УРОК МАТЕМАТИКИ В
7 «В» КЛАССЕ
Тема: Сложение и
вычитание рациональных дробей.
Тип урока:
комплексное применение знаний, умений и навыков.
Вид урока:
пресс-конференция.
Цель:
Систематизирование
и обобщение знаний учащихся по теме;
-развитие
логического мышления, внимания, навыков самоконтроля и самооценки;
-
повышение интереса к предмету;
Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки;
осуществлять их перенос в новые условия;
Развитие умений выделять главное в изученном материале; формирование умений
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и понятия; развивать устную и
письменную речь учащихся;
Содействовать воспитанию интереса к предмету; активности; умения общаться.
Задачи
:
Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков
преобразования рациональных выражений
Формировать у учащихся умение рационально применять знания и методы действий
при выполнении различных действий с рациональными дробями и упрощении
рациональных выражений различной степени сложности, а также использовать знания
и умения в новых условиях.
Ход
урока:
Организационный
момент.
1.Приветствие. 2. Независимый
Казахстан может смело ставить перед собой цели и строить планы на будущее. В «Стратегии–2050»
отмечается: «Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны
сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего
существования как государства, как общества, как нации». Н. Назарбаев
Представление редакций газет и
журналов, которые будут представлять учащиеся.
1) ЖУРНАЛ
«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАЗАХСТАНА»
Издается с июля 2000 г. Периодичность: 6 номеров в год
2)
Журнал «Вестник Национальной
инженерной академии Республики Казахстан» издается с 1997 года
и выходит 4 раза в год в конце каждого квартала.
3) Республиканская детская газета
«Дружные ребята»
Сегодня наш класс – редакции журналов и газет, а вы – их сотрудники, журналисты
и корреспонденты. На уроке вы проработаете письма, которые прислали для вас
ваши читатели, где содержатся вопросы, на которые они хотят получить ответы.
Актуализация
знаний.
Собеседование
с «корреспондентами и журналистами» журналов.
-Когда
рациональная дробь равна нулю?
Ответ:
когда числитель дроби равен нулю.
-Как
сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Ответ:
Чтобы выполнить сложение или вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо
при сложении числители сложить, а при разности из числителя первой дроби вычесть
числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же
-
Рассказать алгоритм выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными
знаменателями
-Что
такое область допустимых значений?
-Когда
дробь имеет смысл?
Ответ:
когда знаменатель не равен нулю
-Когда
дробь не имеет смысла?
Ответ:
когда знаменатель равен нулю.
Устный
счет:
-8 + 7
∙ -
(-10)
+ 6
: 4
: (+
(-0,1)
+ 3,5
?
Первое письмо. К вам в редакции пришло
письмо от ученика 7-ого класса Васи Петрова. Он убедительно просит помочь
самостоятельную работу.
Самостоятельная
работа (каждый
учащийся выполняет у себя в тетради) по сложению и вычитанию простейших
рациональных дробей (5 мин.)
На
доске выписаны задания.
1.
Выполните действия:
а), б), в), г).
Ответ:
а) б) в) г)
2.
Разложите на множители:
а), б), в), г) m2 + 6mn +9n2
Ответ: а) х(3х-1) б) (у-4)(у+4) в) в(1+6в)
г) ( m + 3n)2
3.
Выберите правильный ответ:
,
4.
Укажите общий знаменатель дробей:
, ,
5.При каких значениях выражение имеет смысл:
Ответ: х ≠ 9
Устная проверка. При ней
учащиеся сами отмечают неправильные ответы, затем оценивают свои результаты и
заносят в оценочный лист.
В оценочный лист выставляем: 5 баллов –11,10 правильных ответов, 4 балла - за
9,8 правильных ответа, 3 балла – за 7-5 правильных ответа, 2балла – 4,3
правильных ответа, 1балл – за 2,1 правильных ответа.
Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности -
говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако
уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного
момента, а уравнения будут существовать вечно». К сожалению, дробные
рациональные уравнения мы будем изучать в будущем учебном году, а сейчас
разберем письмо, поступившее от Ахметовой Асель, ученицы 7 «А» класса.
Второе письмо.
Асель Ахметова ученица 7 «А» класса просит оказать ей помощь при решении следующего
задания.
Выполните
сложение и вычитание рациональных дробей и установите соответствие:
О) + ; Л) + ; Л) + + ;
Ұ) +; Ы) – ; Р) - 5х; Ж ) - ;
Н) -
Дайте,
пожалуйста, пояснения к данному словосочетанию.
-Это
название районной газеты и название послания президента.
-Озвучьте
перевод на русском языке светлый путь название газеты, «Путь в будущее»
послание.
-Когда
оно вышло в эфир? 11.11.2014 года
-Основные
направления послания? Образование, промышленность, сельское хозяйство,
медицина, то есть в нем обозначена стратегия на улучшения во всех сферах жизнедеятельности.
В оценочный лист выставляем: 5 баллов – 8 правильных ответа без ошибок и
недочетов, 4 балла - за 7 правильных ответов или 8 с ошибками и недочетами, 3
балла – за 6 правильный ответов или 7 с ошибками и недочетами, 2 балла за 5
решенных выражений без ошибок или 6 с ошибками и недочетами, в остальных
случаях 1 балл, если совсем не справились 0 баллов.
Физкультминутка.
При
ответе «Да», дети встают и хлопают в ладоши, если ответ «Нет», то сидя качают
головой.
-Его любимая фраза – «что и
требовалось доказать» была у Евклида, да
- строки: «Математику уже затем
учить надо, что она ум в порядок приводит» принадлежат Гауссу, нет (М.
Ломоносову)
-
Квадрат отрицательного числа, есть число положительное? (да)
-
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а
показатели складываются. (да)
-
Пять в кубе равно 25? (нет)
-Если
перед скобкой стоит знак минус, то при раскрытии скобок знаки в скобках
меняются на противоположные? (да)
-
(3+3)*5=35 (нет)
-
( - 8)²= - 64 (нет)
-
Графиком функции у = ах² является парабола? (да)
-Натуральный
ряд чисел начинается с числа 0? (нет)
-
Одночлены отличающиеся друг от друга только коэффициентами, называют подобными.
(да)
Третье
письмо. Оно
пришло к вам от двоих друзей, Алтынбека и Сергея, которые не могут решить такие
задачи.
Первая
задача.
В
магазине в первый день продали 35 % всех овощей, во второй день продали 28 % всех
овощей, а в третий день – оставшиеся 333 кг. Сколько килограммов овощей было в
магазине первоначально?
Ответ:
900 кг
Вторая
задача.
Продолжите следующую последовательность букв : С О Н Д Я Ф М ...
А М И И А –первые буквы названия месяцев.
В оценочный лист выставляем: 5 баллов – за решенные обе задачи без ошибок, 4
балла - если ошиблись при вычислении, 3 балла – если решили одну из задач, 2
балла – если составили краткое условие и выполнили несколько действий одной из
задач; в других случаях 0 баллов.
Если
будет время.
Четвертое письмо. Его вам прислал ученик
Сидоров Артем, в нем он просит оказать содействие в решении такого вопроса.
Упростите выражение и найдите его значение
при а =1. Ответ: - или - 0,5
В
оценочный лист выставляем: 5 баллов – если справились с решением, 4 балла -
если ошиблись при вычислении, 3 балла – если записали под одним знаменателем и
неправильно выполнили приведение подобных, 2 балла- если записали под одним
знаменателем, в остальных случаях о баллов.
Итог
урока.
Рефлексия:
На этой
ноте мы завершаем нашу пресс- конференцию и прошу вас ваше мнение, ваши отзывы
о работе на пресс- конференции выразить, выбрав один из смайликов и записать
свои замечания пожелания. Спасибо за внимание, сотрудничество
Д/З:
Гл4,§ 12,13 учить.
Прощание,
пожелание удачи.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Дата _______________
Ф.И. ______________________________
Устный
счет
|
Первое
письмо
|
второе письмо
|
третье письмо
|
четвертое письмо
|
Итоговая
оценка
|
|
|
|
|
|
|
Задания группам.
Устный
счет
-8 + 7
∙ - (-10)
+ 6
: 4
: (+ (-0,1)
+ 3,5
?
Первое письмо. К вам в
редакции пришло письмо от ученика 7-ого класса Васи Петрова. Он убедительно
просит помочь.
Самостоятельная работа (каждый учащийся
выполняет у себя в тетради) по сложению и вычитанию простейших рациональных
дробей (5 мин.)
1.
Выполните действия:
а), б), в), г).
2.
Разложите на множители:
а), б), в), г) m2 + 6mn +9n2
3.
Выберите правильный ответ:
,
4.
Укажите общий знаменатель дробей:
, ,
5. При каких значениях выражение имеет смысл:
В оценочный лист выставляем: 5 баллов –11,10 правильных ответов, 4 балла - за
9,8 правильных ответа, 3 балла – за 7-5 правильных ответа, 2балла – 4,3 правильных
ответа, 1балл – за 2 или 1 правильных ответа.
Второе письмо. Асель Ахметова
ученица 7 «А» класса просит оказать ей помощь при решении следующего задания.
Выполните
сложение и вычитание рациональных дробей и установите соответствие:
О)
+ ; Л) + ; Л) + + ;
Ұ) +; Ы) – ; Р) - 5х; Ж ) - ;
Н) -
Дайте,
пожалуйста, пояснения к данному словосочетанию.
В оценочный лист выставляем: 5 баллов – 8 правильных ответа без ошибок и
недочетов, 4 балла - за 7 правильных ответов или 8 с ошибками и недочетами, 3
балла – за 6 правильный ответов или 7 с ошибками и недочетами, 2 балла за 5
решенных выражений без ошибок или 6 с ошибками и недочетами, в остальных
случаях 1 балл, если совсем не справились 0 баллов.
Физкультминутка. При ответе «Да»,
встаёте и хлопаете в ладоши, если ответ «Нет», то сидя качаете головой.
Третье письмо. Оно пришло к вам
от двоих друзей, Алтынбека и Сергея, которые не могут решить такие задачи.
Первая задача.
В
магазине в первый день продали 35 % всех овощей, во второй день продали 28 %
всех овощей, а в третий день – оставшиеся 333 кг. Сколько килограммов овощей
было в магазине первоначально?
Вторая задача.
Продолжите следующую последовательность букв : С О Н Д Я Ф М ...
В оценочный лист выставляем: 5 баллов – за решенные обе задачи без ошибок, 4
балла - если ошиблись при вычислении, 3 балла – если решили одну из задач, 2
балла – если составили краткое условие и выполнили несколько действий одной из
задач; в других случаях 0 баллов.
Если позволит время.
Четвертое письмо. Его вам
прислал ученик Сидоров Артем, в нем он просит оказать содействие в решении
такого вопроса. Упростите выражение и найдите его значение при а
=1.
В оценочный лист выставляем: 5 баллов – если справились с решением, 4 балла -
если ошиблись при вычислении, 3 балла – если записали под одним знаменателем и
неправильно выполнили приведение подобных, 2 балла- если записали под одним
знаменателем, в остальных случаях о баллов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.