Классный
час во 2 классе по теме: «Права и обязанности» Чумаченко Т. В.
Цели: помочь
детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к
правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о домашнем
труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.
Оборудование: права и
обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.
Ход классного часа
Беседа
- Что означают слова «права» и
«обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:
«Право - охраняемая государством,
узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на
получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность -
круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети
обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)
- Какие обязанности и права есть у
ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)
Знакомство с
правами и обязанностями учащихся данной школы
Зачитать и обсудить права и
обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого
ученика.
Игра «Если бы директором был я»
- Что бы вы изменили в правах и
обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?
(По аналогии можно провести игру
«Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)
Закончи
предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен...
- В школе я имею право...
- Дома я должен...
- Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
- Как понимаете выражение «право на
ошибку»? (Высказывания детей.)
- Подумайте, существуют ли люди,
которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на
ошибках учатся»?
Вывод
Делать ошибки - это нормально. На
ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(«Приглашающие»
движения руками.)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(Указательный
палец показывает на всех приглашенных.)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(«Приглашающие» движения.)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
(Имитация замеса
теста и добавления в него ингредиентов.)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движение обеими
руками вперед - сажают пироги в печь.)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(Имитация
кормления крошками птицы.)
- Чем занимались дети? Поговорим и
мы о домашних обязанностях.
Разговор о домашних обязанностях
- У каждого члена семьи должны быть
постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и
расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка,
дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои
обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют
те обязанности, которые они выполняют по Дому.)
Подвести итог.
Примерные
обязанности
♦ Уход за квартирой. Одна из
домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная,
чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает
настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
♦ Можно помочь родителям вымыть
пол, протереть пыль.
♦ Если насорили, соберите мусор,
подметите пол.
♦ Соблюдайте порядок в своей
комнате.
Правила, связанные
с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол,
правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
♦ Вымойте за собой посуду.
♦ Умейте приготовить еду (несложные
блюда: салат, яичницу, чай и другие).
Правила, связанные
с самообслуживанием
♦ Волосы подстригайте, причесывайте
или заплетайте в косы.
♦ Проверяйте, в порядке ли ваш
костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте,
если нужно, пришейте пуговицу.
♦ Придя из школы или прогулки,
повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если
ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
♦ Умейте постирать носовой платок,
носки.
♦ Умейте заштопать небольшие
отверстия в одежде, пришить пуговицы.
♦ Застилайте кровать, убирайте свою
комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением
домашних заданий.
♦ Содержите в порядке свое рабочее
место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое
для уроков положите в ранец.
Вывод. Кто
научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет
чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и
домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Подведение итогов
- Какие права есть у учащихся?
- Какие есть обязанности?
- Какие домашние обязанности вы уже
можете взять на себя?
Дополнительный материал для учителя
Нельзя!
1. Бездельничать, когда все
трудятся.
2. Смеяться над старостью и
старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.
3. Вступать в пререкания с
уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
4. Выражать недовольство тем, что у
тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать
ничего.
5. Делать то, что осуждают старшие,
ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
6. Оставлять старшего родного
человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты
сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.
7. Садиться обедать, не пригласив
старшего.
8. Ожидать, пока с тобой
поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а
расставаясь - пожелать доброго здоровья.
Беседа
- Что такое право? (Правила, по
которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На
жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь.
Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней
Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в
старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Психотренинг
Все стоят в кругу. Глядя соседу в
глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя
бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет
по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Чтение
стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».
- Когда в коллективе, обществе всем
жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают
права.)
Обсуждение
ситуации
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена
«Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка?
(Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться
так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом,
говорит на другом языке?
- Почему горько плакал Зайчик в
сказке «Лиса и Заяц»?
Вопросы
- Почему нельзя товарищам давать
кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку
с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках,
в подвалах?
- Что ты будешь делать, если
кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы
позвонить по телефону?
- Как ты будешь действовать, если
ты и родители потеряли друг друга?
- Кто защищает ваши права?
(Государство.)
- Как можете вы защищать свои права
в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
- Какие права ты считаешь главными
для человека?
- Еще одна обязанность школьника -
беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Береги книгу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.