Главная / Школьному психологу / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий

МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

______________ Едеменченко ГМ.










КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ –

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ






Выполнил:

педагог-психолог

МБДОУ /с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

Командин Е.Н.






Статья опубликована в сборнике

«Окно в науку» (Материалы межвузовской

студенческой конференции по итогам работы НСО

31 мая 2007 г./ МГЭИ СКФ)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Мишина Т.Н.









Проблема психологии отношений привлекала внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, трансактном анализе и т.д. В нашей стране этой проблемой занимались А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, А.А. Лазурский и др. Многочисленные факторы свидетельствуют о том, что отношения проявляются и формируются, как правило, в общении. С другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения влияют на многие характеристики этого процесса.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношений состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом [17, с.83].

Мы считаем, что человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Мы согласны с мнением Андреевой Г.М., которая считает, что общается всегда деятельностный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми [6, с.234].

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [26, с.38]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [1, с.145].

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха [11, с.5].

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому

Способность к общению – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества, которые позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу и воспитателю, врачу и психологу, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними.

В самом общем плане способность к общению или компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [22, с.67].

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Таким образом, анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности. Механизмы воздействия в процессе общения нельзя рассматривать в отрыве от методов активного взаимодействия людей в совместной деятельности. Всегда при организации совместной деятельности взаимодействие людей происходит на фоне взаимовлияния психологического, эмоционального с применением целого арсенала методов психологического воздействия.

Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти.

Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека – прежде всего его ценностных ориентаций, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает? [751, с. 245].

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для нормального общения в нашем обществе, выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» [5, с.20].

Помимо направленности на людей – своеобразной психологической «повернутости» к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: и к вниманию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к воображению [18, с.112].

Условием успешного общения человека – с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, « сопечалиться человеку и совеселиться ему»[53, с.119].


Психологические трудности общения


А какое же общение считается психологически оптимальным? Психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно предполагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников, психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию [10, с.120].

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом [10, с.128].

Одним из проявлений неэффективности ориентировочной части коммуникации является субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создать его целостный образ и, значит, правильно строить свои действия.

В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановки общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуацию в целом.

Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой [10, с.132].

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения.

Проведенные Н.М. Трофимовой и Т.А. Крутских наблюдения за деятельностью учителей показывают, что ими используются закрепившиеся в школе стихийные, заимствованные способы общения с детьми. Одним из негативных последствий такого заимствования является «полоса отчуждения», то есть возникновение напряжения между учителем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки, отношения в ходе обучения в интересах действительно позитивного воспитания ученика [24, с.132].

Если у педагога дефицит качеств эмпатии, децентрации, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает форму формальных контактов, а у воспитанников происходит деформация развития эмоциональной сферы. М.П. Араловой и Л.И. Рюмшиной установлено, что неудовлетворение взрослыми важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении – одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов детей на обращения к ним окружающих, появления у них склонности к агрессивному, деструктивному поведению [24, с.133].

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда.

Н.Г. Зима классифицировала психологические трудности общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере: коммуникативные – отсутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе; интерактивные – низкий уровень профессионального общения, проявляемый именно при совместном труде.

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе – своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях – индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах [30, с.126].

Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализирует В.Н. Куницына – это застенчивость, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта [29, с.217].

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кроме застенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензитивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.

Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми, аутистичными, одинокими, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает далее Куницына, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей [29, с.144].

Таким образом, подведя итог вышесказанному, трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской, психологии индивидуальных различий.

Технология беспроблемного

общения Т. Гордона


Известный американский психотерапевт Томас Гордон разработал технологию эффективного разрешения проблем, возникающих в межличностном общении. И хотя технологии Т. Гордона адресованы тем, кто общается с детьми, использовать их можно в общении с человеком любого возраста.

В основе технологии Т. Гордона лежат идеи экзистенциально-гуманистических психологов: о присущем человеку стремлении к реализации своих возможностей; о необходимости безусловного принятия и самопринятия; о долге каждого человека за любым поведением рассмотреть тенденцию к позитивному, конструктивному развитию, направленную к самоактуализации, зрелости, социальности и др [53, с.120].

В основе теории Т. Гордона – концепция «владения проблемой».

Взаимодействие может быть эффективным только на «беспроблемной территории», которую, собственно, и можно назвать «совместной». Есть смысл подумать о том, как увеличить «совместное пространство» с тем, чтобы большая часть времени, когда взрослый и ребенок рядом, тратилась продуктивно и меньшая – на жизнь самостоятельную, «на своих территориях».

Таким образом, основной идеей технологии Т. Гордона является стремление человека реализовать свои возможности, необходимость принятия и самопринятия человека. Кроме этого выделяется концепция «владения проблемой», т.е. взаимодействие на «беспроблемной территории», которая и является одним из эффективных средств общения


Технология подлинного общения Э. Берна

Основатель трансактного анализа – американский психиатр Эрик Берн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа, хотя эта его точка зрения не разделялась многими специалистами.

Первые статьи Э. Берна, в которых был заложен фундамент трансактного анализа (ТА), появились в конце 50-х годов и были встречены коллегами с большой настороженностью. В середине 60-х годов вышла в свет книга «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», ставшая бестселлером и сделавшая ТА доступным широкой публике, которая в отличие от профессионалов встретила ее с большим энтузиазмом. Главным стремлением автора было сделать психоанализ и психиатрию доступными для всех, помочь человеку не только оценивать и контролировать процессы межличностного взаимодействия, но и активно изменять свою судьбу.

Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался не только на психоанализ, но и на гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода [1, с. 276].

Таким образом, при трансакционном подходе к решению проблем социального взаимодействия выбор действий участников по общению происходит на основе регулирования их позиций а трансакциях, на основе характера занимаемых каждым из них позиций.

Таким образом, трансакционный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном представлении о структуре человеческой психики, состоящей из трех основных элементов: 1) чувства и желания детей (Ребенок); нормы поведения, традиции родителей (Родитель); самостоятельное восприятие мира субъектом (Взрослый). Э. Берн здесь фактически опирается на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции к структурированному подходу в решении проблем социального взаимодействия является чисто условным. Ценность трансакционного анализа заключается в том, что он позволяет находить скрытый смысл межличностных взаимодействий, распознавать мотивы собственных действий, поступков своих близких и партнеров по общению.


Технология спонтанности Ф. Перлза


«Технология спонтанности» - так можно назвать одну из самых популярных концепций в мире – гештальттерапию. Ее автор – Фриц Перлз разработал свое гениальное творение, чтобы заполнить теоретические пробелы психоанализа. Многие концепции психотерапии подвержены влиянию этой «третьей силы» - это и бихевиористский гуманизм, и рациональная терапия, и также новые теории, как феминистская терапия и теория негроидной идентификации.

В основе гештальттерапии лежат психоаналитические идеи, феноменология, экзистенциализм, восточная философия, общая семантика и другие отрасли знаний о человеке. Экзистенциальная философия помогла Ф. Перлзу отойти от психоаналитического подхода, в котором основное внимание уделялось истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать корни проблем в прошлом своих клиентов, Ф. Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как человек приспосабливается, живет и взаимодействует в мире [48, с.257].

Гештальтпсихология помогла Ф. Перлзу понять важность феноменологии текущего опыта. Гештальтпсихологии, в отличие от экзистенциалистов, объясняющих, как люди переживают свое существование в настоящий момент, пытаются ответить на вопрос, как они воспринимают свое существование [48, с.264].

Таким образом, гештальттерапия не стремится к продуцированию умственных интеллектуальных инсайтов (озарений). Вместо этого она учит наблюдать поведение, а затем непосредственно проживать его. Именно это проживание, этот новый опыт помогает человеку сделать некоторые открытия, которые служат основой изменений. Сосредоточившись на своем поведении, человек постепенно осознает, как он сам блокирует свои возможности, как уходит от выражения своих мыслей и чувств.



КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Школьному психологу
Описание:

Мы считаем, что человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Мы согласны с мнением         Андреевой Г.М., которая считает, что общается всегда деятельностный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми/

Автор Командин Евгений Николаевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 858
Номер материала 30009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓