Главная / Русский язык и литература / «Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»

«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»







Доклад на тему:













«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования».



















Подготовила:

Ким Ирина Владимировна

Под личностно - ориентированной парадигмой образования мы будем понимать модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Одним из наиболее интересных в определении компетентности являются подход Р. Джонсона.

По мнению Джонсона, поведение является результатом взаимодействия трех переменных:

1) навыков и способностей;

2) мотиваций;

3) ситуации, в которой находятся люди.

В чем же принципиальное отличие всех этих подходов? Конечно, в предмете главной целью ориентации, то есть в том , на что они ориентированы: на личность ученика, на основы наук, на ЗУНы, на социальный заказ и т.п.

Но отличие не только в этом. Например, "знания - умения - навыки"- это атрибуты личности ученика, однако ориентация на них может не соответствовать личностно - ориентированному подходу, а представляет собой лишь набор формируемых и проверяемых качеств.

Основная функция личностно - ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов ученика.



Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно - историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них. ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно - ориентированного образования.

Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

  • личностное творчество ученика по отношению к изучаемым объектам, распределенным в соответствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования);

  • самосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания образовательных объектов и общекультурных сведений о них;

  • позиция и соответствующая деятельность по отношению к достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами.

Это позволяет ученику преодолеть отчуждение от содержания образования, выделить в нем личностно - значительную основу.

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных документов его образовательной деятельности, мы называем образовательными компетенциями.

С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования. Введение этого понятия в составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для казахстанской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Понятие "компетенция" не ново в методиках обучения. Например, лингвистические компетенции давно рассматриваются и используются специалистами методики обучения языкам. В языках говорится о коммуникативных компетенциях.

Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования, отличают синонимически используемые понятия " компетенция" и "компетентность".

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельность), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и не обходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция - наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. Таких качеств целый веер - от смысловых и мировоззренческих до рефлексивно - оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни).

Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании учебного процесса.

Следует отличать просто "компетенции" от "образовательных компетенций".

Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких "взрослых" компетенций, и чтобы ему не только готовится к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, по этому во время учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Т.о., ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях: "цель обучения ребенка состоит в том чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя" (Э. Хаббарт).





«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»
  • Русский язык и литература
Описание:

Под личностно - ориентированной парадигмой образования мы будем понимать модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории.                                                                     Одним из наиболее интересных в определении компетентности являются подход Р. Джонсона.

        По мнению Джонсона, поведение является результатом взаимодействия трех переменных:

1) навыков и способностей;

2) мотиваций;

3) ситуации, в которой находятся люди.

          В чем же принципиальное отличие всех этих подходов? Конечно, в предмете главной целью ориентации, то есть в том , на что они ориентированы: на личность ученика, на основы наук, на ЗУНы, на социальный заказ и т.п.

         Но отличие не только в этом. Например, "знания - умения - навыки"- это атрибуты личности ученика, однако ориентация на них может не соответствовать личностно - ориентированному подходу, а представляет собой лишь набор формируемых и проверяемых качеств.

        Основная функция личностно - ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов ученика.

 

        Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно - историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них. ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно - ориентированного образования.

 

Автор Боровская Надежда Карловна
Дата добавления 19.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 713
Номер материала 58352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓