Главная / Классному руководителю / Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»


Цель: - помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия

«совесть»;

- формирование чувства совести.


Задачи:

1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3. Способствовать развитию таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.


Форма: классный час – размышление.


Подготовительный этап: готовясь к классному часу, учащиеся подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о совести. Группа «литераторов» делает более конкретное задание – подборка афоризмов и высказываний о совести, оформленных в буклет.


Оформление: в качестве эпиграфа классного часа взяты слова:

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)


Ход классного часа



Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

Ученик: Определение словарей:
  
Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова : Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
 
Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.

   Учитель: Общее у всех этих определений то, что совесть является

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

способность различать добро и зло, побуждающая человека

делать осознанный выбор в пользу добра.


Учитель: Ваше домашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).


Афоризм – это роман, из которого

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого


  • Совесть — верный руководитель жизни людей.

  • Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

  • Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

  • Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

  • Я знаю в жизни только два действительных несчастья? угрызения совести и болезнь.


Афоризмы Сухомлинского В.А.


  • Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не

переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

  • Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к

нравственной незапятнанности и порядочности.

  • Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим

собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда

его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.


Афоризмы Горького М.


  • Без совести и при большом уме не проживешь.

  • Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.


  • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно.

  • Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце.

  • Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.


Афоризмы Цицерона


  • Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

  • Самое главное украшение — чистая совесть.

  • Моя спокойная совесть важнее мне, чем пересуды.


Афоризмы Бальзака О.


  • Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

  • Приятно следовать внушениям совести.



Афоризмы Демокрита


  • Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

  • Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни,


Афоризмы Вольтера


  • Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

  • Угрызение совести есть единственная добродетель остающаяся у преступников.


Афоризмы:


  • Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. (Чехов А. П.)

  • Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

( Блок А. А.)

  • Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? (Белинский В. Г.)



  • Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)



  • Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (П.А. Гольбах)

  • Чистая совесть – есть постоянный праздник. (Сенека)



  • Совесть вернее памяти. (Лермонтов М.Ю.)



  • Высший суд – суд совести. (Гюго В.)



  • Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Гёте И.)


  • Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. (Аристотель)

  • Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (Шекспир В)

  • Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Руссо Ж.-Ж)

  • Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным. (Дарвин Ч.)


Учитель: О проявлении совести человека имеется немало народных

пословиц и поговорок. Вашим вторым домашним заданием было

подготовить пословицы и поговорки о совести.(учащиеся по

очереди отвечают)

  • Будь слугой совести и хозяином воли (азербайджанская пословица).

  • Богатый совести не купит, а свою погубит (русская пословица).

  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).

  • Волосом сед, а совести нет (русская пословица).

  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)

  • От человека утаишь, от совести не утаишь.

  • Совесть без зубов, а грызет.

  • Добрая совесть — глаз Божий / глас Божий.

  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.

  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!

  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.

  • К кафтану совести не пришьешь.

  • Робка совесть, поколе не заглушишь её.

  • Напала совесть и на свинью, как отведала полена!

  • У него совесть мешок: что хо’шь положи.

  • Про его совесть можно написать повесть.

  • Сильнее совести суда нет.

  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.

  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

  • Без совести и при большом уме не проживешь.

  • Совесть не повесть в архив не сдашь.

  • Душа христианская, а совесть то цыганская.

  • Не за страх, а за совесть.

  • Есть слезы, есть и совесть.

  • Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.


Учитель: Задание «Собери фразу» выполняете в группах. Вы получаете

комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить

авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем группа

обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для

выступления от группы.


Чистая совесть — есть постоянный праздник.

Сенека

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.


Высший суд — суд совести.

Гюго В.


В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)


Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Ибсен Г.


Учитель: Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является

Важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Ученик: Нравственной личночтью человек становиться тогда, когда в его

душе навсегда поселяться совесть, стыд, ответственность и долг.

Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Учитель: Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть

стыд, есть и совесть. Слова "стыд" и "совесть" часто путают и

употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между

ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что

не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть

скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески

стараемся прятать от всех свои плохие поступки выставлять напоказ

хорошие. Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

- в чем между ними разница?





- Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
- Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
- Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

- Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.




Учитель: А сейчас поговорим о природе совести. Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

 
Учитель: Является ли совесть одним из инстинктов?
 
Ученик:  Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
  
Учитель: Является ли совесть продуктом нашего разума?
  
Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью. 

Учитель: Является ли совесть продуктом нашей воли?
 
Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Является ли совесть продуктом наших чувств?
   Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов в различных сектах помогает человеку только усыпить эти угрызения совести. Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Ребята послушайте, как отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на вопрос что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?

- Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.


Учитель: Следующее упражнение «Нравственная дилемма». Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения: (работа по группам)


1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задавали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.


3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью. Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму, Андрей искал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.


4. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, вам вновь стыдно?

(Ученики размышляют, советуются и анализируют. От группы выступает представитель с оценкой действия)

Учитель: Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемые чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки, неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить.

Обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми.


Учитель: (подводя итоги классного часа, предлагает учащимся)

  • выскажите свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему.

  • над чем задумались впервые?

  • что вам помог понять классный час?


Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

- Внутренний голос, называемый совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный.


- Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями.


Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести — сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

А закончить классный час можно строками Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…



Список литературы

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.

2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение , 1984 г.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.

4. Классный руководитель. 2003. №2.

5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.











  

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

 

Цель:  - помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия

                «совесть»;

               - формирование чувства совести.

 

Задачи:

1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3. Способствовать развитию таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

 

Форма: классный час – размышление.

 

Подготовительный этап: готовясь к классному часу, учащиеся подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о совести. Группа «литераторов» делает более конкретное задание – подборка афоризмов и высказываний о совести, оформленных в буклет.

 

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа взяты слова:

Сколь неизбежна  власть твоя,
Гроза преступников, невинных  утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

 

Ход классного часа

 

 

Вступительное слово учителя.

     Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие  «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

     Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

     Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

Ученик:  Определение словарей:
  Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова : Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
 Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

 Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.

  
Учитель: Общее у всех этих определений то, что совесть является

                     нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

                     способность различать добро и зло, побуждающая человека

                     делать  осознанный выбор в пользу добра.

 

Учитель:Ваше домашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

 

Афоризм – это роман, из которого

 вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

 

·        Совесть — верный руководитель жизни людей.

·        Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

·        Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

·        Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

·        Я знаю в жизни только два действительных несчастья? угрызения совести и болезнь.

 

Афоризмы Сухомлинского В.А.

 

·       Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не

     переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

·       Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к

     нравственной незапятнанности и порядочности.

·       Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим

     собой.  Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда

     его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

 

Афоризмы Горького М.

 

·        Без совести и при большом уме не проживешь.

·        Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

 

·        Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно.

·        Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце.

·        Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

 

Афоризмы Цицерона

 

·        Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

·        Самое главное украшение — чистая совесть.

·        Моя спокойная совесть важнее мне, чем пересуды.

 

Афоризмы Бальзака О.

 

·        Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

·        Приятно следовать внушениям совести.

 

 

Афоризмы  Демокрита

 

·        Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

·        Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни,

 

Афоризмы Вольтера

 

·        Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

·        Угрызение совести есть единственная добродетель остающаяся у преступников.

 

Афоризмы:

 

·        Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. (Чехов А. П.)

·        Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

( Блок А. А.)

·        Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? (Белинский В. Г.)

 

·        Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)

 

·        Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.                    (П.А. Гольбах)

                                                                                         

·        Чистая совесть – есть постоянный праздник. (Сенека)

 

·        Совесть вернее памяти. (Лермонтов М.Ю.)

 

·        Высший суд – суд совести. (Гюго В.)

 

·        Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Гёте И.)

 

·        Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. (Аристотель)

·        Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (Шекспир В)

·        Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Руссо Ж.-Ж)

·        Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным. (Дарвин Ч.)

 

Учитель: О проявлении совести человека имеется немало народных

                   пословиц и поговорок. Вашим вторым домашним заданием было

                   подготовить пословицы и поговорки о совести.(учащиеся по

                   очереди отвечают)

  • Будь слугой совести и хозяином воли (азербайджанская пословица).
  • Богатый совести не купит, а свою погубит (русская пословица).
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).
  • Волосом сед, а совести нет (русская пословица).
  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а грызет.
  • Добрая совесть — глаз Божий / глас Божий.
  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • К кафтану совести не пришьешь.
  • Робка совесть, поколе не заглушишь её.
  • Напала совесть и на свинью, как отведала полена!
  • У него совесть мешок: что хо’шь положи.
  • Про его совесть можно написать повесть.
  • Сильнее совести суда нет.
  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

·         Без совести и при большом уме не проживешь.

·         Совесть не повесть в архив не сдашь.

·         Душа христианская, а совесть то цыганская.

·         Не за страх, а за совесть.

·         Есть слезы, есть и совесть.

·         Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

 

Учитель:Задание «Собери фразу»выполняете в группах. Вы получаете

                  комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить

                  авторское высказывание, реконструируя его по смыслу. Затем группа

                  обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для

                  выступления от группы.

 

Чистая совесть — есть постоянный праздник.

                                                                                            Сенека

Совесть вернее памяти.

                                                                    Лермонтов М. Ю.

 

Высший суд — суд совести.

                                                         Гюго В.

 

В ком стыд, в том и совесть

                                                                 (Русская пословица)

 

Чистая совесть - самая лучшая подушка.

                                                                                Ибсен Г.

 

Учитель: Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является

                  Важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Ученик:    Нравственной личночтью человек становиться тогда, когда в его

                  душе навсегда поселяться совесть, стыд, ответственность и долг.

                  Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Учитель:  Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть

                   стыд, естьи совесть. Слова "стыд" и "совесть" часто путают и

                  употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между

                  ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что

                  не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть

                  скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески

                  стараемся прятать от всех свои плохие поступки выставлять напоказ

                 хорошие.Послушайте  лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

                 - в чем между ними разница?

 

 

 

-  Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
-  Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
-  Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

-  Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

 

Учитель:А сейчас поговорим о природе совести.  Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие  считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

 Учитель: Является ли совесть одним из инстинктов?
 Ученик:  Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
   Учитель: Является ли совесть продуктом нашего разума?
   Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью. 

Учитель:  Является ли совесть продуктом нашей воли?
 Ученик:  Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

 Учитель: Является ли совесть продуктом наших чувств?
   Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов в различных сектах помогает человеку только усыпить эти угрызения совести.Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Ребята послушайте, как отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на вопрос что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?

- Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие  Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

 

Учитель: Следующее упражнение «Нравственная дилемма». Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения: (работа по группам)

 

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как  оказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задавали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.

 

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью.  Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму,  Андрей  искал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

 

4.  Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам  человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, вам вновь стыдно?

(Ученики размышляют, советуются и анализируют. От группы выступает представитель с оценкой действия)

    Учитель: Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемые чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки, неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить.

   Обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми.

 

Учитель: (подводя итоги классного часа, предлагает учащимся)

·        выскажите свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему.

·        над чем задумались впервые?

·        что вам помог понять классный час?

 

Ответы учащихся:

-  Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми.  Свои поступки должен оценивать  сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

- Внутренний голос, называемый совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный.

 

- Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями.

 

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести — сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

А закончить классный час можно строками Булата Окуджавы:              

                                               Совесть, благородство и достоинство –

                                               Вот оно – святое наше воинство.

                                               Протяни ему свою ладонь,

                                               За него не страшно и в огонь.

                                               Лик его высок и удивителен.

                                               Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

                                               Но зато умрешь как человек.

      Совесть, благородство и достоинство…

 

 

Список литературы

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.

2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение , 1984 г.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.

4. Классный руководитель. 2003. №2.

5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.

 

Автор Пенцова Лариса Григорьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2295
Номер материала 46419
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓