Главная / Классному руководителю / Классный час: "Уроки толерантности"

Классный час: "Уроки толерантности"

Урок толерантности/10 класс

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Классный руководитель: Коновалова Елена Николаевна, МОУ СОШ № 5 п.Печенга

Урок толерантности.

Оформление доски:

Высказывания «Lets respect each other», «Lets be tolerant!», «We do deserve it, because everybody of us is an individual!» «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Цель урока – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей. 2. Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости. 3. Опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму.


16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости.

Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

«Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:

  1. естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

  2. моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

  3. нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе "нормальной" социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность.

II.Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм - форма национального самосознания.

Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Дискуссия. Примеры из жизни.

III.Опыт общественного самосознания насилию и экстремизму.

Франция в огне. Война в Косово. Убийство иностранных студентов в крупных городах России. Признание Осетии и Южной Абхазии. Кому – если не нам – жителям России, гражданам мира – формировать это сознание? Что нужно для противостояния ксенофобским настроениям? Законодательная база? Образовательный уровень нации? Осознание проблемы на личном уровне? Принятие индивидуального решения?

Нетерпимость затрагивает многие нравственные вопросы. Так было всегда. Последние десять лет нетерпимость неразрывно связана с политикой. Она все шире рассматривается как основная угроза демократии, миру и безопасности. Нетерпимость – основная причина войн, религиозных преследований и идеологический противостояний в мире. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет к культуре мира.

Академик Дмитрий Лихачев писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

Под этими словами могут подписаться еще не одно будущее поколение.

Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире в условиях плюрализма. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности. Общепринято толерантность понимать как терпимость. В первую очередь толерантность - это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту - все лучшие качества человеческой личности

Наиболее сложной в круге рассматриваемых проблем является задача выработки навыков поведения, практических действий в духе толерантности. Достижение этой задачи проверяется самой жизнью. Вместе с тем хочется надеяться, что сегодняшний урок будет иметь своим логическим завер¬шением один важный элемент - поступок.



Содержание

[убрать]

hello_html_11090369.pngТест на определение терпимости, уважения к чужому мнению (толерантности)

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы? а/ да; б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от свое¬го проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а/ да; б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да; б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б/ рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

  • От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к со-беседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете от¬стаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

  • От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение исти¬ной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Мы постараемся помочь участникам понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от тебя и осознать «красоту различий».

ПРИВЕТСТВИЯ

Цели: разрядить обстановку;сломать стереотипные формы поведения,повеселиться;познакомиться с приветствиями в разных культурах;сплотить группу.

Ход занятия: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • помахать рукой;

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке. Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?

  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

  • было ли трудно здороваться каким-то способом?

  • показались ли какие-то из приветствий смешными?

  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?


САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

Цели:

  • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

  • осознать уникальность других;

  • создать атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия:

Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы. Примечания.

Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже», са¬дится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой ха¬рактеристикой - он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подоб¬ный физический контакт для вашей группы. Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопро¬сы культурных, религиозных и других различий.

Обсуждение: как в задании «домино»

  • хорошо ли быть уникальным?

  • каждый ли человек уникален. Почему?

  • что делает нас уникальными?

  • что мешает нам оставаться уникальными?


ДОМИНО

Цели:

  • создать в группе атмосферу открытости;

  • «сломать лед», возникающий на первых занятиях;

  • позволить участникам открыто говорить о себе;

  • показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединя¬ющие их вещи;

Ход занятия:

напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особен¬ное домино».

Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороже¬ное, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типич¬ную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  • что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

  • что нового они узнали друг о друге;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?


БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цели:

  • помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным,

  • развить навыки невербальной коммуникации,

  • создать веселую атмосферу.

Ход занятия:

Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую».

Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания.

Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.

Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.

Вопросы:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?

  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?

  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?

  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?

  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?


НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Цели:

  • развлечь группу;

  • сконцентрировать внимание участников;

  • осознать ценность сотрудничества;

  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

  • сплотить группу.

Ход занятия:

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до де¬сяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д.

Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - груп¬па начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

  • как началась игра?

  • чего хотелось каждому сначала?

  • почему сначала ничего не получалось?

  • как удалось досчитать до десяти?

  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

  • чему нас учит эта игра?



Классный час: "Уроки толерантности"
  • Классному руководителю
Описание:

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Автор Юрьева Анна Олеговна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 24068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓