Главная / Классному руководителю / Классный руководитель в современном образовательном учреждении

Классный руководитель в современном образовательном учреждении

Название документа Новые векторы восп. деят-ти в образов. учреждении.doc


hello_html_45d982b3.jpghello_html_23134f1c.gif



















hello_html_6976f331.gif






hello_html_54beb282.gif















































Классный руководитель в современном образовательном учреждении1

hello_html_m4bd19801.gif










































Система внешних влияний, оказываемых на личность школьника2


Воспитание в процессе обучения

Внеклассная воспитательная

деятельность в школе

Внешкольная воспитательная деятельность

Семейное воспитание

Номер недели

Русский язык

Литература

Математика

Физика

Химия

Биология

География

И другие

Внеклассная работа по предмету

Воспитательная работа, проводимая кл. рук-ем

Детские и юношеские организации

Детские и юношеские организации

Учреждения

допол. образования

Семья

1hello_html_m79349760.gif


1*

1


1

1

1

1

1

1

1








2




1











3






1









4















5















6

7

8

1

1

1


















9


1

1

1

1



1

1








Кан.















11





1










12





1










13







1

1








14


1













15


1

1













16






1









17




1


1









Кан.
















Лето … … … …





Конспект-опора «Технология педагогического общения»*



hello_html_m7a387f3.gif

S1) (S2



Функции (составляющие технологии – Т.А.) общения








  • Принять пластическую позу общения:

  1. отсутствие «замка»;

  2. отсутствие «угрожающей позы» (льва перед прыжком, воинствующего петуха, полицейского и др.);

  3. «раскрытие ладошки»;

  4. «диагональ» («обратная диагональ»).

  • Произнесение обращения.

  • Установление личного контакта:

  1. визуальный;

  2. вербальный;

  3. тактильный (прикосновительный);

  4. предметно-действенный.

  • Помощь в «открытии» собеседника (Я – сообщение, разговор с портретом…, игра и др.).

  • «Вопрос в связи с обстоятельствами».

  • Система вопросов.

  • Идеологический вопрос.

  • Проявить интерес к мнению партнера (как Вы полагаете, что Вы скажете …).

  • Предложить партнеру помощь:

  • давай помогу;

  • разреши помочь;

  • не хотел бы ты, чтоб тебе помогли («помощь нужна?»);

  • я был бы счастлив сделать

  • Авансирование (произнесение достоинств, которые ребенок еще не проявил);

  • Оправдание поведения ребенка (вероятностные причины);

  • Попросить о помощи ребенка:

  • дай, помоги;

  • помоги, пожалуйста;

  • не мог бы ты (сделать что-то);

  • я был бы счастлив…

  • «Ты – сообщение.




«Я – сообщение» (Гиппенрейтер Ю.Б.)

«Ты – сообщение»

«Я – сообщение» – произнесение вслух своего самочувствия, состояния, мыслей при восприятии какого-либо явления (факта).

«Ты – сообщение» – оглашение вслух вероятностного состояния (самочувствия) партнера.




























социально-психологический климат

в группе

Раздаточный материал для слушателей

Характеристики благоприятного

климата

Характеристики неблагоприятного

климата

Доброжелательность

Защищенность

Мобильность

Работоспособность

Инициативность

Оптимизм

Свобода «Я»

Агрессивность

Незащищенность

Инертность

Леность

Пассивность

Пессимизм

Зажатость


Тема

Создание ситуации успеха

План проведения занятия

Занятия проводятся форме педагогической студии*.

Методическое обеспечение

  1. Схема: «Атмосфера доброжелательности».

  2. Карточки с ситуациями.

Раздаточный материал для слушателей

Атмосфера доброжелательности

hello_html_m689024ab.gif









Игровая программа

классного руководителя


(Н.Е.Щуркова. Классное руководство: игровые методики. – М., 2002)


hello_html_m661eb08a.gif

hello_html_m3e9ecf32.gif




hello_html_m763ab69e.gif





Система подготовки и проведения

воспитательного мероприятия


hello_html_3f65231b.gif



анализ воспитательного мероприятия. кривая эффективности

воспитательного мероприятия


Требования к анализу воспитательного мероприятия*


Анализ – выявление сущности процесса воспитания, ограниченного рамками мероприятия.

Это единственное средство, которое помогает вскрыть резервы в методике проведения мероприятия, вскрыть резервы того, как на минимуме мероприятий решить максимум воспитательных задач.

Цель анализа – способствовать повышению эффективности воспита­тельного процесса в целом.

Требования к воспитательному мероприятию

1. Четкая формулировка и понимание педагогической цели меро­приятия. Цель должна быть комплексной (обучение, воспита­ние, развитие).

2. Планирование этапов мероприятия.

3. Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.

4. Определение оптимального воспитательного материала с уче­том основных принципов воспитания на современном этапе.

5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.

6. Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.

7. Гибкость и широта воспитательного маневра.

8. Наличие элемента неожиданности, «изюминки».

9. Разнообразие и творческий характер деятельности школь­ников.

10. Взаимосвязь этапов.

11. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными, с уроком).

Структура воспитательного мероприятия

  • Анализ обстановки и формулировка цели.

  • Планирование мероприятия.

  • Организационная стадия воспитательного воздействия.

  • Непосредственное воздействие на коллектив и личность.

  • Заключительная фаза воспитательного мероприятия – анализ.


Анализ внеурочного мероприятия*


1. Оценка педагога как воспитателя

1.1. Компетентность и уровень его эрудиции.

1.2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии.

1.3. Степень демократичности в общении с воспитанниками.

1.4. Степень содействия и помощи воспитанникам.

1.5. Внешний вид воспитателя, культура речи, мимика и жесты.

2. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников

2.1. Активность воспитанников в процессе проведения меро­приятия.

2.2. Их заинтересованность в течение всего времени проведе­ния.

2.3. Степень инициативности и творчества самих воспитан­ников.

2.4. Уровень самостоятельности воспитанников.

2.5. Степень эмоциональности воспитанников.

2.6. Степень дисциплинированности и ответственности.

3. Оценка содержания воспитательного мероприятия

3.1. Научность и мировоззренческая направленность содержания.

3.2. Доступность и посильность содержания для данного возраста.

3.3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью).

3.4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.

4. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников

4.1. Степень рациональности и эффективности использования времени.

4.2. Эстетичность и действенность оформления.

4.3. Общий стиль и культура общения всех участников меро­приятия.

4.4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость вы­ступлений.

4.5. Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

5. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия

5.1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкрет­ность и четкость.

5.2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени.

5.3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия.

5.4. Степень обучающего и развивающего значения данного ме­роприятия.


Примерная схема аспектного анализа внеклассного мероприятия*


Форма проведения

Содержание

Возможность самореализации личности и во внеклассном мероприятии

Воспитательные возможности

мероприятия

1. Место проведения (использование возмож­ностей школы).

2. Соответствие оформ­ления содержанию мероприятия.

3. Соответствие формы и содержания меро­приятия.

4. Организация разных видов деятельности.

5. Четкость проведения.

6. Зрелищность.

7. Продолжительность.


1. Взаимосвязь содержания мероприятия с учебной работой.


2. Продуманность мероприя­тия (глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие познавательных интересов учащихся).

3. Элемент поиска, новизна в содержании мероприятия.

4. Побуждает ли внеклассное мероприятие к самообразо­ванию?

5. Внимание и интерес ауди­тории (опирается ли содер­жание мероприятия на инте­ресы ребят).

1. Адресность (соответ­ствие возрастным особен­ностям).

2. Творчество как элемент самореализации личности.

3. Является ли внекласс­ное мероприятие стиму­лом в духовном и интел­лектуальном развитии личности.

4. Выразительность исполнения.

5. Формирование умений и навыков в процессе под­готовки и проведения мероприятий.

1. Массовость и актив­ность учащихся.

2. Формированию каких черт творческой лично­сти способствует данное мероприятие? (неорди­нарность, организатор­ские качества, демокра­тизм, гуманизм).

3. Воспитание общей культуры.

4. Состязательность и соревновательность.

5. Эмоциональный настрой.

6. Создание условий для самовыражения детей.



Выводы: __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предложения: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерные критерии оценки внеклассного мероприятия*


Цель посещения: ___________________________________________________

Форма мероприятия: ________________________________________________

Ф.И.О. классного руководителя _______________________________________


Показатели

Педагогические

Методические

Организационные

Актуальность содержания

Личностно-ориентированный подход

Психологическая готовность учащихся

Уровень общения с детьми

Новизна формы

Образовательный уровень

Наличие ситуации успеха

Эмоциональная насыщенность

Четкость

Наглядность

Уровень организаторских умений

Наличие самоуправления


Схема анализа воспитательного мероприятия

(по Стефановской Т.А.)


Критерии

Показатели

1. Целенаправленность воспитательного мероприятия.

1. Четкость поставленной цели, ее конкретность.

2. Реальность и достижимость цели за конкретный отрезок времени.

3. Соответствие цели возрастным особенностям, потребностям и уровню воспитанности учащихся.

4. Соответствие цели воспитательного мероприятия программе воспитания конкретного класса.

2. Содержание воспитательного мероприятия.

1. Научность и новизна информации.

2. Оптимальность отбора содержания (в свете решения поставленных задач, соответствие возрастным особенностям).

3. Связь содержания с жизненным опытом учащихся.

3. Методика проведения воспитательного мероприятия.

1. Рациональность выбора форм, методов, средств, их соответствие поставленной цели и содержанию воспитательного мероприятия.

2. Четкость и темп воспитательного мероприятия.

3. Технологические приемы «прикосновения к личности» (в т.ч. отсутствие шаблона, наличие «изюминки»).

4. Мастерство педагога во взаимодействии с детьми.

1. Умение формировать, корректировать (при необходимости), развивать отношения, складывающиеся у участников воспитательного мероприятия.

2. Умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

3. Проявление субъектной позиции.

4. Владение способами формирования субъектности у ребенка.

5. Владение способами «прикосновения к личности» школьника.

5. Реакция школьников на воспитательные влияния педагога.

1. Проявление школьниками своей индивидуальности при данной методике проведения воспитательного мероприятия.

2. Проявление школьниками субъектной позиции в групповом осмыслении содержания (проблемы) воспитательного мероприятия.

3. Активность, заинтересованность учащихся в течение всего воспитательного мероприятия.

6. Предметно-пространственное окружение школьников и социально-психологический климат группы.

1. Соответствие используемой наглядности, ТСО и прочему уровню современной материально-технической культуры.

2. Соответствие средств (аудиальные, визуальные, кинестетические) влияния на атмосферу в группе при проведении воспитательного мероприятия.


7. Результативность воспитательного мероприятия.

1. Достижение поставленной цели (задач).

2. Наличие диагностических методик по выявлению конечного результата воспитательного мероприятия (письменный, устный опрос, анкетирование, рефлексия и др.).

3. Наличие документации по проведению воспитательного мероприятия, по фиксации изменений личностного роста, достигнутых в ходе воспитательного мероприятия.


Кривая эффективности воспитательного мероприятия

(графическое изображение результата

воспитательного мероприятия)

hello_html_m8097339.gif

Выражает зависимость успешности выполнения конкретных действий учащихся от типа и числа проведенных воспитательных мероприятий в форме «упражнений», «тренингов» и пр.

Возможно измерить и отразить в гистограмме изменения, происшедшие в формировании сознания школьников.







ТЕХНОЛОГИЯ «СТУДИЯ»
(Автор: Щуркова Н.Е.)


Назначение студии – вооружение учащихся умениями на основе знаний. При этом школьник обязательно ставится в субъектную позицию при помощи различных форм работы, заданий, способствующих созданию для него ситуации выбора, успеха, при помощи «технологических» приемов, типа: «проекция результата», «положительное подкрепление», «оглашение мотива» и др. Самостоятельная деятельность является главным условием проведения студии.

Содержание занятий – практическая направленность.

Структура студии

  1. Пролог (цель: психологический настрой на предстоящую деятельность).

  • Обращение к группе (друзья, исследователи, пытливые мыслители и др.).

  • Обозначение темы (особо: границы темы).

  • Цель (каков продукт произведенной групповой работы).

  • Мотивы планируемой деятельности (важность для ученика вообще).

  • Личностный смысл планируемой работы (для каждого ученика).

  • Забота о самочувствии каждого.

2. Этюд (образное представление явления).

  • Ролевая игра.

  • Художественный образ (живопись, литература, танец и др.).

  • Факт из жизни великого человека.

  • Эпизод реальной жизни.

  • Графическое изображение.

  • Видео-, аудиозаписи.

3. Экспликация (центральная часть студийной работы).

  • «Что?» – что за явление? Каковы его существенные признаки? Какова его форма проявления? Каковы связи с другими явлениями?

  • «Почему (зачем)?» – почему оно существует? Зачем оно создано людьми? Педагогами? Каково его основное назначение в жизни?

  • «Где?» – в каких сферах располагается данное явление?

  • «Когда?» – в какой период жизни данное явление разворачивается? При каких условиях присутствует?

  • «Как?» – как организуется взаимодействие с данным явлением? Как организовать данное проявление?

4. Практикум.

  • Ролевые упражнения.

  • Игровое воспроизведение реальной ситуации.

  • Деловая игра.

  • Сценические иллюстрации по заготовленному тексту.

  • Опытно-экспериментальная проверка.

5. Рефлексия (осмысление значимости проведенной работы для каждого студийца).

  • Содержательный аспект: отражение прошлого (что мы делали, что поняли, как себя чувствовали, что было важным…).

  • Организационный аспект: методика «недописанного предложения» («За этот час я понял, что…» Главным для меня было…» и др.).

После серии занятий – оценка + самооценка

(по определенным в начале работы критериям).



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «МАСТЕРСКАЯ»
(интерпретация Степановой Г.В.)


Мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

В мастерской ребенок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован на основе определенных принципов.


Ведущие принципы: свободы выбора, индивидуального коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.

Главное условие мастерской: свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.


Особенности новой технологии

1. Мастер:

  • Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).

  • Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.

  • Не торопится отвечать на вопросы.

  • Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.

  • Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки и ее изменения, самокоррекции.

  • Продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

2. Важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения. В мастерской предусматривается множество заданий, которые включаются по необходимости.

3. Главная установка: ВОЗМОЖНОСТЬ выбор вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.




Алгоритм процесса в «мастерской»


hello_html_68385dca.gif



Структура деятельности в «мастерской»


hello_html_397658f.gif











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИГРЫ»


hello_html_3bcd6c2a.gif




Характеристика игры

hello_html_4483e8fa.gif








Главное условие игры: наилучшая психологическая атмосфера (важно: педагогическая техника учителя)


hello_html_m7c01e7ef.gif

* Учитывая, что цель игры лежит в самой игре, определение цели, мотива, личностного смысла педагог проводит абрисным порядком, слегка намечая цель, мотив и личностный смысл.



hello_html_m4d466bb7.png

1 Стефановская Т.А. Классное руководство: теория и практика / Т.А.Стефановская. –Иркутск, 2008. – С. 21.



2 Самый «классный» классный: метод.пособие /Авт.сост. Т.А. Стефановская.- Иркутск, 2007.- С.25.

* Составлено Стефановской Т.А. по видеозаписи занятия Щурковой Н.Е.

* Из кн.: Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя. –М., 2004.

* Из кн.: Организация воспитательной работы в школе. –М., 2002.

* Из кн.: Методист. –2004. –№ 4.

* Там же.

Классный руководитель в современном образовательном учреждении
  • Классному руководителю
Описание:

Классный руководитель в современном образовательном учреждении.

При переходе на ФГОС приоритетом является воспитательная компонента, которая отражена в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника".

Предлагаю использовать в своей работе следующие педагогические технологии:

  • "Студия"
  • "Мастерская"
  • "Игры"
  • "Ситуация успеха"

В разработке представлена схема анализа воспитательного мероприятия (по Стефановской Т.А.); конспект-опора "Технология педагогического общения"; система подготовки и проведения воспитательного мероприятия; требования к анализу воспитательного мероприятия.

 

Автор Пилипчук Надежда Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 578
Номер материала 31889
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓