Главная / Химия / Коллективный способ обучения на занятиях по органической химии: "за" или "против"?

Коллективный способ обучения на занятиях по органической химии: "за" или "против"?


Краевой конкурс инновационных индивидуальных образовательных проектов модернизации образования «Инновация-2014»

Номинация: Учебно-дидактический проект



Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии: за или против

(учебно-методическая разработка)



hello_html_4f32acd9.jpgРутина Ольга Петровна,

учитель химии и биологии

муниципального общеобразовательного

учреждения Родниковской

средней общеобразовательной школы

Соликамского района



Аннотация

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образовательной деятельности. Необходимо формировать у учащихся не только способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевые компетенции: учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, включающие умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принять ответственное решение в сложной ситуации.

Использование коллективного способа организации учебной деятельности (КСО) в полной мере позволяет решить эти непростые задачи. Процесс обучения становится более результативным, характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся.

Телефон: 8-34 (253) 98-4-69;

Телефон сотовый: 8-950-473-19-13

Родники, 2014

I. Раздел

Вводная часть

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образовательной деятельности. Необходимо формировать у учащихся не только способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевые компетенции: учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, включающие умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принять ответственное решение в сложной ситуации.

Коллективные способы обучения на занятиях по органической химии: за или против? Использование коллективного способа организации учебной деятельности (КСО) в полной мере позволяет решить эти непростые задачи. Процесс обучения становится более результативным, характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся.

Цель:

  • Формирование мотивации учащихся к обучению химии.

  • Использование компетентностного подхода в обучении.

  • Повышение качества обучения химии.

Задачи:

1. Изучить литературу.

2. Разработать проектный продукт - методическое пособие по теме «Углеводороды», включающее тематическое планирование, дидактические карточки для взаимообмена заданиями, тесты первичного контроля усвоения знаний, конспекты уроков.

3. Апробировать дидактические материалы, методики коллективного способа деятельности учащихся, нетрадиционные формы урока и адаптировать их к условиям сельской школы.

Методика использования проектного продукта

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта был создан проектный продукт в виде учебно-методической разработки, включающей тематическое планирование, дидактические карточки для взаимообмена заданиями, тесты первичного контроля усвоения знаний, конспекты уроков.

Тематическое планирование, включающее тему, форму, тип, методику проведения урока, экспериментальную часть, разработанные дидактические материалы и тесты позволяют без затруднения и быстро подготовить план или конспект урока. (Приложение №1)

В работе содержатся дидактические карточки для взаимопередачи тем по методике коллективного способа обучения, опубликованных аналогов которым не встречалось.

Взаимообмен заданиями требует наличия у учащихся развитых общеучебных умений и навыков, а также специальных умений общения в парах сменного состава. Занятия по ним практикуются продолжительностью 90 минут, из которых на закрепление знаний и отработку умений отводится 70 минут, последние 15-20 минут – на обязательное выполнение тестов. Каждый учащийся должен проработать четыре дидактических карточки, отмеченных разным цветовым сигналом и несущих разную смысловую нагрузку. В результате полностью отрабатывается одна тема, соответствующая логической связи: состав вещества → строение → свойства → применение. Последовательность построения карточек одинакова для всех учебных тем, что помогает в работе. При изучении первых тем используются карточки одного уровня, т.к. все учащиеся должны научиться учиться, затем у них появляется право выбора разноуровневых заданий и партнеров соответствующего уровня обучения. Все задания карточек снабжены инструкциями по их выполнению. Сначала учащиеся осуществляют самоввод: изучают задание, обозначенное над чертой, пользуясь текстом учебника и конспектом лекции, передают его друг другу, выполняют второе задание и также обмениваются заданиями. После этого находят партнера по цвету поднятого сигнала и продолжают работу.

Одним из требований к результатам обучения является умение решать задачи.

Использование карточек взаимообмена заданиями по методике Ривина-Баженова используется для отработки умений и навыков решения разных типов задач. Каждому учащемуся приходится решить организованно восемь разных задач каждого этапа, восемь раз рассказать решение, восемь раз выслушать партнера, излагать ход мыслей кратко и доходчиво, устанавливать деловой контакт на основе психологически комфортной обстановки взаимного уважения и доверия друг к другу, сделать правильные выводы, сэкономить время (Приложение №2).

Получение объективной и оперативной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых возможно при использовании тестирования.

С этой целью разработаны тесты средней сложности закрытого типа: выберите один правильный ответ из четырех предложенных. (Приложение №3). Каждый тест содержит инструкцию по его выполнению. По окончании работы дается эталон правильного ответа, осуществляется анализ допущенных ошибок, вносятся коррективы в технологию обучения.

Подобные тесты не имеют аналогов, т. к. разработаны на основе рекомендованных источников.

Конспектов занятий представлен один, но разработанные карточки и тесты легко комбинируются и позволяют быстро составить план любого урока. В подробных конспектах изложены разные способы обучения, формы организации и виды учебной деятельности учащихся, в том числе нетрадиционные: практико-ориентированный проектный урок, урок-семинар. Прослеживается логика построения каждого занятия, его основные моменты. (Приложение №4)

Задания к проектному уроку даются группам за три недели до урока, они планируют проект и готовят защиту самостоятельно, консультируясь с учителем, кроме этого, готовят выступление по теоретическому вопросу в форме сравнения по разным классам углеводородов с обязательной компьютерной презентацией. На уроке происходит обсуждение теоретического вопроса, проекта, презентации, командами задаются вопросы друг другу и формулируются ответы на них. Результаты фиксируются в таблице.

Конспекты можно использовать ежегодно, адаптируя их к особенностям учащихся вновь пришедшего класса, экономя время на подготовку к занятиям.

Заключение

Работа с использованием перечисленных видов деятельности и дидактических материалов значительно активизировала мыслительную деятельность учащихся, помогла в создании ситуаций успеха, способствовала более полному и осознанному усвоению учебного материала, возникновению мотивации в обучении. На таких уроках формировались ключевые компетенции будущих выпускников школы: умение эффективно сотрудничать, принимать быстрое и ответственное решение в сложившейся ситуации. Обучение с использованием материалов данного пособия помогло справиться с заданиями олимпиад. Так, учащиеся 10 класса Стороженко О. и Батуева М. показали лучший результат в районе на олимпиаде по химии. Ученик 10 класса Цыпуштанов А. занял первое место в муниципальном туре олимпиады по химии, принял участие в зональном туре, в 2012г. ученик 11 класса Рутин В. показал лучший результат в районе, прошел зональный тур, стал призером в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по химии.

Качество знаний по химии учащихся 10 класса за последние четыре года составило в первом полугодии от 50% до 100%, за год от 70% до 100%.

Ежегодно от 20 до 40% выпускников полной (средней) школы выбирают химию для сдачи на государственной итоговой аттестации. Три человека из десяти, изучавших предмет в 2014 году, выбрали его для сдачи в качестве единого государственного экзамена.

Выпускники выбирают химию в качестве своей специальности. Сегодня восемнадцать выпускников продолжают обучение на химических и биологических специальностях высших учебных заведений. Четыре человека учатся в Пермской медицинской академии, четыре в Березниковском филиале ПГТУ (технология неорганических веществ) (два других только закончили). Один является студентом Пермского технического университета (экология), шесть человек в Соликамском педагогическом институте (психология) (еще два в этом году закончили обучение в этом вузе), один в Пермском классическом университете (биология), два в Екатеринбургском политехническом университете (технология неорганических веществ и цветные металлы).

Все тесты и задания для взаимопередачи тем, уроки апробированы уже на протяжении нескольких лет. Материалы имеют практическую ценность, их легко тиражировать и использовать учителям химии.

Конечно, методика КСО не нова, но если ее умело интегрировать с другими инновационнми технологиями обучения, в частности, с ИКТ, проектным обучением, и если она дает положительные результаты, ее нужно использовать. И эта работа будет продолжена.


II. Раздел Содержание проекта

Дидактические карточки для взаимообмена заданиями

Алгоритм работы учащихся с карточками по взаимообмену заданиями по темам: «Алканы», «Алкены», «Алкины»

  • Осуществляйте самоввод: повторите материал для выполнения первого задания карточки (над чертой), пользуясь конспектом лекции и текстом учебника. В случае затруднения обратитесь к учителю.

  • Убедившись в готовности передать материал партнеру, выполните самостоятельно второе задание, находящееся под чертой карточки.

  • Найдите партнера по цвету поднятого сигнала. Обменяйтесь первыми заданиями, вписав все необходимое в тетрадь партнера, сделайте устные пояснения, ответьте на возникшие вопросы.

  • Обменяйтесь карточками и выполните самостоятельно второе задание из карточки партнера (под чертой). Сравните результаты с результатами вашего партнера по обеим карточкам.

  • Продолжите работу по алгоритму с новым партнером.

1. Дидактические карточки для взаимообмена заданиями по теме «Алканы»


Карточка №1. Строение алканов. Сигнал красный

  1. Расскажите партнеру, какие углеводороды называются алканами. Приведите синонимы этого понятия, приведите примеры веществ.

  2. Изобразите с помощью электронно-графических диаграмм строение электронной оболочки атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Что называется гибридизацией орбиталей? Опишите первое валентное состояние атома углерода в органических соединениях (sp3-гибридизация). Может ли атом углерода в этом состоянии образовывать π - связи? Почему углеродная цепь в алканах имеет зигзагообразную форму?

  1. Выпишите из перечисленных веществ алканы: C2H4, C2H6, C3H8, C3H6, C5H12, C5H10, C6H6, C7H16, C9H18, C10H22, C15H30, C20H42. Дайте названия алканам из первой десятки гомологического ряда.

  2. Напишите и назовите формулы веществ из гомологического ряда алканов: а) первого газообразного; б) первого жидкого; в) первого твердого.



Карточка №2. Изомерия и номенклатура. Сигнал фиолетовый

  1. Расскажите партнеру, что такое изомерия? У какого представителя гомологического ряда предельных углеводородов появляются изомеры? Какой тип изомерии характерен для алканов?

  2. Сформулируйте определения понятий «гомологический ряд», «гомологи», «гомологическая разность». Какие углеводороды составляют гомологический ряд метана?

  3. Как строятся названия предельных углеводородов по номенклатуре ИЮПАК?

  1. Сhello_html_48b6ab16.gifколько углеводородов изображено формулами?

CH3 CH3 CH3

| | |

аhello_html_48b6ab16.gif) CH3–CH2–CH2–CH2–CH3; б) CH3–C–CH3; в) CH2 –CH2–CH2;

|

CH3

г) CH3–CH2–CH3.

Назовите все вещества по международной номенклатуре. Найдите среди указанных веществ гомологи и изомеры.

  1. Составьте структурную формулу 2-метил- 3-этил-5-пропилоктана.



Карточка №3 Физические и химические свойства алканов. Сигнал зеленый

  1. Расскажите партнеру о физических свойствах газообразных, жидких и твердых алканов, опишите цвет, запах, растворимость в воде и органических растворителях, плотность, горючесть, взрывоопасность.

  2. Расскажите партнеру о химических свойствах предельных углеводородов, подтвердив свойства соответствующими уравнениями реакций.

  1. Напишите уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства бутана, назовите продукты реакций.


Карточка №4 Получение и применение алканов. Сигнал желтый.

  1. Рассажите партнеру, как физические и химические свойства предельных углеводородов обуславливают области их применения.

  1. Вспомните, что вам известно о применении метана, и объясните, почему утечка бытового газа может быть обнаружена по запаху, хотя его составляющие запаха не имеют.

  2. Реши задачу:

Какой объем этана был подвергнут каталитическому дегидрированию, если выделившегося водорода хватило для восстановления вольфрама из 11,6 г оксида вольфрама (VI)?


2. Дидактические карточки для взаимообмена заданиями потеме «Алкены»

Карточка №1. Строение алкенов. Сигнал красный

  1. Расскажите партнеру, какие углеводороды называются алкенами. Раскройте сущность термина «непредельные соединения». Приведите синонимы этого понятия, приведите примеры веществ.

  2. Каково электронное строение этилена? Опишите второе валентное состояние атома углерода в органических соединениях (sp2-гибридизация). За счет перекрывания, каких орбиталей образуются две связи между атомами углерода? Возможно ли свободное вращение атомов углерода вокруг σ и π - связи?

  1. Выпишите из перечисленных веществ алкены: C2H4, C2H6, C3H8, C3H6,C4H10, C5H10, C6H6, C7H16, C9H18, C10H20, C15H30, C20H42. Дайте названия алкенам из первой десятки гомологического ряда.

  2. Реши задачу: При сжигании 20 г. органического вещества образовалось 62,86 г. оксида углерода (IV) и 25,71 г. воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 28. Определить формулу этого вещества.



Карточка №2. Изомерия и номенклатура. Сигнал фиолетовый

  1. Расскажите партнеру, что такое изомерия? С какого представителя гомологического ряда у алкенов начинается изомерия? Какие типы изомерии характерны для алкенов? Поясните на примерах.

  2. Сформулируйте определения понятий «гомологический ряд», «гомологи», «гомологическая разность». Какие углеводороды составляют гомологический ряд этилена? Приведите примеры первых девяти.

  3. Каковы особенности номенклатуры ИЮПАК для алкенов? Как выбирается главная цепь, с какого ее конца начинается нумерация атомов углерода, как указывается наличие в молекуле двойной связи и ее положение, как различаются названия геометрических изомеров?

  1. Одинаковое ли число изомеров будут иметь пентан и пентен? Обоснуйте ваше мнение. Напишите все возможные формулы изомеров пентена-1, укажите вид изомерии в каждом случае, дайте название им по международной номенклатуре.

  2. Составьте структурную формулу 2,2,5-триметилгексена-3.


Карточка №3 Физические и химические свойства алкенов. Сигнал зеленый

  1. Расскажите партнеру о физических и химических свойствах алкенов, подтвердив свойства соответствующими уравнениями реакций. Укажите условия проведения реакций и назовите продукты.

  1. Дhello_html_m568dec40.pngопишите уравнения химических реакций, назовите продукты реакций:

аhello_html_m79f18b91.pnghello_html_m79f18b91.png) CH3–CH2–OH ? +? б) CH3–CH2–CH=CH2+HBr→

в) CH2=CH–CH3+H2 г) CH2=CH–CH3+[O]+H2O

дhello_html_m79f18b91.png) C3H6+O2 е) nCH2=CH–CH3



Карточка №4. Получение и применение алкенов. Сигнал желтый

  1. Расскажите партнеру об основных промышленных и лабораторных способах получения алкенов, сопровождая рассказ уравнениями реакций и названиями продуктов реакций.

  2. Расскажите об областях применения этиленовых углеводородов.

  1. Дана цепочка превращений:

мhello_html_2c1275b5.pngетан→этен→этан→оксид углерода (IV)

этанол хлорэтан

Напишите уравнения химических реакций, укажите условия их протекания в том случае, где это необходимо.


3. Дидактические карточки для взаимообмена заданиями по теме «Алкины»

Карточка №1 Строение алкинов. Сигнал красный

  1. Расскажите партнеру, какие углеводороды называются алкинами. Приведите примеры веществ. Можно ли назвать эти вещества непредельными соединениями?

  2. Каково электронное строение молекулы ацетилена? Опишите третье валентное состояние атома углерода в органических соединениях (sp3-гибридизация). За счет перекрывания, каких орбиталей образована тройная углерод-углеродная связь и связи С - Н? Сравните длину и прочность тройной связи с соответствующими характеристиками двойной и одинарной.

  1. Выпишите из перечисленных веществ алкины: C2H2, C2H6, C3H8, C3H4,C4H10, C5H10, C6H10, C7H16, C9H16, C10H18, C15H30, C20H38. Дайте названия по систематической номенклатуре алкинам из первой десятки гомологического ряда.

  2. Соотнесите:

Название алкина:

  1. бутин-2, 2) бутин-1,

  1. 3-метилпентин-1, 4) 3,3-диметилгексин-1.

формула:

а) CH3–CH2–CH–C≡≡CH б) CH3–CH2–C≡≡CH

|

CH3 CH3

|

в) CH3–C≡≡C–CH3 г) CH3–CH2–CH2–C–C≡≡CH

|

CH3

Карточка №2. Изомерия и номенклатура. Сигнал фиолетовый

  1. Расскажите партнеру, что такое изомерия? С какого углеводорода в ацетиленовом ряду начинается явление изомерии? Какие типы изомерии характерны для алкинов? Поясните на примерах. С чем связано отсутствие у алкинов геометрической изомерии?

  2. Назовите общую формулу гомологического ряда алкинов. Как называются первые шесть представителей этого ряда?

  3. Каковы особенности номенклатуры ИЮПАК для алкинов? Как выбирается главная цепь в молекуле алкина для составления названия вещества? С какого конца начинается ее нумерация?

  1. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров состава C7H12, укажите типы изомерии, назовите углеводороды по систематической номенклатуре.

  2. Для вещества 2,5-диметилгексин-3 составьте структурные формулы одного гомолога и одного изомера, назовите их.



Карточка №3 Физические и химические свойства алкинов. Сигнал зеленый

  1. Расскажите партнеру о физических свойствах алкинов. Как изменяются температуры кипения и плавления алкинов с увеличением их относительной молекулярной массы?

  2. Расскажите о химических свойствах алкинов, указав, какие типы химических реакций для них характерны и подтвердив соответствующими уравнениями реакций. Укажите условия проведения реакций и назовите продукты.

  1. Напишите уравнения химических реакций, указав условия их протекания:

  • пропина с водой в условиях реакции Кучерова,

  • бутина-1 с 2 моль хлороводорода,

  • 3-метилбутина-1 с 1 моль брома,

  • тримеризации этина,

  • горения бутина-2.

Назовите продукты реакций.

Карточка №4. Получение и применение алкинов. Сигнал желтый.

Расскажите партнеру об общих и специфических способах получения ацетиленовых углеводородов, сопровождая рассказ уравнениями реакций и названиями продуктов реакций.

  1. Расскажите об областях применения ацетилена и его гомологов.

  1. Решите задачу: При гидролизе 3,2г технического карбида кальция образовалось 952мл. ацетилена (н.у.). Чему равна массовая доля примесей в карбиде кальция?



  1. Разноуровневые дидактические карточки для взаимообмена по теме «Арены»

уровень А включает задания репродуктивного характера базового уровня, позволяет закрепить знания, тверже знать материал, проверить понимание переданного материала;

цель: восприятие знаний, запоминание, воспроизведение;

уровень В включает задания программного уровня, позволяет проверить понимание материала всей темы тех учащихся, кто чувствует, что прочно освоил материал, работа осуществляется на продуктивном уровне;

цель: осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу;

уровень С включает материал продвинутого уровня позволяет проверить понимание материала во взаимосвязи с другими темами тех учащихся, кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности;

цель: творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.


Карточка №1. Строение ароматических углеводородов. Сигнал красный

  1. Расскажите партнеру, какие углеводороды и почему называются ароматическими (аренами)? Какова их общая формула?

  2. Расскажите об электронном и пространственном строении молекулы бензола: тип гибридизации атомов углерода, образование циклической ароматической π - системы, валентные углы, длины связей, взаимное расположение атомов углерода и водорода в пространстве. Объясните, почему π - связь менее прочна, чем σ – связь.

Задания для взаимообмена.

Уровень А:

Какие из веществ, перечисленных ниже, являются ароматическими углеводородами: C2H4; C6H4(CH3)2; C2H6; C6H5CH3; C9H12; C6H5C2H5.

Дайте названия выбранным веществам.

Уровень В:

Напишите структурные формулы следующих веществ:

а) пропилбензол, б) винилбензол (стирол),

в) 2,2-диметил-4-пропилбензол, г) 2-этил-4-пропилтолуол.

Уровень С:

Найдите молекулярную формулу вещества, в состав которого входит 91,3% углерода и 8,69% водорода. Относительная плотность вещества по воздуху составляет 3,172.


Карточка №2. Изомерия и номенклатура. Сигнал фиолетовый

  1. Расскажите партнеру об изомерии положения нескольких заместителей ароматических углеводородов, поясните на примерах. Приведите примеры изомеров, имеющих в своем составе радикалы предельных и непредельных углеводородов.

  2. Расскажите, каковы особенности номенклатуры ароматических углеводородов.

Задания для взаимообмена

Уровень А:

Сколько изомеров имеет 1-метил - 2-этилбензол? Напишите их структурные формулы и дайте названия по международной номенклатуре.

Уровень В:

Напишите структурные формулы всех ароматических углеводородов состава C9H12 и назовите все вещества.

Уровень С:

Составьте структурные формулы и дайте названия всем возможным изомерам ароматического углеводорода состава C6H5–C4H9 (не менее шести).

Карточка №3. Физические и химические свойства ароматических углеводородов. Сигнал зеленый

Расскажите партнеру, какими физическими и химическими свойствами обладают ароматические углеводороды бензол и толуол. Подтвердите свой рассказ уравнениями реакций три группы химических свойств, назовите продукты

Задания для взаимообмена

Уровень А:

Экспериментальным путем определите, в какой из двух пробирок находится: а)бензол; б) толуол. Ответ поясните и подтвердите уравнениями реакций.

Уровень В:

Какие из перечисленных веществ реагируют с бензолом: хлор (на свету), бромоводород, бром (в присутствии хлорида железа III), водород, вода, раствор перманганата калия? Напишите уравнения возможных химических реакций, назовите продукты.

Уровень С:

Дана цепочка превращений:

C2H2 C6H6C6H12C6H14C6H13Cl

hello_html_83b4f8c.gifhello_html_mbe2ae4a.gif

C6H5ClC6H6Cl6

Напишите уравнения всех реакций, укажите условия их протекания, назовите вещества.

Карточка №4. Получение и применение ароматических углеводородов. Сигнал желтый.

  1. Расскажите партнеру о способах получения ароматических углеводородов, написав уравнения соответствующих реакций. Укажите, какая из них называется реакцией Зелинского.

  2. Расскажите о применении ароматических углеводородов в химической промышленности и народном хозяйстве.

Задания для взаимообмена

Уровень А:

Дана цепочка превращений:

CH4C2H2C6H6

Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания, назовите вещества.

Уровень В:

Дана цепочка превращений:

CaC2 X2 C6Н6

Определите вещество Х. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания, назовите вещества.

Уровень С: Как получить нитробензол, исходя из метана? Составьте уравнения реакций и укажите условия, при которых они могут быть осуществлены.

















Приложение №1

Тематическое планирование темы «Углеводороды» по химии для X класса с использованием методики коллективного способа обучения

Для реализации коллективного способа обучения важной составляющей является тематическое планирование, которое соответствует концентрической программе О.С. Габриеляна и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии. Оно предполагает изучение химии три часа в неделю. Нетрадиционное изучение темы имеет последовательность: лекции, семинары по методике КСО, практические занятия, практикум по решению задач, уроки обобщения, контрольная работа.


Тема урока

Тип урока

Используемая методика

Экспериментальная часть

1,2

Семинар «Природные источники углеводородов»

Уроки развития умений и навыков самостоятельной работы с коллекциями и учебной литературой

Методика группового способа обучения

Л/о №2 Ознакомление с продуктами переработки нефти и каменного угля

3,4

Лекция «Алканы»

Уроки общего разбора темы



5,6

Семинар «Состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, свойства и применение алканов»

Уроки отработки и углубления знаний, умений и навыков

Методика коллективного способа обучения (далее КСО): взаимообмена заданиями


7

Лекция «Алкены»

Урок общего разбора темы



8,9

Семинар «Состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, свойства и применение алкенов»

Уроки отработки и углубления знаний, умений и навыков

Методика КСО: взаимообмена заданиями


10

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы. Алкены»

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Методика семинарского занятия

Л/о №1 Изготовление молекул галогеналканов, алкенов

Л/о №3 Обнаружение в керосине непредельных соединений

11

Лекция «Алкины»

Урок общего разбора темы



1213

Семинар «Состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, свойства и применение алкинов»

Уроки отработки и углубления знаний, умений и навыков

Методика КСО: взаимообмена заданиями


14

Лекция «Алкадиены»

Урок общего разбора темы



15

Комбинированный семинар «Диеновые углеводороды. Каучук. Резина»

Урок отработки и углубления знаний, умений и навыков

Методика комбинированного семинара

Л/о №4 Ознакомление с коллекцией «Каучук, резина, эбонит»

16

Циклоалканы

Урок общего разбора темы



1718

Лекция «Ароматические углеводороды»

Урок общего разбора темы



1920

Семинар «Состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, свойства и применение бензола и его гомологов»

Уроки отработки и углубления знаний, умений и навыков

Методика КСО: взаимообмена заданиями


21

Генетическая связь между классами углеводородов

Урок отработки и углубления знаний, умений и навыков

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов


22

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»


Методика проведения практического занятия

Практическая работа №1

23

Практическая работа №2 «Углеводороды»


Методика проведения практического занятия

Практическая работа №2

2425

Практикум по решению расчетных задач.

Уроки отработки умений решения расчетных задач: установление химической формулы вещества: а) по массовым долям элементов, б) по известной массе продуктов реакции; задач на избыток и недостаток, нахождение массовой доли выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

Методика КСО: методика Ривина-Баженова – методика решения расчетных задач


2627

Проектный урок «Углеводороды – важнейшие органические соединения»

Урок обобщения, закрепления и углубления знаний, умений и навыков по изученной теме

Методика коллективного способа обучения: методика проектного урока


28

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Урок контроля и учета знаний по изученной теме

















Приложение №2 Дидактические карточки по методике взаимообмена заданиями Ривина-Баженова для практикума по решению задач по теме «Углеводороды»

Алгоритм работы учащихся с карточками по взаимообмену заданиями по решению задач в парах сменного состава:

  • Получите карточку, цветовой сигнал, решите обе задачи самостоятельно.

  • Ощутив готовность к работе в паре, подберите партнера с другим цветовым сигналом.

  • Закройте тетрадь и на чистом листе бумаги пишите ход решения первой задачи, объясняя ее решение. Это же делает ваш партнер по первому заданию своей карточки.

  • Обменяйтесь карточками, решите вторую задачу, изложите ее решение партнеру, выслушайте решение им второй задачи, выскажите мнение друг другу.

  • Получите новую карточку, действуйте по данному алгоритму до отработки всех карточек блока.


Карточка №1. Нахождение молекулярной формулы вещества по данным качественного состава вещества

1. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 1,81. Массовая доля углерода в нем – 83%, водорода – 17%. Установите формулу.

2. Относительная плотность одного из гомологов бензола по воздуху равна 3,172. Массовая доля углерода в нем – 91,3%, водорода – 8,69%. Установите формулу


Карточка №2. Нахождение молекулярной формулы вещества по известной массе продуктов сгорания

1. При сжигании 1,3 граммов вещества образуется 4,4 граммов оксида углерода (IV) и 0,9 граммов воды. Плотность паров этого соединения по водороду равна 39. Определите формулу органического вещества.

2. При сгорании некоторого органического вещества массой 13,8 граммов образовалось 23,52 литров (н.у.) оксида углерода (IV) и 10,8 граммов воды. Плотность паров этого соединения по водороду равна 46. Определите формулу вещества, учитывая, что оно является ароматическим.


Карточка №3. Массовая доля выхода продукта реакции в процентах к теоретически возможному

1. При нитровании 46 кг. толуола получили 92 кг. 2,4,6-тринитротолуола. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

2. Какой объем бензола (плотность - 0,8г/мл.) можно получить из 33,6 литров ацетилена, если выход продукта реакции составляет 90% от теоретически возможного?


Карточка №4. Избыток и недостаток

1. Какая масса бромбензола образуется при нагревании 117 граммов бензола с 280 граммами брома в присутствии катализатора хлорида железа (III)?

2. Для нитрования толуола массой 184 гр. взяли раствор азотной кислоты объемом 500 мл. с массовой долей азотной кислоты 83% (g=1,47г/мл.). Какова масса образовавшегося продукта реакции?




Приложение №3. Тесты первичного контроля усвоения знаний

При проведении занятий по методике коллективного способа обучения возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Это возможно при построении обучения на базе систематической диагностики, одной из форм которой является тестирование. Оно способствует объективности и оперативности контроля знаний, умений и навыков учащихся, является эффективным и экономичным во времени.

За тестовое задание выставляется отдельная отметка:

-допущена лишь одна ошибка - отметка «5»,

-допущено две ошибки - отметка «4»,

-допущено три-четыре ошибки - отметка «3».


Инструкция

Выберите один правильный ответ и запишите его в виде последовательности цифр и букв.

Тест №1«Алканы»

1. Гомологический ряд алканов описывается общей формулой:

а) CnH2n; б) CnH2n+6; в) CnH2n+2; г) CnH2n-2

2. Следующие пары химических веществ являются гомологами:

а) этан и толуол; б) этан и декан; в) этан и метанол; г) этан и этилен.

3. Тип гибридизации атомов углерода в алканах:

а) sp; б) sp2; в) sp3.

4. В молекуле изобутана второй атом углерода:

а) первичный; б) вторичный; в) третичный; г) четвертичный.

5hello_html_m4525c55d.pnghello_html_m4cf89800.png. Изомер 2-метилбутана:

а) б) в) CH3CH2CH2CH2CH2CH3;



г)



6. В пропане связи углерод-углерод:

а) одинарные; б) двойные; в) полуторные; г) π-связи.

7. Самое реакционноспособное вещество:

а) этан; б) хлорэтан; в) трихлорэтан; г) тетрахлорэтан.

8. Последний жидкий углеводород в гомологическом ряду:

а) C5H12; б) C16H34; в) C15H32; г) C20H42.

9. Взаимодействие метана с хлором на свету:

а) требует нагревания; б) требует присутствия катализатора;

в) идет с поглощением тепла; г) реакционная смесь может взорваться.

10. Химически активная частица, имеющая неспаренный электрон:

а) гомолог; б) изомер; в) свободный радикал; г) нуклеофил.

11. Природное сырье, служащее для получения метана:

а) природный газ; б) нефть; в) каменный уголь; г) попутный нефтяной газ.

12. Конечный продукт взаимодействия на свету метана с хлором:

а) хлорметан; б) дихлорметан; в) трихлорметан; г) тетрахлорметан.

13. Объем выделившегося оксида углерода (IV) при сжигании трех литров этана:

а) 2л. б) 3л. в) 4л. г) 5л.

14. С какими из перечисленных веществ при соответствующих условиях реагирует пропан:

а) O2; б) H2; в) HCl; г)Cl2; д) раствор KMnO4.

Напишите уравнения соответствующих реакций.

15. Осуществи превращения по схеме, написав уравнения химических реакций: CH4→CH3Cl→C2H6. Вторая реакция - реакция:

а) Зинина; б) Вюрца; в) Марковникова; г) Кучерова.



Инструкция

Выберите один правильный ответ и запишите его в виде последовательности цифр и букв.

Тест №2 «Алкены»

1. Гомологический ряд алкенов описывается общей формулой:

а) CnH2n; б) CnH2n-6; в) CnH2n+2; г) CnH2n-2

2. Для 2-метилпропена укажите формулы: 1) гомологов; 2) изомеров:

а) CH3–C=C–CH3; б) CH2=CH–CH2–CH3;

│ │

H H

в) CH2=C–CH2–CH2–CH3; г)CH2=C–CH2–CH3.

│ │

CH3 CH3

3. Тип гибридизации атомов углерода в пропене CH2=CH–CH3 слева направо:

а) sp2, sp2, sp2, б) sp2, sp, sp3,

в) sp, sp, sp2; г) sp2, sp2, sp3.

4. Число изомерных алкенов состава C4H8 равно:

а) двум, б) трем, в) четырем, г) пяти.

5. Молекула этена имеет строение:

а) плоское; б) тетраэдрическое; в) линейное; г) пирамидальное.

6. Двойная связь в алкенах состоит из:

а) одной σ- и одной π - связи,

б) двух π - связей,

в) двух σ - связей,

в) верного ответа среди перечисленного нет.

7. Бутен можно получить крекингом:

а) бутана, б) пентана, в) гексана, г) октана.

8. Какой тип реакций не характерен для алкенов?

а) Замещение; б) присоединение;

в) окисление; г) полимеризация.

9. Отличить октен от октана можно с помощью:

а) водного раствора перманганата калия KMnO4,

б) раствора бромоводорода,

в) спиртового раствора гидроксида натрия,

г) газообразного водорода.

10. При сильном нагревании этанола с концентрированной серной кислотой в качестве основного продукта образуется:

а) сульфат; б) этен; в) сложный эфир; г) простой эфир.

11. При реакции алкенов с нейтральным раствором перманганата калия образуются:

а) одноатомные спирты, б) гликоли, в) кетоны, г) кислоты.

12. При реакции 2-метилбутена-1 с хлороводородом образуется:

а) 1,2-дихлор-2-метилбутан,

б) 2-хлор-2-метилбутан,

в) 2-метилпропанол-1,

г) 1-хлор-2-метилбутан.

13. Сколько из перечисленных веществ при соответствующих условиях реагирует с этеном: водород, метан, кислород, вода, спиртовой раствор гидроксида калия, бромоводород, водный раствор перманганата калия KMnO4, хлор?

а) Четыре, б) пять, в) шесть, г) семь.

Напиши возможные уравнения химических реакций.

Инструкция

Выберите один правильный ответ и запишите его в виде последовательности цифр и букв.



Тест №3 «Алкины»

1. Гомологический ряд алкинов описывается общей формулой:

а) CnH2n; б) CnH2n-6; в) CnH2n+2; г) CnH2n-2

2. Укажите формулу изомера 2,5-диметилгексина-3:

а) CHaCCHCH2CH2CH3 б) CH3CaCCHCH3

│ │

C2H5 СН3

в) CH3–CH2–CaC–CH2–CH3 г) CHaC–CH2– CH2–CH–CH3

CH3

3. Тип гибридизации атомов углерода в пропине HCaC–CH3 слева направо:

а) sp2, sp2, sp2, б) sp2, sp, sp3,

в) sp, sp, sp3, г) sp2, sp2, sp3.

4. Найдите пару гомологов:

а) CHaC–CH2–CH3 и CH3–CaC–CH3,

б) CH3–CH=CH–CH2–CH3 и CHaC–CH2–CH2–CH3,

в) CHaC–CH2–CH2–CH3 и CHaCH,

г) CHaC–CH2–CH3 и CH2=CH–CH=CH–CH3.

5. Молекула ацетилена:

а) линейная, б) плоская, в) зигзагообразная, г) пирамидальная.

6. Тройная связь в алкинах состоит из:

а) двух σ- и одной π - связи, б) трех π - связей,

в) двух π – и одной σ - связи, г) трех σ - связей.

7. Ацетилен можно получить гидролизом:

а) карбида алюминия, б) карбоната кальция,

в) карбида кальция, г) гидроксида кальция.

8. У какого из перечисленных алкинов наибольшая температура кипения?

а) Этин, б) пропин, в) бутин-1, г) пентин-1.

9. Отличить пентин-1 от пентена-1 можно с помощью:

а) бромной воды,

б) аммиачного раствора оксида серебра,

в) раствора бромоводорода,

г) водного раствора перманганата калия KMnO4.

10. Продукт полного бромирования ацетилена называется:

а) 1,1,2,2-тетрабромэтан, б) 1,2-дибромэтен,

в) 1,2-дибромэтан, г) 1,1-дибромэтан.

11. С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях реагирует пропин: 1) водород, 2) этен, 3) вода, 4) бром, 5) метан, 6) хлороводород?

а) 1,2,3,4, б) 1,3,4,6,

в) 2,3,5,6, г) 1,4,6.

12. При пропускании ацетилена над нагретым активированным углем образуется:

а) этан, б) бензол, в) водород, г) метан.

13. Реакцией Кучерова называется:

а) гидратация ацетилена, б) тримеризация ацетилена,

в) галогенирование ацетилена, г) гидрогалогенирование ацетилена.



Инструкция

Выберите один правильный ответ и запишите его в виде последовательности цифр и букв.

Тест №4 «Арены»

1. Гомологический ряд аренов описывается общей формулой:

а) CnH2n; б) CnH2n-6; в) CnH2n+2; г) CnH2n-2

2. Длина углерод-углеродной связи в бензоле равна:

а΄) 0,154 нм, б) 0,139 нм, в) 0,134 нм, г) 0,120 нм.

3. Тип гибридизации атомов углерода в бензоле:

а) sp3, б) sp2, в) sp, г) sp3 и sp2.

4. Величина валентного угла связи H–C–C в бензоле составляет:

а) 90˚, б) 109˚28΄, в) 120˚, г) 180˚.

5. Ароматическая π – система бензола представляет собой:

а) шесть взаимно перекрывающихся р-орбиталей с параллельными осями, образующие две тороидальные области электронной

плотности,

б) замкнутую цепь (цикл) из шести атомов углерода,

в) совокупность σ – связей между атомами углерода в бензоле,

г) три сопряженные двойные связи в молекуле бензола.

6. Число σ – связей в молекуле бензола равно:

а) 3, б) 6, в) 12, г) 18.

7. Укажите формулу гомолога бензола:

а)hello_html_m6d4abfc6.png, б)hello_html_m7f9939f1.png, в)hello_html_m5979d122.png, г)hello_html_m99a8f7c.png.

8. Укажите название циклоалкана, из которого реакцией дегидрирования можно получить толуол:

а) циклогексан, б) метилциклопентан,

в) метилциклогексан, г) этилциклогексан.

9. Отличить бензол от толуола можно с помощью:

а) водного раствора перманганата калия KMnO4 при нагревании,

б) хлора,

в) нитрующей смеси,

г) газообразного водорода.

10. При окислении толуола перманганатом калия в кислой среде при нагревании образуется:

а) бензойная кислота, б) фенол,

в) 2-метилфенол, г) пара-метилфенол.

11. Наиболее характерный тип реакции для аренов:

а) замещение, б) окисление, в) отщепление, г) изомеризации.

12. Причина горения бензола на воздухе коптящим пламенем:

а) наличие цикла в молекуле,

б) большая массовая доля углерода в молекуле,

в) наличие ароматической системы электронов,

г) жидкое агрегатное состояние.

13. Конечным продуктом реакции бензола с хлором при освещении является:

а) хлорбензол, б) гексахлорбензол,

в) 1,2-дихлорбензол, г) гексахлорциклогексан (гексахлоран).

14. Сколько из перечисленных веществ при соответствующих условиях реагирует с бензолом: водород, метан, кислород, вода, спиртовой раствор гидроксида калия, бромоводород, водный раствор перманганата калия KMnO4, хлор, азотная кислота?

а) Четыре, б) пять, в) шесть, г) семь.

Приложение №4.

Проектный урок Углеводороды – важнейшие органические соединения


Девиз урока: Кто мало знает и умеет, для того и этого много. Кто много знает и умеет, для того и этого мало.

Цель: Подтвердить важную химическую закономерность: свойства веществ зависят от состава и строения вещества, применение – от свойств вещества.

Задачи:

образовательная: закрепить, углубить и обобщить знания по теме «Углеводороды»;

развивающая: развить у учащихся элементы словесно-логического мышления: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развить внимание учащихся, научить выделять главное в большом объеме материала, критически относиться к изученному, научить анализировать работу, сделанную одноклассником;

воспитывающая: воспитывать сознательное отношение к учению, формировать ответственное отношение к порученному делу, формировать коммуникативные способности, интерес к овладению знаниями.

Тип урока: обобщения и совершенствования знаний и умений в виде защиты проектов – творческих заданий.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Оборудование: компьютер, компьютерные презентации, выполненные учащимися, проекты, транспаранты с названиями «алканы», «алкены», «алкины». «алкадиены», «циклоалканы», «арены»; план проведения презентации.

Требования к проекту сообщаются за две недели и включают:

а) полноту выступления,

б) компьютерную презентацию по теме,

в) выполненный проект.

Оценка проекта (примерная)

  • Практическая направленность проекта, значимость выполненной работы.

  • Качество доклада: композиция, полнота, аргументированность, убедительность, убежденность.

  • Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, правильность, логичность изложения.

  • Культура речи, манера изложения, использование наглядных пособий, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории.

  • Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высокого результата, готовность к дискуссии, контактность.

  • Творческое оформление проекта и компьютерной презентации: аккуратность, эстетичность, творчество, продуманность и оригинальность заданий, их разнообразие, новизна (чего еще не было в литературе для учителя, ваши «изюминки»).

Требования к ответам на вопросы:

- полнота,

- правильность,

- аргументированность,

- убедительность,

- убежденность,

- уважение выступающих учащихся друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы открываем очередной симпозиум Королевской Академии наук здесь в Стокгольме. Обсуждается вопрос о присуждении международной нобелевской премии за выдающиеся открытия в области химии углеводородов.

Кому присудить нобелевскую премию будет решать нобелевский комитет во главе с Л.К. Маркович, графиней муниципального графства Управления образованием Соликамского муниципального района, Л.Н. Бурыгиной, графиней графства Симиани и молодым ученым из королевства Родникиани К.А. Ясуновым.

Руководить работой симпозиума будет О.П. Рутина, член нобелевского комитета парламента.

В ходе защиты открытий кандидатов на соискание нобелевской премии нобелевским комитетом будут рассмотрены:

а) теоретические открытия,

б) компьютерные презентации,

в) защита творческого проекта,

г) обсуждение открытий,

д) ответы на вопросы,

е) умение задать вопрос по теме,

ж) итоговый балл,

з) место.

Все результаты фиксируются в специальной таблице:

Группа-кандидат

Теория

Компьютерная презентация

Защита проекта

Обсуждение открытий

Ответы на вопросы

Заданные вопросы

Итоговый балл

Место

1 Состав и строение углеводородов









2 Получение углеводородов









3 Физические и химические свойства углеводородов









4 Генетическая связь между углеводородами. Применение.










План выступления

1. Почему они так похожи и так различны? (Состав и строение углеводородов).

2. Зависит ли получение веществ от свойств? (Получение углеводородов).

3. Чем объясняется причина разнообразия свойств? (Физические и химические свойства углеводородов).

4. Генетическая связь между классами углеводородов. Свойства веществ. Применение. Существует ли связь?

По ходу выступлений команды продумывают вопросы друг другу, готовят обсуждение презентаций и проектов.


2. Закрепление, углубление и обобщение материала по теме «Углеводороды»

Выступление группы №1 Состав и строение углеводородов

Группы по ходу слушания выступления кандидата заполняют таблицу «Сравнение строения углеводородов» на предложенном им трафарете, вклеивают в свою «диссертацию», готовят вопросы кандидату на соискание нобелевской премии.

Вопросы, заданные команде в ходе обсуждения выступления:

1. Почему молекула метана CH4 представляет собой тетраэдр, ведь в атоме углерода из четырех валентных электронов только два неспаренных р-электрона, следовательно, должно образоваться только две химических связи углерода с атомами водорода и формула должна быть CH2, а не CH4, что не соответствует действительности?

2. Почему атомы углерода в моделях молекул располагаются не по прямой линии, как пишем в структурных формулах, а зигзагообразно?

3. Сравните масштабную и шаростержневую модель любого углеводорода. Какая из них более точно характеризует строение вещества?

4. Почему гибридные облака несимметричны?

5. Почему при написании структурной формулы бензола не следует указывать двойные связи?

6. Существует ли углеводород разветвленного строения, содержащий в молекуле четыре атома углерода и тройную связь?

Вывод: свойства химических веществ зависят от их состава и строения.

Защита проекта «Стенгазета «Вестник химии»


Выступление группы №2 Получение углеводородов

Группы по ходу слушания выступления конструируют вопросы ученому.

Вопросы, заданные команде в ходе обсуждения выступления:

1. Почему этиленовые углеводороды не встречаются в природе в готовом виде?

2. Существуют ли общие способы получения этана и этена?

3. Может ли карбидный способ получения ацетилена удовлетворить спрос на ацетилен?

4. Можно ли органические вещества метан и ацетилен получить из неорганических веществ?

5. Какую именную реакцию в органической химии можно использовать для получения уксусного альдегида?

Вывод: способы получения веществ зависят от состава и свойств веществ.

Защита проекта «Сборник «Дидактический материал по теме «Углеводороды» для 10 класса


Выступление группы №3 Физические и химические свойства углеводородов

Материал о физических и химических свойствах полно представляется в сравнении по алканам, алкенам, алкинам, аренам. Подробно сравниваются типы реакций: присоединения, замещения, элиминирования, окисления. Рассматриваются реакции общие и специфические для каждого класса углеводородов. В компьютерной презентации представлены в сравнении именные химические реакции с уравнениями реакций: Вюрца, Зелинского, Кучерова, Марковникова.

Группы по ходу слушания выступления кандидата заполняют таблицу «Химические свойства углеводородов» на предложенном им трафарете, проставляя «+» и « - » напротив свойств разных классов веществ, вклеивают в свою «диссертацию», готовят вопросы кандидату на соискание нобелевской премии, углубляющие или уточняющие этапы «открытия».

Вопросы, заданные команде в ходе обсуждения выступления:

1. Почему температура кипения н-пентана выше, чем температура кипения 2-метилбутана и еще выше, чем у 2,2-диметилпропана?

2. Почему температура кипения алканов в гомологическом ряду повышается с ростом углеродной цепи?

3. Как и почему различается цвет пламени при горении на воздухе этана, этилена, бензола?

4. В молекуле хлорметана содержится хлор, почему же хлорметан не дает белый творожистый осадок с нитратом серебра?

5. Почему смеси ацетилена с воздухом и кислородом взрывоопасны?

6. Как с помощью характерных реакций распознать этан, ацетилен, бензол?

7. В трифторпропене CF3–CH=CH2 присоединение бромоводорода идет по правилу Марковникова или вопреки нему? Почему?

8. Какое противоречие существует между структурной формулой Кекуле и свойствами бензола, как это противоречие объяснить?

9. Одинаково ли замещается на хлор первый атом водорода и остальные? Почему?

Вывод: свойства веществ зависят от их состава и строения.

Защита проекта «Учебник для 10 класса Органическая химия». Глава «Химические свойства углеводородов»

Предлагаемый учебник уникален: подобного рода учебника нигде больше не существует. Потребность в таком издании назрела давно. Учебник содержит теоретические сведения о химических свойствах углеводородов и практические задания различной степени сложности, позволяющие проверить степень усвоения материала: цепочки химических превращений, задачи, упражнения, кроссворд. В процессе выполнения таких заданий будут закреплены теоретические знания, разовьется логическое мышление, будут сформированы навыки самостоятельной работы. Учебник поможет учащимся в подготовке к единому государственному экзамену.

Учебник выполнен качественно, внешнее оформление оригинально, что обеспечит ему завидную славу.


Выступление группы №4 Генетическая связь между углеводородами. Применение углеводородов.

Группы по ходу слушания выступления кандидата должны сделать краткие записи в виде схем, опорных сигналов, терминологических цепочек.

Группа представила полно и подробно применение классов углеводородов в химической промышленности, народном хозяйстве, быту. Особый интерес был вызван материалом о применении углеводородов в военном деле и работе предприятия «Пермнефтеоргсинтез». Материал о генетической связи углеводородов сопровожден изготовленными группой красочными таблицами и компьютерной презентацией.

Вопросы, заданные команде в ходе обсуждения выступления:

1. Почему бензин марки А-96 самый дорогой?

2. Как известно, на крекинг-заводах сжигают один из побочных продуктов процесса-метан. Но этот углеводород представляет собой ценнейшее сырье, из которого можно было бы получить бензол. Предложите генетическую цепь таких превращений.

3. Какое галогенопроизводное углеводорода может быть использовано для местной анестезии? На каком свойстве основано такое применение?

4. Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расплывается по воде. Нефть подступает к берегу. Необходимо срочно убрать ее. Даны слова: вертолет, графит, дрожжевые микроорганизмы. Предложите способ очистки воды от нефти с использованием этих объектов.

5. Вы – технолог на химическом заводе. Необходимо получить из бутана октан. Какой именной химической реакцией вы воспользуетесь?

6. Любое явление имеет и положительное, и отрицательное значение для человека. Определите плюсы и минусы использования метана как топлива.

7. Какое вещество обусловливает черный цвет типографской краски? Какое уравнение реакции получения этого продукта вы бы составили?

Вывод: все углеводороды генетически связаны между собой и с соединениями других классов, из которых они могут быть получены или в них превращены; применение веществ зависит от их свойств.

Защита проекта «Наглядные пособия по теме «Генетическая связь углеводородов», «Области применения углеводородов».

Для выполнения проекта были использованы дополнительные источники литературы, Интернет, скомбинировав материал и оформив его в виде пяти таблиц. Эта форма проекта выбрана самой группой, т.к. (группа считает) имеет много достоинств: эти наглядные пособия найдут применение для изучения материала не только в 10 классе, но и в 9 классе при введении учащихся в курс органической химии, а также в 11 классе с целью подготовки к единому государственному экзамену. Второе достоинство: полнота представленной информации и эстетическое оформление. Кроме того, изучено много нового, чего нет в учебнике, тем самым углублены знания, и группа хорошо подготовилась к контрольной работе.


3. Подведение итогов проектного урока, вручение «нобелевской премии» победителям.

Уважаемые «ученые»! Вы поработали отлично! Молодцы. Прекрасные ответы. Хорошие вопросы. Вас было приятно слушать. На этом ваши «открытия» не заканчиваются. Они продолжаются. Искренне желаю вам новых достижений и успехов!

4. Домашнее задание: повторить главу 3 «Углеводороды» §10-16, выполнить домашний тест «Углеводороды» с целью подготовки к контрольной работе.




Коллективный способ обучения на занятиях по органической химии: "за" или "против"?
  • Химия
Описание:

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образовательной деятельности. Необходимо формировать у учащихся не только способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, но и ключевые компетенции: учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, включающие умения организовать собственную учебную деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов, способность принять ответственное решение в сложной ситуации.

 

Использование коллективного способа организации учебной деятельности (КСО) в полной мере позволяет решить эти непростые задачи. Процесс обучения становится более результативным, характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся.

Автор Рутина Ольга Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 957
Номер материала 42518
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓