Главная / Классному руководителю / Классный час "Русь.Родина.Моя Россия"

Классный час "Русь.Родина.Моя Россия"



Тема внеклассного занятия «Русь. Россия. Родина».


Подготовила: учитель начальных классов МБОУ-СОШ №4 г. Клинцы

Скворцова Лидия Аркадьевна.

Цели и задачи:

  1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.

  2. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, уважение к истории отечества.

  3. Закреплять знания о символике Российской Федерации (гербе, флаге, гимне).

  4. Развивать кругозор учащихся, содействовать развитию речевой деятельности, обогащать их словарный запас.

  5. Создать условия для проявления познавательной активности.

  6. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока: презентация «Русь. Россия. Родина», изображения герба, флага России, текст гимна России, портреты защитников России, аудиозапись гимна России, аудиозапись песни «Моя Россия».

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Если вы веселы, то улыбнитесь друг другу, если дружны, то возьмитесь за руки и поделитесь чувством уверенности в том, что всё получится.

  1. Самоопределение темы занятия.

На экране клип на песню  «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса.

Учитель: - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над таким серьёзным вопросом, с чего начинается Родина? Поделитесь своими мыслями. /Ответы детей/

Учитель: - Вот видите, мы получили такие разные ответы, но все они правильные. Ведь для каждого Родина начинается с чего-то своего. Потому что каждый сам решает, по-своему чувствует, где, как и с чего начинается для него Родина.

-Определите тему нашего занятия. О чём мы будем говорить? (О родине, о России .)

Учитель: - Сегодня на занятии мы и поговорим о том, что значат слова Родина. Русь. Россия.

Ученица читает стихотворение З. Александровой «Родина».




Если скажут слово Родина, hello_html_20146b6d.jpg
Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки – берёзка скромница

И ромашковый бугор… hello_html_m6a41c741.png

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной любимый двор.

В лужах первые кораблики, hello_html_m28b0bb64.jpg

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная, hello_html_m1d94dca8.jpg

Но у всех она одна.


                         З. Александрова




  1. Слово учителя о малой родине.

Учитель: - Большая родина - у многих общая, а малая – у каждого своя. И берёт она начало с отчего дома, с улицы или переулка, посёлка или города, в котором он родился, учился и живёт.

-Как называется город, в котором мы живем? /г.Клинцы. Брянской области.

-Что вы знаете о своём городе? Какой он? / ответы детей/

- Ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по памятным местам нашего города.(показ фотографий родных мест. )

Во время показа фотографий учитель проводит экскурсию о городе.


Ученица читает стихотворение Татьяны Боковой «Родина»


Родина.



Родина слово большое, большое.
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,



Бабушка , школа , котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком 
И на щечке родинка-
Это тоже Родина .



  1. Словарная работа

Учитель: - Откуда произошло  само слово « РОДИНА»?

Слово «Родина» произошло от слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого- либо старинного рода.

 «Род» - древнейший бог славян.  Главный город племени россов  назывался «Родень». Он был посвящен богу Роду.

Родители - отец и мать, у них рождаются дети.                    

Родня - родственники.                                                              

Родословная - перечень поколений одного рода.

Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.


  1. Слово о России. 

Учитель. - Какое имя у нашей страны? / Она называется Россия, Российская Федерация./

Учитель: Россия – это одна из самых крупных стран мира. Её площадь 17млн. кв.км. В нашей стране расположено большое количество заповедников, заказников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. Наша страна стала первым в мире государством, отправившим в космос человека. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин…..

Население-141.927.296 человек. Её населяют люди самых разных национальностей и народностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, осетины и буряты , якуты и русские. А все вместе мы - россияне.


Учитель. - И, конечно, говоря о России, как о стране, нельзя не сказать о России, как о государстве. Государство - это строй, которым живёт страна, образ жизни народа.

-Чем одно государство отличается от другого? /ответы детей/

-Назовите символы государства /ответы детей/

  1. Символика страны

  • -Я попрошу вас по группам рассказать всё, что вы знаете о гербе и флаге России.


Ученик. – Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года- это государственный флаг Российской Федерации.


Учитель. – А что символизируют белый, синий и красный цвета?

Ученик. – Есть разные версии. По одной- это единство моря, воды и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь.


Флаг России - триколор,
Три полоски ловит взор.
А у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный - самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага - синий,
Словно Волга по равнине:
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый - мира цвет,

Говорит он - войнам нет!
(И. Агеев)


  • Герб России (показ )

Ученик . – У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич. Это был герб Московского государства. Внутри российского герба – герб Москвы. На красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Ученица читает стихотворение.


У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
(В. Степанов)

  • Гимн России (показ)

Учитель: Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира.

Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн? /Дети слушают гимн стоя. /

  1. Слово о матушке - России, о Руси.

Учитель. -Каждый народ называет свою страну по- разному . Англичане- доброй старой Англией. Французы -милой Францией, а мы русские называем ласково …..- Матушкой –Россией

- Как думаете, почему? / потому что она, как мать, кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать, защищает нас от врагов/

-В далёкие исторические времена Россию называли Русью - « страной рек и озёр», а русских – русичами, потому что селились они и жили у русла реки.

-А вот что говорил о слове “Русь” писатель Романовский. / Отрывок читает учитель./

Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и собирал старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

-На русь? – ахнул я.

-На русь, – подтвердила хозяйка… Русью - светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Русь – светлое место! Русь – страна света.

-Что означает слово Русь? /Русь – светлое место. Это страна  света, солнца, добрых людей./

  1. Работа над пословицами

Учитель. - Отношение народа к Родине выражено во многих пословицах. Помните ли вы их? Проверим. Я предлагаю вам восстановить пословицы о родине. /У детей на партах карточки с отрывками пословиц./

/Дети составляют  пословицы о Родине. /   

Человек без родины, что соловей без песни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги землю родимую, как мать любимую.


-Как понимаете эти пословицы?

-Чему учат нас пословицы? (О глубокой, безграничной любви к своей Родине)


  1. Творческая работа «Ромашка» ( на доске ромашка)

Учитель. Я предлагаю вам тоже выразить свои чувства к родине словом. /Дети выполняют задания по группам./

1группа-подобрать к слову Родина существительные, которые больше всего подходят по смыслу , и записать их на лепестках ромашки.

2группа- подобрать к слову Родина прилагательные и записать их. Какая она? Какой бы вы хотели её видеть в будущем?

  • Звучит песня «Моя Россия».

  • Проверка .

Учитель.- Что же такое Родина для вас? /дети зачитывают ответы/ Оказывается очень многое! А вот какой она будет в будущем во многом зависит от вас, ваших поступков и дел, от ваших желаний, от того какими вы будете в будущем. Пусть эта ромашка символизирует нашу Родину –Россию. /Учитель вывешивает ромашку с высказываниями детей о родине на доску./


Ученица  читает стихотворение о России «Люблю тебя, моя Россия.»


Люблю тебя, моя Россия,

Русь предков, дедов и отцов.

Ты неохватна взглядом – Сила!

К тебе иду всегда на зов.

Твои все дали необъятны,

Вся ширь земли, морей и рек.

Для стран чужих всем непонятны

Твои свершенья с века в век.

Люблю твои поля, Россия,

Твои богатства мне не счесть,

Люблю за подвиги святые,

За ум, за славу, доблесть, честь



  1. Слово о патриотах Родины

Учитель. - Как называют людей, которые безгранично любят свою родину и готовы пожертвовать своей жизнью на благо страны? /патриотами /

- А каких патриотов нашей Родины вы знаете? Вспомните былины, легенды, книги, кинофильмы. /Дети называют: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, маршал Жуков, Зоя Космодемьянская и др./ (показ)

-Скоро мы будем отмечать праздник, посвящённый всем, кто защищал, защищает и будет защищать нашу страну. Что это за праздник?

-Сегодня у нас присутствуют гости, которые когда-то служили в армии. Давайте поздравим их с этим праздником. / Поздравления ветеранов с 23 февраля .

Храбрые богатыри, смелые воины завещали и нам беречь нашу землю, приукрашать её своим трудом, любить  и защищать.

- Ученица читает стихотворение Е. Синицына “Берегите Россию”

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

( Е. Синицын)




Учитель. - Спасибо вам за работу!








Классный час "Русь.Родина.Моя Россия"
  • Классному руководителю
Описание:

Предназначено для учащихся начальных  классов. Цель: формирование уважительного отношения к родной стране, её истории, знакомство с символикой РФ, расширение кругозора. Форма работы групповая, направленная на осознание ценности совместной деятельности. Занятие включает чтение стихов и прослушивание песен  о родине, беседу о символах страны, её  истории, заочную экскурсию по родному краю, творческие задания на  развитие  речевой деятельности, обогащение  словарного запаса (работу с пословицами, подбор синонимов).

Автор Прокофьева Светлана Борисовна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1243
Номер материала 4463
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓