МОУ СОШ №11 г.Орска
«Я выбираю профессию»
Классный час в 9 классе:
Подготовила: Букатникова Ирина Владимировна
Цель: научить учащихся создавать
профессиональный план, дать необходимое для этого знания
Задачи:
Образовательная:
Формировать мотивы
саморазвития личностного роста
Воспитательная:
Воспитывать
культуру общения,
умение высказывать
и отстаивать свою точку зрения
Развивающая :
Развивать
познавательный интерес, навыки целеполагания и планирования профессиональной
деятельности
Оборудование: у каждого учащегося карточка
(приложение 1), презентация учителя, презентации учащихся
Ход
классного часа
- Слово классного руководителя.
Сегодня наш
классный час мне хотелось бы начать со слов Ивана Андреевича Крылова: «Берись
за то, к чему ты годен, коль хочешь, чтобы в делах успешный был конец.»
На пороге 9 класса
актуальный и самый сложный вопрос: «Кем мне стать?», «Какую профессию выбрать?»
В мире
насчитывается около 40 тыс. профессий, ежегодно 25 млн.человек меняют своё
место работы, 12% из них спустя некоторое время возвращаются на прежнее место.
Означает ли это,
что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо
сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности?
Как правильно
выбрать ту единственную профессию?
Мы с вами
начали знакомство с профессиями, посещали колледжи, техникумы, проводили
различные тесты. И сегодня цель нашего классного часа научиться составлять
профессиональный план, который будет состоять из нескольких шагов.
2. Пошаговая работа
Начнём.
А) Заполнение таблицы. Шаг 1.
Перед вами лежат листочки. Подумайте и запишите,
кем вы хотите стать (название профессии). Сейчас вы сделали первый шаг.
Б) Работа по группам.
Чтобы сделать второй шаг, нам необходимо
рассмотреть, какие три позиции существуют при выборе профессии: ХОЧУ, МОГУ,
НАДО.
Что же обозначают эти позиции?
Рассмотрим первую позицию ХОЧУ. В её основе -
ваши склонности.
Мы проводили диагностику, и по ее результатам
весь класс разделился на пять групп, в зависимости от ведущего типа
деятельности
Это «человек-человек», «человек-знаковая
система», «человек-природа», «человек- техника», «человек- художественный образ»
Задание 1
Дайте характеристику склонности по плану предмет,
действия, качество. (отвечают дети)
Сейчас мы попробуем определить профессии и
специальности, относящиеся к вашим склонностям.
Но сначала скажите, чем отличается профессия
от специальности .(отвечают дети)
Давайте посмотрим определения.
Задание 2
Из набора профессий и специальностей (приложение
2) вы должны сначала выбрать свои профессии, а потом специальности. Сначала
идет обсуждение в командах. Один представитель от команды выходит и выполняет
задание. Давайте проверим правильность.
В) Заполнение таблицы. Шаг 2.
Мы рассмотрели первую позицию «ХОЧУ» и главное
понятие- склонности, и поэтому мы можем сделать второй шаг. На листочках отметьте
знаком +, совпадает ли ваша склонность с выбранной профессией.
3. Слово классного руководителя
Для того чтобы сделать III шаг, необходимо рассмотреть вторую позицию - «МОГУ»
Хочу рассказать вам притчу. У рабочих
возводящих монастырь спросили, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни», другой:
«Зарабатываю на пропитание», а третий сказал: «Строю храм».
В ответах отражены мотивы.
Мотив- это причина, лежащая в основе выбора
всех действий и поступков.
Г) Презентация детей.
Рассмотрим поподробнее мотивы. Каждая команда
готовила выступление.
Давайте послушаем. (отвечают дети)
Д) Заполнение таблицы. Шаг 3.
Теперь мы можем сделать Ш шаг. Запишите,
каким мотивам вы будете руководствоваться. И поставьте +, если выбранный вами
мотив совпадает с выбранной вами профессией.
4. Психологические игры
«МОГУ» - другими словами ваши
склонности, способности. Сейчас я предлагаю проверить некоторые из способностей,
насколько они у вас развиты.
Начнём с внимания – способности, лежащей в
основе профессиональной деятельности многих людей.
ИГРА «МУХА».
Муха находится в центре поля, она может
передвигаться только по команде, только по команде «вверх», «вниз», «влево», «вправо».
Команды дают учащиеся, до которых я дотронусь. Вы должны постоянно следить за
перемещением мухи, она не должна покинуть квадрат.
Вы можете уже теперь судить, насколько
развито у вас внимание.
ЗАПОМНИ ПРЕДМЕТЫ
А теперь проверим вашу память. Я покажу10
предметов, вы должны их запомнить, а потом назвать. Кто хочет проверить свою
память?
Я В КОМАНДЕ
Значимой являются способность работать в
команде. Мне нужны 6 человек (детям попарно завязывают руки). Вы должны собрать
шариковую ручку, не говоря друг другу ни слова.
Е) Заполнение таблицы. Шаг 4.
Мы рассмотрели, что необходимо, чтобы сделать
4 шаг. На своём листочке ответьте + , если вы считаете, есть ли у вас
способности необходимые для вашей профессии.
Мы разобрали, что для выбора профессии
необходимо знать свои склонности, способности, мотивы.
5. Слово классного руководителя.
Чтобы сделать 5 шаг, нужно рассмотреть 3
позицию: «НАДО»
Давайте узнаем, какие профессии являются
престижными, а какие вакансии предлагает биржа труда, то есть посмотрим
положение на рынке труда.
Ж) Заполнение таблицы. Шаг 5.
Теперь сделайте 5 шаг отметьте, является ли
ваша профессия престижной и является востребованной.
6. Подведение итогов
Цель нашего классного часа была узнать, что
влияет на выбор профессии.
Давайте подведём итоги. Ответьте на вопросы:
1)
Сколько позиций существуют при выборе профессии?
2)
Какие?
3)
К какой позиции относится данное понятие?
На классном часе вы заполняли таблицу,
поднимите руки у кого все +
Это значит, что вы правильно определились с
выбором профессии.
У остальных не все +, какие выводы для себя вы
сделали?
З) Работа с буклетом.
В этом году вы должны будете сделать свой
выбор. И дома вы ещё раз обдумайте ту информацию, которую получили сегодня, а
что было легче при выборе профессии, учащиеся подготовили буклет.
В заключение мне хочется сказать, что каким бы
ни был ваш выбор в мире профессий, каждый из вас должен оставаться человеком с
большой буквы, идущим с высоко поднятой головой по дороге добра.
И) Просмотр фильма про класс
Спасибо, классный час закончен
Литература.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия.-М.:Генезис,
2000.
- Симоненко В. Д. Технология.- М. Изд.
Центр «Вентана-Граф», 2002
- Интернет ресурсы.
- Степанова Е. Н. Планирование
воспитательной работы в классе.
- Методические рекомендации. Игровой метод
в профориентации. Пермь 2006
- Методические рекомендации. Слагаемые
выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. М. :Дрофа
2003.
Приложение 1
1.
Специальность___________________
2.
Склонность______________________
3.
Мотив___________________________
4.
Способности______________________
5.
Востребованность_________________
Приложение 2
Учитель
музыки
-----------------------------
Стюардесса
-----------------------------
Хирург
----------------------------
Экскурсовод
-----------------------------
Лингвист
-----------------------------
Физик- атомщик
-----------------------------
Бухгалтер
-------------------------------
Оператор 1С-бугалтерии
-------------------------
Писатель-сатирик
------------------------------
Режиссер
---------------------------
Реставратор
---------------------------
Драматический актер
------------------------------
Микробиолог
-----------------------------
Фермер
-------------------------
Ветеринарный врач
--------------------------
Технолог пищевой
промышленности
--------------------------
Инженер-конструктор
----------------------------
Слесарь
-----------------------------
Монтажник
Машинист экскаватора
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.