Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКлассный час в 6 классе "Наши письмена"

Классный час в 6 классе "Наши письмена"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Талдан Сковородинского района

Амурской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час в 5 классе

«Наши письмена»

(посвящен Дню славянской письменности).

 

 

 

Учитель: М.В.Бондаренко, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Талдан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

С.Талдан

 

 

Классный час в 5 классе «Наши письмена».

Учитель: М.В.Бондаренко, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Талдан.

Цели:

·        Воспитывать интерес и   любовь к книге–источнику знания.

·        Дать представление об истории возникновении славянской письменности на Руси;

·        Развивать кругозор;

·        Воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.

 

Оборудование: греческие и славянские буквы,  изображение памятника Кириллу и Мефодию в Москве, презентация.

 

Предварительная подготовка: индивидуальные  задания учащимся по подготовке сообщений (презентаций)  по теме.

 

Ход классного часа:

Учитель: Здравствуйте ребята! На улице  весна, не за горами  окончание учебного года. Но наш сегодняшний классный час будет посвящен теме, которая еще раз напомнит  нам о важности учения.  Но о чем мы будем говорить сегодня, вам придется догадаться. Для начала давайте разгадаем несколько загадок:

1. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проводит,
Там заметку кладет. (Карандаш)

2. Оно так часто просит пить,
Но понемногу пьет.
А если будешь торопить,
И целиком его топить
Наделает хлопот. (Перо)

3. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (Тетрадь)

4. Тридцать три сестрички –
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)

Учитель: Так о чем же мы будем говорить сегодня? (Ответы детей). Правильно мы поговорим сегодня о письменности. Ведь без нее не было бы у нас сейчас ни одного учебника, не было бы и очень важного собеседника. Как вы думаете, о каком собеседнике я говорю? Отгадайте еще две загадки:

1. Без языка,
Без голоса, 
А все расскажет. (Книга)

2. Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней. (Книга)

Ученики: отгадывают загадки.

Учитель: Итак, вы правильно угадали, речь в загадках идет о книге. А любите ли вы читать. Назовите свои самые любимые литературные произведения.

Ученики: отвечают на вопросы.

Учитель: а ведь книги  во все времена были разными.

Ученик 1: рассказ  о развитии письменности.

Как выглядит книга сегодня, знают все. А что бы вы сказали, если бы в библиотеке вам выдали обожженные в огне глиняные таблички или пальмовые листья? Не удивляйтесь, ведь это тоже книги, созданные несколько веков назад. В древнейшие времена, когда еще не было бумаги, материал для изготовления книг использовали самый разный.
В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины. В древней Индии материалом для первых книг служили пальмовые листья. На Руси в Новгороде писали на бересте. В Египетском царстве книги делали из речного тростника – папируса. Сгибать папирусный лист было нельзя: он ломался, поэтому хранили его в свитках. Некоторые папирусные свитки достигали удивительной длины (наибольшая известная длина – около 45 метров), и пользоваться ими было не совсем удобно. Нетто что обычными книгами, где листаешь страницы.
Привычные нам страницы в книгах появились лишь с изобретением материала пергамента, который получали из кожи животных. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр Библии, первой крупной книги, потребовалось 170 шкур телят!
Большой лист пергамента сгибали, получался «тетрадион», что означало «лист, сложенный вчетверо». Если текст книги не помещался в один «тетрадион», то продолжали писать на втором, третьем, затем их сшивали. К сожалению пергаментные листы быстро изнашивались, поэтому тетрадионы стали защищать деревянными крышками. Так у книг появился первый переплет.
Если книга предназначалась богатым людям, то переплет украшался бархатом и драгоценными камнями, специальными застежками, уголки крышки делали из серебра или золота.

Папирус был дешев, но хрупок, пергамент – очень дорог, поэтому во 2 веке до н.э. человек придумал новый материал для книг. Им стала бумага, которую изобрел китаец Цай Лунь. Благодаря своим достоинствам и дешевизне бумажные книги постепенно стали вытеснять бамбуковые, шелковые, папирусные и пергаментные.
До изобретения печатной машины книги были рукописными. Писцы, чаще всего монахи, аккуратно выводили текст сплошными строками во всю ширину листа. Так было до конца 15 века. Затем в начале текста стали помещать, чуть отступая, яркие заглавные буквы, раскрашивая их красной краской. Так появилась «красная строка», или абзац. А укрупненные буквы, с которых начинались главы, абзацы, стали называть «инициалами».

         Ученик 2: интересные факты о истории книг.

Самая большая книга в мире – «Супер книга», имеет размеры 2,74х3,07 м, весит 252,6 кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976г.
Самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1х1 см. Это детская сказка «Старый король Коул», изданная в 1985 г. в Шотландии. Страницы ее можно осторожно переворачивать с помощью иголки.
Самая маленькая книга в мире – до недавнего времени это был «Кобзарь» Т.Г. Шевченко – чудо рук украинского инженера, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из двенадцати страниц текста и двух иллюстраций. Страницы сшиты окрашенной паутиной, а переворачивать их можно заостренным концом волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Семь подобных изданий легко умещаются на торце спички, а прочесть книгу можно лишь с помощью увеличительного стекла. Ее легко можно продеть сквозь игольное ушко или спрятать в ресницах. Позже оказалось, что эта книжечка не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец создал томик стихов А.С. Пушкина объемом всего 0,0064 куб. мм! На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооруженным глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зернышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик. 
Самый оригинальный автограф писателя принадлежит Максиму Горькому. Весной 1937г. итальянские рыбаки в окрестностях Палермо выловили огромную черепаху весом в 100 кг. Их внимание привлекла надпись, сделанная на панцире: «Выпустил на свободу черепаху Торто 1 апреля 1922г. Черепаха весит 52 кг и длина ее 90 см. Тото очень любит сардинки. Максим Горький. Капри.»
Первая рукописная книга на Руси – «Куранты».  Начала выходить в 1621г. по распоряжению царя Михаила Федоровича. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в единственном экземпляре.
Первая печатная газета на Руси – «Ведомости» стала издаваться по указу Петра1 и предназначалась для массового читателя.
Самая древняя библиотека мира – это коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в Ниневии (7 век до н.э.).
Самая первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым в Киеве в Софийском соборе в 1037 году.
Самая крупная библиотека мира – Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.
Самая крупная библиотека в России – Российская государственная библиотека в Москве

         Учитель: Интересно, а как же появились наши  русские буквы.

         Ученик 3:

Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.  День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия)  -  праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (IX в.).

Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл был молод, но в науках сведущ, за что и прозвали его "философ". Именно Кирилл и создал первую славянскую азбуку. Мефодий во всем помогал ему. А время спустя при неясных обстоятельствах Кирилл умер.

День его гибели - 24 мая - стали отмечать как день памяти великих братьев-просветителей, День славянской письменности и культуры. Образ Кирилла использовал Милорад  Павич в первом гипертекстовом романе "Хазарский словарь".

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Ученик 4:

Для совершения богослужения в христианских храмах Руси нужны были особые книги–Библия и Евангелие. Такие книги, написанные славянской азбукой, были привезены. Славянскую азбуку придумали для болгар два греческих монаха Кирилл и Мефодий. А так как древнеболгарский язык близок к русскому, то и азбука, придуманная для болгар, на подошла. У нас ее называли в честь создателей кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.  В греческом алфавите 24 буквы, в славянском–43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.

         Греческие                 Славянские

         А- альфа                     А-аз

         –                                   Б- буки

         В- бета                       В-веди

         Г – гамма                    Г-глаголь

         Д-дельта                   Д- добро

         Е- эпсилон               Э- есть

         Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван? Ответ напрашивается сам собой: альфа + бета(вета) =алфавит. Так сегодня мы называем всякое порядковое сочетание букв любого языка. А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Догадались, почему книга, по которой вы учились читать, называется  Азбукой? Выучив славянский алфавит, наши предки уже сами могли читать Библию и Евангелие, а затем начали сами писать различные книги, документы, используя для этого кириллицу.

         

Учитель: вот так несколько веков назад и появилась на Руси своя письменность. Через года она преобразовалась до нашего русского языка, на котором сейчас издаются тысячи книг в России.  Читая книги, помните, сколько труда положено в их создание. Ну а 24 мая  вспомним о братьях Кирилле и Мефодии, подарившим нам нашу азбуку.

Учащиеся:

Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова , золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы, 
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час в 6 классе "Наши письмена""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Классный час посвящен Дню славянской письменности в России. Материал носит как воспитательный, так и развивающий характер.

 

Цели:

·        Воспитывать интерес и   любовь к книге–источнику знания.

·        Дать представление об истории возникновении славянской письменности на Руси;

·        Развивать кругозор;

·        Воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.

Предварительная подготовка: индивидуальные  задания учащимся по подготовке сообщений (презентаций)  по теме.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 626
    • DOCX 28.1 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондаренко Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 12387
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека