Доклад
на тему:
«Ключевые
компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования».
Подготовила:
Ким Ирина Владимировна
Под
личностно - ориентированной парадигмой образования мы будем понимать модель
постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность
каждого ученика и индивидуальность его образовательной
траектории. Одним
из наиболее интересных в определении компетентности являются подход Р.
Джонсона.
По мнению
Джонсона, поведение является результатом взаимодействия трех переменных:
1) навыков и
способностей;
2) мотиваций;
3) ситуации, в
которой находятся люди.
В чем же
принципиальное отличие всех этих подходов? Конечно, в предмете главной целью
ориентации, то есть в том , на что они ориентированы: на личность ученика, на
основы наук, на ЗУНы, на социальный заказ и т.п.
Но
отличие не только в этом. Например, "знания - умения - навыки"- это
атрибуты личности ученика, однако ориентация на них может не соответствовать
личностно - ориентированному подходу, а представляет собой лишь набор
формируемых и проверяемых качеств.
Основная
функция личностно - ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление
системы личностных смыслов ученика.
Технология
решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять
образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется,
добывает знания, знакомится с соответствующими культурно - историческими
достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный
смысл по отношению к объектам и знаниям о них. ЗУНы без реальных объектов, по
отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают
личностно - ориентированного образования.
Процесс
поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:
·
личностное творчество ученика по отношению
к изучаемым объектам, распределенным в соответствии с образовательными
областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его
образования);
·
самосознание личного опыта, знаний и
ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания
образовательных объектов и общекультурных сведений о них;
·
позиция и соответствующая деятельность по
отношению к достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами.
Это позволяет
ученику преодолеть отчуждение от содержания образования, выделить в нем
личностно - значительную основу.
Качества
ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных документов его
образовательной деятельности, мы называем образовательными компетенциями.
С этим
понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку
компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.
Введение этого понятия в составляющие образования позволяет решать проблему,
типичную для казахстанской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором
теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей
использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек
хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Компетентный в
определенной области человек обладает соответствующими знаниями и
способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно
действовать в ней. Понятие "компетенция" не ново в методиках
обучения. Например, лингвистические компетенции давно рассматриваются и используются
специалистами методики обучения языкам. В языках говорится о коммуникативных
компетенциях.
Чтобы разделить
общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования, отличают
синонимически используемые понятия " компетенция" и "компетентность".
Компетенция
- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельность), задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов и не обходимых, чтобы качественно, продуктивно
действовать по отношению к ним.
Компетентность
- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция
- наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность
- уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный
опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность всегда
личностно окрашена качествами конкретного ученика. Таких качеств целый веер -
от смысловых и мировоззренческих до рефлексивно - оценочных (насколько успешно
я применяю ее в жизни).
Компетентность
предполагает минимальный опыт применения компетенции. Об этом важно не забывать
при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при
проектировании учебного процесса.
Следует
отличать просто "компетенции" от "образовательных
компетенций".
Образовательная
компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых чтобы
осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по
отношению к объектам реальной действительности. Компетенции для ученика - это
образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются
те или иные составляющие таких "взрослых" компетенций, и чтобы ему не
только готовится к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с
образовательной точки зрения. К примеру, ученик осваивает компетенцию
гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания
школы, по этому во время учебы эта компетенция фигурирует в качестве
образовательной.
Т.о., ключевые
образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей
и учебных предметов для каждой ступени обучения. В каждом учебном предмете
следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой
реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности,
составляющих содержание определенных компетенций.
Проектируемое
на такой основе образование сможет обеспечивать не только разрозненное
предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные
компетенции ученика будут играть многофункциональную межпредметную роль,
проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих
производственных отношениях: "цель обучения ребенка состоит в том чтобы
сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя" (Э. Хаббарт).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.