Главная / Информатика / КОДИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

КОДИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

КОДИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Разыграева А.В.,

ГБОУ лицей №486 Выборгского района СПб.

Учитывая введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учителю необходимо уметь создавать интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, охватывающие сразу несколько областей знаний и практическую направленность деятельности учащихся. Данная статья предложена как сборник заданий по обобщению темы «Кодирование и формы представления информации» в 5 классе. Главной темой обобщения и закрепления знаний навыков является спорт и Олимпиада.

Знакомство с темой «Кодирование информации» необходимо учащимся для продолжения образования, для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Данное мероприятие можно проводить как обобщающий урок по теме «Кодирование информации. Формы представления информации» в 5 классе. В 45 минут не уложить такой большой материал, поэтому надо рассчитывать на 1,5 – 2 урока. Учащиеся уже прошли и разобрали параграфы §1.6. В мире кодов, §1.7. Способы кодирования информации, §1.8 Метод координат и §1.11. Наглядные формы представления информации из учебника Босовой Л.Л. для 5 класса. Для урока понадобится компьютер и мультимедийный проектор. Необходимо заранее подготовить карточки с заданиями. Возможно выполнение заданий каждым учеником на компьютере.

В целях активизации знаний кто-то из учеников может коротко напомнить «Самое главное» по этим параграфам.

Вводное задание.

Идея взята из настольной игры «Я ТВОЯ ПОНИМАЙ». «Я твоя понимай!» — игра, в которой ведущему приходится объяснять искомое понятие при помощи простейших понятий. Главные компоненты игры — две колоды карт: примитивные понятия и достижения современности. Каждый раунд один игрок назначается послом-коммивояжёром, а остальные — вождями северных племён онкилонов. Задача посла — подвести часть вождей, но не всех, к одному (искомому) из шести выложенных на стол достижений при помощи карт простейших понятий. 

Задание предлагается всему классу. Как, имея карточки с рисунками «УТРО», «МНОГО», «ГОЛОВА», «МОРЕ», «ХОЛОДНЫЙ», «КРЫЛЬЯ», «СВЕРХУ», «ХИЖИНА», объяснить понятия «КОСМОДРОМ», «КОФЕ», «ПОЕЗД», «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА», «КОНДИЦИОНЕР».

Например:

«ПОЕЗД» – «МНОГО», «ГОЛОВА».

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА» – «ХИЖИНА», «МОРЕ».

Далее класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает капитана. Задания можно раздавать каждому участнику команды или выдавать одно на всю группу. В конце занятия победившую команду следует наградить.

Задание для 1 команды. Шифровка.

Пользуясь таблицей


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

К

Л

М

Н

О

Ь

Ъ

Ы

Э

Ю

Я

<пробел>

2

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ч

Ц

Ш

Щ

,

3

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

.

расшифруйте головоломку:

(1,2) (11,1) (4,2) (6,1) (12,1) (2,2) (1,3) (9,3) (4,1) (5,1) (9,2) (3,3) (6,3) (4,2) (4,1) (8,1) (7,2) (12,1) (1,1) (5,1) (2,1) (6,3) (9,2) (12,3)

Ответ: ПЯТЬ РАЗНОЦВЕТНЫХ КОЛЕЦ.

Задание для 2 команды. О чем идет речь?

По тексту надо догадаться, какие два понятия скрыты за звездочками. Одна звездочка – это одна буква. В первом пункте написаны несколько определений одного понятия. Ответом будет повторяющееся слово. И во втором пункте загадано второе понятие. О чем идет речь?

1. ________________

********* торжественное совершение чего-нибудь, торжественное мероприятие, обряд по установленным правилам.

Чайная ********* специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране.

Брачная *********ритуал, совершаемый публично представителем власти или представителем общественности, к которой принадлежат жених и невеста; означает признание обществом их семейного статуса.

Цветочная ********* это традиционная ********* чествования восьмерки лучших спортсменов-биатлонистов по итогам гонки.

2. _______________

***********торжественное мероприятие вручения награды победителю конкурса, соревнования, или лауреату премии. Проходит по завершении всех мероприятий по определению победителя.

Окончательный отбор лауреатов осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет. Процедура *********** происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран — Швеции и Норвегии.

Осень – урожайная пора для телевидения: сериалы выпускают новые сезоны, каналы представляют новые проекты. В США осенью среди сериалов и ТВ-программ определяют лучшие. В этом году пройдет юбилейная, 65-я церемония ***********Эмми, главной премии в области телевидения в США.

Владимир Путин вручает в Кремле государственные награды выдающимся россиянам, ордена "За заслуги перед отечеством", звания Народного, Заслуженного артиста России. Среди приглашенных для ***********– деятели науки, культуры, искусства, индустрии моды, работники промышленности, здравоохранения и образования, дипломаты и сотрудники правоохранительных органов, предприниматели.

Ответ: ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ.

Задание для 3 команды. Двоичное кодирование рисунка.

Число из 0 и 1, мысленно переносим в таблицу, выравнивая его по правому краю. Клеточку, где стоит 1 закрашиваем!

15















100000

14















100000

13















101010000

12















111100000

11















111100000

10















11000000

9















1000000

8















1111110000

7















111100000

6















11000000

5















11000000

4















11000000

3















11000000

2















11000000

1















0


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


Ответ: ФАКЕЛ.

Задание для 4 команды. Метод координат.

На координатной плоскости отметьте точки и соедините их в указанном порядке. Что это?

1. (7,2) (4,5) (4,9) (5,10) (7,11) (9,12) (11,12) (13,11) (15,9) (15,4) (13,2) (7,2)

2. (8,3) (8,4) (9,4) (9,8) (7,7) (6,7) (6,8) (10,10) (11,10) (11,4) (12,4) (12,3) (8,3)

3. (10,12) (9,14) (11,14) (10,12)

Ответ: МЕДАЛЬ ЗА 1 МЕСТО.

Капитаны команд представляют свою задачу, метод решения и ответ. В итоге на доске оказываются слова: ПЯТЬ РАЗНОЦВЕТНЫХ КОЛЕЦ, ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ, ФАКЕЛ, МЕДАЛЬ. Учитель предлагает объединить эти слова общим понятием. Конечно же, имеется в виду ОЛИМПИАДА.

Для развития метапредметных знаний не лишним будет упомянуть общие сведения об Олимпийских играх. Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Важно рассказать, что в тех же местах проведения Олимпийских игр спустя две недели проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями.

Так же, в рамках патриотического воспитания нужно спросить у учащихся, где и когда проходила ближайшая Олимпиада. XXII Зимние Олимпийские игры прошли в России, в Сочи. Какая страна победила в неофициальном командном зачете? Какие рекорды были установлены?

Информацию можно представить в виде пиктограммы (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знака, отображающего важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Задание каждой команде – попробуйте назвать виды спорта по их иконкам. Заранее учитель находит и разбивает на 4 группы по 9 иконок схематичные изображения видов спорта. Данное задание не вызывает особых затруднений, так как пиктограммы специально создаются понятные всем людям.

От пиктограммы переходим к рисунку. Командам предлагается описать ситуацию по фотографии. Учитель находит четыре ярких спортивных момента (лыжный масстарт, пенальти, финиш пловцов, победный прыжок Исинбаевой…). Фотография является достоверным отражением действительности, и чаще всего, не вызовет трудностей при описании ситуации.

Задание для 1 команды. Диаграмма.

Диаграмма – наглядный способ представления числовой информации. Постройте диаграмму результатов соревнований по прыжкам с трамплина. Было 6 участников, по 2 прыжка у каждого. Спортсмены показали следующие результаты: Симон Амман – 125м; 120м; Дмитрий Васильев – 130м; 135м; Мартин Кох – 138м; 135м; Томас Моргинштерн – 125м; 127м; Ильмир Хазетдинов – 110м; 120м; Нориаки Касай – 128м; 130м.

Задание для 2 команды. Турнирная схема.

По тексту заполните турнирную таблицу Хоккейного чемпионата КХЛ.

«В четвертьфинале в Конференции ЗАПАД «СКА» победил «Атлант» со счетом 4:1, а «ЦСКА» одержал победу над «Львом» (4:0). «Локомотив» проиграл «Северстали», а «Слован» уступил московскому клубу «Динамо». В Восточной Конференции «Ак Барс» разгромил «Нефтехимик» (4:0), «Трактор» и «Авангард» с одинаковым счетом победили «Барыс» и «Сибирь» соответственно. «Металлург» проиграл «Салават Юлаеву». В полуфинале «СКА» продолжил серию побед, «ЦСКА» уступил «Динамо», который и прошел в финал чемпионата. В Конференции ВОСТОК в полуфинале «Салават Юлаев» уступил «Ак Барсу» со счетом 4:3, но сам «Ак Барс» с таким же счетом проиграл «Трактору» в финале Конференции. Со счетом 4:2 победу одержал московский клуб «Динамо». Нужно заранее подготовить лист с пустой турнирной схемой, чтобы ученики не тратили время на организацию текста на листе.

Задание для 3 команды. Пляшущие человечки.

Ученикам дается алфавит «Пляшущих человечков», буквы и пробел. С помощью шифра «Пляшущие человечки» закодируйте фразу: «Спорт – наш постоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг».

Задание для 4 команды. Ребус.

Ребус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

Составьте ребус для слов «БОБСЛЕЙ», «ПЛАВАНЬЕ». Разгадайте ребусы: «ТРИАТЛОН», «СТРЕЛЬБА» (заранее подготовленные учителем).

Ситуационная задача.

Вы находитесь на острове. Вы участвовали в соревнованиях. Необходимо передать информацию о результатах на другой остров. У вас есть два костра. Как можно сообщить о том, что вы заняли первое место; второе место; третье место; не заняли призового места?

Возможные варианты решения: оба костра не горят – не заняли призового места; горит первый костер – первое место; горит второй – второе место; горят оба – третье место. Данную задачу можно рассматривать как пропедевтику двоичного кодирования.

Рефлексия.

В качестве рефлексии можно использовать создание мультика на спортивную тему в сервисе Multator.ru. Данный ресурс прост, понятен и наверняка заинтересует учащихся. Ещё один наглядный способ представления информации – мультфильм. Можно заранее дать определенную спортивную ситуацию (спуск с горы на лыжах, поднятие штанги, бросок мяча в корзину…), а можно не ограничивать фантазию учеников. Ссылку на творчество учеников можно попросить прислать на электронную почту преподавателя.

Тема «Кодирование информации» обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе ее изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий. На основании рассмотрения Государственного образовательного стандарта по информатике можно сделать вывод о том, что тема «Кодирование информации» является одной из ключевых в изучении данного предмета и тесно связана со всеми остальными образовательными направлениями.

Список литературы

  1. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. :ил.

  2. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике/ Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.

  3. Материалы из свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org

КОДИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Информатика
Описание:

Учитывая введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учителю необходимо уметь создавать интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, охватывающие сразу несколько областей знаний и практическую направленность деятельности учащихся. Данная статья предложена как сборник заданий по обобщению темы «Кодирование и формы представления информации» в 5 классе. Главной темой обобщения и закрепления знаний навыков является спорт и Олимпиада.

Знакомство с темой «Кодирование информации» необходимо учащимся для продолжения образования, для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Данное мероприятие можно проводить как обобщающий урок по теме «Кодирование информации. Формы представления информации» в 5 классе. В 45 минут не уложить такой большой материал, поэтому надо рассчитывать на 1,5 – 2 урока. 

Автор Разыграева Антонина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 315
Номер материала 24503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓