Главная / Классному руководителю / Классный час "Троице-Сергиева лавра и Николо-Угрешский монастырь"

Классный час "Троице-Сергиева лавра и Николо-Угрешский монастырь"

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

Пояснительная записка

Одной из самых актуальных проблем нашего времени является духовно-нравственное воспитание личности, становление человека в человеке. Развивать у детей нравственные качества необходимо с раннего возраста. Именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека. Семья закладывает основы воспитания, а школа развивает личность, опираясь на модели, программы, системы.

Проведение данного мероприятия способствует не только формированию познавательного интереса учащихся, но и помогает преодолевать равнодушие ребят к историческим и духовным истокам своей страны. Только на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей страны, развивать идею российской государственности.

Цели:

  • Дать учащимся основные знания о деятельности Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, об известных подмосковных монастырях;

  • Формировать умения давать собственную оценку событиям, нравственным качествам исторических личностей.

  • Вырабатывать высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.

  • Воспитывать качества гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к ближнему, чести и долге, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с биографией и наиболее примечательными событиями из жизни Преподобного Сергия Радонежского, создании монастырей в Подмосковье;

  • Рассказать краткую историю становления и развития главной русской обители – Троице-Сергиевой лавры, показать её влияние на основные исторические события нашей Родины.

Участники мероприятия: учащиеся 5 Б класса

Форма проведения: Внеклассное мероприятие

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, материал для творческого занятия ( цветная бумага, клей, картон)

Ход мероприятия

(Звучит звон колоколов)

Вступительное слово учителя:

В нашей школе есть замечательная традиция - следовать маршрутами духовного краеведения. Сегодня на нашем занятии мы с вами познакомимся с православными святынями- Троице-Сергиевой лаврой и Николо-Угрешским монастырем, поговорим о жизни и деятельности двух великих людей- Сергии Радонежском и Дмитрии Донском.

Мы договаривались о том, что этот классный час вы будете вести сами, я лишь немного помогу вам.

Итак, мы с вами начинаем.

( На экране фотографии храмов)

1 ученик.

БОЖИЙ ХРАМ.

Божий храм, разбуди меня звоном,

Отвари предо мною врата,

Дай припасть к чудотворным иконам,

Дай принять благодать от Креста.

Божий храм, ты очисти мне душу,

Благовоньем кадил обними,

В покаяньи склониться послушно,

Перед Богом моим вразуми…

Божий храм, примири меня с Небом,

Растворись во мне кровью Христа,

Дай мне веры насущного хлеба,

Как и все, ни за что, просто так.

2 ученик

ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ…

За горами, за желтыми долами,

Протянулась тропа деревень,

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь-

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

3 ученик

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

3 ученик Монастыри. Место, где живут монахи- святые люди. Их много на Руси. Но сегодня я вам расскажу об одном из самых красивых монастырей- Троице-Сергиевой лавре.

4 ученик А я расскажу вам о его основателе- Сергии Радонежском.

На экране появляется слайды презентации «Троице-Сергиевой лавра», в качестве музыкального сопровождения звучит композиция Георгия Свиридова «Рождественская песнь»

5 ученик

В стенах обители святой,

Под кровом кельи убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких немного под луной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить желая только Богу,

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

4 ученик показывает презентации и рассказывает о жизни Сергия Радонежского.

В момент рассказа о встрече Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским выходит

6 ученик

С надеждой ждал их Преподобный,

Молитву в храме возносил,

Он предсказал и плач надгробный,

И славу ратную Руси.

Благословил идти без страха,

Коль Русь святая дорога!

И в подкрепленье двух монахов

Послал на злобного врага.

Учитель ( По ходу рассказа учителя на экране появляются изображения Николо-Угрешского монастыря) .Ордынцы уже много лет собирали с русских дань, убивали людей, уводили их в плен. Закончилось терпение у людей, решили они дать отпор врагу. Собрали огромную рать, во главе этого войска встал князь Московский Дмитрий Иванович. Спросив благословения у Сергия Радонежского, Дмитрий Иванович отправился навстречу монголо-татарам. Сбор русских полков был назначен в Коломне. Основная часть войска под предводительством самого князя Дмитрия шла вдоль реки Москвы. В 15 верстах от Москвы войско расположилось на ночлег. По преданию, ночью под сосной в звездном сиянии великому князю было знамение: перед ним предстал образ Святителя Николая. Обрадованный явным проявлением Божественной благодати, Дмитрий, уверовав в победу, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!»)

После победы на Куликовом поле князь Дмитрий на месте знамения «повелел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и устроить обитель иноческую». Так был основан Свято Николо -Угрешский монастырь.

Этот монастырь расположен рядом с нами- в городе Дзержинском. Многие из вас были в нем. Если же вы там не были- обязательно съездите туда со своими родителями.

7 ученик

СВЯТАЯ УГРЕША.

Святая Угреша! Поет мое сердце

При звуках родных этих слов.

В них есть переливы божественный терций

Сакрального гимна веков.

Аккорды в них есть колокольного звона,

Плывущего вдаль над Москвой,

Мелодия древней молитвы с амвона,

И шепот реки луговой.

Любовь в моем сердце к тебе не остынет.

Рождая вновь творческий взлет,

Угреша, великой России святыня,

Тебе моя лира поет.

Учитель. Этот монастырь расположен рядом с нами- в городе Дзержинском. Многие из вас были в нем. Если же вы там не были- обязательно съездите туда со своими родителями

8 ученик

Когда, гоним тоскою неутешной,

Войдешь во храм и станешь там в тиши,

Потерянный в толпе необозримой,

Как часть одной страдающей души.

Невольно в ней твое потонет горе,

Почувствуешь, что дух твой вдруг влился

Таинственно в свое родное море.

И заодно с ним рвется в небеса.

Учитель. Сегодня мы с вами познакомились с двумя монастырями- Троице-Сергиевой лаврой и Николо -Угрешским монастырем.

- Вам понравился рассказ ребят?

-А что вам запомнилось?

- Что вам захотелось сделать, узнав об этих удивительных местах Подмосковья?

( Выслушиваются ответы учащихся)

Сейчас мы с вами выполним творческую работу. Перед вами на ваших столах лежат заготовки аппликации, цветная бумага, ножницы, клей и картон. Вы должны создать свой собственный храм. А потом мы с вами вместе рассмотрим получившиеся работы и вместе решим, кто же лучше всех справился с заданием.

Учащиеся приступают к выполнению заданий, В это время звучит спокойная мелодия.





4


Классный час "Троице-Сергиева лавра и Николо-Угрешский монастырь"
  • Классному руководителю
Описание:

Разработка классного часа "Троице-Сергиев и Николо-Угрешский монастыри" в рамках проведения мероприятий "Духовное наследиме" Классный час проведен в 5 классе.

При проведении мероприятия учащиеся  читали стихотворения о храмах, преподобном Сергии Радонежском , Дмитрии Донском.

Учащиеся самостоятельно готовили презентации о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре.

При проведении классного часа ученики выполняли творческое  задание в группах- используя цветную бумагу изготовить аппликацию храмов.

Во время мероприятия звучала духовная музыка, на экране демонстрировались фотографии храмов.

 

Автор Горячева Светлана Рудольфовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 595
Номер материала 37062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓