Главная / Классному руководителю / классный час СУДЬБА КАЗАКА — ЛЕТОПИСЦА

классный час СУДЬБА КАЗАКА — ЛЕТОПИСЦА

Тема: СУДЬБА КАЗАКА — ЛЕТОПИСЦА (слайд №1)

(О жизни и творчестве писателя А.Д. Знаменского)

Цели:

Обучения

познакомить детей с жизнью и творчеством кубанского писателя А.Д. Знаменского.

развития

развивать творческие способности учащихся, развитие познавательного интереса;

воспитания

воспитание интереса к чтению произведений А.Д. Знаменского;

способность формированию нравственных убеждений;

воспитывать любовь к родному краю. (Слайд №2)

Оборудование:

1. Выставка произведений А.Д. Знаменского.

2. Мультимедийная презентация.

3. Художественные тексты.

4. Портрет писателя.

5. Вопросы викторины по повести «Чем жизнь красна».

6. Стенгазета, посвящённая А.Д. Знаменскому.

7.Иллюстрации к произведениям А.Д. Знаменского.





Ход мероприятия.

(Слайд №3)

Эпиграф

Такие люди, как Анатолий Дмитриевич Знаменский,

должны оставаться с нами всегда, даже если их уже

нет в живых. Если народ помнит своё прошлое,

которое правдиво отражают в своих произведениях такие

мастера слова, как он, то значит, что у народа есть будущее!

Николай Приз, глава администрации города Краснодар

на открытии мемориальной доски А.Д. Знаменскому




Учитель: Мы рады приветствовать всех на нашем классном часе, и приглашаем в гости к талантливому человеку, КАЗАКУ— ЛЕТОПИСЦУ, А.Д. Знаменскому.

Имя Анатолия Знаменского вошло в историю нашей литературы ещё при его жизни, и спустя годы, несмотря на крушение идеалов и авторитетов, оно остаётся её достоянием.

По воспоминаниям друзей, он был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили все.

 Но на самом деле жизнь Анатолия Дмитриевича Знаменского была очень трудной.

Ученик 1: (Слайд №4,5) Отец его, Дмитрий Максимович Знаменский, в 1910-1917гг. служил в атаманском полку. В гражданскую войну был писарем штаба 23-й (мироновской) стрелковой дивизии 1-й Конной армии. После установления Советской власти стал её активистом. Нетерпимый ко лжи и насилию, стал гонимым за казачью правду и справедливость, вынужден был жить в разных станицах – Слащевской, Нехаевской, Кумылженской. Мать – Анна Капитоновна, родилась в Ежовском, в семье казаков. Обучалась портняжить, а став взрослой, работала в станице Вешенской, где и познакомилась с Дмитрием. Он там работал секретарём сельского совета.


Ученик 2: (Слайд №6) Анатолий рос в обстановке простого сельского быта. До 1926 г. – в Ежовском; 1926 -1930гг. – в станице Слащевской; последующие годы – до 1937г. в станице Нехаевской; 1937 – 1940гг. – в станице Кумылженской. С раннего детства мальчишка увлекался рисованием, став подростком, 9-10 классах кумылженской средней школы написал и отослал в Москву свой первый рассказ на конкурс. В 10-м классе с двумя одноклассниками решили издать рукописный журнал.


Ученик 3: (Слайд №7)

Молодёжи всегда свойственно искать причины и следствия происходящего. После одной из встреч с обкомовским докладчиком за неосторожные вопросы Анатолий был арестован. Это случилось 17 апреля 1940 года. Следом были арестованы и его друзья, отец и бывший председатель Ежовского сельсовета Тибирьков. Состоялся суд. Анатолия и всех остальных сослали на Север.

Ученик 4: (Слайд №8)

Это был крутой излом в судьбе юноши. Но в суровом краю Анатолий Знаменский не сломался, не разуверился в людях. Особенно трудными были годы ссылки после отбывания срока в лагере. Лесоповал, строительство дорог в болотистой тайге, обустройство мест дорого обходилось ссыльным. Знаменский стойко

перенёс это всё. Здесь он встретил настоящих, душевных людей. Многие из них стали прототипами героев его книг. Здесь он окончательно уверовал: в жизни, какой бы многотрудной ни была она, есть высшие ценности – Правда, Добро, Справедливость. Эти идеалы стоили того, чтобы бороться и утверждать их в своём творчестве.



Ученик 5: (Слайд №9) Чтение стихотворения А.Д. Знаменского.

Россия-мать.


Россия-мать!

Ты – лебедь белая

На ясной утренней воде.

Ты – как берёзка дерзко-смелая

На взятой

С боем

Высоте.

И ты – ревущая ракета,

В багровый бьющая закат,

Сама встающая рассветом

В сто миллиардов

Киловатт…

Не ты ль

Взыкующая Града,

Свершаешь подвиг вековой?

Ты наша ноша,

И награда,

И небо с утренней звездой.

Ты наша боль,

И наша вера,

И милосердная сестра.

И в мире нет тебе примера

В свершеньях Правды

И добра!


Ученик 6: (Слайд №10, 11)

На Севере Анатолий Знаменский стал писателем. Своего рода экзаменом стал его первый роман «Неиссякаемый пласт» (1950-1952гг.) В 1958 году был издан второй роман «Ухтинская прорва». С этого момента А. Знаменский становится профессиональным литератором. Последующие два года (1958-1960гг.) он учится на высших литературных курсах в Литературном институте в Москве.


Учитель: А теперь познакомимся с некоторыми книгами Анатолия Дмитриевича Знаменского. Наша «Живая выставка».


Живая выставка.

Ученик 1: (Слайд №12)

Я, книга А.Д. Знаменского, «По старой дружбе». Во мне два рассказа: «Не белы снега» и «По старой дружбе». Я расскажу о рассказе «Не белы снега», где главная героиня простая девушка Настюшка Долгова. В нём говорится о том, как Настя полюбила молодого казака, Василия, как убили его немцы, как печалилась и кручинилась, воспитывала сына, Колю, как он после армии уехал на Мангышлак, а она ждала от него писем. Коля, её сыночек, прислал письмо, в котором сообщил, что женился и на майские праздники приедет с женой. Прочитайте меня, пожалуйста.


Ученик 2: (Слайд №13)

Я, «Кубанка с красным верхом», историческая повесть. Во мне раскрываются драматические ситуации, которые попадают герои – рабочие, прорубающие туннель в Белой горе. Показано строительство железной дороги Армавир – Туапсе. Было это до революции 1917 года. Тяжко жилось тогда казачьей бедноте. А.Д. Знаменский провёл мысль о том, что дело защиты революции романтично и возвышенно. В «Кубанке с красным верхом» изображены живые черты человеческих характеров и говорится о жителях станицы Хадыженской. Меня тоже прочтите!


Учитель: (Слайд №14)

Мне хочется прочитать отрывок из «Кубанки красным верхом» «Станица Хадыженская, извечно страдавшая от сырости, в рыжей, тягучей грязи. Клокотал мутный Пшиш, захлёбываясь илистыми притоками Хадажкой и Мутнянкой… по кривым улочкам не стало хода ни пешему, ни конному… Хадыжи… Жилось скудно и трудно… Землю отвоёвывали у леса топором и, огнём… Жили казаки в лесу: зиму и лето рубили дубняк и грушу, возили за сто вёрст степнякам-кубанцам… Обратно везли зерно и муку на зиму»


Ученик 3: (Слайд №15)

Я, книга «Обратный адрес», во мне несколько произведений. Все они посвящены нашим современникам. Герои повестей «Сыновья Чистякова», «Обратный адрес» - простые люди: рабочие, колхозники, интеллигенция. А.Д. Знаменский ставит и разрешает проблемы воспитания в семье, любви и дружбы, формирование характера молодых людей, продолжающих традиции отцов. Поэтому меня надо прочитать!


Ученик 4: (Слайд №16)

Я, книга «И в засуху бессмертники цветут…» Во мне собраны воспоминания об Анатолии Дмитриевиче Знаменском – выдающемся писателе. Во мне говорится о Человеке и Гражданине с большой буквы. Я первая попытка воссоздания образа и характера писателя, его творческого и жизненного пути. Прочитайте меня, обязательно.


Учитель: (Слайд №17)

Кроме прозаических произведений А.Д. Знаменский писал замечательные стихотворения. Они на разные темы. Но мне хочется прочитать стихотворение «Казачьи песни».

Лидии Андреевне Новак


Ударили грозы, и грянули сроки,

Запели казачки над синим Хопром:

«Поехал казак на чужбину далёку,

Ему не вернуться в отеческий дом…»

И вербы зелёные дружно махали

Под ветром

плакучими ветками вслед,

и нам не гадалка –

судьбу нагадала

На каждую голову тысячу бед.

Война!

По дорогам пылищу глотая,

Друзей хоронили мы в дальних краях…

«Пускай над могилой калина родная

Растёт и красуется в ярких цветах!»

А кони копытили землю чужую,

И песня глушила столетнюю боль

О тех матерях, что в станице тоскуют:

«Когда ж я, родимый,

увижусь с тобой?.. »

и войны утихнут, и сменятся сроки,

чтоб в дальнем краю той калине расцвесть…

«Ах, белая чайка, летит в край далёкий,

Снеси ты прощальную весть,

Как в крае чужом, во лесочке

Казак молодой умирал,

Накрывшися верной шинелью,

Родных он своих вспоминал:

- Простите, папаша, мамаша,

Отчизна – родимая мать,

Уж больше мне к вам не вернуться,

И больше мне вас не видать…

Никто не найдёт той могилы,

Лишь вспомнят в родной стороне,

Да птицы на красной калине

Порой прощебечут и мне…»



Ученик 7: (Слайд №18)

После окончания курсов института – новый поворот в судьбе: встреча с родным краем на Хопре. Милая долгожданная встреча. Хотелось остаться здесь навсегда. Но можно ли здесь жить без дальнейшего преследования? Выбор был мучительным. Он не хотел расставаться со своим казачьим прошлым и потому решает поселиться на Кубани. Хадыженск, Горячий Ключ, окончательно – Краснодар.


Ученик 8: (Слайд №19, 20)

В Хадыженск Анатолий Дмитриевич приехал уже членом Союза писателей и, прожив в городе более десяти лет (с 1960 по 1971 годы) написал многие свои произведения. Здесь он увлеченно писал, руководил литературным кружком при городской библиотеке, неоднократно избирался депутатом городского и районного Советов. Сохранился домик, который строил сам Знаменский, летом он утопает в зелени и цветах, а зимой, как сказочный теремок, окутан снегом. В средней школе № 13  учились дети писателя, Ольга и Елена.

(Слайд №21) В этом городе  написаны основные произведения Анатолия Знаменского: романы «Иван-чай», «Как все», повести «Сыновья Чистякова», «Обратный адрес», «Осина при дороге» «Красные дни» и другие.



Учитель: (Слайд №22) НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ А. Д. ЗНАМЕНСКОГО

  • В возрасте 15 лет получил поощрительную грамоту II Всероссийского детского и юношеского литературного конкурса «Наша Родина» за научно — фантастическую повесть «Тайна острова Зэкка» (за подписью Корнея Чуковского).

  • 1978 г. Премия Краснодарского крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства им. Николая Островского за книгу «Безымянные высоты».

  • 1989 г. Государственная премия РСФСР им. М. Горького за роман — хронику «Красные дни».

  • 1993 г. Государственная премия им. М. Шолохова за повесть «Без покаяния».

  • «Золотое перо» Союза журналистов Кубани за публицистические статьи.

  • 1994 г. Премия им. Я. Кухаренко от Всекубанского казачьего войска.

  • 1996 г. Премия администрации Краснодарского края в области культуры и искусства им. К. Российского.


Учитель: С ребятами мы прочитали рассказ «Чем жизнь красна», в котором запечатлелись детские воспоминания писателя. Группа ребят подготовила викторину по этому рассказу.


Викторина. (Слайд №23)

  1. Из чего была сшита рубашка для мальчика? (из старо наволочки – наперника от подушки).

  2. Какую обновку получил наш маленький герой? (сандалии с узорной просечкой и медными пряжками).

  3. Что говорили по поводу штанишек мальчика? ( курам на смех).

  4. Где стояли потерянные сандалии? (в гуще крапивы).

  5. Какой в старину был обычай? (годовалого(а возможно – трёхлетнего) сыны отец сажал верхом на коня).

  6. Какое слово не уважалось в семье? («Хочу»).

  7. Какую рыбу поймал отец во время разлива реки? (Налима).

  8. Кто такой Мангут? (полчанин по службе в Атаманском полку, а затем и по 23-й красной дивизии).

  9. Какой подарок на день рождения получил герой на свой день рождения от Мангута? (мёд).

  10. Как выглядел дом деда? (хороший казачий курень на четыре окна).

  11. Чего испугался Толя в церкви? (картину, где был изображён распятый Иисус Христос.

  12. Что сделал ребёнок, находясь у бабушки с дедушкой? (грабли).


Иллюстрации к произведениям А.Д. Знаменского. (Слайд №24)



Ученик 9: (Слайд №25, 26, 27) С 2005 года имя Анатолия Знаменского носит казачья средняя школа №13 г. Хадыженска. На  здании школы  установлена мемориальная доска, на открытие школьного музея приезжала дочь писателя Ольга Анатольевна Знаменская. Память о писателе бережно хранят жители  этого города и воспитанники казачьей школы.


Учитель: (Слайд №28-32) Жители города Хадыженск помнят талантливого писателя, как доброго и отзывчивого человека, который принёс славу нашему городу. В школе проводятся различные мероприятия, посвящённые А.Д. Знаменскому. Это и конкурс чтецов, торжественная линейка в день рождения писателя, выпуск газеты к 90-летию со дня рождения А.Д. Знаменского. Это и творческие конкурсы. Н.А. Калабашкина, руководитель клуба «Память» проводила мероприятие, посвящённое писателю.


Учитель: (Слайд №33) Хочется закончить разговор о писателе стихотворением Владимира Архипова «Памяти писателя Анатолия Знаменского».


Ученик 10:


Любил ты стоять на кургане.

Здесь мысль и остра и свежа.

Курганы, как будто Иваны,

Как витязи, Русь сторожат.

Любимый бессмертник на взгорье,

А рядом шиповник багров, -

Стоит он в бесменном дозоре,

Горит, как пролитая кровь.

Отсюда нечтожнее лепет,

Что Русь безнадёжно больна.

Ты верил: как зорька над степью,

Как радуга вспыхнет она!

Болея душой за державу,

Имея характер бойца,

Ты выбрал великое право –

За правду стоят до конца.

Потомкам – правдивые вести –

Таков летописца удел.

О жизни казачьей, о чести

Ты дивную песню пропел.

Не сетовал ты на судьбину.

А силу в страданьях обрёл.

Для нашей Отчизны отныне –

Ты – русского духа орёл!

Героям – священная память!

Гори над курганом, звезда!

Он, Знаменский, – с нами, как знамя!

Отныне! Навек! Навсегда!




Учитель: Вот мы и побывали в гостях у казака-летописца и просто Человека, А.Д. Знаменского.


Благодарю всех за внимание!





классный час СУДЬБА КАЗАКА — ЛЕТОПИСЦА
  • Классному руководителю
Описание:

Тема: СУДЬБА КАЗАКА — ЛЕТОПИСЦА (слайд №1)

(О жизни и творчестве писателя А.Д. Знаменского)

Цели:

Обучения

познакомить детей с жизнью и творчеством кубанского писателя А.Д. Знаменского.

развития

развивать творческие способности учащихся, развитие познавательного интереса;

воспитания

воспитание интереса к чтению произведений А.Д. Знаменского;

способность формированию нравственных убеждений;

воспитывать любовь к родному краю. (Слайд №2)

Оборудование:

1. Выставка произведений А.Д. Знаменского.

2. Мультимедийная презентация.

3. Художественные тексты.

4. Портрет писателя.

5. Вопросы викторины по повести «Чем жизнь красна».

6. Стенгазета, посвящённая А.Д. Знаменскому.

7.Иллюстрации к произведениям  А.Д. Знаменского.

 

 

 

Ход мероприятия.

(Слайд №3)

Эпиграф

Такие люди, как Анатолий Дмитриевич Знаменский,

должны оставаться с нами всегда, даже если их уже

нет в живых. Если народ помнит своё прошлое,

которое правдиво отражают  в своих произведениях такие

 мастера слова, как он, то значит, что у народа есть будущее!

 Николай Приз, глава администрации города Краснодар 

на открытии мемориальной доски А.Д. Знаменскому 

 

 

 

Учитель:  Мы рады приветствовать всех на нашем классном часе, и приглашаем в гости к талантливому человеку, КАЗАКУ— ЛЕТОПИСЦУ, А.Д. Знаменскому.  

Имя Анатолия Знаменского вошло в историю нашей литературы ещё при его жизни, и спустя годы, несмотря на крушение идеалов и автори­тетов, оно остаётся её достоя­нием.

По воспоминаниям друзей, он был душой компании, веселым человеком, прекрасным рассказчиком. Как всякого хорошего человека его любили все.

 Но на самом деле жизнь Анатолия Дмитриевича Знаменского была очень трудной.

Ученик 1: (Слайд №4,5) Отец его, Дмитрий Максимович Знаменский, в 1910-1917гг. служил в атаманском полку. В гражданскую войну был писарем штаба 23-й (мироновской) стрелковой дивизии 1-й Конной армии. После установления Советской власти стал её активистом. Нетерпимый ко лжи и насилию, стал гонимым за казачью правду и справедливость, вынужден был жить в разных станицах – Слащевской, Нехаевской, Кумылженской. Мать – Анна Капитоновна,  родилась в Ежовском, в семье казаков. Обучалась портняжить, а став взрослой, работала в станице Вешенской, где и познакомилась с Дмитрием. Он там работал секретарём сельского совета.

 

Ученик 2: (Слайд №6) Анатолий рос  в обстановке простого сельского быта. До 1926 г. – в Ежовском; 1926 -1930гг. – в станице Слащевской; последующие годы – до 1937г. в станице Нехаевской; 1937 – 1940гг. – в станице Кумылженской. С раннего детства мальчишка увлекался рисованием, став подростком, 9-10 классах кумылженской средней школы написал и отослал в Москву свой первый рассказ на конкурс. В 10-м классе с двумя одноклассниками решили издать рукописный журнал.

 

Ученик 3: (Слайд №7)

Молодёжи  всегда свойственно искать причины и следствия происходящего. После одной из встреч с обкомовским докладчиком за неосторожные вопросы Анатолий был арестован.  Это случилось 17 апреля 1940 года.  Следом были арестованы и его друзья, отец и бывший председатель Ежовского сельсовета Тибирьков.  Состоялся суд.  Анатолия и всех остальных сослали на Север.

 

Ученик 4: (Слайд №8)

Это был крутой излом в судьбе юноши. Но в суровом краю  Анатолий Знаменский  не сломался, не разуверился в людях. Особенно трудными были годы ссылки после отбывания срока в лагере. Лесоповал, строительство дорог в болотистой тайге, обустройство мест дорого обходилось ссыльным. Знаменский стойко

перенёс это всё. Здесь он встретил  настоящих, душевных людей. Многие из них стали прототипами героев его книг.  Здесь он окончательно уверовал: в жизни, какой бы многотрудной ни была она, есть высшие ценности – Правда, Добро, Справедливость. Эти идеалы стоили того, чтобы бороться и утверждать их в своём творчестве.

 

Ученик 5:  (Слайд №9)  Чтение стихотворения А.Д. Знаменского.

Россия-мать.


Россия-мать!

                   Ты – лебедь белая

На ясной утренней воде.

Ты – как берёзка дерзко-смелая

На взятой

С боем

Высоте.

И ты – ревущая ракета,

В  багровый бьющая закат,

Сама встающая рассветом

В сто миллиардов

Киловатт…

Не ты ль

         Взыкующая Града,

Свершаешь подвиг вековой?

Ты наша ноша,

И награда,

И небо с утренней звездой.

Ты наша боль,

         И наша вера,

И милосердная сестра.

И в мире нет тебе примера

В свершеньях Правды

И добра!

                                             


 

Ученик 6: (Слайд №10, 11)

  На Севере Анатолий Знаменский стал писателем. Своего рода экзаменом стал его первый роман «Неиссякаемый пласт» (1950-1952гг.) В 1958 году был издан второй роман «Ухтинская прорва».  С этого момента А. Знаменский становится профессиональным  литератором.  Последующие два года  (1958-1960гг.) он учится на высших литературных курсах в Литературном институте в Москве.

 

Учитель: А теперь познакомимся с некоторыми  книгами Анатолия Дмитриевича Знаменского. Наша «Живая выставка».

 

Живая выставка.

Ученик 1:  (Слайд №12)

Я, книга А.Д. Знаменского, «По старой дружбе». Во мне два рассказа: «Не белы снега» и «По старой дружбе». Я расскажу о рассказе «Не белы снега», где главная героиня простая девушка Настюшка Долгова. В нём говорится о том, как Настя полюбила молодого казака, Василия, как убили его немцы, как печалилась и кручинилась, воспитывала сына, Колю, как он после армии  уехал на Мангышлак, а она ждала от него писем. Коля, её сыночек,  прислал письмо, в котором сообщил, что  женился и на майские праздники приедет с женой.  Прочитайте меня, пожалуйста.

 

Ученик 2: (Слайд №13)

Я, «Кубанка с красным верхом», историческая повесть. Во мне раскрываются драматические ситуации, которые попадают герои – рабочие, прорубающие туннель в Белой горе. Показано строительство железной дороги Армавир – Туапсе. Было это до революции 1917 года. Тяжко жилось тогда казачьей бедноте. А.Д. Знаменский провёл мысль о том, что дело защиты революции романтично и возвышенно. В «Кубанке с красным верхом» изображены живые черты человеческих характеров и говорится о жителях станицы Хадыженской.  Меня тоже прочтите!

 

Учитель:  (Слайд №14)

Мне хочется прочитать отрывок из «Кубанки красным верхом»  «Станица Хадыженская,  извечно страдавшая от сырости,  в рыжей, тягучей грязи.  Клокотал мутный Пшиш, захлёбываясь илистыми притоками Хадажкой и Мутнянкой… по кривым улочкам не стало хода ни пешему, ни конному… Хадыжи…  Жилось скудно и трудно… Землю отвоёвывали у леса топором и, огнём… Жили казаки в лесу: зиму и лето рубили дубняк и грушу, возили за сто вёрст степнякам-кубанцам… Обратно везли зерно и муку на зиму»    

 

Ученик 3: (Слайд №15)

Я, книга «Обратный адрес», во мне несколько произведений. Все они посвящены нашим современникам. Герои повестей «Сыновья Чистякова», «Обратный адрес» - простые люди: рабочие, колхозники, интеллигенция. А.Д. Знаменский ставит и разрешает проблемы воспитания в семье, любви и дружбы, формирование  характера молодых людей, продолжающих традиции отцов. Поэтому меня надо прочитать!

 

Ученик 4: (Слайд №16)

Я, книга    «И в засуху бессмертники цветут…»  Во мне собраны воспоминания  об Анатолии Дмитриевиче Знаменском – выдающемся писателе. Во мне говорится о Человеке и Гражданине с большой буквы. Я первая попытка воссоздания образа  и характера писателя, его творческого и жизненного пути. Прочитайте меня, обязательно.

 

Учитель: (Слайд №17)

Кроме прозаических произведений А.Д. Знаменский писал замечательные стихотворения. Они на разные темы. Но мне хочется прочитать стихотворение «Казачьи песни».

Лидии Андреевне Новак


Ударили грозы, и грянули сроки,

Запели казачки над синим Хопром:

«Поехал казак на чужбину далёку,

Ему не вернуться в отеческий дом…»

И вербы зелёные дружно махали

Под ветром

         плакучими ветками вслед,

и нам не гадалка –

судьбу нагадала

На каждую голову тысячу бед.

Война!

         По дорогам пылищу глотая,

Друзей хоронили мы в дальних краях…

«Пускай над могилой калина родная

Растёт и красуется в ярких цветах!»

А кони копытили землю чужую,

И песня глушила столетнюю боль

О тех матерях, что в станице тоскуют:

«Когда ж я, родимый,

 увижусь с тобой?.. »

и войны утихнут, и сменятся сроки,

чтоб в дальнем краю той калине расцвесть…

«Ах, белая чайка, летит в край далёкий,

Снеси ты прощальную весть,

Как в крае чужом, во лесочке

Казак молодой умирал,

Накрывшися верной шинелью,

Родных он своих вспоминал:

- Простите, папаша, мамаша,

Отчизна – родимая мать,

Уж больше мне к вам не вернуться,

И больше мне вас не видать…

Никто не найдёт той могилы,

Лишь вспомнят в родной стороне,

Да птицы на красной калине

Порой прощебечут и мне…»


 

Ученик 7: (Слайд №18)

 После окончания  курсов института – новый поворот в судьбе: встреча с родным краем на Хопре. Милая долгожданная встреча. Хотелось остаться здесь  навсегда. Но можно ли здесь жить без дальнейшего преследования? Выбор был мучительным.  Он не хотел расставаться  со своим казачьим прошлым и потому решает поселиться на Кубани. Хадыженск, Горячий  Ключ, окончательно – Краснодар.

 

Ученик 8:  (Слайд №19, 20)

В Хадыженск Анатолий Дми­триевич приехал уже членом Союза писателей и, прожив в городе более десяти лет (с 1960 по 1971 годы) написал многие свои произведения. Здесь он увлеченно писал, руководил литературным кружком при городской библиотеке, неоднократно избирался депутатом городского и районного Советов. Сохранился домик, который строил сам Знаменский, летом он утопает в зелени и цветах, а зимой, как сказочный теремок, окутан снегом. В средней школе № 13  учились дети писателя, Ольга и Елена.

(Слайд №21) В этом городе  написаны основные произведения Анатолия Знаменского: романы «Иван-чай», «Как все», повести «Сыновья Чистякова», «Обратный адрес», «Осина при дороге»  «Красные дни» и другие.

 

 

Учитель: (Слайд №22) НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ А. Д. ЗНАМЕНСКОГО

·         В возрасте 15 лет получил поощрительную грамоту II Всероссийского детского и юношеского литературного конкурса «Наша Родина» за научно — фантастическую повесть «Тайна острова Зэкка» (за подписью Корнея Чуковского).

·         1978 г. Премия Краснодарского крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства им. Николая Островского за книгу «Безымянные высоты».

·         1989 г. Государственная премия РСФСР им. М. Горького за роман — хронику «Красные дни».

·         1993 г. Государственная премия им. М. Шолохова за повесть «Без покаяния».

·         «Золотое перо» Союза журналистов Кубани за публицистические статьи.

·         1994 г. Премия им. Я. Кухаренко от Всекубанского казачьего войска.

·         1996 г. Премия администрации Краснодарского края в области культуры и искусства им. К. Российского.

 

Учитель:  С ребятами мы прочитали рассказ «Чем жизнь красна», в котором запечатлелись детские воспоминания писателя. Группа ребят подготовила викторину по этому рассказу.

 

Викторина. (Слайд №23)

1.    Из чего была сшита рубашка для мальчика? (из старо наволочки – наперника от подушки).

2.    Какую обновку получил наш маленький герой? (сандалии с узорной просечкой и медными пряжками).

3.    Что говорили по поводу штанишек мальчика? ( курам на смех).

4.    Где стояли потерянные сандалии? (в гуще крапивы).

5.    Какой в старину был обычай? (годовалого(а возможно – трёхлетнего) сыны отец сажал верхом на коня).

6.    Какое слово не уважалось в семье? («Хочу»).

7.     Какую рыбу поймал отец во время разлива реки? (Налима).

8.    Кто такой Мангут? (полчанин по службе в Атаманском полку, а затем и по 23-й красной дивизии).

9.    Какой подарок на день рождения получил герой на свой день рождения от Мангута? (мёд).

10.                     Как выглядел дом деда? (хороший казачий курень на четыре окна).

11.                     Чего  испугался Толя в церкви? (картину, где был изображён распятый Иисус Христос.

12.                     Что сделал ребёнок, находясь у бабушки с дедушкой? (грабли).

 

Иллюстрации к произведениям А.Д. Знаменского. (Слайд №24)

 

 

Ученик 9:  (Слайд №25, 26, 27)  С 2005 года имя Анатолия Знаменского носит казачья средняя школа №13 г. Хадыженска. На  здании школы  установлена мемориальная доска, на открытие школьного музея приезжала дочь писателя Ольга Анатольевна Знаменская. Память о писателе бережно хранят жители  этого города и воспитанники казачьей школы.

 

Учитель:  (Слайд №28-32) Жители города Хадыженск помнят талантливогописателя, как доброго и отзывчивого человека, который принёс славу нашему городу.   В школе проводятся различные мероприятия, посвящённые А.Д. Знаменскому.   Это и конкурс чтецов, торжественная линейка в день рождения писателя, выпуск газеты к 90-летию со дня рождения А.Д. Знаменского. Это и творческие конкурсы. Н.А. Калабашкина, руководитель клуба «Память» проводила мероприятие, посвящённое писателю.

 

Учитель: (Слайд №33) Хочется закончить разговор о писателе стихотворением Владимира Архипова  «Памяти писателя Анатолия Знаменского».

 

Ученик 10: 


Любил ты стоять на кургане.

Здесь мысль и остра и свежа.

Курганы, как будто Иваны,

Как витязи, Русь сторожат.

Любимый бессмертник на взгорье,

А рядом шиповник багров, -

Стоит он в бесменном дозоре,

Горит, как пролитая кровь.

Отсюда нечтожнее лепет,

Что  Русь безнадёжно больна.

Ты верил: как зорька над степью,

Как радуга вспыхнет она!

Болея душой за державу,

Имея характер бойца,

Ты выбрал великое право –

За правду стоят до конца.

Потомкам – правдивые вести –

Таков летописца удел.

О жизни казачьей, о чести

Ты дивную песню пропел.

Не сетовал ты на судьбину.

А силу в страданьях обрёл.

Для нашей Отчизны отныне –

Ты – русского духа орёл!

Героям – священная память!

Гори над курганом, звезда!

Он, Знаменский, – с нами, как знамя!

Отныне! Навек! Навсегда!

 


 

Учитель:  Вот мы и побывали в гостях у казака-летописца и просто Человека, А.Д. Знаменского.

 

Благодарю всех за внимание!

Автор Землякова Лариса Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 35783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓