Главная / ИЗО, МХК / Коллективная работа по мотивам татарской сказки «Белый волк».

Коллективная работа по мотивам татарской сказки «Белый волк».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ»









Методическая статья на тему:

Коллективная работа по мотивам татарской сказки «Белый волк».



Преподаватель художественного отделения

МАОУ ДОД «Школа искусств»

Немцева Лилия Александровна















Московская область, Рузский район

2014г

Коллективная работа по мотивам татарской сказки «Белый волк».

В настоящее время одной из важных задач для преподавателя является целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях. Это неразрывно связанно с толерантным воспитанием в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Воспитание толерантного отношения в приобщении детей к культуре других народов и других национальностей. Наше современное общество состоит из людей не только различных национальностей, но и исповедующих практически все мировые религии. У каждого человека, независимо от возраста, религиозных убеждений, свой собственный взгляд на мир, людей, своё отношение ко всему происходящему. Жизнь устроена таким образом, что люди не могут жить изолированно. С детства необходимо учиться общению, чтобы понимать друг друга. Здесь неоценимую помощь может оказать вовлечение детей в активную творческую деятельность на уроках посвященных изучению культур других стран и народов.

Ярким примером такой деятельности является создание коллективной работы по мотивам татарской народной сказки «Белый волк» учащимися МАОУ ДОД «Школы искусств» художественного отделения п. Дорохово. Главными целями занятия является расширение представления детей о национальной культуре татарского народа. Ознакомление с самобытным устным, изобразительным и декоративно-прикладным творчеством татар через изучение костюма, традиционного орнамента, предметов обихода.

Учащимся было предложено прослушать татарскую народную сказку «Белый волк», выполнить небольшие этюды по первым впечатлениям. Затем на их основе в различных техниках (монотипии, рисунок, живопись гуашью) на выбор разобрать собственную композицию.

В сказках добро борется со злом, правда торжествует , жадность высмеивается, жестокость наказывается. Положительный герой сказки всегда побеждает. Бороться за правое дело ему помогает ветер, солнце, луна, звери и птицы. В этой сказке присутствует эмоциональное начало цветового решения образа – БЕЛЫЙ волк. Волчица считалась прародительницей тюркских народов, С.Г.Кляшторный отмечал , что у тюрков «существовало особое почитание волка, выраженное по преимуществу в военной символике».Пережитки культа волка неоднократно фиксировались у многих тюркских народов. Именно тюркские воины в китайских летописях называются волками. На этот счёт есть любопытный пример в русской летописи. Накануне одной из битв половецкий хан Бойнак, чтобы узнать её исход, решил погадать. В полночь он отъехал от стана и завыл по-волчьи. Ему «отвыся» (ответил) сначала один волк, но хан продолжал выть до тех пор, пока целый хор стаи не раздался ему в ответ. Это было перед сражением с венгерским королём Коломаном. Вернувшись , хан Бойнак заявил, что завтра они победят. Так и случилось.

Ребятам 7-10 лет было предложено проиллюстрировать начало сказки, 11-13 середину, 14-16лет окончание. Таким образом, в общей коллективной работе сложится целый наглядный иллюстративный ряд, раскрывающий содержание этой замечательной сказки.

Работа над композицией сложилась из нескольких этапов. На первом этапе учащиеся прослушали сказку «Белый волк» в записи народного артиста С.Шакурова. Все вместе проанализировали услышанное. Выбрали эпизоды и сюжетные завязки, наиболее интересные для иллюстрирования. Сюжеты эти распределяются среди учеников. При этом всегда учитываются желания ребят рисовать ту или иную сценку сказки, её персонажей.

Затем на втором этапе ознакомились с традициями архитектуры, зодчества татарского народа. На наглядных примерах смогли увидеть отличительные черты в декоративном убранстве татарского дома и русских жилищ, особенности татарского национального орнамента. Особый интерес вызвало изучение национального татарского костюма. Рассматривая красочные иллюстрации, одежду национальных кукол, разрезные картинки с национальным орнаментом, ребята узнали об особенностях женской и мужской одежды. В народном костюме татар отражены древние традиции, специфика быта, экономические, социальные, а также климатические условия. Основными материалами для одежды у татар были хлопчатобумажные и шерстяные ткани, меха, кожи. Женская национальная одежда отличалась нарядностью и богатым декоративным оформлением. Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно – прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Цветовая гамма орнамента – яркие насыщенные цвета: зеленый, желтый, фиолетовый, синий, бардовый и красный. Цветовой фон является обязательным в многоцветии орнамента. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. Декоративность, яркость и насыщенность цвета ,узорчатая орнаментальность – качества , характеризующее татарское народное искусство, -присутствуют и в рисунках ребят.

Каждый ученик имел возможность примерить тюбетейку, подержать в руках пиалу. Также узнали о праздниках, о семейных традициях, о гостеприимности татар, о понятии «юрта», «достархан» - богатый стол, угощение, традициях чаепития. Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть.

От дождя её твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов.

Но внутри уютно и тепло…

Войлок против инея - стена.

Не страшна и снега пелена.

(Перевод Л.Н.Гумилева).

На этих занятиях учащиеся познакомились и немного узнали не только о татарском народе (архитектура и зодчество, культура и быт, религия, музыка и тд), но и в основном о всех тюркских народах, а это: Казахи, Узбеки, Азербайджанцы, Тувинцы, Киргизы, Туркмены, Башкиры, Уйгуры, Чуваши, Турки, Хакасы, Карачаевцы. ,,,,

Затем учащиеся выполнили этюды, зарисовки, которые легли в основу работы над композициями на большом формате.

Работы получились очень интересные, разнообразные по манере исполнения и колориту. В рисунках детей младших классов цветовой строй ,орнаментальность произведений народного искусства сливаются прежде всего с образом композиций, ярко декоративных по цвету. Влияние образов народного творчества здесь не буквальное, а ассоциативное.

В рисунках учеников средних классов можно видеть творческое использование мотива орнамента, силуэта народного костюма, его цветового образа.

Ученики старших классов, разрабатывая эти же темы в своих композициях, рисуют на первый взгляд несколько суше; сказочные образы, интерьер жилища, на фоне которого развёртывается действие сказки, несут в себе черты этнографичности, но это закономерно. Ученики становятся старше и более внимательно исследуют народное искусство татар, фиксируя сначала в своей памяти, а затем в рисунках орнаментальные узоры, ритмический повтор украшений. Тщательная прорисовка деталей костюма, головных уборов, предметов бытовой утвари на какое- то время как бы сковывает фантазию и воображение детей, точное воспроизведение увиденного главенствует, смелость обобщений, цельность видения, присущие детскому творчеству, как бы отступают на второй план. Но не надолго. Воспроизведение деталей, после того как ученики цветом, графикой линии научаться умело изображать их, сменяется собранностью композиционных решений.

Анализируя полученный результат можно сказать, что у детей сложился интерес к народной татарской культуре. Однако учащиеся младших классов внимательнее слушали сказку и выполняли работу с большей заинтересованностью, что нельзя сказать о ребятах 11-13 лет, видимо, это связано с возрастными особенностями подросткового возраста, сменой интересов. Учащиеся старших классов выполнили весь необходимый объем, достаточно прилежно, но без особого эмоционального настроя. Из чего напрашивается вывод, что воспитание, приобщение к культуре своего и других народов необходимо начинать как можно раньше. Подрастающему поколению жить в многоликом мире, нынешнему поколению на основе всеобщего сотрудничества предстоит решать проблемы мирового сообщества. Мир, взаимопонимание, согласие, толернатность – это проблемы всех поколений, живущих в XXI веке. Знания культуры – путь достижения этих высоких целей.









Рисунки учащихся.


hello_html_21571555.jpghello_html_4d98d8bb.jpg


hello_html_m1e1979f3.jpghello_html_56c72108.jpg



hello_html_7154d9f9.jpghello_html_m1b145bb1.jpg






hello_html_m34391676.jpghello_html_m1dce3bbf.jpg





hello_html_m551ec606.jpg hello_html_1866179c.jpg





Коллективная работа по мотивам татарской сказки «Белый волк».
  • ИЗО, МХК
Описание:

В настоящее время одной из важных задач для преподавателя является целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях. Это неразрывно связанно с толерантным воспитанием в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Воспитание толерантного отношения в приобщении детей к культуре других народов и других национальностей. Наше современное общество состоит из людей не только различных национальностей, но и исповедующих практически все мировые религии. У каждого человека, независимо от возраста, религиозных убеждений, свой собственный взгляд на мир, людей, своё отношение ко всему происходящему. Жизнь устроена таким образом, что люди не могут жить изолированно. С детства необходимо учиться общению, чтобы понимать друг друга. Здесь неоценимую помощь может оказать вовлечение детей в активную творческую деятельность на уроках посвященных изучению культур других стран и народов.

Автор Немцева Лилия Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 724
Номер материала 30318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓