Главная / Директору-завучу / Коммуникативная компетентность руководителя.

Коммуникативная компетентность руководителя.

Коммуникативная компетентность руководителя.

Компетентность – то, что человек умеет, знает. 
Компетенция – круг прав и полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется. То есть понятие компетенции включает в себя понятие компетентности, но не тождественно ему. Можно сказать, что в границах компетенции нужно обладать компетентностью.

http://www.bkworld.ru/netcat_files/Image/10-2007/kommunication.jpg

Для достижения почетного звания Великого коммуникатора руководителю желательно развить в себе следующие умения.

  • Умение легко вступать в контакт и удерживать его.

  • Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические).

  • Умение воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть.

  • Умение задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений.

  • Владение навыком активного слушания (умение слышать и понимать, что имеет в виду партнер).

  • Владение навыком обратной связи, чтобы передать партнеру, что его услышали и поняли правильно.

  • Языковая гибкость, т. е. умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей и умение говорить доступно и понятно на языках других.

  • Сбалансированный объем речи (когда человек слишком мало или слишком много говорит, это означает, что навык развит недостаточно).

  • Умение подобрать тему для беседы и подходящую для нее интонацию и стилистику (умение вести «малые разговоры»).

  • Умение использовать в речи образы, метафоры, сравнения.

  • Умение вести дискуссию и диалог.

  • Умение выравнивать эмоциональное напряжение, как свое, так и партнера.

  • Владение навыками аргументации и убеждения, необходимыми для того, чтобы не ломать людей и не прибегать к административному ресурсу.

Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимой цели. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации. Такой прогноз формируется в процессе анализа ситуации, в которой предстоит организовать общение, на уровнях: а) коммуникативных установок партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения); б) включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных оценок форм общения.

Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:

1)  давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2)  социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3)  «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

4)  осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.

Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки:
- инициировать и вступать в контакт;
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.
































Литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).

  2. Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.

  3. Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное учебно-практическое пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с. – (Психология – лучшее).

  4. Рождественская Н. Управленческая коммуникация//Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 94-105.

  5. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с.



Коммуникативная компетентность руководителя.
  • Директору-завучу
Описание:

Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

Автор Нуриева Гольшира Хатыйповна
Дата добавления 31.08.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 118
Номер материала MA-067650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓