Инфоурок Литература Другие методич. материалы«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»

«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»

Скачать материал

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

 

 

 

 

«Ключевые компетенции как компонент личностно -  ориентированной парадигмы образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                      Ким Ирина Владимировна

       Под личностно - ориентированной парадигмой образования мы будем понимать модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории.                                                                     Одним из наиболее интересных в определении компетентности являются подход Р. Джонсона.

        По мнению Джонсона, поведение является результатом взаимодействия трех переменных:

1) навыков и способностей;

2) мотиваций;

3) ситуации, в которой находятся люди.

          В чем же принципиальное отличие всех этих подходов? Конечно, в предмете главной целью ориентации, то есть в том , на что они ориентированы: на личность ученика, на основы наук, на ЗУНы, на социальный заказ и т.п.

         Но отличие не только в этом. Например, "знания - умения - навыки"- это атрибуты личности ученика, однако ориентация на них может не соответствовать личностно - ориентированному подходу, а представляет собой лишь набор формируемых и проверяемых качеств.

        Основная функция личностно - ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов ученика.

 

        Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно - историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них. ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно - ориентированного образования.

          Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

·                   личностное творчество ученика по отношению к изучаемым объектам, распределенным в соответствии с  образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования);

·                   самосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания образовательных объектов и общекультурных сведений о них;

·                   позиция и соответствующая деятельность по отношению к достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами.

    Это позволяет ученику преодолеть отчуждение от содержания образования, выделить в нем личностно - значительную основу.

    Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных документов его образовательной деятельности, мы называем образовательными компетенциями.

    С этим понятием связано одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования. Введение этого понятия в составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для казахстанской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Понятие "компетенция" не ново в методиках обучения. Например, лингвистические компетенции давно рассматриваются и используются специалистами методики обучения языкам. В языках говорится о коммуникативных компетенциях.

   Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования, отличают синонимически используемые понятия "  компетенция" и "компетентность".

   Компетенция -  совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельность), задаваемых по отношению к определенному кругу  предметов и процессов и не обходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.

   Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

   Компетенция - наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. Таких качеств целый веер - от смысловых и мировоззренческих до рефлексивно - оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни).

   Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании учебного процесса.

   Следует отличать просто "компетенции" от "образовательных компетенций".

   Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для  освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких "взрослых" компетенций, и чтобы ему не только готовится к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, по этому во время учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

   Т.о., ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

   Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное  компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях: "цель обучения ребенка состоит в том чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя" (Э. Хаббарт).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Под личностно - ориентированной парадигмой образования мы будем понимать модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Одним из наиболее интересных в определении компетентности являются подход Р. Джонсона. По мнению Джонсона, поведение является результатом взаимодействия трех переменных: 1) навыков и способностей; 2) мотиваций; 3) ситуации, в которой находятся люди. В чем же принципиальное отличие всех этих подходов? Конечно, в предмете главной целью ориентации, то есть в том , на что они ориентированы: на личность ученика, на основы наук, на ЗУНы, на социальный заказ и т.п. Но отличие не только в этом. Например, "знания - умения - навыки"- это атрибуты личности ученика, однако ориентация на них может не соответствовать личностно - ориентированному подходу, а представляет собой лишь набор формируемых и проверяемых качеств. Основная функция личностно - ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов ученика. Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно - историческими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них. ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно - ориентированного образования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 339 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.02.2020 426
    • DOCX 19.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лакомкина Луиза Фирдависовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лакомкина Луиза Фирдависовна
    Лакомкина Луиза Фирдависовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90137
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек