Главная / ИЗО, МХК / Коллективная деятельность на уроках ИЗО

Коллективная деятельность на уроках ИЗО

В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в организации социальной активности учащихся. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Мной изучался опыт работы Колякиной В.И. кандидата педагогических наук, преподавателя в области декоративно-прикладного искусства « Методика организация уроков коллективного творчества».

Совместная эстетическая деятельность на уроках изобразительного искусства способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественно-конструкторской деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на занятиях, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением , которое существует среди педагогов, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Действительно совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учащимися определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства я не воссоздаю промышленный конвейер, а предлагаю игру, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и переживать чувства ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение.

Процесс выполнения изделия на детском конвейере отличается от работы производственного конвейера еще и тем, что учащиеся в отличии от рабочих сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на занятиях представляет собой два основных этапа:

  1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

  2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Рассматривая деятельность каждого ребенка, работающего на конвейере, мне хочется отметить, что на некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например при выполнении декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод» или при выполнении коллективного задания «Праздничные народные гулянья.»

Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых , наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.

Методические рекомендации по организации коллективной деятельности детей на уроках изобразительного искусства включают в себя план занятий, рисунки-схемы, раскрывающее ведение работы над коллективными композициями. Многие рисунки, иллюстрирующие ход выполнения коллективной композиции, могут быть использованы в качестве технологической карты для индивидуальной работы с отдельными учащимися.

При выборе формы и методики организации совместной работы учащихся я учитываю их готовность к коллективной деятельности, определяю возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения учащихся, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.

Возрастные особенности младших школьников накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства. Так как я работаю с учащимися 6-13 лет, то следует учитывать возрастные особенности младших школьников при организации коллективной деятельности учащихся, а с другой стороны – определим, какие качества личности развиваются в коллективной деятельности, способствуя ее совершенствованию и активизации коллективного творчества учащихся.

В результате практических работ мной отмечены основные возрастные особенности младшего школьника , влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной и проектной деятельности:

  • высокая эмоциональность;

  • целостность восприятия;

  • развитое воображение;

  • конкретно-образное мышление;

  • высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

  • увлеченность процессом деятельности;

  • низкая направленность интереса на качество результата;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразной работы.

Для того чтобы становление потребности в общении у учащихся младшего школьного возраста происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное отношение к ней индивида. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной деятельности так же способствует интересу к коллективному творчеству. Я использую на занятиях занимательные игровые ситуации, а так же приемы драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом. Это сближает творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной и проектной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников и известные формы коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче проследить и оценить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.


На основе практической деятельности мной выявлены основные причины неудачи в совместной творческой деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата.

Это может быть:

  • трудоемкость задания, для выполнения которого требуется более одного занятия, т.к. младшие школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

  • сложность и недоступность техники исполнения для совместной деятельности;

  • отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а ее результат отвечал эстетическим требованиям, радовал соавторов, я предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:

  • лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета), в работе над реалистической композицией, например моноплановое изображение пейзажа города, села. Окрашенная бумага позволяет учащимся дорисовать аппликативные силуэты красками и т.д.

  • соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой их групп учащихся, выполняющих фрагменты коллективной композиции.

  • Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать учащимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определенного размера;

  • Давать детям младшего школьного возраста шаблоны с изображением каких либо элементов композиции (женские фигуры в хороводе, игрушки и т.д ) силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять учащимся наибольшую фантазию для творчества;

  • Использовать раздаточный материал (репродукции ,зарисовки), технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представления детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

  • Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и требовать много времени для завершение промежуточного этапа работы, например, просушивание поверхности окрашенного листа при совместно- последовательной форме коллективной работы затрудняет работу конвейера;

  • Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает четким представление учащихся об объеме предстоящей работы, а также об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность учащихся.


Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступными каждому из ее участников, необходимо:

- знать уровень готовности учащихся к выполнению этой работы;

- индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей каждого ученика;

-с учетом интересов всех участников распределять роли деловых игр, которые как правило, сопровождают коллективную творческую деятельность.






Тема: Конструирование сувенирной куклы

в русской национальной одежде.


Тема коллективной работы: «Веселый хоровод»

Форма организации совместной деятельности: совместно-последовательная, по типу работы конвейера

Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по кругу.

Тип урока: комбинированный.


Цели:

1. Сформировать у детей представление о русском праздничном костюме и его дизайне.

2. Познакомить с новыми свойствами бумаги, как художественного материала.

3. Научить разным способам конструирования игрушек из конусов.

Задачи:

1. Развивать у ребят художественный вкус, пространственное и образное мышление.

2. Воспитывать интерес к национальным традициям: своего народа, своего края.

3. Формировать навыки работы с бумагой, картоном, клеем, ножницами.

Материал и инструменты:

клей, ножницы, картон, цветная бумага, карандаш, фломастеры.

Оборудование:

Зрительный ряд: фотографии с изображением русских национальных костюмов, иллюстрации картин русских художников, изображающих женщин в русских народных костюмах (Е.Г. Аксельрод, Е.М. Корнеев, З.Е.Серебрякова, А.П.Рябушкин, И.Аргунов, А.Веницианов, И.Билибин), технологическая карта, геометрические тела, деревянная кукла в русском народном костюме.

Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин.

Музыкальный ряд: запись оперы Римского-Корсакого «Царевна-Лебедь»

Задание: сконструировать из бумаги сувенирных кукол в русской народной одежде. А затем из отдельных фигурок составить объемно-пространственную композицию «Веселый хоровод» (коллективная работа).

План урока.

1.Организационно-подготавительный и диагностический этап:

1.1. Проверка присутствующих. Сообщение темы и цели урока.

1.2. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

- Чем мы занимались на прошлом занятии?

- Какие вы знаете геометрические фигуры?

2. Конструирующий этап (основной и систематизированный):

2.1. Изучение нового материала.

2.2. Практическая работа.

3.Итоговый этап:

3.1.Закрепление пройденного материала.


Вопросы:

- Кем мы были сегодня на занятии? Что мы делали?

- Давайте рассмотрим коллективную композицию, что можно сказать о ней?

- Где располагался орнамент на костюме?

3.2. Анализ работ обучающихся (проверка теоретических и практических знаний и умений).

3.3. Самооценка обучающимися собственной творческой деятельности. Анализ учащимися других работ.

3.4. Домашнее задание.


Ход урока.

На сегодняшнем занятие мы научимся конструировать кукол в русской народной одежде из конусов и познакомимся с работой художников – дизайнеров по изготовлению кукол.

1. Организационно - подготовительный и диагностический этап.

1.1. Проверка присутствующих

1.2. Повторение пройденного материала по вопросам:

Вопрос:Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии?
Ответ: Мы делали, игрушки из геометрических фигур.
Вопрос:Давайте вспомним, как называется такая форма?

Ответ: конус.
Вопрос:Что она вам напоминает, на что похожа?

Ответ: морковь, ракета.

Вопрос: Кто из Вас ребята сможет назвать самое большое количество предметов похожих на конус?

Ответ: морковь, ракета, грибок, купол храма и т.д.

Очень хорошо!

2. Конструирующий этап (основной и систематизированный):

2.1. Изучение нового материала.

А теперь посмотрите на эту деревянную игрушку «Русская красавица».

hello_html_5b91c0b9.gifВопрос: Из каких геометрических тел (форм) состоит эта деревянная кукла-сувенир?

Ответ: Да, правильно, шар - голова, конус - туловище.

Художник сделал эту куклу из дерева и расписал её. А вот кукла сделанная из картона и бумаги. Давайте представим на минутку, что вы художники. Мы будем делать куклу в русском народном костюме из цветной бумаги и картона. Если мы внимательно посмотрим на куклу, то увидим, что кукла проста по конструкции, т.е. состоит из конусов. А делает ее привлекательной декор одежды - орнамент на платочке, на сарафане и рукавах рубахи.




Из истории русского народного костюма.

Северорусский костюм, или как его называют, женский сарафанный комплект был широко распространен в северных и центральных губерниях (Новгород, Москва).(см. приложение 9) Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века изготовлялся сарафан из холста, домотканого сукна, крашенных и фабричных тканей, шелка или парчи, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называют лебедушками.

«А сама-то величава

Выступает словно пава...»

Вопрос: Давайте вспомним, про кого и в какой сказке сказал это А.С. Пушкин?

Ответ: «Сказка о царе Салтане» про царевну Лебедь.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю и рукавов вышивкой и обязательно подвязывалась поясом. Пояс и вышивка по подолу сарафана - это обереги от нечистой силы. В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была понёва.(см. приложение 7) Понёва - это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор. Головной убор - кокошник или сорока. В понёвном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению сарафанным комплексом.

Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», занавеска, «нагрудник» - так называли его в разных районах России.(см. приложение 7,8,10) Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет, кроме того, считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи.

Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

2.2.Практическая работа.

А теперь приступим к конструированию сувенирной куклы в русской народной одежде.

Последовательность выполнения сувенирной куклы (технологическая карта см.приложение 3,4)

1) Свертывание большого конуса - заготовки для сарафана куклы.

2) Выравнивание, конуса (низа конуса) сарафана.

3) Изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента.

4) Прикрепление рук к конусу сарафана. Выполнение головы куклы.

5) Свертывание малого конуса - заготовка для головы куклы.

6) Вырезание платка на конусе головы куклы.

7) Наклеивание изображения лица.

8) Прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке.

Из синих и красных квадратов делается голова и туловище куклы, из белых прямоугольников рукава, из розовых - лицо, из желтых - коса, а разноцветные полоски - это орнамент на сарафане, рубахе и платке.

Для соразмерности деталей куклы на столах у вас лежат заготовки для большого и малого конуса и шаблоны для изготовления рук, лица и косы. И последним этапом является изображение зеленой поляны с ромашками - плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из отдельных фрагментов) в веселый хоровод.

Перед тем как приступить к практической работе вспомни правила работы с ножницами. Музыка поможет вам выполнить задание. Звучит опера Римского - Корсакого «Царевна-лебедь».

Итак, приступаем к работе над куклой, помогут вам выполнить работу технологические карты, которые лежат перед вами.

3.Итоговый этап.

3.1. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Вопрос: Кем мы были сегодня на занятии? Что мы делали?

Ответ: Художником, дизайнером. Конструировали сувенирную куклу в национальном костюме.

Вопрос: Давайте рассмотрим коллективную композицию, что можно сказать о ней?

Ответ: Красивая коллективная работа.

Вопрос: Где располагался орнамент на костюме? Почему?

Ответ: На вороте, подоле сарафана или рубахе, по низу рукавов и на поясе. В качестве оберега. Места, где могли проникнуть злые духи под одежду.

Задание: Помоги дизайнеру раскрасить русский народный костюм. (см. приложение 5).

3.2. Анализ работ обучающихся (проверка теоретических и практических знаний и умений).

3.3. Самооценка обучающимися собственной творческой деятельности. Анализ учащимися других работ.

Все хорошо поработали, все справились с заданием, общая композиция усилила красоту отдельно взятой работы, глядя на эту коллективную работу, вы можете представить как красивы девушки в настоящих русских народных костюмах. Современные художники – дизайнеры берут за основу русский народный костюм и вносят его элементы в соврменный костюм. На следующем занятии мы с вами будем выполнять эскизы модной одежды по мотивам русского народного костюма.


hello_html_90cb052.jpg



Домашнее задание. Поищите и принесите на следующее занятие журналы мод, где есть образцы моделей выполненные на основе русской народной одежды. Убираем рабочее место. Занятие окончено.























hello_html_448a033e.jpg







Работа над коллективной композицией

« Праздничное народное гулянье».



hello_html_m639b7426.jpg










hello_html_m7f56cc55.jpg









hello_html_3fcc5d24.jpg

















Государственное бюджетное (областное) образовательное оздоровительное учреждение санаторная школа-интернат,

для детей нуждающихся в длительном лечении.








Тема по самообразованию:



Организация

коллективной деятельности

детей

на уроках

изобразительного искусства.



Учитель ИЗО Чурсина Л.Н.







2014 г.


Коллективная деятельность на уроках ИЗО
  • ИЗО, МХК
Описание:

  Разработка по самообразованию на тему: " Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в условиях санаторной школы - интерната".

  В ней дан план-конспект урока на тему: "Конструирование сувенирной куклы в руском народном костюме" для учащихся 4 класса с фотографиями и рисунками и технологическими картами.

 Урок построен с учетом  возрастных психологических особенностей младших школьников.

  Урок оборудован наглядными  и дидактическими пособиями.

  Даны результаты творческой деятельности в виде фотографий.

 

  

Автор Чурсина Лилия Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1651
Номер материала 49747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓