Главная / Школьному психологу / Комбинированный урок по теме "Внимание школьника"

Комбинированный урок по теме "Внимание школьника"

Комбинированный урок по теме "Внимание школьника"


Дюсембаева Нургуль, педагог - психолог


Разделы: Школьная психологическая служба


Тип урока: Комбинированный


Цель занятия:

  • Активизация процесса самовоспитания внимания, расширение знаний о внимании

  • Умение использовать полученные знания в практической деятельности

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о внимании

  • Познакомить учащихся с упражнениями на развитие внимания


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, пояснений);
б) практические (выполнение практических заданий в виде игры);
в) диагностические (рефлексия, самооценивание,).


Принципы реализации урока

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста и возрастных особенностей, уровня общего состояния ребёнка.

  2. Принцип доступности – уровень психологических особенностей ребёнка.

  3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

  4. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.


Количество учащихся: 18 человек.

Участники: ученики 1–х классов.

Продолжительность: 45 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Приветствие учащихся

  • Игра–знакомство «А я еду, а я рядом, а я зайцем, а я с …»

Все сидят по кругу на стульях. В кругу один стул лишний. Игрок, сидящий справа от пустого стула, пересаживается налево со словами "А я еду". На освободившийся стул пересаживается игрок, сидящий справа от него со словами: "А я рядом", за ним следующий – "А я зайцем". и последний – называет имя любого человека, присутствующего в кругу. Этот человек бежит и садится на этот стул. На освободившийся стул пересаживается сидящий справа игрок, и игра продолжается заново. В эту игру можно играть и на улице. для этого каждому и по кругу нужно отчертить территорию (кружками) и нарисовать один лишний кружок.

II. Правила работы в группе:

  • Взаимоуважение – Один говорит, все молчат.

  • Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).

  • Конфиденциальность.

  • Безоценочность.

  • Активное участие.

  • Искренность в общении. 

III. Сообщение темы и цели урока ученикам.


Тема: «Внимание»

Сообщение плана урока ученикам

  • Правила работы в группе.

  • Обобщение и систематизация знаний. Я напоминаю о понятии внимание.

  • В групповой и индивидуальной работе проведем упражнения с целью закрепления знаний по новому материалу.

  • Подведение итогов урока, саморефлексия (что узнали нового, воспользуетесь ли полученными знаниями.)

IV. Актуальность темы.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание.Оно требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Для учителя особенно важно знать особенности развития свойств внимания дошкольников и младших школьников.

Внимание делится на:

  • виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

  • свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания– это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания– это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойствавнимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

V. Информационный блок.

  • Понятие о внимании

  • ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности

Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Кто-то в большинстве своём запоминает только интересное увлекательное, а кто то ещё и важное и нужное.

  • Где нам пригодится хорошее внимание (в школе, в профессиях)

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

VI. Практический блок.

  • Попробуем с вами потренировать внимание

Игра «Зайчик»

Дети сидят в кругу, все закрывают глаза. Ведущий обходит по кругу за спинами игроков и до 1 человека дотрагивается, он будет «зайчиком». Все остальные отгадывают, до кого дотронулся ведущий. Игроки замечают внешние изменения в мимике, жестах, позе и других деталях поведения.

Повторяем игру 2 раза.

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

VII. Подвижная минутка.


Игра «Найди свою пару»

Инструкция: «Я вам раздам карточки, на которых написаны названия животных. Каждое животное имеет пару. Вам необходимо без звуков, молча, только в движении показать остальным кого вы изображаете, и найти свою пару».

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Названия животных: обезьяна, пингвин, кенгуру, птица, медведь.

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

Садитесь в круг.

VIII. Продолжаем тренировать внимание.

  • Сейчас будут трудные задания.

1. Закрой глаза и опиши, во что одеты остальные игроки

2. Закрой глаза и перечисли все звуки, которые ты слышишь

3. Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных игроков

4. Не поворачиваясь, назови все предметы за своей спиной и опиши их форму, размеры и цвет

5. Закрой глаза и назови игроков, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого

 

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

IX. Рефлексия

Итак, давайте вспомним, что такое внимание?

Внимание есть у всех?

А зачем оно человеку?

Внимание очень важное свойство, оно помогает нам и в жизни и в учёбе. Его обязательно нужно развивать, чтобы хорошо учиться, чувствовать себя уверенными и успешными.


Самоанализ урока.









































Список литературы:



  1. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Учебное пособие для начальной школы 1 класс; под редакцией И.В. Дубровиной.– 2-е издание, переработанное и доп.– М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.

  2. Н.Л. Новикова, И.В. Самойлова Настольная книга школьного психолога 1–4 классы – М.: Эксимо, 2008.

  3. Л.В. Строганова. Уроки практической психологии в начальной школе». – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

  4. Е.И.Рогов. Азбука познания. – М., 1997.

  5. С. Шмаков, Н. Безбородов. От игры к самовоспитанию. – М., 1995.

  6. О.Н. Истратова. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.

  7. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток: 1–4 классы. – М.: ВАКО (Мастерская учителя), 2010.



6


Комбинированный урок по теме "Внимание школьника"
  • Школьному психологу
Описание:

Комбинированный урок по теме "Внимание школьника"

 

                    Дюсембаева Нургуль, педагог - психолог

 

Разделы: Школьная психологическая служба

 

Тип урока: Комбинированный

 

Цель занятия:

·                                 Активизация процесса самовоспитания внимания, расширение знаний о внимании

·                                 Умение использовать полученные знания в практической деятельности

Задачи:

·                                 Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о внимании

·                                 Познакомить учащихся с упражнениями на развитие внимания

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, пояснений);
б) практические (выполнение практических заданий в виде игры);
в) диагностические (рефлексия, самооценивание,).

 

Принципы реализации урока

1.                             Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста и возрастных особенностей, уровня общего состояния ребёнка.

2.                             Принцип доступности – уровень психологических особенностей ребёнка.

3.                             Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4.                             Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

 

Количество учащихся: 18 человек.

Участники: ученики 1–х классов.

Продолжительность: 45 мин.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

·                                 Приветствие учащихся

·                                 Игра–знакомство «А я еду, а я рядом, а я зайцем, а я с …»

Все сидят по кругу на стульях. В кругу один стул лишний. Игрок, сидящий справа от пустого стула, пересаживается налево со словами "А я еду". На освободившийся стул пересаживается игрок, сидящий справа от него со словами: "А я рядом", за ним следующий – "А я зайцем". и последний – называет имя любого человека, присутствующего в кругу. Этот человек бежит и садится на этот стул. На освободившийся стул пересаживается сидящий справа игрок, и игра продолжается заново. В эту игру можно играть и на улице. для этого каждому и по кругу нужно отчертить территорию (кружками) и нарисовать один лишний кружок.

 

II. Правила работы в группе:

·                                 Взаимоуважение – Один говорит, все молчат.

·                                 Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).

·                                 Конфиденциальность.

·                                 Безоценочность.

·                                 Активное участие.

·                                 Искренность в общении. 

 

III. Сообщение темы и цели урока ученикам.

 

Тема: «Внимание»

Сообщение плана урока ученикам

·                                 Правила работы в группе.

·                                 Обобщение и систематизация знаний. Я напоминаю о понятии внимание.

·                                 В групповой и индивидуальной работе проведем упражнения с целью закрепления знаний по новому материалу.

·                                 Подведение итогов урока, саморефлексия (что узнали нового, воспользуетесь ли полученными знаниями.)

 

IV. Актуальность темы.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание.Оно требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Для учителя особенно важно знать особенности развития свойств внимания дошкольников и младших школьников.

Внимание делится на:

·                                 виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

·                                 свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания– это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания– это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойствавнимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

V. Информационный блок.

·                                 Понятие о внимании

·                                 ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности

– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Кто-то в большинстве своём запоминает только интересное увлекательное, а кто то ещё и важное и нужное.

·                                 Где нам пригодится хорошее внимание (в школе, в профессиях)

·                                 Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

 

VI. Практический блок.

·                                 Попробуем с вами потренировать внимание

Игра «Зайчик»

Дети сидят в кругу, все закрывают глаза. Ведущий обходит по кругу за спинами игроков и до 1 человека дотрагивается, он будет «зайчиком». Все остальные отгадывают, до кого дотронулся ведущий. Игроки замечают внешние изменения в мимике, жестах, позе и других деталях поведения.

Повторяем игру 2 раза.

·                                 Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

 

VII. Подвижная минутка.

 

Игра «Найди свою пару»

Инструкция: «Я вам раздам карточки, на которых написаны названия животных. Каждое животное имеет пару. Вам необходимо без звуков, молча, только в движении показать остальным кого вы изображаете, и найти свою пару».

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Названия животных: обезьяна, пингвин, кенгуру, птица, медведь.

·                                 Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

Садитесь в круг.

 

VIII. Продолжаем тренировать внимание.

·                                 Сейчас будут трудные задания.

1. Закрой глаза и опиши, во что одеты остальные игроки

2. Закрой глаза и перечисли все звуки, которые ты слышишь

3. Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных игроков

4. Не поворачиваясь, назови все предметы за своей спиной и опиши их форму, размеры и цвет

5. Закрой глаза и назови игроков, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого

 

·                                 Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

 

IX. Рефлексия

– Итак, давайте вспомним, что такое внимание?

Внимание есть у всех?

А зачем оно человеку?

Внимание очень важное свойство, оно помогает нам и в жизни и в учёбе. Его обязательно нужно развивать, чтобы хорошо учиться, чувствовать себя уверенными и успешными.

 

Самоанализ урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.                 И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Учебное пособие для начальной школы 1 класс; под редакцией И.В. Дубровиной.– 2-е издание, переработанное и доп.– М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.

2.                 Н.Л. Новикова, И.В. Самойлова Настольная книга школьного психолога 1–4 классы – М.: Эксимо, 2008.

3.                 Л.В. Строганова. Уроки практической психологии в начальной школе». – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

4.                 Е.И.Рогов. Азбука познания. – М., 1997.

5.                 С. Шмаков, Н. Безбородов. От игры к самовоспитанию. – М., 1995.

6.                 О.Н. Истратова. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.

7.                 В.И. Ковалько. Школа физкультминуток: 1–4 классы. – М.: ВАКО (Мастерская учителя), 2010.

 


Автор Дюсембаева Нургуль Болатбековна
Дата добавления 27.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Планирования
Просмотров 443
Номер материала 57205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓