Главная / География / Комбинированный урок по географии в 6 классе на тему: "Атмосфера и ее строение"

Комбинированный урок по географии в 6 классе на тему: "Атмосфера и ее строение"

hello_html_m5918b05f.gif



Подготовила: учитель географии

Дюсембаева А.Г.













Западно-Казахстанская область

Теректинский район

Долинская ОСОШ





















Комбинированный урок по географии в 6 классе.


Тема: Атмосфера и ее строение.


Цель: Сформировать целостное представление об атмосфере как газовой

оболочке Земли.

Задачи: сформировать понятие «атмосфера», определить ее газовый состав, изучить строение, узнать о значении атмосферы,

совершенствовать навыки самостоятельной, парной, групповой работы с различными источниками географической информации,
          способствовать развитию коммуникативных, организаторских способностей, творческого мышления, интереса к географии, 

способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, понимания проблемы сохранения газовой оболочки.


Вид урока: комбинированный

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, компьютер, атласы, контурные карты, учебники, оценочный лист деятельности учащегося на уроке, карточка экспресс диагностики и рефлексии учащегося, электронные презентации учащихся.

Ход урока.

1. Орг. момент. Психологический настрой учащихся (2 мин)

2. Проверка домашнего задания. (10 мин)


У. Какие сферы Земли мы изучили?

От. Литосферу и гидросферу.

Работа с контурными картами и атласом.

У. Проверим ваши знания, проведем небольшой географический диктант, откройте контурную карту полушарий, возьмите карандаш, я буду диктовать объекты литосферы и гидросферы, а вы ставите их номер на контурной карте, в том месте, где этот объект находится.

Приложение 1 1 Уральские горы, 2 Гималаи, 3 Кордильеры, 4 Анды, 5 озеро Чад, 6 горы Атлас, 7 Амазонская низменность, 8 Саргассово море, 9 Восточно - Европейская равнина, 10 Западно - Сибирская низменность, 11 река Нил, 12 Конго, 13 Миссисипи, 14 Амазонка, 15 озеро Байкал. (всего 15 заданий).

Работа в парах. Взаимопроверка и самопроверка.

Обменяйтесь контурными картами, откройте атлас и проверьте, как ваш сосед выполнил это задание.

У. Обратите внимание на доске карта с верно сделанным заданием.

У. Возьмите свою контурную карту и посчитайте правильные ответы, за каждый правильный ответ один бал. Выставите заработанные балы в оценочный лист.


Приложение 2


Оценочный лист деятельности учащегося на уроке. Ф.И.____________________класс____


Домашнее задание

От 0 до 20 балов


Моя работа на уроке

От 0 до 30 балов


Оценка моей работы соседом по парте

От 0 до 20 балов


Оценка работы учителем

От 0 до 30 балов


Итоговая оценка за урок

От 0 до 100 болов




У. Продолжаем зарабатывать балы, отвечая на мои вопросы, за каждый правильный ответ один бал.

Учитель задаёт вопросы по изученному материалу. (всего 25 вопросов)


Приложение 3

Вопросы

1. Дайте определение литосфере? 2. Строение Земли? 3. В чём измеряют силу землетрясений? 4. Строение вулкана? 5. Определение рельеф? 6. Определение гидросфера? 7. Определение море? 8. Причины образования волн? 9.Определение река? 10 Определение озеро? 11. Самые высокие горы? 12. Самое большое море? 13. Самое солёное море? 14.Самое глубокое озеро?

15. Самое большое озеро, 16. Самая длинная река? 17 Самая полноводная река?

18 Самое глубокое место на Земле? 19. Самый маленький океан? 20. Самый большой океан?


У. Выставляем заработанные балы в оценочные листы.


3. Новый материал (15 мин)


У. Без еды мы можем прожить три месяца, без воды три недели.

А без чего не прожить и трёх минут?

От. Без воздуха. (тема урока «Атмосфера» по буквам алфавита)

У. Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

От. О воздухе, о воздушной оболочке.

У. Какие возникают ассоциации, когда вы слышите слово Атмосфера?


Ответы детей.

Запишите число, тему урока.

У. Давайте, теперь обобщая все вышеперечисленные варианты, дадим определение нашей сегодняшней новой теме.

От. Газовая оболочка Земли. От греческого атмос – газ, сфера- оболочка.

У. Запишите в тетрадь определение.

У. Кто знает, из каких газов состоит воздух?

От. Азот – 78%, кислород – 21%, прочие газы – 1%. (показать слайд )

У Атмосфера состоит из смеси различных газов,

которую называют – воздух.


Индивидуальная и групповая работа.

Учащиеся первой группы, работая с учебником, карандашом выделяют, в тексте учебника, самую главную информацию, касающиеся строения атмосферы.

Учащиеся второй группы, получают научный текст и каждый, готовит свое задание (характеристика одного из слоёв атмосферы) карандашом выбирает главные характеристики своего слоя (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера).

(Приложение 5) Строение атмосферы Земли

Как уже было сказано выше атмосфера Земли неоднородна, в ней выделяют слои: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу. Выделение атмосферных слоев происходит на основании поведения температуры окружающего воздуха (т.е. растет температура с высотой или понижается), что можно увидеть на прилагающейся схеме.

Самый нижний атмосферный слой — тропосфера, верхняя граница которой, называемая тропопаузой, в зависимости от географической широты различается и составляет от 8 в полярных до 20 в тропических широтах. В течении года верхняя граница тропосферы испытывает колебания, зависящие от поступления солнечной радиации.

Тропосфера содержит 80% всей массы земного воздуха и 9/10 водяного пара. Здесь сильно развита турбулентность, развиваются облака всех ярусов, формируются циклоны и антициклоны. А благодаря накоплению парниковыми газами (углекислый газ, метан, водяной пар) отражённых от поверхности Земли солнечных лучей развивается парниковый эффект.

С парниковым эффектом связано понижение температуры воздуха в тропосфере с высотой (т.к. нагретая Земля больше тепла отдаёт приземным слоям). Так если у поверхности Земли в районе экватора среднегодовая температура воздуха составляет +26° то на верхней границе -70°. Температура в районе тропопаузы над северным полюсом в течении года изменяется от -45° летом до -65° зимой.

Стратосфера является вторым слоем земной атмосферы. Стратосферу условно можно разделить на 2 области. Первая из них, лежащая до высот 25 км характеризуется почти постоянными температурами, которые равны температурам верхних слоев тропосферы над конкретной местностью. Вторая область или область инверсии, характеризуется повышением температуры воздуха до высот примерно 40 км. Это происходит за счёт поглощения кислородом и озоном солнечного ультрафиолетового излучения. В верхней части стратосферы благодаря этому прогреву температура часто является положительной или даже сопоставима с температурой приземного воздуха.

В отличии от тропосферы в стратосфере редки турбулентные возмущения, но зато отмечены сильные горизонтальные ветры или струйные течения, дующие в узких зонах вдоль границ умеренных широт, обращённых к полюсам. Положение этих зон непостоянно: они могут смещаться, расширяться или даже вовсе исчезать.

Мало в стратосфере и водяного пара. Воздух здесь очень сух, а потому и облаков образуется мало. Лишь на высотах 20-25 км находясь в высоких широтах можно заметить очень тонкие перламутровые облака, состоящие из переохлажденных водяных капелек. Днём эти облака не видны, зато с наступлением темноты они кажутся светящимися из-за освещения их уже севшим за горизонт Солнцем.

Слой атмосферы лежащий выше стратосферы называется мезосферой. Для него характерно понижение температуры воздуха с высотой что приводит к сильной турбулентности. У верхних границ мезосферы в области называемой мезопаузой были отмечены температуры до -138°С, что является абсолютным минимумом для всей атмосферы Земли в целом.

Здесь же в пределах мезопаузы проходит нижняя граница области активного поглощения рентгеновского и коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца. Подобный энергетический процесс получил название лучистый теплообмен. В результате происходит нагревание и ионизация газа, что обусловливает свечение атмосферы.

На высотах 75-90 км у верхних границ мезосферы были отмечены особые облака, занимающие в полярных регионах планеты обширные площади. Называют эти облака серебристыми из-за их свечения в сумерках, которое обусловлено отражением солнечных лучей от ледяных кристаллов, из которых эти облака состоят.

Термосфера лежит на высотах от 90 до 600 км над поверхностью Земли.

Для термосферы характерен рост температуры воздуха до высот 200-300 км, где она может достигать 2500°C. Рост температуры происходит за счёт поглощения молекулами газа рентгеновского и коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца. Выше 300 км рост температуры прекращается.

Все характеристики термосферы, такие как состав воздуха, его температура, плотность, подвержены сильным колебаниям: в зависимости от географического положения, сезона года и времени суток. Даже верхняя граница этого слоя атмосферы из-за постоянно меняющейся активности Солнца наблюдается на разных высотах.

Самый верхний слой атмосферы называется экзосферой или слоем рассеяния. Его нижняя граница постоянно меняется в очень широких пределах; за среднюю же величину принята высота 600 км..

В связи в чрезвычайной разреженностью воздуха экзосферы частицы движутся вокруг Земли по эллиптическим орбитам, не сталкиваясь между собою. Некоторые же из них, двигаясь по разомкнутым или гиперболическим траекториям с космическими скоростями (атомы водорода и гелия) покидают пределы атмосферы и уходят в космическое пространство.


Учитель в ходе беседы выясняет, как отработали материал учащиеся первой группы.

На доску проецируется слайд строение атмосферы.


Приложение 4 Vozdushnaya_obolochka__kopiya

Учащиеся зарисовывают строение атмосферы в тетрадь.

В это время, учащиеся второй группы по очереди, возле доски, характеризуют слои атмосферы. При помощи ранее переработанного ими материала научного текста о строении атмосферы. Приложение 5

Все учащиеся записывают основные характеристики, слоёв атмосферы.

Учитель по ходу выступления учащихся второй группы поясняет, диспутирует, задаёт проблемные вопросы, включая в эту работу всех учащихся.


Учащиеся в итоге работы записывают вывод в тетрадь. Атмосфера Земли уникальное природное явление. Атмосфера взаимодействует со всеми сферами Земли. Состоит из слоёв, которые отличаются друг от друга температурой, давлением, плотностью, свойствами, функциями и.т.д.


4. Физкультминутка.

У. Встали, проведем физкультминутку.

Приложение 6

Улыбнулись, наклонились, потянулись,

Закрыли ручками глазки,

Представили беззаботное детство,

Вспомнили лучшие сказки…


Посмотрели на меня,

В окно, на дверь, на пол,

Теперь изображаем ржущего коня!

Закроем рот, садясь за стол.



Сообщение презентация учащихся.

Продолжаем работу. Следующий пункт плана - значение атмосферы. В этом вопросе нам помогут разобраться учащиеся, которые подготовили электронную презентацию.

Выступление (электронная презентация) двух учащихся подготовивших опережающее домашнее задание.

Обсуждение и запись основных моментов в тетрадь.


5. Первичное закрепление материала (10 мин.)

1. Используется материалы мультимедиа диска «Физическая география начальный курс 6 класс» раздел «Атмосфера». Учащиеся отрабатывают материал диска.

2. Учитель делает устный опрос.


6. Проверка усвоения материала. (5 мин)

Экспресс диагностика и рефлексия проводится по карточкам «экспресс диагностики и рефлексии учащегося».


Приложение 7. Экспресс диагностика и рефлексия. Ф.И. ________________________класс________


Вопрос

ответ

балл

Атмосфера-



Из каких газов состоит атмосфера



Воздух-



Перечислите слои атмосферы



Каково значение атмосферы




Где и как вы можете применить полученные знания на уроке



Что нового, интересного узнали, и что хотели бы еще узнать.





7. Домашнее задание. (2 мин) Знать основное содержание, в тетради написать план шпаргалку, с помощью которой можно будет отвечать на следующем уроке.

По желанию подготовить электронную презентацию по теме «Изучение атмосферы», составить кроссворд.


8. Итог урока (1 мин.)

Обсуждение итогов работы, оценка деятельности класса в целом и учащихся в отдельности. Выставление отметок в дневник.







































Приложение 1


1 Уральские горы

2 Гималаи

3 Кордильеры

4 Анды

5 Озеро Чад

6 Горы Атлас

7 Амазонская низменность

8 Саргассово море

9 Восточно - Европейская равнина

10 Западно - Сибирская низменность

11 Река Нил

12 Конго

13 Миссисипи

14 Амазонка

15 Озеро Байкал




















Приложение 2


Оценочный лист деятельности учащегося на уроке. Ф.И.____________________класс____


Домашнее задание

От 0 до 20 балов


Моя работа на уроке

От 0 до 30 балов


Оценка моей работы соседом по парте

От 0 до 20 балов


Оценка работы учителем

От 0 до 30 балов


Итоговая оценка за урок

От 0 до 100 балов




Оценочный лист деятельности учащегося на уроке. Ф.И.____________________класс____


Домашнее задание

От 0 до 20 балов


Моя работа на уроке

От 0 до 30 балов


Оценка моей работы соседом по парте

От 0 до 20 балов


Оценка работы учителем

От 0 до 30 балов


Итоговая оценка за урок

От 0 до 100 балов





Оценочный лист деятельности учащегося на уроке. Ф.И.____________________класс____


Домашнее задание

От 0 до 20 балов


Моя работа на уроке

От 0 до 30 балов


Оценка моей работы соседом по парте

От 0 до 20 балов


Оценка работы учителем

От 0 до 30 балов


Итоговая оценка за урок

От 0 до 100 балов




Приложение 3


Вопросы:

1. Дайте определение литосфере?

2. Строение Земли?

3. В чём измеряют силу землетрясений?

4. Строение вулкана?

5. Определение рельеф?

6. Определение горы?

7. Определение равнины?

8. Определение гидросфера?

9. Определение море?

10. Причины образования волн?

11. Определение река?

12 Определение озеро?

13. Какие бывают ледники?

14. Самые высокие горы?

15 Самое большое море?

16. Самое солёное море?

17. Самое солёное озеро?

18.Самое глубокое озеро?

19. Самое большое озеро,

20. Самая длинная река?

21 Самая полноводная река?

22 Самое глубокое место на Земле?

23. Самый маленький океан?

24. Самый большой океан?

25. Самое маленькое море?









(Приложение 5)



Строение атмосферы Земли

Как уже было сказано выше атмосфера Земли неоднородна, в ней выделяют слои: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу. Выделение атмосферных слоев происходит на основании поведения температуры окружающего воздуха (т.е. растет температура с высотой или понижается), что можно увидеть на прилагающейся схеме.

Самый нижний атмосферный слой — тропосфера, верхняя граница которой, называемая тропопаузой, в зависимости от географической широты различается и составляет от 8 в полярных до 20 в тропических широтах. В течении года верхняя граница тропосферы испытывает колебания, зависящие от поступления солнечной радиации.

Тропосфера содержит 80% всей массы земного воздуха и 9/10 водяного пара. Здесь сильно развита турбулентность, развиваются облака всех ярусов, формируются циклоны и антициклоны. А благодаря накоплению парниковыми газами (углекислый газ, метан, водяной пар) отражённых от поверхности Земли солнечных лучей развивается парниковый эффект.

С парниковым эффектом связано понижение температуры воздуха в тропосфере с высотой (т.к. нагретая Земля больше тепла отдаёт приземным слоям). Так если у поверхности Земли в районе экватора среднегодовая температура воздуха составляет +26° то на верхней границе -70°. Температура в районе тропопаузы над северным полюсом в течении года изменяется от -45° летом до -65° зимой.

Стратосфера является вторым слоем земной атмосферы. Стратосферу условно можно разделить на 2 области. Первая из них, лежащая до высот 25 км характеризуется почти постоянными температурами, которые равны температурам верхних слоев тропосферы над конкретной местностью. Вторая область или область инверсии, характеризуется повышением температуры воздуха до высот примерно 40 км. Это происходит за счёт поглощения кислородом и озоном солнечного ультрафиолетового излучения. В верхней части стратосферы благодаря этому прогреву температура часто является положительной или даже сопоставима с температурой приземного воздуха.

В отличии от тропосферы в стратосфере редки турбулентные возмущения, но зато отмечены сильные горизонтальные ветры или струйные течения, дующие в узких зонах вдоль границ умеренных широт, обращённых к полюсам. Положение этих зон непостоянно: они могут смещаться, расширяться или даже вовсе исчезать.

Мало в стратосфере и водяного пара. Воздух здесь очень сух, а потому и облаков образуется мало. Лишь на высотах 20-25 км находясь в высоких широтах можно заметить очень тонкие перламутровые облака, состоящие из переохлажденных водяных капелек. Днём эти облака не видны, зато с наступлением темноты они кажутся светящимися из-за освещения их уже севшим за горизонт Солнцем.

Слой атмосферы лежащий выше стратосферы называется мезосферой. Для него характерно понижение температуры воздуха с высотой что приводит к сильной турбулентности. У верхних границ мезосферы в области называемой мезопаузой были отмечены температуры до -138°С, что является абсолютным минимумом для всей атмосферы Земли в целом.

Здесь же в пределах мезопаузы проходит нижняя граница области активного поглощения рентгеновского и коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца. Подобный энергетический процесс получил название лучистый теплообмен. В результате происходит нагревание и ионизация газа, что обусловливает свечение атмосферы.

На высотах 75-90 км у верхних границ мезосферы были отмечены особые облака, занимающие в полярных регионах планеты обширные площади. Называют эти облака серебристыми из-за их свечения в сумерках, которое обусловлено отражением солнечных лучей от ледяных кристаллов, из которых эти облака состоят.

Термосфера лежит на высотах от 90 до 600 км над поверхностью Земли.

Для термосферы характерен рост температуры воздуха до высот 200-300 км, где она может достигать 2500°C. Рост температуры происходит за счёт поглощения молекулами газа рентгеновского и коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца. Выше 300 км рост температуры прекращается.

Все характеристики термосферы, такие как состав воздуха, его температура, плотность, подвержены сильным колебаниям: в зависимости от географического положения, сезона года и времени суток. Даже верхняя граница этого слоя атмосферы из-за постоянно меняющейся активности Солнца наблюдается на разных высотах.

Самый верхний слой атмосферы называется экзосферой или слоем рассеяния. Его нижняя граница постоянно меняется в очень широких пределах; за среднюю же величину принята высота 600 км..

Верхняя граница экзосферы лежит на высотах 2-3 тыс.км. Она сильно размыта и постепенно переходит в ближнекосмический вакуум. Иногда, по этой причине, экзосферу считают частью космического пространства, а за её верхнюю границу принимают высоту 190 тыс.км, на которой влияние давления солнечного излучения на скорости атомов водорода превышает гравитационное притяжение Земли. Это т.н. земная корона, состоящая из атомов водорода.

В связи в чрезвычайной разреженностью воздуха экзосферы частицы движутся вокруг Земли по эллиптическим орбитам, не сталкиваясь между собою. Некоторые же из них, двигаясь по разомкнутым или гиперболическим траекториям с космическими скоростями (атомы водорода и гелия) покидают пределы атмосферы и уходят в космическое пространство.





Приложение 6



Улыбнулись, наклонились, потянулись,

Закрыли ручками глазки,

Представили беззаботное детство,

Вспомнили лучшие сказки…






























Приложение 7


Экспресс диагностика и рефлексия.

Ф.И. ________________________класс________


Вопрос

Ответ

балл

Атмосфера-



Из каких газов состоит атмосфера



Воздух-



Перечислите слои атмосферы



Каково значение атмосферы




Где и как вы можете применить полученные знания на уроке



Что нового, интересного узнали, и что хотели бы еще узнать.










Комбинированный урок по географии в 6 классе на тему: "Атмосфера и ее строение"
  • География
Описание:

            Цель: Сформировать целостное представление об атмосфере как газовой

оболочке Земли.  

Задачи: сформировать понятие «атмосфера», определить ее газовый состав, изучить строение, узнать о значении атмосферы,

совершенствовать навыки самостоятельной, парной, групповой работы с различными источниками географической информации,
          способствовать развитию коммуникативных, организаторских способностей, творческого мышления, интереса к географии, 

способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, понимания проблемы сохранения газовой оболочки.

Автор Дюсембаева Алия Гвайдулловна
Дата добавления 01.03.2015
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 555
Номер материала 57308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓