сильных и слабых сторон использования информационных технологий.
5. Способность учиться на протяжении всей активной жизни.
В результате каждый обучающийся создает свою
компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной
профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов
компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые
компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они
многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного
интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические,
коммуникативные, прогностические и другие процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы
представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя
аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую,
этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного
образования.
Выделим основные виды компетенций, которые
приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая,
образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная,
общекультурная, социально-трудовая.
Рассмотрим, каковы возможные методы, средства
формирования ключевых компетенций на уроках биологии.
Ценностно-смысловая
компетенция
Ценностное отношение и интерес к содержанию и
процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к
реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество
живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в
жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд
на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать
себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это
устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”,
“как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и
поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе,
отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного
использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда
же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории,
программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией;
Образовательная
•
На уроках биологии ученик учится с разных сторон
рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую
точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем
самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
•
Готовность и способность школьника к осуществлению
самодиагностики, и самоанализа формируется на протяжении всего времени изучения
биологии, наиболее выражена эта характеристика у учеников старших классов. Этот
компонент формируется с помощью использования различных методов диагностики,
обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов
ученика. На уроках и вне занятий проводится индивидуальная работа с учениками,
которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном
объеме учебный материал.
•
Начиная со среднего звена, ученики работают над
созданием проектов, портфолио, ведут научную деятельность. Младшие школьники,
создавая собственный образовательный продукт, нуждаются в постоянной совместной
работе с преподавателем - для определения темы работы, постановки целей,
обобщения и анализа результатов, оформления выводов. В старшем звене гимназисты
больше работают самостоятельно, преподаватель лишь корректирует, советует, помогает
грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка проектов и научных
работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии
с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению
результату.
Учебная
•
В процессе работы индивидуально или в группах
ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И,
решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или
процессе. И, если в 6 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все
еще лежит на учителе, в старших классах ученики сами могут справиться с этой
работой.
•
На практических и лабораторных работах, при
проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения
основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ
и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
•
На всех параллелях ученики много и активно работают
с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом
информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов,
формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной
литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии,
мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и
выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
Познавательная
•
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение
такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных
изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению
жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по
стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно
или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание
семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или
смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение
органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.
•
На уроках после отработки алгоритмов в стандартных
ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить
творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
Информационно-коммуникативная
•
Формирование навыков работы в группе, овладение
различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность:
интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно
задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы,
проанализировать результаты деятельности.
•
С первого урока и на каждом занятии вводятся новые
биологические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения
естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках
оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с
использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных
и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.
•
Большое значение имеет составление планов и опорных
конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно,
как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля
знаний.
Общекультурная
компетенция
•
На первых этапах изучения - осознание роли науки
биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной
картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки
биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли
биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир,
формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Социально-трудовая
компетенция
•
Формирование социальной активности и функциональной
грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать
преимущества и недостатки биологического образования), в области
профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на
рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой,
владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
•
Таким образом, формирование т.н. универсальных
компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работу по
формированию мотивации к изучению биологии мы начинаем со среднего звена. При
этом разнообразные педагогические средства, используемые нами, в среднем и
старшем звене существенно отличаются. На каждом этапе мы стремимся развить
мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.