Главная / Биология / Командная игра в 7 классе на тему «Птицы»

Командная игра в 7 классе на тему «Птицы»

Урок-игра

6



Учебно-познавательная игра по теме «Птицы»

Цели урока:

Обучающие: углубить и обобщить знания о птицах, активизировать познавательный интерес к природе.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, интуицию, умение работать в группах.

Воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к птицам, к животному и растительному миру.

Оборудование: чучела птиц, иллюстрации с изображениями птиц, ПК, интерактивная доска электронный учебник «Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс».

Вводное слово учителя.

Сегодня проходит первое заседание клуба любителей птиц «Юный орнитолог», в заседании принимают участие самые активные любители птиц.

Представление команд. Каждая команда представляется, говорит название.

Девиз клуба:

«Каким скучным был бы мир без Птиц!»


Ещё в глубокой древности в палеолите (древнем каменном веке) неизвестные художники изображали гусей, коршунов, сов, уток, чаек, воронов, глухарей, цапель и других птиц. Это свидетельствует о том, что люди уже тогда понимали, насколько важны для них птицы. Сейчас в мире живет 100 млрд. диких и ещё около 50 млрд. домашних и полудомашних птиц. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и в высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет и поговорок так или иначе связано с пернатыми.



  1. Конкурс “Птицы в русском фольклоре”

Задание: составить пословицы и поговорки о птицах из двух половинок. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Была бы падаль, а воронье налетит.

2. В своем гнезде ворона коршуну глаз выклюет.

3. Всяк кулик в своем болоте велик.

4. Всяк кулик свое болото хвалит.

5. Всякая птица свое гнездо любит.

6. Всякая птица свои песни поет.

7. Всякая сорока от своего языка погибает.

8. Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.

9. На своей улочке и курочка храбра.

10. Метил в тетерю, а угодил в сук.

11. Счастье - вольная птица, где захотела там и села.

2 конкурс. «Продолжи примету» правильный ответ – 1 балл.

  • Сова кричит…(на холод)

  • Синичка с утра начинает пищать…(жди мороза)

  • Курица на одной ноге стоит…(к стуже)

  • Воробьи в пыли купаются…(к дождю)

  • Жаворонки сидят надувшись…(к холоду)

  • Чибисы с вечера кричат …(к ясной погоде)

  • Утки разыгрались…(к дождю)

  • Грачи летом «пасутся» в траве…(скоро будет дождь)

  • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат …(к ясной погоде).

Интересные сведения. Дополнительные рассказы учеников.

3. Конкурс эрудитов

Я зачитываю вам быстро вопросы, команда отвечает быстро. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

  1. Что изучает орнитология? (Птиц)

  2. Как убивает свою добычу орел? (Закалывает когтями)

  3. Клюв птицы состоит из…(надклювья и подклювья)

  4. Кожа птицы покрыта…(перьями)

  5. Птенцы, какой птицы не знают матери? (кукушка)

  6. Грудина у птицы имеет высокий гребень, который называется…(киль)

Вопросы 2-й команде:

  1. Какая птица может передвигаться только вверх по стволу дерева? (Дятел)

2. Пух, какой птицы используют для изготовления самой теплой одежды? (Гусь, гага)

3. Какой из органов чувств наиболее хорошо развит у совы? (Слух)

4. «Древняя птица» - это…(археоптерикс)

5. Птица, выводящая птенцов зимой…(клёст)

6. Самая крупная степная птица Казахстана…(дрофа)

Вопросы 3-й команде:

1. Где у птицы "вилочка"? (В поясе передних конечностей)

2. Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе? (Пингвин)

3. У каких птиц на ногах 2 пальца? (У страусов)

4. Издают ли звуки аисты? (нет, только трещат клювами)

5. Кому хвост служит опорой? (Дятлу)

6. Этот орган чувств у птиц развит слабее…(обоняние)

Вопросы 4-й команде:

  1. Самая маленькая в мире птица (карликовый колибри)

  2. Название этой птицы созвучно с фамилией русского писателя…(Гоголь)

  3. У каких птиц самки больше и крупнее…(хищники)

  4. Какая хищная птица нашей страны считается самой крупной? (степной орел)

  5. Какая птица умеет летать вперед и назад, не разворачиваясь? (Колибри)

  6. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (всегда одинаковая)

Вопросы 5-й команде:

1. Почему в Новой Зеландии много птиц, не умеющих летать? (У них нет врагов)

2. Расширение пищевода птиц…(зоб)

3. Какую птицу обожествляли древние египтяне? (Ибис)

4. Родина домашней индейки… Мексика.

5. Какая кость в строении нижней конечности есть только у птиц? (Цевка)

6. Зачем скворцы и галки садятся на коров, овец и лошадей? (выбирают из шерсти насекомых)

Вопросы 6-й команде:

1. Передние конечности птицы – это…(крылья)

2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах…(пингвины)

3. Совы могут поворачивать голову на …2700

4. Эта птица может летать быстрее всех и дольше без остановки (стриж)

5. Сердце у птиц …(четырёхкамерное)

6. Самая большая птица на земле…(африканский страус)


Вопрос для зрителей. В 60-х гг. прошлого века в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – это решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Сегодня мы все в быту пользуемся застежкой «молнией». Какой природный аналог этой застёжки находится в этом ящике? (контурное перо, опахало которого состоит из многих тонких и узких цепляющихся друг за друга пластинок).

4. Конкурс “Заморочки из бочки”

Используются бочонки игры “Русское лото”. Члены команды выбирают бочонки, учитель читает вопрос под данным номером, члены команды совещаются 1 минуту и отвечают. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Вопросы:

1. Зима. Птицы заняты строительством гнезд. Вот гнезда готовы. Дует холодный ветер. Самки откладывают яйца. Сугробы укутали деревья, на которых в гнездах вот-вот выведутся птенцы. Какая птица отважилась на обзаведение потомства в зимнюю стужу? (Клест)

2. Эти птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающийся сустав, который срабатывает как только птица встает на одну ногу. Он как бы фиксирует ногу в таком положении, позволяя расслабить отдельные мышцы. Причем стоит птица и на одной ноге очень устойчиво. (Аист)

3. Эта хищная птица питается исключительно рыбой. Паря над поверхностью воды, она бросается вниз и схватывает добычу цепкими и острыми когтями, иногда погружаясь при этом в воду. Наружный палец на ноге повернут назад, что позволяет ей плотно обхватить рыбу со всех сторон и не выпустить ее на лету. Когти очень длинные и острые: а снизу вся лапа покрыта мелкими бугорками, что помогает удерживать скользкую рыбину. (Скопа)

4. Первые упоминания об этих птицах относятся к летописям времен А. Македонского. Воины этого полководца, возвращаясь, домой привозили с собой ручных птиц, обученных произношению определенных слов и фраз. Такие птицы стоили баснословно и считались священными. (Попугаи)

5. О том, что гуси Рим спасли, знают все школьники, изучавшие древнюю историю. Когда галлы пытались напасть на римскую крепость ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и отразили нападение врагов. Как объяснить поведение гусей? (Громкими криками гусь предупреждает своих собратьев об опасности.)

6. Название этой птицы означает "пламя". Взлет стаи этих птиц, когда они все разом раскрывают крылья, похож на закат солнца. Розовый цвет птицы обусловлен пигментом астаксантином. В неволе, где птицы не могут кормиться привычной им едой, они быстро теряют свой великолепный розовый цвет. (Фламинго)

5. Конкурс «Птичьи голоса». Ребята, угадайте, чья это песня. Включаются записи песен петуха, утки, тетерева, глухаря, совы. За правильно названную птицу 1 балл.

6. Конкурс «Легендарные птицы».

О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем-то загадочным, таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь узнать, о какой птице идёт речь.

Первая команда.

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали её, другие проклинали. Китайцы считали её символом благосостояния, полинезийцы – ночным, злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица?

Это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – всё тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нежадно, пока за них не заступилась наука. Сова – это единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперёд, и в тоже время, не поворачивая корпус, она может смотреть и в бок и даже назад – голова совы поворачивается на 1800. Бесшумный полёт объясняется устройством её оперения.

Вторая команда.

Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрёщивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Что это за птица?

Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат много смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти тело сохраняется в неизменном виде довольно надолго – иногда до 15 лет.

Третья команда.

В одном из самых распространенных преданий говориться об этой птице, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Её слёзы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют её бедной вдовушкой, а каково же настоящее её имя?

Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь из сил, выкармливают своих птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это ещё полбеды – главное кукушонок выкидывает из гнезда птенцов законных хозяев. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть и ядовитые, которых другие птицы не едят, а кукушки поедает их.

Четвертая команда.

Это самая красивая и крупная птица из куриных. Впервые Александр Великий увидел птиц во время своего похода в Индию. Тогда птица не сильно была распространена в Европе. Корабли царя Соломона вместе с другими драгоценностями и пряностями во время поездок в Офир привозили и этих птиц. На Самосе эту птицу держали в Храме Юноны и изображали на монетах, эта птица считалась украшением дворцов и парков богатых людей. Что это за птица? Это павлин. Оперение этой птицы очень необычное и красивое. Голова, шея и часть груди пурпурно-фиолетового цвета, спина – зелёного цвета, крылья белые с поперечными полосами, хвост украшен великолепными пятнами в виде глазков.

Пятая команда.

А вот ещё одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У неё необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рот. По вечерам эта птица часто вьётся над стадами прямо у самого вымени коз и коров. В Испании её зовут обманщиком пастухов. Как же зовут эту птицу? Это козодой. Сейчас уже мало кто верит, что эта птица доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой птица ночная, вьётся она возле коз, чтобы ловить насекомых. А огромный клюв им нужен для охоты на крупных ночных жуков и бабочек. Днём же козодой вообще не летает. Просто сидит на ветке в тени или на земле.

Шестая команда.

Эта птица искусный певец. Поёт, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старших, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поёт хуже. Начинает петь по народной примете «когда напьётся из берёзового листка». Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе эту птицу чем-то вроде жар-птицы. Однако эта птичка невзрачная. Птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами. Что это за птица? Это соловей. Петь соловей начинает, когда у берёзы будут такие листочки ,что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора до тех пор, пока не появятся птенцы, певцу тогда не до пения.

7 конкурс. Самая, самая птица. В этом конкурсе вы должны, определить какую, птицу называют самой, самой. Правильный ответ 1 балл.

  1. Самая быстрая, грациозная и маленькая - колибри.

  2. Самая крупная степная птица – дрофа (10-16 кг).

  3. Самая крупная птица на Земле – страус (ростом до 3 м, вес 100 кг).

  4. Самая разговорчивая птица – попугай может подражать человеческой речи, произносить слова и предложения.

  5. Самая красивая и крупная птица из куриных – павлин.

  6. Самая крупная водоплавающая птица – пеликан передвигается по земле медленно, плавает быстро и легко. Охотиться на мелководье с помощью огромного клюва-сачка, как бы «черпая» рыбу.

  7. Самая крупная хищная птица – орланы до 9 кг, размах крыльев до 2,5 м, от орлов отличаются голыми лапами.

8 конкурс. Птичий базар. Нужно определить отряд, к которому относится птица. Правильный ответ 1 балл.

  1. Ласточка – отряд воробьиные.

  2. Лебедь – отряд гусеобразные.

  3. Сова – отряд Совы (ночные хищники).

  1. Ворона - отряд воробьиные.

  2. Скворец - отряд воробьиные.

  3. Павлин - отряд курообразные.

  1. Глухарь – отряд курообразные.

  2. Цапля – отряд аистообразные.

  3. Журавль – отряд журавлеобразные.

  1. Дятел – отряд дятлы.

  2. Сокол – отряд соколообразные.

  3. Фазан - отряд курообразные.

  1. Синица - отряд воробьиные.

  2. Ястреб – отряд дневные хищники.

  3. Пингвин – отряд пингвины.

  1. Кряква - отряд гусеобразные.

  2. Тетерев - отряд курообразные.

  3. Воробей - отряд воробьиные.

9 конкурс. Домашнее задание «Сохраните птиц».

Команды инсценируют обращение в защиту птиц. Максимальная оценка – 5 баллов.

Подведение итогов. Команды, набравшие наибольшее количество баллов получают оценку «5» и «4» соответственно. Все игроки получают почетное звание члена клуба любителей птиц «Юный орнитолог».

Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше заседание клуба, спасибо всем за участие. И в заключении, послушайте стихотворение!

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злиться.

Храните дерево от топора;

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода, кто на земле живет без дома.

К. Кулиев.

Командная игра в 7 классе на тему «Птицы»
  • Биология
Описание:

Методические рекомендации: данное мероприятие  проводится для учащихся  7 классов в конце учебного года, при проведении предметной недели.

1.      Тема урока. Заседание клуба любителей птиц «Юный орнитолог».

2.      Тип урока:  урок обобщения и систематизации  знаний.

3.      Вид урока: учебно-познавательная игра.

4.      Методическая цель: развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний; повышение мотивации к изучению дополнительного материала при подготовке к игре и к предмету в целом,  применение полученных знаний учащимися.

Обучающая:  углубить и обобщить знания о птицах, активизировать познавательный интерес к природе.

Развивающая:  развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения,  интуицию, умение работать в группах, учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Воспитательная:  воспитание у учащихся бережного отношения к птицам, к животному и растительному миру.

5.      Материально-техническое обеспечение урока: чучела птиц, иллюстрации с изображениями  птиц, карточки с заданиями, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска электронный  учебник «Кирилла и Мефодия» уроки биологии 7 класс».

6.      Межпредметная связь: география материков и океанов 7 класс, русская литература (фольклор).  Внутрипредметная связь: особенности внешнего и внутреннего строения птиц, разнообразие птиц, значение птиц в природе и для человека.

7.      Методы   обучения – репродуктивный, форма деятельности – познавательная игра, решение

Дидактических задач – развитие словесно-логического и творческого мышления.

 

Автор Колесникова Галина Мейрашевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 736
Номер материала 37814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓