Классный
час: Вечные ценности (долг, совесть)
Цели классного часа: нравственное воспитание;
повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.
Задачи классного часа:
ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное
обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно
анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и
обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать
изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Подготовительная работа:
подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с
учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего
библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.
Участники: учащиеся,
классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.
Форма проведения:
круглый стол.
Девизы:
«Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя
полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед
людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного
человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).
«Самый строгий судья - наша
совесть».
«Совесть - это зритель и
судья добродетели».
Ход
классного часа
Ведущий. Наверное,
самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего
детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек
растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже
находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями,
воспитателями, товарищами.
По мере взросления мир
человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем
над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его
взросления и дальнейшей социализации.
Ученики:
- Думаю, что с очень большим
кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек
сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность
учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и
взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые
тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции,
клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.
- Уверен, что к одной из
обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир,
растущего человека должны приучать с детства.
- По мере взросления у
человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?
Ведущий.
Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его
желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в
том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности
независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный
набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в
общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?
Ученики:
- Если говорить об этике, то
долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это
общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой
форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами,
требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном
случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение
которой он осуществляет в определенной ситуации.
- Значит, долг - это
отношение личности к обществу.
Ведущий.
Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных
моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти
обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают
психологи?
Ученики:
- Долг - это нравственные
обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает
отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной
группе или коллективу.
- Надо заметить, что
основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять
содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль).
Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась
зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.
- Думаю, что в разговоре о
самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники
различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например,
некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает,
в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному
замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком
своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он
при этом руководствуется.
- Существует еще теория под
названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение
имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались
дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком
своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить
определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто
разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.
- Если говорить о
христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.
- Долг перед Богом - это
дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что,
получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа
перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и
верования, - это долг оставаться порядочным человеком.
Ведущий. А
долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете
ли об этом вообще?
Ученики:
- Я бы сказал, что
задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и
ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск
истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких
сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты
предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты
начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.
- Состояться - это не так
просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью
высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть
любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым,
получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость
- тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности
предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность
должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что
найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему
выполняли долг перед самими собой.
- Мне кажется, что если
человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать
высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки.
Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны.
Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас
состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что
чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.
- Долг перед самим собой -
это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том,
как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом
себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться
поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и
выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.
- Считаю, что долг перед
самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы
впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.
- Да, но для этого
необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному
образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим
тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и
перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у
таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.
- Уверен, что человеку надо
начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.
Познавая и развивая себя, он
сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только
доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к
правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед
Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую
фразу, как «чист перед Богом и людьми».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.