Классный руководитель в современном образовательном
учреждении
Система внешних влияний, оказываемых на личность школьника
№
|
Воспитание в процессе обучения
|
Внеклассная воспитательная
деятельность в школе
|
Внешкольная воспитательная деятельность
|
Семейное воспитание
|
Номер недели
|
Русский язык
|
Литература
|
Математика
|
Физика
|
Химия
|
Биология
|
География
|
И другие
|
Внеклассная
работа по предмету
|
Воспитательная
работа, проводимая кл. рук-ем
|
Детские и юношеские
организации
|
Детские и юношеские
организации
|
Учреждения
допол.
образования
|
Семья
|
1
|
|
1*
1
|
|
1
1
|
1
|
1
1
|
1
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
7
8
|
1
1
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
1
1
|
1
|
1
|
|
|
1
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Кан.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
1
1
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
1
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кан.
…
|
|
…
|
|
…
|
|
…
|
|
…
|
|
|
…
|
|
…
|
|
Лето
…
…
… …
|
Конспект-опора
«Технология педагогического общения»
S1) (S2
Функции (составляющие технологии – Т.А.) общения
ð Принять пластическую позу общения:
1.
отсутствие «замка»;
2.
отсутствие «угрожающей
позы» (льва перед прыжком, воинствующего петуха, полицейского и др.);
3.
«раскрытие ладошки»;
4.
«диагональ» («обратная
диагональ»).
ð Произнесение обращения.
ð Установление личного контакта:
1.
визуальный;
2.
вербальный;
3.
тактильный
(прикосновительный);
4.
предметно-действенный.
ð Помощь в «открытии» собеседника (Я – сообщение, разговор с портретом…, игра
и др.).
|
ð «Вопрос в связи с обстоятельствами».
ð Система вопросов.
ð Идеологический вопрос.
ð Проявить интерес к мнению партнера (как Вы
полагаете, что Вы скажете …).
ð Предложить партнеру помощь:
-
давай помогу;
-
разреши помочь;
-
не хотел бы ты, чтоб тебе
помогли («помощь нужна?»);
-
я был бы счастлив сделать
…
|
ð Авансирование (произнесение достоинств, которые
ребенок еще не проявил);
ð Оправдание поведения ребенка (вероятностные причины);
ð Попросить о помощи ребенка:
-
дай, помоги;
-
помоги, пожалуйста;
-
не мог бы ты (сделать
что-то);
-
я был бы счастлив…
ð «Ты – сообщение.
|
«Я – сообщение» (Гиппенрейтер Ю.Б.)
«Ты – сообщение»
«Я – сообщение» – произнесение вслух своего самочувствия,
состояния, мыслей при восприятии какого-либо явления (факта).
«Ты –
сообщение» – оглашение вслух вероятностного состояния (самочувствия) партнера.
социально-психологический климат
в группе
Раздаточный материал для слушателей
Характеристики благоприятного
климата
|
Характеристики неблагоприятного
климата
|
Доброжелательность
Защищенность
Мобильность
Работоспособность
Инициативность
Оптимизм
Свобода «Я»
|
Агрессивность
Незащищенность
Инертность
Леность
Пассивность
Пессимизм
Зажатость
|
Создание ситуации успеха
План проведения занятия
Занятия проводятся форме педагогической студии*.
Методическое обеспечение
1.
Схема: «Атмосфера доброжелательности».
2.
Карточки с ситуациями.
Раздаточный материал для слушателей
Атмосфера доброжелательности
Игровая программа
классного руководителя
(Н.Е.Щуркова. Классное руководство: игровые методики.
– М., 2002)
Система подготовки и
проведения
воспитательного мероприятия
анализ воспитательного мероприятия. кривая эффективности
воспитательного мероприятия
Требования к анализу воспитательного мероприятия
Анализ – выявление сущности процесса
воспитания, ограниченного рамками мероприятия.
Это единственное
средство, которое помогает вскрыть резервы в методике проведения мероприятия,
вскрыть резервы того, как на минимуме мероприятий решить максимум
воспитательных задач.
Цель анализа – способствовать повышению
эффективности воспитательного процесса в целом.
Требования к
воспитательному мероприятию
1.
Четкая формулировка и понимание педагогической цели мероприятия. Цель должна
быть комплексной (обучение, воспитание, развитие).
2.
Планирование этапов мероприятия.
3.
Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.
4.
Определение оптимального воспитательного материала с учетом основных принципов
воспитания на современном этапе.
5.
Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.
6.
Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.
7.
Гибкость и широта воспитательного маневра.
8.
Наличие элемента неожиданности, «изюминки».
9.
Разнообразие и творческий характер деятельности школьников.
10.
Взаимосвязь
этапов.
11.
Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными,
с уроком).
Структура
воспитательного мероприятия
ü
Анализ обстановки
и формулировка цели.
ü Планирование мероприятия.
ü
Организационная
стадия воспитательного воздействия.
ü
Непосредственное
воздействие на коллектив и личность.
ü Заключительная фаза
воспитательного мероприятия – анализ.
Анализ внеурочного мероприятия
1. Оценка педагога
как воспитателя
1.1.
Компетентность и уровень его эрудиции.
1.2.
Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии.
1.3.
Степень демократичности в общении с воспитанниками.
1.4.
Степень содействия и помощи воспитанникам.
1.5.
Внешний вид воспитателя, культура речи, мимика и жесты.
2. Оценка
основных характеристик и поведения воспитанников
2.1. Активность воспитанников в процессе
проведения мероприятия.
2.2. Их заинтересованность в течение всего
времени проведения.
2.3. Степень инициативности и творчества
самих воспитанников.
2.4. Уровень самостоятельности
воспитанников.
2.5. Степень эмоциональности
воспитанников.
2.6. Степень дисциплинированности и
ответственности.
3. Оценка
содержания воспитательного мероприятия
3.1. Научность и мировоззренческая
направленность содержания.
3.2. Доступность и посильность содержания
для данного возраста.
3.3. Степень актуальности содержания
(связь с жизнью).
3.4. Целесообразность и познавательная
ценность содержания.
4. Оценка способов
деятельности воспитателя и воспитанников
4.1.
Степень рациональности и эффективности использования времени.
4.2.
Эстетичность и действенность оформления.
4.3.
Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия.
4.4.
Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений.
4.5.
Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает:
участие или присутствие и почему).
5. Оценка цели и результата
воспитательного мероприятия
5.1.
Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость.
5.2.
Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени.
5.3.
Степень эмоционального и воспитательного воздействия.
5.4.
Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.
Примерная схема аспектного анализа внеклассного
мероприятия
Форма проведения
|
Содержание
|
Возможность самореализации личности и во внеклассном
мероприятии
|
Воспитательные возможности
мероприятия
|
1.
Место проведения (использование возможностей школы).
2.
Соответствие оформления содержанию мероприятия.
3.
Соответствие формы и содержания мероприятия.
4.
Организация разных видов деятельности.
5.
Четкость проведения.
6.
Зрелищность.
7.
Продолжительность.
|
1. Взаимосвязь содержания
мероприятия с учебной работой.
2. Продуманность мероприятия
(глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие
познавательных интересов учащихся).
3. Элемент поиска,
новизна в содержании мероприятия.
4. Побуждает ли внеклассное
мероприятие к самообразованию?
5. Внимание и интерес аудитории
(опирается ли содержание мероприятия на интересы ребят).
|
1. Адресность (соответствие
возрастным особенностям).
2. Творчество как элемент
самореализации личности.
3. Является ли внеклассное
мероприятие стимулом в духовном и интеллектуальном развитии личности.
4. Выразительность
исполнения.
5. Формирование умений и
навыков в процессе подготовки и проведения мероприятий.
|
1.
Массовость и активность учащихся.
2.
Формированию каких черт творческой личности способствует данное мероприятие?
(неординарность, организаторские качества, демократизм, гуманизм).
3.
Воспитание общей культуры.
4.
Состязательность и соревновательность.
5.
Эмоциональный настрой.
6.
Создание условий для самовыражения детей.
|
Выводы:
__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения:
______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерные критерии оценки внеклассного мероприятия
Цель посещения:
___________________________________________________
Форма мероприятия:
________________________________________________
Ф.И.О. классного
руководителя _______________________________________
Показатели
Педагогические
|
Методические
|
Организационные
|
Актуальность содержания
|
Личностно-ориентированный подход
|
Психологическая готовность учащихся
|
Уровень общения с детьми
|
Новизна формы
|
Образовательный уровень
|
Наличие ситуации успеха
|
Эмоциональная насыщенность
|
Четкость
|
Наглядность
|
Уровень организаторских умений
|
Наличие самоуправления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема анализа воспитательного мероприятия
(по Стефановской Т.А.)
Критерии
|
Показатели
|
1.
Целенаправленность воспитательного мероприятия.
|
1. Четкость
поставленной цели, ее конкретность.
2. Реальность и
достижимость цели за конкретный отрезок времени.
3. Соответствие
цели возрастным особенностям, потребностям и уровню воспитанности учащихся.
4. Соответствие
цели воспитательного мероприятия программе воспитания конкретного класса.
|
2. Содержание воспитательного
мероприятия.
|
1. Научность и
новизна информации.
2. Оптимальность
отбора содержания (в свете решения поставленных задач, соответствие
возрастным особенностям).
3. Связь содержания
с жизненным опытом учащихся.
|
3. Методика проведения
воспитательного мероприятия.
|
1. Рациональность
выбора форм, методов, средств, их соответствие поставленной цели и содержанию
воспитательного мероприятия.
2. Четкость и темп
воспитательного мероприятия.
3. Технологические
приемы «прикосновения к личности» (в т.ч. отсутствие шаблона, наличие
«изюминки»).
|
4. Мастерство
педагога во взаимодействии с детьми.
|
1. Умение
формировать, корректировать (при необходимости), развивать отношения,
складывающиеся у участников воспитательного мероприятия.
2. Умение
ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
3. Проявление
субъектной позиции.
4. Владение
способами формирования субъектности у ребенка.
5. Владение
способами «прикосновения к личности» школьника.
|
5. Реакция
школьников на воспитательные влияния педагога.
|
1. Проявление
школьниками своей индивидуальности при данной методике проведения
воспитательного мероприятия.
2. Проявление
школьниками субъектной позиции в групповом осмыслении содержания (проблемы)
воспитательного мероприятия.
3. Активность,
заинтересованность учащихся в течение всего воспитательного мероприятия.
|
6.
Предметно-пространственное окружение школьников и социально-психологический
климат группы.
|
1. Соответствие
используемой наглядности, ТСО и прочему уровню современной
материально-технической культуры.
2. Соответствие
средств (аудиальные, визуальные, кинестетические) влияния на атмосферу в
группе при проведении воспитательного мероприятия.
|
7. Результативность
воспитательного мероприятия.
|
1. Достижение
поставленной цели (задач).
2. Наличие диагностических
методик по выявлению конечного результата воспитательного мероприятия
(письменный, устный опрос, анкетирование, рефлексия и др.).
3. Наличие
документации по проведению воспитательного мероприятия, по фиксации изменений
личностного роста, достигнутых в ходе воспитательного мероприятия.
|
Кривая
эффективности воспитательного мероприятия
(графическое изображение результата
воспитательного мероприятия)
Выражает
зависимость успешности выполнения конкретных действий учащихся от типа и числа
проведенных воспитательных мероприятий в форме «упражнений», «тренингов» и пр.
Возможно
измерить и отразить в гистограмме изменения, происшедшие в формировании сознания
школьников.
ТЕХНОЛОГИЯ «СТУДИЯ»
(Автор: Щуркова Н.Е.)
Назначение студии – вооружение учащихся умениями на
основе знаний. При этом школьник обязательно ставится в субъектную позицию при
помощи различных форм работы, заданий, способствующих созданию для него
ситуации выбора, успеха, при помощи «технологических» приемов, типа: «проекция
результата», «положительное подкрепление», «оглашение мотива» и др.
Самостоятельная деятельность является главным условием проведения студии.
Содержание
занятий – практическая направленность.
Структура студии
1.
Пролог
(цель: психологический настрой на предстоящую деятельность).
Ø Обращение к группе (друзья, исследователи, пытливые
мыслители и др.).
Ø Обозначение темы (особо: границы темы).
Ø Цель (каков продукт произведенной групповой работы).
Ø Мотивы планируемой деятельности (важность для ученика
вообще).
Ø Личностный смысл планируемой работы (для каждого
ученика).
Ø Забота о самочувствии каждого.
2. Этюд (образное представление явления).
Ø Ролевая игра.
Ø Художественный образ (живопись, литература, танец и
др.).
Ø Факт из жизни великого человека.
Ø Эпизод реальной жизни.
Ø Графическое изображение.
Ø Видео-, аудиозаписи.
3. Экспликация (центральная часть студийной работы).
Ø «Что?»
– что за явление? Каковы его существенные признаки? Какова его форма
проявления? Каковы связи с другими явлениями?
Ø «Почему (зачем)?» – почему оно существует? Зачем оно создано людьми?
Педагогами? Каково его основное назначение в жизни?
Ø «Где?»
– в каких сферах располагается данное явление?
Ø «Когда?» – в какой период жизни данное явление разворачивается? При каких
условиях присутствует?
Ø «Как?»
– как организуется взаимодействие с данным явлением? Как организовать данное
проявление?
4. Практикум.
Ø Ролевые упражнения.
Ø Игровое воспроизведение реальной ситуации.
Ø Деловая игра.
Ø Сценические иллюстрации по заготовленному тексту.
Ø Опытно-экспериментальная проверка.
5. Рефлексия (осмысление
значимости проведенной работы для каждого студийца).
Ø Содержательный аспект: отражение прошлого (что мы
делали, что поняли, как себя чувствовали, что было важным…).
Ø Организационный аспект: методика «недописанного
предложения» («За этот час я понял, что…» Главным для меня было…» и др.).
После серии занятий – оценка + самооценка
(по определенным в начале работы критериям).
Мастерская – это форма организации
учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу,
психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит
радость сотворчества.
В мастерской ребенок способен строить свои знания
самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован на
основе определенных принципов.
Ведущие принципы: свободы выбора, индивидуального коллективного
взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.
Главное условие мастерской: свободное самовыражение, внутренняя независимость
личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне
ее.
Особенности новой технологии
1. Мастер:
Создает атмосферу открытости, доброжелательности,
сотворчества в общении.
Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его
чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).
Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в
поиске знания.
Не торопится отвечать на вопросы.
Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив
потребность в ней у ребят.
Исключает официальное оценивание работы ученика (не
хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию,
афиширование работ дает возможность появления самооценки и ее изменения, самокоррекции.
Продумывает чередование индивидуальной и коллективной
работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня
коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе
восхождения к истине.
2. Важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором
реализуются законы проблемного обучения. В мастерской предусматривается
множество заданий, которые включаются по необходимости.
3. Главная установка: ВОЗМОЖНОСТЬ выбор вида деятельности, способа предъявления
результата. Без выбора нет свободы.
Алгоритм процесса в
«мастерской»
Структура деятельности в
«мастерской»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИГРЫ»
Характеристика игры
Главное условие игры:
наилучшая психологическая атмосфера (важно: педагогическая техника учителя)
* Учитывая, что
цель игры лежит в самой игре, определение цели, мотива, личностного смысла
педагог проводит абрисным порядком, слегка намечая цель, мотив и личностный
смысл.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.