Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКлассный час "Ваши права и обязанности, дети"

Классный час "Ваши права и обязанности, дети"

Скачать материал

 

Цель:  закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; обобщить знания детей об основных правах ребёнка;  научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;  формировать уважительное отношение друг к другу. 

                                                 Ход занятия 
1. Организационный момент. 
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) 
2. Сценка «Игра». 
(Показывают дети) 
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. 
Руслан: Давайте поиграем в войну! 
Даниил: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Руслан, полицейским. А ты, Лёшка, будешь бандитом. 
Лёша: А я не хочу. 
Даниил: Чего не хочешь? 
Лёша: Играть в войну. 
Руслан: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. 
Лёша: Я не хочу. 
Даниил: Захочешь. 
Лёша: Что же вы меня заставите? 
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? 
(Дети садятся на места) 
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Руслан и Даниил? Почему они не правы? Прав ли Лёша? 
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.) 
– Может, кто догадался о теме нашего разговора? 

3. Объявление темы и постановка цели занятия: 
     Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности. 
Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва 
У него уже с пеленок веские права! 
Он имеет право жить, развиваться и дружить; 
Иметь просторный, добрый дом 
Видеть тихий мирный сон. 

Врачей помощь получать, 
Обучаться, отдыхать, 
Быть веселым и здоровым, 
Восхищаться чем-то новым 

 


И любить, и быть любим 
Все: Он на свете не один! 
— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь. 
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России и Беларуси же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. В Казахстане дети росли в аулах, их забирали родственники. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. Наша страна – Республика Казахстан признала Конвенцию и, выполняя те требования, которые в ней записаны, приняла свой Закон « О правах ребёнка». 
Давайте еще раз вспомним, почему возникла необходимость создания такого документа? 
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: 
Что люди могут делать и чего не могут? 
Что они обязаны делать и чего не обязаны? 
На что они имеют право и на что не имеют? 
И так далее. 
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. 
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе. 

4. Презентация «Права ребенка» 

5. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» 
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. 
Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» 
Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию? 
Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование. 
Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством. 
Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность. 
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Али
са пытались отнять деньги и лишить Буратино, принадлежащего ему имущества. 



6. «Найди ответ» (на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав) 
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17) 
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.) 
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.) 
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.) 
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3) 


Я – ребенок, я — человек,

я должен иметь права 
На то, чтобы жить в свободной стране,

а не там, где идет война. 
Я имею права, на то, чтоб любить

и на то, чтобы быть любимым, 

Я имею права, на то, чтобы жить

и на свете быть самым счастливым. 
Я имею права, чтобы мир на Земле

царил всегда и везде. 
Я имею права, чтобы в небе большом


всегда была тишина. 
7. Физминутка игра «Вверх по радуге» 
8. Обязанности. 
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. 
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. 
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения). 
- Какая самая главная обязанность у вас в семье? 
- А у вашего папы? 
- У кого больше всего обязанностей? 
- А какие обязанности существуют у учеников? 
- А откуда вы это знаете? (Устав школы) 
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника! 

9. Анализ ситуаций (после инсценирования): 
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика. 

Дарига: Никита, ты уже который день не можешь выучить стихотворение! 
Никита: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых. 

 



-Кто прав? 
-Почему Никита должен был выучить стих? 
Кристина: Лера, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы. 
-Лера: Кристина, ты не имеешь права эксплуатировать человека. 
- -Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях) 

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом: 
• Уважать права, честь и достоинство всех участников; 
• Прилежно учиться; 
• Иметь аккуратный вид; 
• Соблюдать правила техники безопасности; 
• Беречь школьное здание, оборудование; 
• Придерживаться общепринятых правил поведения; 
• Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы. 

Учитель: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе) 
- Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях). 
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. 
Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой. 

10. Тест: 
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету: 
а) Отложу все дела и займусь оформлением 
б) Займусь, когда будет свободное время 
в) Перепоручу другому однокласснику 

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина: 
а) Уступлю место 
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место 
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно 

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника: 

 


а) Постараюсь защитить 
б) Попрошу вмешаться прохожих 
в) Пройду мимо 

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей: 
а) Постараюсь вернуть владельцу 
б) Передам взрослому 
в) Возьму себе 

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов. 

    -  Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами. 
    -  Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать. 
     - Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой. 



Товарищи дети! 
Будьте бдительны! 
Права свои знайте, 
А обязанности не забывайте! 

В Конвенции каждый найдёт 
На вопрос ответ: Помни! 
Ребёнком считают того, 
Кто не достиг восемнадцати лет. 

Сколько бы ни было 
В мире детишек. 
Черных и белых, девчонок, мальчишек 
Все их права и ценны и равны. 
Взрослые! Вы уважать их должны. 

Богатство твоей страны – это ТЫ! 
Должен любой президент понимать: 
Лишь там превращаются в правду мечты, 
Где детям готовы всё лучшее дать. 

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – 
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки 
Пользуются с первых дней правами своими – 
Ведь с пелёнок человек получает имя. 



11. Игра «Встретимся с друзьями!» 

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт¬ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе¬рут открытки - найдут друзей. 
12. Итог 
Права есть, как у взрослых, так и у детей. 
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. 

 


Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. 
Уважай чужие права! 

13. Рефлексия 
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? 

                                           Памятка школьнику 
     Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. 
     Добросовестно учись. Соблюдай дисциплину Не пропускай учебные занятия без уважительной причины. Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят. Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность). 

     Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Янтарненская общеобразовательная школа I-III ступеней

 

 

            Классный  час
"Ваши   права   и   обязанности ,   дети!"

 

                                                                          2–А КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

  Кузнецова О.В.,

учитель начальных классов

                                                                                                              Янтарненской

общеобразовательной

школы I-III ступеней

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час "Ваши права и обязанности, дети""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Закрепить представления детей о таких документах как "Декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка".

Обобщить знания детей об основных правах ребенка.

Научит детей применять права и обязанности в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение друг к другу.

Дети разыгрывали сценку, после которой прошла дискуссия, во время которой заслушали все точки зрения и пришли к выводу, что нужно уважать права каждого ребенка.

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права человека. Вспомнили детские сказки где нарушались права ребенка.В конце занятия дети отвечали на вопросы теста, в результате которого учащиеся поняли все ли они делают верно или еще надо работать над собой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 481
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Оксана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Оксана Васильевна
    Кузнецова Оксана Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 61985
    • Всего материалов: 85

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 554 человека