Главная / Начальные классы / Коллективный процесс познания в системе общего развития школьников Л.В.Занкова

Коллективный процесс познания в системе общего развития школьников Л.В.Занкова


МКОУ ПОДГОРЕНСКАЯ СОШ№1









КОНЦЕПЦИЯ



«КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ


В СИСТЕМЕ


ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Л.В. ЗАНКОВА»






Выполнила

Козиева Е.А.учитель

МКОУ ПСОШ№1




2012-2013уч.г.


п.г.т. Подгоренский



Содержание:

I. Обоснование выбора концепции.

II.Проблемно-диалогическое обучение.

1) Побуждающий диалог.

2) Подводящий диалог.

III. Методы постановки учебной проблемы.

1) Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2) Подводящий к теме диалог.

3) Сообщение темы с мотивирующим приемом.

IV. Роль невербальных средств общения в коллективном обучении.

1) «Математика в движении».

V. Значение коллективного процесса познания

«В настоящее время просто впитывать факты и сведения ничего

не значит, еще меньше это будет значить в будущем. То, что

всегда значило и сегодня, и в будущем, - так это обучаться тому, как

учиться, следовательно, задача учителя очень тонкая и требует истинно

высокого призвания. При истинном обучении нет места авторитарности,

нет места и учительскому эгоизму» К. Роджерс


I. Сегодня образование осознается нашим обществом, как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам, как никогда, нужен высокий профессионализм, гражданская позиция и культура. И поэтому последнее время приоритетными становятся коллективные способы познания на уроке.

Коллективное познание в образовательном пространстве современной школы, является продуктивной формой педагогического общения, воспитания творческой и ответственной личности, представляет собой актуальную проблему современного этапа развития российского образования и нашего общества в целом.

Коллективный способ познания - это тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии – это половина процесса успешного восприятия последним материала. В математике и других науках встает вопрос, «Что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?»

Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Эта деятельность находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие учителя и учащихся. Это первое важнейшее условие педагогического сотрудничества, второе – самостоятельная активность ученика. Третье условие – гуманизация педагогического процесса.

И, наконец, четвертое условие – творческий поиск. Перечисленные условия – это критерии, по наличию или отсутствию которых можно судить о диалогических взаимоотношениях учителя и ученика, когда учитель взаимодействует с учеником как со своим союзником и партнером.

Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет учебный диалог.

В последнее время современная школа, основанная на развивающем обучении (Занков Л.В., Давыдов В.В.), все больше стала опираться в построении процесса обучения на учебный диалог, как основу личностного развития школьников. Л.С.Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога (первичной формы речи) формируется монолог – высшая форма речи. Диалог рождается из-за потребности человека в общении. У младших школьников такая потребность существует, она возникает у учащихся и в ходе решения учебных задач. Учащиеся взаимодействуют непосредственно друг с другом и через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это помогает школьникам сотрудничать на уроке, помогает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественной речевой деятельности

Я работаю по системе общего развития школьников Л. В. Занкова с1994г. Обязательным условием успеха воплощения обучения в практику школьной жизни является внутреннее принятие учителем основных положений этой системы. Необходимо, чтобы она импонировала его мировоззрению, его стилю работы. Движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы, но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания). Поэтому для реализации системы я стараюсь создать в классе атмосферу доброжелательности и понимания. Учение – это поиск, исследование, сопоставление, доказательство, постоянное преодоление трудностей. Богатое содержание не просто передается школьникам, оно открывается ими в ходе разрешения коллизий (противоречий), поиска возможной множественности вариантов решений при многогранном проявлении их личности: интеллекта, отношений, эмоций, волевых усилий, т. е. в ходе активной самостоятельной деятельности.

Изложенные выше факты определили тему моей работы «Коллективный процесс познания». Сущность проблемы заключается во влиянии применения диалоговых форм на организацию учебного процесса на уроках математики в начальных классах и на учебную мотивацию детей. При обучении детей математике применение учебного диалога создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Цель: выявить необходимость применения учебного диалога на уроках математики с целью повышения мотивации и развития учащихся.

Я хочу остановиться на двух видах коллективного процесса познания, которое я считаю наиболее актуальными и значимыми в моей работе. К ним относятся: метод проблемно – диалогического обучения (коллизии) и невербальные средства общения, артистизм мимики и жестов, которые, я обобщила в своей методике «Математика в движении».

II. Проблемно–диалогическое обучение - это обучение обеспечивающее творческое усвоение знаний учениками с помощью специально организованного учителем диалога. Этот метод был сформулирован ещё Л.В. Занковым. «Дидактические принципы создают теоретическую возможность определенного построения обучения, но практически оно существует только в методической системе и в частных методиках по отдельным предметам». Приемы создания проблемной ситуации (типическое свойство методической системы Л.В.Занкова - коллизии) – это, прежде всего, столкновение ранее полученных и новых знаний в процессе изучения предмета. Вместе с тем, и в столкновении мнений учеников, в способах решения одной и той же проблемы. Возникновение коллизии при столкновении старого и нового знания, учитель всегда может предвидеть и заложить ёе использование в план урока. В остальных случаях коллизии чаще всего возникают спонтанно, и от учителя требуется гибкая реакция и способность к импровизации хода урока, в связи с возникшей ситуацией. Использование проблемно - диалогического метода обучения, всегда ведет, к всплеску эмоций и стремлений, побуждает к поиску, вызывает интенсивную целенаправленную работу мысли. Применение этого метода, до недавнего времени, являлось отличительной чертой занковской системы, служило в ней мощным инструментом для углубления знаний учащихся. Сейчас эту технологию с успехом реализует система «Школа 2100», и учителя работающие по новым ФГОСам.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка новой проблемы и поиск решения. Постановка новой проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного мною диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

1.Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по – настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала я создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для создания противоречия и формирования проблемы учениками. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие знаний путем проб и ошибок».

2.Подводящий диалог представляет собой систему, посильных вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу к формулированию темы, выстраивая логическую цепочку к новому знанию. При этом подведение к знанию может осуществляться, как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно – диалогических уроках я посредством диалога (побуждающего или подводящего) помогаю ученикам поставить учебную задачу, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу. Затем посредствам побуждающего или подводящего диалога нужно организовать поиск решения, т.е. «открытие » знаний учащимися. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

III. Методы постановки учебной проблемы:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог, который представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия.

Приемы создания проблемной ситуации:

а) одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, мнения, теории; б) столкнуть мнение учеников вопросом или практическим заданием на новый материал; в) выявить житейское представление учащихся к вопросам или практическим заданиям; г) дать практическое задание сходное с предыдущим.

2. Подводящий к теме диалог, представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога, необходимо обеспечивать без оценочное принятие ответов учащихся.

Вопросы: а) Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо; б) Вопрос был один? А сколько мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем? в) Вы сначала так думали? А как на самом деле? г) Вы смогли выполнить задание? В чем трудность? Чем это задание не похоже на предыдущее.

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы, либо интригующим материалом (прием « яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальности»).

Современная школа ставит основной целью обучение общению. Учитель на уроке должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых знаний, а поиск истины.

Не теряя своей руководящей роли, учитель, в системе Л.В. Занкова, становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Предоставление школьникам большей самостоятельности - необходимое условие воспитания воли у школьников. Система Л.В. Занкова рассчитана на сотрудничество, сотворчество, сопереживание.

IV. Известно, что реакция собеседника возбуждает интерес, рождает творчество, новую мысль. От умения учителя быть хорошим слушателем и собеседником зависит и отношение детей к учению. Важно умение выразить удивление, недоумение, показать радость, даже восторг при правильной мысли, верном решении, сохранять непроницаемость в спорной ситуации. От внутренней установки педагога зависит выражение его лица, тембр голоса. Большое значение, в системе Л.В.Занкова, имеют владение невербальными средствами общения, артистизм мимики и жестов.

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, программирование, многие изучают международный язык – эсперанто. Но существует еще один международный доступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов мимики и телодвижения человека. Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20% - 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставили меня задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также породили желание овладеть искусством толкования этого языка – языка телодвижения, на котором мы все с вами разговариваем, даже не понимая этого. Альберт Мейераблан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиелл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 – 11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейераблан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. С тех пор я и интересуюсь этими невербальными средствами. Вначале была «Математика в движениях», сейчас я использую жесты и мимику не только на уроках математики, но и на уроках русского языка и литературы.

Вот некоторые из них:

При изучении действий и их обозначении ученики 1 класса сталкиваются с первыми абстрактными понятиями «сложить» и «вычесть». И первыми помощниками в запоминании этих понятий являются руки. Руки помогают при решении простых задач. «Было», «Уехало», «Осталось». «Уменьшаемое». «Вычитаемое». «Разность». Название компонентов и значения действия сложения, а также решение задач на нахождение суммы и знак «объединения» «Слагаемое». «Слагаемое». «Значение суммы» «Знак объединения». Сравнительные знаки «больше», «меньше», «столько же». Большую роль «руки» играют при изучении углов. С переходом из одного класса в другой количество жестов и движений усложняется и возрастает. Решение задач на движение: Скорость- вращение руками в разном темпе. Время- движение головы вправо, влево – тикают часы. Расстояние - дети показывают руками маленькое расстояние, затем - больше и больше. Жесты и движения использую на разных этапах урока: и при объяснении нового материала, и при закреплении. Но больше всего люблю использовать как физкультминутки, чтобы не нарушать целостности урока.

V. Л.В.Занковым высоко оценивалось способность учителя организовать коллективный процесс познания. «Учение теряет неприятный вкус чего-то навязанного, скучного, становится захватывающим коллективным процессом познания. Оно протекает в атмосфере дружной, согретой подлинным теплом работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создает уважение к учителю и товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроке».

Коллективные способы обучения делают урок более интересным, живым; активизируют мыслительную деятельность;

формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве;

включают каждого ученика в активную работу на весь урок;

создают условия живого общения;

дают возможность беседовать, поправлять и оценивать детей;

дают возможность многократно повторять материал;

помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени урока;

позволяют учащимся самостоятельно открывать знания, дает широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной).

Я люблю свою работу. Работа мое хобби. И я стараюсь сделать так, чтобы детям было легко и интересно учиться.

Литература:

1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Москва. Педогогика. 1999г

2. Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова . Журнал. « Воспитание школьников». №3 2002

3. Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы Л.В. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития.

4.Мельникова Е.Л. Пробный урок, или Как открывать знания с учениками. Моска.2006г




Приложение.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Урок по литературному чтению. 3класс. «И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

анализ

Учитель

Ученики

Вопрос на новый материал


Побуждение к осознанию




Фронтальная проверка ошибочной гипотезы








Побуждение к контр аргументу


Завершение проверки гипотезы.
















Завершение, возврат к вопросу.


Прочитайте текст. Определите жанр произ-ведения.

Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений у вас было?

Фиксирую гипотезы на доске.

И так у нас есть две гипотезы: сказка о животных , басня.

Проверим первую гипотезу.

Назовите признаки сказки о животных. (опорные слова о животных)

Давайте посмотрим: есть ли эти черты в этом произведении.

Значит можно считать это произведение сказкой.


Убираем одну из гипотез с доски.

У нас есть еще одна гипотеза.

Проверка гипотезы в группах

Слушаем высказывание представителей групп.






Значит наша гипотеза о басне…?.


Фиксирую тему на доске.

Это-сказка о животных.

Это- басня.


Два.





Сказка – это рассказ с целью развлечения, с элементами волшебства, т.е. животные, разговаривают как люди.





Это произведение не для развлечения, оно поучительное.

Нет песенок, троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки, но есть

волшебство, иносказание, мораль.



Работа в группах.


В этом произведении животные ведут себя как люди. Автор высмеивает пороки. Здесь есть мораль.



Верна.

Подводящий к теме диалог


Урок по математике. 3класс. «Нахождение площади фигуры сложной конфигурации».

Анализ

Учитель

Ученик

Задание на известный материал


Задание на новый материал









Побуждение к осознанию проблемы.










Материал для выдвижения гипотез.


Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.




Представление гипотез группами.



Побуждение к проверке




Вывод.



Учебник.

Найти площадь прямоугольника со сторонами 3см и 6см

Начертите на листе бумаги фигуру: поставим точку, вправо- 6см, вниз-4см, влево-2см, вверх-1см, влево-2см, вверх -1см, влево-2см, вверх-2см.

Найдите площадь этой фигуры.


Смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какова сегодня тема урока?



Фиксирую тему на доске.

Сейчас будете по группам находить площадь этой фигуры.

Подхожу к каждой группе. Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? Разбейте эту сложную фигуру на прямоугольники.

Группы поместите свои листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Как проверить.




Как можно найти площадь сложной фигуры.

Сравните свой вывод с учебником.

Легко выполнили задание



Чертят.






Испытывают затруднение.


Нет. Это не четырехугольник. Мы находили площади прямоугольников. А это новое задание.

Нахождение площади фигуры сложной конфигурации.




Разбиваются на группы, начинают работать.


Каждая группа выдвигает свою гипотезу и фиксирует ее на листе



Каждая группа комментирует свой способ решения.


Выполняют практическую работу с помощью ножниц.


Формулируют правило.



Все верно





Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Урок по окружающему миру. 3класс «Ледовое побоище».

анализ

учитель

ученики

«яркое пятно» в виде схемы и игры «Третий лишний»

или в виде стихотворения:

«Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом».





схема

Крестоносцы.

13век. Русь.

Монголо - татары.

игра

Киев - Новгород-Рязань

Рыцари-крестоносцы-татары

1240-1380-1242

Даны три понятия, даты. Два из них объединены общими историческими событиями, а третье – лишнее. Вы должны найти эти понятия. Объясните свой выбор.

Кто догадался, о каком историческом событии сегодня пойдет речь на уроке?

Фиксирую тему на доске.







Киев- Новгород, Рыцари- крестоносцы,

1240-1242









Ответы детей.













«Математика в движении»



При изучении действий и их обозначении ученики 1 класса сталкиваются с первыми абстрактными понятиями «сложить» и «вычесть». И первыми помощниками в запоминании этих понятий являются руки. hello_html_343addde.gifhello_html_m87b7d8c.gifhello_html_66d9a938.gif

hello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif









«плюс» «минус»


Руки помогают нам при решении простых задач.


hello_html_m789d9f39.gifhello_html_4c0c74af.gifhello_html_338cb5a6.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif


hello_html_57bf2d7c.gifhello_html_2a1b45b8.gif





hello_html_m51438a26.gif

Было. Уехало. Осталось.


«Уменьшаемое». «Вычитаемое». «Разность».




Название компонентов и значения действия сложения, а также решение задач на нахождение суммы и знак «объединения»



hello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif







hello_html_6762d5c7.gifhello_html_6820dc64.gifhello_html_m919db75.gifhello_html_m29c76f8f.gifhello_html_64f0209c.gifhello_html_2a6d32c6.gifhello_html_m6f960220.gif


«Слагаемое». «Слагаемое». «Значение суммы».

«Знак объединения».





Сравнительные знаки «больше», «меньше», «столько же».


hello_html_m57b9eed7.gifhello_html_m4b82e33b.gifhello_html_6a31b2d5.gifhello_html_76cd5fac.gifhello_html_m51438a26.gifhello_html_2a1b45b8.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif










«Больше». «Меньше». «Столько же».

Эти знаки использую в устном счете и как физкультминутки.

Например: в классе три ряда столов. Средний ряд учеников показывает знаки. Первый и третий ряды называют числа. Если в первом ряду число больше, то ученики поднимаются, а ученики третьего ряда приседают. И наоборот.



hello_html_2ca2903f.gifhello_html_39e92db0.gifБольшую роль «руки» играют при изучении углов.

hello_html_m7be9b33c.gifhello_html_41d1c1fc.gifhello_html_57b820d8.gifhello_html_m420f83e0.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif







Прямой Тупой. Острый


hello_html_135117ce.gifhello_html_44f3fe4f.gifhello_html_m1c62d093.gifhello_html_m1c62d093.gif






hello_html_65b1af82.gifhello_html_m420f83e0.gif

Свернутый угол. Развернутый угол.

С переходом из одного класса в другой количество жестов и движений усложняется и возрастает.

Решение задач на движение:

Сhello_html_135117ce.gifhello_html_20fcd12f.gifкорость. Вращение руками в разном темпе.



Время. Движение головы вправо, влево – тикают часы.

hello_html_m1c62d093.gif






Рhello_html_31a668f5.gifhello_html_647fc87c.gifhello_html_m2e03db1c.gifhello_html_m53a5d0eb.gifhello_html_m21af4217.gifhello_html_1cb7f226.gifасстояние. Дети показывают руками маленькое расстояние, затем

больше и больше.







Сейчас я использую жесты и мимику не только на уроках математики, но и на уроках русского языка и литературы.

Правило. Рот. Руки.

Жhello_html_347c6c38.gifhello_html_m53a5d0eb.gifhello_html_m17b26590.gifИ-ШИ пишем с буквой И.

hello_html_3ccc3ac8.gifШироко растянут. Руки в стороны.

hello_html_m7c9bd753.gif

Чhello_html_m38c0727f.gifА - ЩА пишем с буквой А.

Звук (А). Руки вверх, вниз.

hello_html_m16cc5806.gif

Чhello_html_65b1af82.gifhello_html_65b1af82.gifУ – ЩУ пишем с буквой. У

Рот трубочкой. (У). Руки вперед.

Падежи имен существительных:

И.п. (есть) движение рукой по кругу.

Р.п. (нет) движение головой.

Д.п. (обрадовался) выражение радости.

В.п. (вижу) моргают глазами.

Т.п. (доволен) улыбка и поглаживание себя по голове.

П.п. (думаю) подпираем кулачком щеку и поднимаем глаза вверх.



Коллективный процесс познания в системе общего развития школьников Л.В.Занкова
  • Начальные классы
Описание:

Коллективное познание в образовательном пространстве современной школы, является продуктивной формой педагогического общения, воспитания творческой и ответственной личности,  представляет собой актуальную проблему современного этапа развития российского образования и нашего общества в целом.

Коллективный способ познания -  это тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии – это половина процесса успешного восприятия последним материала. В математике и других науках встает вопрос, «Что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?»

Автор Козиева Евгения Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 294
Номер материала 43484
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓