Главная / Школьному психологу / Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ

Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ

«Коммуникативная компетентность

педагогов дошкольных образовательных учреждений»

(выступление на ГМО педагогов-психологов)


Подготовил:

педагог-психолог 1-й кв. категории

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко» г. Пятигорска

Командин Е.Н.


В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

  • познавательная;

  • интеллектуальная;

  • информационная;

  • технологическая;

  • культурологическая;

  • психологическая;

  • психолого-педагогическая;

  • профессиональная;

  • социально-психологическая;

  • общекультурная;

  • коммуникативная.


Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т.к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения разных моментов педагогической деятельности, позволяют констатировать нерадостную картину. В период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических работников ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться, на мой взгляд, как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.


Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого-педагогической подготовленностью;

  • коммуникативной культурой педагога;

  • личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие: коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения; эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Задача психолога ДОУ – обучить педагогов конструктивному общению и поведению при взаимодействии с родителями, отработка определенных навыков взаимодействия. В связи с этим, на мой взгляд, одной из эффективных форм обучения может стать не только лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с родителями.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

  • незнание техник общения;

  • жесткие ожидания по отношению к родителям;

  • оценивание родителей;

  • директивная позиция по отношению к родителям;

  • суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

  • использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

  • приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

  • агрессия, напористость;

  • равнодушие, унылость.

Видимым результатом и эффективностью тренинговых занятий являются следующие показатели:

  • снятие барьеров в общении;

  • управление собственным поведением;

  • выработка адекватной самооценки;

  • выработка навыков саморегуляции.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:

  • повышение авторитета семьи;

  • восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

  • учет интересов и запросов родителей;

  • единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

  • использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

  • системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

  • создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:

  • обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

  • признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

  • стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

  • обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

  • в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;

  • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

  • учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

  • умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

  • обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.


Взаимоотношения в системе: «педагог-ребенок»



Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ
  • Школьному психологу
Описание:

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

 

         Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

 

Автор Командин Евгений Николаевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2015
Номер материала 29897
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы