Главная / Классному руководителю / Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час «Семья в моей жизни»


Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Ход мероприятия

  1. Вступительное классного руководителя.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие «Дом»?

  2. Как сохранить тепло Дома?

  3. Какая семья считается счастливой?

  4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

  5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители, имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

  1. Оформление доски.

Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики».

Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте»

  1. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

  2. Алгоритм деятельности:

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Обсуждение с учащимися:

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Классный руководитель. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом - начало начал.

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом - это....(крепость, очаг...)

Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание... (Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно , что нельзя

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги, (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

Классный руководитель. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы, приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

Классный руководитель. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор
его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаше всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа - лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном,

б) неуверенном,

в) уверенно-достойном.

Проблемная ситуация 2.

Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

Обсуждение с детьми.

- Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Классный руководитель. Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
1.«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развивается способность самоанализа)

2.Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?
(Развивается способность понимать причины действий других)

3.У тебя есть человек, который тебе не нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии)

Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.
Подведение итогов.

Для вас в данный момент родители являются главными людьми в жизни.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись.

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об этом всю жизнь.

Классный руководитель. Мы просили вас сесть, разделившись на 2 группы: мужскую и женскую. Попробуем сегодня выяснить взгляды мужчин наших и девочек на устройство семьи. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.

Вы можете обратиться за помощью в «консультативное бюро».

Наши педагоги помогут вам.

1. Деловая игра «Что значит любить родителей?»

Вопросы к группе девочек «Хозяюшки» и к группе мальчиков «Настоящие мужчины».

  1. Почему важно в семье любить друг друга?

  2. Как выразить свою любовь к родителям?

  3. Как научиться не огорчать близких?

  4. Как вести себя, когда провинился?

  5. Как научиться понимать настроение родителей?

  6. Как повысить настроение папе, маме?

Задание № 2.

Вопросы к «Хозяюшкам».

  1. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

  2. Как приучить младшего брата делать «женскую работу»?

  3. Какие семейные праздники сплотят семью?

  4. Как помочь папе более внимательно и нежно относится к маме?

Вопросы к «Настоящим мужчинам».

  1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?

  2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

  3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

  4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Задание № 3.

Предлагается группам подготовить сценарий семейного праздника, праздничную газету, музыкальный номер.

Задание № 4.

Предлагается детям условная сумма денег (две тысячи рублей), перечень продуктов, промтоваров, их цены за I кг; коммунальные услуги. Дети планируют семейный бюджет на месяц, решают, чтобы уложиться в условную сумму. Что приобретут на оставшиеся деньги: папе теплые ботинки (старые порвались) или ребенку очередную игру.

Задание № 5.

Планирование семейного отпуска - путешествия при наличии пяти тысяч рублей вчетвером.

  1. Куда? На чем? (дорога).

  2. Что возьмете в дорогу (продукты, одежда)?

  3. Распределение обязанностей.

  4. Развлечения.

  5. Расходы.

  1. Обратный путь.

Подведение итогов классного часа.

Для следующего классного часа по теме: «Семья» подготовить родословную своей семьи.

Классный час "Семья в моей жизни"
  • Классному руководителю
Описание:

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности.

В ходе классного часа ребята участвуют в играх:

1)    игра «Компакт-опрос», которая строится на решении проблемных ситуаций;

2)    деловая игра «Что значит любить родителей?».

Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Упражнения психологического самоанализа и наблюдения для формирования навыков развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
1.«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развивается способность самоанализа)

2.Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?
(Развивается способность понимать причины действий других)

3.У тебя есть человек, который тебе не нравится? Подумай, в чем причина этого неприятия? (Анализ по аналогии)

Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

Автор Клюшина Жанна Викторовна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1925
Номер материала 7509
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓